Голосование! День Грамотности!

Избушка На Седьмом Небе
Голосование. Конкурс Всемирный День Грамотности!

_________________ Дорогие участники и гости страницы! __________________

Прошу всех проголосовать за понравившиеся Вам стихи этого конкурса!

1. В шорт-лист можно включить не более 7 номеров.
2. Из внеконкурсных можно отметить 2, наиболее вам понравившихся.
3. Срок голосования до 22 сентября.
4. Просьба учитывать и профессионализм авторов стихотворений, и интересные,
увлекательные сюжеты, и поэтическое своеобразие произведений, и познаватель-
ность, и добрый юмор.

Желаем всем участникам удачи!

 СТИХОТВОРЕНИЯ, ПРИСЛАННЫЕ НА КОНКУРС

1.
ДНЕВНИК

Дед Митяй спросил у внука:
"Как идёт твоя наука,
Как ученье, ученик?
Покажи-ка мне дневник!"
Дедушка был слеп немного,
Но смотрел за внуком строго.
И в делах во всех был въедлив.
Внук помялся и помедлил.
И дневник, в котором двойки
Вверх ногами сунул бойко.
Дед смотрел во все глаза,
Повернулся и сказал:
"Ну, внучонок, и хитёр ты,
Это ж двойки, не пятёрки!
Сам иди сюда, проверь."
А внучонок - шасть за дверь.
Убежал быстрее звука.
Вот те, дедушка, наука...
За обедом мамы строже
дед сказал: "Меня не старь,
Грызть науку ты не можешь,
Что ж? Тогда грызи сухарь.

2.
ВЕСЁЛЫЕ СТАРТЫ

Мы с папой и с мамой выходим на старт
И дедушка с нами - ещё он не стар.
Был дедушка первым,а папа вторым,
Мы с мамой едва поспевали за ним.
А бабушка Настя болела за всех,
Сияла от счастья и плакала- смех.
Я грамотной стала, нам дали диплом,
Сама прочитала фамилию в нём.
Фамилия наша печатной строкой
И имя НАТАША- как в книжке большой!

3.
СОЧИНЕНИЕ

"Лето я провёл с бабулей...
Речка, солнце... Благодать!
Сунул как-то руку в улей –
Ой! Давай скорей бежать...

Прочь бегя быстрее ветра
И оря, что было сил,
Я немало километров
Отмахал... Притормозил.

Руки-ноги все в укусах,
Глаз опух, в башке зудит...
Справа – поле кукурузы,
Слева – кустики ракит...

К вечеру домой добрался –
С ног свалился, чуть дыша...
Через день лишь оклемался,
Сочинение пиша..."
...

Сочинение читая,
Детям не сдержать улыбки.
Ну-ка, знанием блистая,
Кто отыщет в нём ошибки?

4.
ГАВРОШ

С учёбой в школе хорошо -
У нас отличный класс,
Недавно «новенький» пришёл,
Зовут его Тарас.
Диктанты пишет лучше всех,
Всегда оценка «пять»,
Мы не завидуем совсем,
А лишь хотим понять.
Ведь дело в том, что всякий раз,
Когда мы все зубрим,
Гуляет во дворе Тарас
И пёс любимый с ним.
Сказать, что гений, вовсе нет,
Обычный мальчик он,
Решили мы узнать секрет,
Его спросили: - В чём?
- Скажи, скажи, - весь класс твердит.
Тарас кивнул: - Скажу.
И чуть подумав, говорит:
- Нет, лучше покажу.
Зовёт к себе домой Тарас,
И мы гурьбой идём,
Весь 5 «А», отличный класс,
Заходим к другу в дом.
Тут говорящий попугай
Из комнаты летит,
Встречает нас весёлым «хай»!
И правило твердит.
На весь огромный особняк
Кричит для всех, для нас,
Про безударные в корнях,
Таких как «РОС» и «РАСТ»:
- Там, где «СТ» пишите «А»,
Где буква «С» там «О»,
Ещё запомните слова:
Росточки и Ростов.
Конечно мы удивлены,
Не знаем, что сказать,
И слушаем, раскрывши рты,
Как правильно писать.
- Знакомьтесь, - это мой Гаврош, -
Тарасик говорит:
- Умён, красив, во всём хорош -
Он просто индивид,
Диктант успешно написать
Уже не раз помог,
И с ним, всего за полчаса,
Готовлю я урок.

