Женщина, бегущая на каблучках, и Золотой Павлин в

Лара Зима
Посвящается Кучиной Таисии Савельевне

Живёт в городе Пушкине удивительная женщина. Великая книжница, энтузиаст своего дела, казалось, всю жизнь, проработавшая заведующей школьной библиотекой в одной из павловских школ. Собственно её творческая деятельность никогда не ограничивалась библиотечными стенами и рамками рабочего функционала.
Библиотека под её началом стала клубом, театром, подиумом, местом встреч на переменах и после уроков... Здесь читали стихи, репетировали, готовились к конкурсам декламации, обменивались последними школьными новостями и дискутировали о мировых проблемах, здесь... назначали свидания... О, это была библиотека верных друзей хорошей книги!
И всё-то было по полкам да по полочкам. Всё понятно и логично: здесь учебники и книги для первого класса, здесь – для 7-го, а вот методические пособия для педагогов и книжные новинки... Отдельно – альбомы и журналы по искусству. Вы думаете это просто? Нет, библиотечное дело – это тоже искусство и мастерство профессии.
В общем, ежедневная работа Таисии Савельевны – это и был мастер-класс каждый божий день. Сколько детей она научила любить книгу?! Сколько школьников подготовила для успешных выступлений на различных городских и областных конкурсах?! Сколько провела библиотечных уроков и уроков литературы, замещая заболевших учителей?! Сколько экскурсий по музеям Санкт-Петербурга подарила своим активным читателям?!
Этих «сколько» не сосчитать, не вместить ни в один послужной список или наградной лист.
Т.С. знали и уважали не только коллеги, но и родители учеников, которые буквально прописались в библиотеке, и жители микрорайона, которые могли заглянуть в читальный зал, полистать журналы, поговорить, получить календарную информацию о предстоящих выставках или праздниках. Её любили. Ею восхищались.
Да и сейчас, когда Т.С. наконец решилась уйти на давно «заслуженный отдых», её не забывают друзья, коллеги, выросшие ученики. Её узнают на улицах Пушкина и Павловска. Её приглашают на всевозможные читательские конкурсы и литературные фестивали. Ею по-прежнему восхищаются.
Именно так, а не иначе. По правилам этикета я не могу говорить о возрасте женщины, но, зная её биографию, я смею говорить о феномене женской красоты.
Ярко-синие горящие глаза, пышные ресницы, обязательно подкрашенные синей тушью, легкий макияж, губная помада в цвет маникюра и сумочки, шапка вьющихся светлых волос, пышная юбка, туфли-лодочки, и чаще – на шпильках, – вот портрет необыкновенно красивой женщины, спешащей не в клуб «кому за тридцать», а просто на деловую встречу...
Вспоминается один интересный случай из нашей общей с ней работы. Я вела в той школе литературный театр и, погружая своих студийцев в тему, пристрастилась возить детей в музеи Санкт-Петербурга, чаще именно в Эрмитаж, поскольку перед этим закончила курсы по мировой культуре при Школьном центре музея. Иногда с нами ездила и Т.С.
В тот раз мы взяли с собой и самых маленьких наших артистов. Старшие вели их за руки, чтоб не потерялись по дороге. Двух, самых шустрых, я сама крепко держала в двух руках, зная их непредсказуемую активность и способность к мгновенному исчезновению из поля зрения.
Мы обещали детям показать знаменитого заводного Павлина – его включают только один раз в неделю в определенное время. Но сначала шли по заранее выбранному музейному маршруту. Чтобы ребятам было интересно, придумали для них задания и вопросы, на которые они по ходу движения искали ответы. Очень скоро я заметила, что наши малыши начали отставать и даже присаживаться на корточки во время рассказа эксурсовода... Мордочки их как-то погрустнели, и всё чаще раздавались вопросы про Павлина: - Ну, когда же? Когда?
А Т.С. буквально летела (!!!)  из зала в зал – представьте –  на шпильках! Она и не собиралась  останавливаться, присаживаться, отдыхать...
- Смотрите, - шёпотом говорила я своим мальчикам и девочкам, сидящим на корточках (кстати, для дошкольников в Эрмитаже придумали седушки: когда идёт рассказ, дети сидят. Потом встают и переходят в следующий зал. супергениально, на мой взгляд!),  - смотрите на Т.С.., - повторяла я. –  Она не ползёт, как божья коровка или гусеница, она летит, как птица.... И эта птица точно быстрее вас прилетит к Павлину.
Ребята вскакивали, вспомнив о главной, как они думали, цели нашего похода в Эрмитаж, и устремлялись вслед неутомимой Т.С.
Что? Вы тоже хотите спросить про Золотого Павлина? Конечно, мы добрались до священной птицы и даже немного раньше времени. Успели поставить малышей в первые ряды, потому как в эти заветные 15-20 минут все посетители Музея из всех залов собираются посмотреть на заводное русское чудо.
А потом мы уже бежали, забыв про усталость, в Пироговой дворик есть вкуснейшие пироги с вишней, с творогом, кто с чем хочет, и запивать их горячим чаем.
Золотой Павлин, пироги с чаем, весёлая пробежка по Невскому и толкучка с друзьями в метро –  что еще надо детям, которые любят всё прекрасное?!.