Критерии судейства литературы для детей

Международный Фонд Всм
(Критерии расположены в порядке степени важности.)

1.Соответствие произведения детской аудитории

2. Конкретность образов, представляемость описания. Точность и адекватность эпитетов, аллегорий и сравнений.

3. Способность самовыражения, достаточно ли освещена тема;

4. Стилистика: выдержано ли всё стихотворение в задуманном стиле;

5. Грамотность: орфография и синтаксис;

6. Выдержан ли размер стихотворения. Для детей необходимо точно соблюдать размер;

7. Точность рифм. По определению два слова рифмуются, если у них – минимум две одинаковых или подобных букв, среди которых – хотя бы одна гласная. Согласные с – з, ш – ж, п – б, к – г, ф – в, т – д считаются подобными. Два слога, у которых – одни и те же буквы включены в обратном порядке, считаются подобными. Например: ел – ле, рв – вр и. т. д. При этом рифма должна чувствоваться при чтении;

8.Смысловые расхождения.

Например:

озёрная гладь вместе с эпитетом «быстрый». (Под гладью подразумевается спокойная, нетекущая вода).

или

«ручей серебрится» (правильно написать: «вода в ручье серебрится».

Некорректно сравнивать явление природы с результатом человеческой деятельности. Пример: «Вода в ручье серебрится, как фольга». Обратное верно: «фольга серебрится, как вода в ручье под солнцем». Этот критерий очень важен для развития детей.

9. Удобство чтения. Например, включение 3-х - 4-х согласных (особенно глухих) подряд или 2-х – 3-х гласных подряд – важный критерий, когда говорится о детском слухе;

10. Соответствие стихотворения предложенной Конкурсом теме;



11. Общее восприятие: доходчивость, эмоциональное воздействие, выразительность, словарный запас произведения.



Критерии второстепенной важности для детской литературы:

1. Наличие инверсий  в стихах – перестановки слов, не соответствующей литературным произведениям для взрослых.

2. Наличие банальных эпитетов, метафор;

3. Повторение одних и тех же слов (тавтология);
 
4. Глагольные рифмы;

12. В стихах - наличие дополняющих до размера слов и лишних притяжательных и личных местоимений (вдруг, уж, весь/все, свой, мы, меня и. т. д);