...Успешно учится наш класс
И вволю класс гуляет,
Теперь у каждого из нас
Есть в доме попугаи.

5.
ЗНАКИ ПРЕПИНАНИЯ

Знаки препинания
Просят всех внимания,
А не то случается,
Знаки обижаются.

Восклицательный хоть мил,
На вопрос себя сменил,
К точке хвостик прилепился,
В запятую превратился.

А кавычки-то - плутовки,
Быстро спрятались за скобки.
И теперь нам не понять,
Спрашивать, иль восклицать?

Интонация пропала,
Где конец, а где начало?
Миловать, или казнить?
Что же делать? Как же быть?

Знаки, встаньте все на место,
Я запомню всех вас, честно!

6.
ОДНОКОРЕННЫЕ СЛОВА

Корень есть у дерева,
Есть и у цветов.
И конечно корень
Есть у разных слов.
Сыплют СОЛь в СОЛонку.
СОЛят огурцы.
Любят все СОЛенья
А расСОЛы - лишь отцы.

7.
ПОЧЕМУ ГРУСТИЛА КОРОВА

Корова грустила,
Траву не жевала,
Корова стояла
И переживала.
Узнала корова,
Что Маша Петрова
Опять написала
С ошибкой - кАрова.

8.
ТОВАРЫ ДЛЯ ОБМЕНА

Ворона Кармен
И Ворона Карина
Менялись товарами
У магазина.

Ворона Кармен
Предложила Карине:
- Подруга, для Вас
У меня есть в кАрзине -
КАрыто, кАрона,
КАробка кАнфет
И очень красивый,
И модный кАрсет.

Карина, взглянув
На предметы обмена,
Сказала:
- Исправить должны непременно -
Корыто, корону,
Коробку конфет,
А также предложенный
Вами корсет.

Беру всю корзину -
Прекрасный товар!
Возьмите в обмен
Орфографию. Карр!

9.
КОМУ ДОСТАНЕТСЯ ПОЛЦАРСТВА

Король обещает
Полцарства тому,
Кто срочно принцессу
Научит письму.

Подумайте только!
В анкете "Семья"
Она написала:
- Я - дочь кАрАля.

10.
 Абэвэгэдейка

Как-то Абэвэгэдейка
Вместе с Ёкэлэмэнейкой
В гости к Уфэхэцэще
Шли в калошах и плаще.

По дороге отдыхали,
Эюю вдруг повстречали.
Поболтали с Эюёй,
Пригласив идти с собой.

Уфэхэцэще встречала,
Пирогами угощала,
Им поведала, шутя,
Про Пэрэсэтэия.

Ну-ка, кто же угадает,
Букв каких тут не хватает?
Алфавит переберём -
Обязательно найдём!

11.
НО ЕСТЬ МЕЧТА

Когда-нибудь скоро -
Ну... в будущем веке! -
Хотя не исполнится
Это, боюсь,
Я грамотным стану
(Вполне!) человеком,
Писать без ошибок -
Почти! - научусь.

А нынче... сегодня!
Не тайна, конечно,
Но, впрочем, об этом -
Нигде ни гу-гу:
Хучь руский езык
Я асвоил успешна (???)
Песат биз ашибак
Ваабче ни магу!!!

12.
СВЁКЛА

Давно не секрет,
что нет свёклы полезней:
кто дружен со мной,
тот не знает болезней!
Не счесть витаминов -
не овощ, а клад.
В меню винегрет -
самый лучший салат!
Важнейший я, свёкла,
в нём ин-гре-ди-ент.

