(Критерии расположены в порядке степени важности.)
1.Соответствие произведения детской аудитории
2. Конкретность образов, представляемость описания. Точность и адекватность эпитетов, аллегорий и сравнений.
3. Способность самовыражения, достаточно ли освещена тема;
4. Стилистика: выдержано ли всё стихотворение в задуманном стиле;
5. Грамотность: орфография и синтаксис;
6. Выдержан ли размер стихотворения. Для детей необходимо точно соблюдать размер;
7. Точность рифм. По определению два слова рифмуются, если у них – минимум две одинаковых или подобных букв, среди которых – хотя бы одна гласная. Согласные с – з, ш – ж, п – б, к – г, ф – в, т – д считаются подобными. Два слога, у которых – одни и те же буквы включены в обратном порядке, считаются подобными. Например: ел – ле, рв – вр и. т. д. При этом рифма должна чувствоваться при чтении;
8.Смысловые расхождения.
Например:
озёрная гладь вместе с эпитетом «быстрый». (Под гладью подразумевается спокойная, нетекущая вода).
или
«ручей серебрится» (правильно написать: «вода в ручье серебрится».
Некорректно сравнивать явление природы с результатом человеческой деятельности. Пример: «Вода в ручье серебрится, как фольга». Обратное верно: «фольга серебрится, как вода в ручье под солнцем». Этот критерий очень важен для развития детей.
9. Удобство чтения. Например, включение 3-х - 4-х согласных (особенно глухих) подряд или 2-х – 3-х гласных подряд – важный критерий, когда говорится о детском слухе;
10. Соответствие стихотворения предложенной Конкурсом теме;
11. Общее восприятие: доходчивость, эмоциональное воздействие, выразительность, словарный запас произведения.
Критерии второстепенной важности для детской литературы:
1. Наличие инверсий в стихах – перестановки слов, не соответствующей литературным произведениям для взрослых.
2. Наличие банальных эпитетов, метафор;
3. Повторение одних и тех же слов (тавтология);
4. Глагольные рифмы;
12. В стихах - наличие дополняющих до размера слов и лишних притяжательных и личных местоимений (вдруг, уж, весь/все, свой, мы, меня и. т. д);