Печалит, однако,
такой вот момент:
как часто - так жаль! -
забывают ребята,
что имечко свЁкла
дано мне когда-то.
"СвеклА, со свеклОй..." -
Умоляю, не надо:
Я - свЁкла.
ТакОму я имени рада!

13.
ВСЁ ПРОСТО ОЧЕНЬ!

Над тетрадкой Маргарита
Призадумалась сердито:
- Как писать? - чулков? чулок?
Хоть бы кто-нибудь помог!..

Рядом бабушка вязала -
Внучке так она сказала:
- Тут сравнить две вещи надо.
Вот чулки, с носками рядом.
Улыбнись! Всё просто очень:
Что длиннее, то - короче!..
______
И. п. - чулки Р. п. - чулок (5 б.)
носки - носков (6 б.)

14.

КАК РОДНОЙ ЯЗЫК ПЕВУЧ!

Иностранные слова
Целый день зубрит сова:
– Без запинки повторю:
Поросячий – ХРЮ-ХРЮ-ХРЮ!
А коровий – МУ-МУ-МУ!
И лягушку я пойму:
Лягушачий – КВА-КВА-КВА –
Очень трудные слова.
Но освоила легко
Я куриный: КО-КО-КО!
Знаю, как кричит петух,
Ну, а свой забыла!... УХ!
Точно! УХ! Конечно, УХ!
Не сумеет так петух
И корова, и свинья
Вам не скажут так, как я.
Как родной язык певуч,
Как красив он и могуч!
И всегда ласкает слух –
УХ! Захватывает дух!

15.
Кулинарный вопрос

“Почему - спросил я Вовку -
"Ложут" в борщ свеклу с морковкой?”
Вовка, друг, видать, с тоски
Принял мой вопрос в штыки:
“Я начну с того, Серёжа,
Что, вообще-то, в борщ не "ложут",
А "кладут", и в словарях
Есть лишь "свЁкла", не "свеклА"! -
Я намёк не понял - Ну?
А чего же "ложут"?
Был ответ: "По качану!
Ложь, что хошь, Серёжа!"

16.
 Буква Ёё

Её привёз влюблённый звездочёт,-
Как нимбом, проливая сути свет,
Она венчает ёмкость буквы "е":
Несут её и ёжик, и осётр,

Ткачиха с нею ткёт, и поварёнок
Печёт и мнёт, ржёт в поле жеребёнок,
А дядя Фёдор и старик Пармён
Её не зная, были б без имён!

Творят две точки ремесло своё:
В них - твёрдость льда и жала остриё,
В них - грёз полёт и искры от литья,
Изменчивость и хлёсткость бытия...

17.
КАК МЫ СТАВИМ УДАРЕНИЯ.

Часто есть у нас сомнения,
Как мы ставим ударения...
Сможешь ли ответить ты,
тОрты ел, или тортЫ?
Испекли пирог мы новый,
слИвовый или сливОвый?
Как же правильно сказать,
БАловать иль баловАть?
СвЁкла или же свеклА
в поле дружно подросла?
По средАм, или по срЕдам
в гости я хожу к соседу?
ЗвонИт иль звОнит телефон,
когда наш сон тревожит он?

ОблегчИть мученья надо,
Ударенья заучить,
«пять» по русскому в награду
на уроке получить

Нам поможет интернет,
там всегда найдешь ответ:
ПозвонИшь, звонЯт, звонИт -
Так ученый говорит.
ИзбалОванный балУет,
Бабушка его балУет.
Часто ели тОрты –
не влезаем в шОрты.
Я силен не по годам,
пресс качаю по средАм.
Сахарная свЁкла
под дождём промокла.
Целый день звонИт звонок,
чтоб запомнить каждый мог.
СлИвовый готов компот...
Так, а не наоборот.
Вот!

18

ПРИХОДИ С М...ЧОМ.

Написал записку Васе,
(Мы ним оба - в пятом классе:
Приходи ко мне с мИчом,
На лугу играть пойдем.
Он приходит с длинной палкой...
-"Что тебе, так мячик жалко,
Ты его с собой не взял?-"
-"Ты же сам мне написал:
Приходи ко мне с мИчом.
Ну а мЯчик тут причем?"-
Эти безударные
гласные коварные!
Чтобы правильно писать,
Каждый надо проверять!

19.
ПОЗДРАВЛЯЕМ!

Сорок глаз, внимательных и добрых,
Сорок улыбающихся глаз.
Двадцать рук, по буковке, должно быть,
Написали: «Паздравляем вас
С Женским днем»-
Ошибка в первом слове
Не беда, исправить не спеши.
Первый раз учительницу в школе
Первый класс поздравил, малыши.

Много нужно знать всего:
ПО - приставка, пишем с О,
ПОДрастем, и будем знать,
Как нам ПО и ПОД писать.

20.
ПРИСТАВКИ

ПРИдвинуть, ПРИстроить, ПРИбить и ПРИлечь -
Пиши, чтоб ПРИблизить, подскажет нам речь.

ПРЕдобрый, ПРЕмудрый, в значении "очень",
Лишь с буквою "Е" ты пиши днем и ночью.

Приставочка ПЕРЕ запросится в фразу,
Две Е в ней поставь безошибочно сразу.

Пиши без сомненья
ПРИ, ПЕРЕ и ПРЕ,
Когда неуверен,
смотри в словаре.

21.
МЯГКОЗНАТЕЛЬНОЕ

МЯГКИЙ ЗНАК со словом НОЧЬ
Уходил в обнимку ПРОЧЬ
И кричал сове: - не ТРОЖЬ,
МЫШЬ бежит в густую РОЖЬ!

Чтоб хвостатенЬкой ПОМОЧЬ,
ЛОЖЬЮ правду не МОРОЧЬ.
Если ты глагол ВОЗЬМЕШЬ,
МЯГКИЙ ЗНАК в нём сам НАЙДЕШЬ.

Грамматическая напоминалка: на конце глаголов в неопределённой форме и во втором лице единственном лице, а также у существительных третьего склонения в именительном падеже после шипящих ставится мягкий знак.

22.
Подборка: ПОЭТИЧЕСКИЕ ПЕРЕВОДЫ

ДРУГОГО НЕТ

(Авторизованный перевод с украинского языка стихотворения Грыцька Бойко)

Пришёл мальчонка в детский сад:
Нос в саже, не умытый.
Стоит Кондрат среди ребят.
А нянечка - сердито:

- Ты в зеркало смотрелся, брат?
Молчишь, как безголосый!
Ну, как же можно в детский сад
С ТАКИМ являться носом?

Кондрат расплакался в ответ:
- А у меня ДРУГОГО нет!

КРЕПКИЙ ПОЛ

(Перевод с украинского языка стихотворения Грыцька Бойко)

Сыну в клубе выступать.
Говорят отец и мать:
- Ну, ни пуха! Соберись!
Да гляди, не ПРОВАЛИСЬ!

- ПРОВАЛИТЬСЯ?! Да вы что!
Не волнуйтесь, предки!
Я бывал на сцене той:
Пол там очень крепкий!

23.

ЧАСТИ СЛОВА

Дорогой учитель строгий,
Улыбнись скорее мне:
Вряд ли стрОги эти строки,
А улыбчивы вполне!
.

Корень слова

Корень – это слов основа,
Нет основы – нет ни слова,
Нет ни слова – строчки нет,
Строчки нет – стишок в кювет!
.

Приставка

Приставка с корнем скреплена,
К нему приставлена она,
Чтоб смысл, сокрытый в корне,
Стал новым, но не в корне.
.

Суффикс

После корня суффикс встал
В слово, вот какой нахал:
Ведь решил, что станет слово
С ним любимым – словом новым!
.

Окончание

Окончание несло
На своих плечах число,
Род, падеж... – Ну, что за ноша? –
Вышло слово бы хорошим!

24.
ПРО ОШИБКИ

Мне сечас недо улыпки
У миня опять ашыпки
Но какието они
Неродные не мои

Я с перва претположил
Что их ктой то под ложил
Накедал в мою тетратку
В совершеном безпорядке

Я свои ашыпки знаю
И всегда их изправляю
А чужии как искать
Можно голову сламать

Еслиф кто ни буть поможет
И найти ашыпки сможет
Поддарю их бес труда
На совсем и на всегда

(Предлагаем учителям для работы над ошибками)




Вне конкурса

ВАЛЕНТИНА ЧЕРНЯЕВА

1.

Правило грамматика - 1

Грамотно пиши слова:
Ч, Ш, Щ — с буквой А.
Например: площАдка, чАшА,
ЩАвель, рощА, чАщА, кашА.

И не с Ы слова пишИ,
Ч, Ш, Щ — с буквой И!
ЧИж, щИпцы и шИрина,
ЧИнка, шИна, тишИна.

И представь (я не шУчУ!),
Ч, Ш, Щ — с буквой У!
КоршУн, щУка, шуба, чУдо,
ЧУшь, шУруп, чулан, причУда.

С «Ч-Ш-Щ» прошли уже,
Точно так и с буквой Ж:
А, У, И за Ж пиши,
Но не буквы Я, Ю, Ы.

Например, пожИтки, жИдкость,
ЖАба, жИзнь, жУрнал и жИрность.
У жУка жИвот — в ажУре,
Журавель жИл в абажУре.

Но! Но! Но!

Как стихотворение,
Помни исключение:

И «ЖЮри», «парашЮт»
Правил тех не признают!
Не поддалась и дрессуре
Буква Ю — стоит в «брошЮре»!

2.

http://www.stihi.ru/2005/11/21-666
Правило грамматика-2

После Ц в словах пиши
Ты не Ы, а букву И,
Например: цИклон, вакцИна,
ЦИркуль, цИфра, медицИна.

И запомни назубок
До конца весь мой урок,
Как стихотворение —
Из правил ИСКЛЮЧЕНИЕ:

«В доме все легли уж спать,
Учит сына Ряба-мать:
— ЦЫц, цЫплёнок! ЦЫпочка!
Здесь цЫган на цЫпочках!»

3.
Правило грамматика-3

Разными словами
Наш язык богат.
Есть слова такие,
Что в конце «шипят».

Это — реЧЬ и полноЧЬ,
ХвоЩ, манеЖ, скрипаЧ,
ГореЧЬ, гроШ, ВоронеЖ,
БреШЬ, чертёЖ и граЧ.

Надо ль ставить мягкий знак?
Правило запомни так:
Слово «роскоШЬ» — женский род,
Мягкий знак в конец пойдёт.

Правило не забывай,
«Женские» слова смягчай!
Если слово — род мужской,
Значит мягкий знак — долой!

Проведём-ка тренировку
На смекалку и сноровку.
Если в слове — мягкий знак,
То вскинь руку, будто флаг.

Если знака в слове нет,
То рукой маши «привет».
Ты, читатель мой, готов?
Начинаю чтенье слов:

ЛандыШ(?), молодёЖ(?), малыШ(?),
МелоЧ(?), чиЖ(?), гараЖ(?), камыШ(?),
МуЖ(?), товариЩ(?), ноЧ(?), багаЖ(?),
РоЖ(?), мыш(?), ветоШ(?), тиШ(?), мираЖ(?)
БроШ(?), мяч(?), стороЖ(?), борЩ(?), вираЖ(?),
Лещ(?), меч(?), стриЖ(?), калаЧ(?), тираЖ(?).

ВНЕ КОНКУРСА

 ИРИНА РАСУЛОВА
4.
НЕИЗМЕНЯЕМЫЕ ИМЕНА СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫЕ

1.
ЛЕТНИЙ ОТПУСК В ЗООПАРКЕ

По широкому шоссе
Едет в "Волге" ШИМПАНЗЕ.
А на крыше «ВОЛЬВО»
Развалился вольно,
Ноги свесив на капот,
Настоящий бегемот.
Посмотрите, дети:
ГРИЗЛИ на мопеде.
А в каретах ПОНИ,
И везут их кони.
От такой картины
Шмель влез в паутину.
У КОЛИБРИ-крошки
Задрожали ножки.
Полетела к МАНГО,
Станцевала ТАНГО
С комаром на ветке,
Кавалером редким.
Напились нектару
И набрали в тару.
АВОКАДО на пути –
Невозможно обойти,
Напитались соком ,
Дали и сорокам.

В полдень, в самую жару,
Пробежала КЕНГУРУ.
С лёгкою корзиной
Мчалась к магазину.

Что случилось в зоопарке?
День сегодня, видно, жаркий?
Все открыты двери,
Разбежались звери.
Объясните поскорей.
Отпуск летний у зверей!

2.
К ботаническому саду
Звери топают отрядом.
Не спускаются в МЕТРО,
Им идти недалеко.
Шествуют в САБО макаки,
Их береты в алых маках.
Посмотрите: КАКАДУ
В пёстреньких КАШНЕ идут!
Ждёт зверей КАФЕ в саду,
По БЕЗЕ там всем дадут.
Будет КОФЕ и КАКАО,
Фруктов , КРЕМ-БРЮЛЕ немало.

В тёмно-синем лимузине
Две пантеры подкатили.
На ТАКСИ приехал – вот!-
Камышовый дикий кот.
Все бегут смотреть КИНО
О стране своей родной.

Прокрутили фильмы лихо,
Но сидят зверята тихо...
И ещё бы посмотрели,
Да пора уже в постели.
Завтра всех директор хочет
Повезти в дендрарий в СОЧИ.

5.
Н- и -НН- в именах прилагательных

Кувшинчик стариННый
Расписанный глинЯНый,
С сушЁНой малиной,
На ткаНой салфетке,
Где вышиты метки,
Красуется в шкафчике,
Соседствуя с ларчиком,
Невиданным, страННым,
С серебрЯНым кантом.

На полке стоят деревЯННой
За дверцею тонкой стеклЯННой,
Что с ручкой витой оловЯННой.

*****
ОловЯННых пять солдат
Дружно выстроились в ряд
На подставке деревЯННой
С танцовщицею стеклЯННой.

_____________________________________
Правописание НН и Н в прилагательных:

ПИШИ -НН-
1. В основе Н + суффикс Н
чугуН+Н+ый
2.С суффиксами -ОНН- , -ЕНН-
авиациОННый , тыквЕННый
Но! ветрЕНый день

ПИШИ -Н-
1. с суффиксами -АН- , -ЯН- , -ИН-
песчАНый , лебедИНый
2.отглагольные прилагательные
тканый - НО!соткаННый
рваНый - НО! порваННый

ИСКЛЮЧЕНИЯ: оловЯННый , деревЯННый , стеклЯННый

6.
ПЧЁЛКА и ЖЁЛУДЬ.

Юная пчЁлка у жЁлудя ждёт:
Жёлтый бутончик когда расцветёт?
ЖЁлудь ей шепчет, что он не цветок.
ПчЁлка поджала губу-хоботок.
-Шёпот ваш этот , конечно же, вздор.
С брюшком пустым мне вернуться – позор.
Как объясню в улье пчЁлкам я всем,
Жёлтый цветок без нектара совсем.
Слёзки по щЁчкам пчелиным ползут.
Жёлудю жалко малышку... И тут...
Шляпку хотел перед дамою снять.
Что упадёт, он успел вдруг понять.
Жёстко он пчЁлке велел:» Улетай!
В поле цветочном нектар собирай!»
________________________________________

В корне слова после ШИПЯЩИХ ПИШИ "Ё"!
Но помни о словах-исключениях: шОссе, шОколад,
капюшОн и другие.


Команда Избушки:
Главный редактор Адела Василой
Ведущие конкурсов - Ирина Расулова