Бий-Хем 2012. Автомобильная заброска

Роман Чжанов
В этот раз мы, умудренные прошлым опытом, все знали, неожиданностей не предвиделось. Видимо поэтому все сделали так, как и два года назад. То есть, будто никакого опыта и не было.
Каменистая горная дорога, протряхнув маленький «ssangyong» с десятью увесистыми рюкзаками на крыше и десятью же их хозяевами внутри, уперлась в Орлик. Сыренова мы уже знали, за определенную плату он доставит нас до озера Дозор-Нуур, там каюры с лошадьми. Неплохой заработок. Сезонный, конечно, но тем не менее. Групп, надо сказать, ходит достаточно много со всех уголков России. И даже зарубежные попадаются бродяги.
       Почти день трястись в перевал – понятно, устанешь. Вывалившись по очереди из нутра удивительно крепкой корейской машинки (пару раз был абсолютно уверен, что отлетят все колеса нахрен от удара), увидели бревенчатый дом с молчаливо наблюдающими за нами бурятами. Руководитель похода Владимир тихо говорил с хозяином, мы осматривались. Орлик окружен хвойными горами и оба раза встретил нас моросящим мрачноватым дождиком. Пасмурно и тоскливо. А ты в майке, шортах и под пивом еще. Начинается походный быт именно вот тут. Надо резко одеть теплые вещи, добыть и напялить  дождевик и быстро упаковать рюкзак обратно. Тут подлетает в рёве и дыму советский трехмостовый «Урал» и надо бы ускориться. Дождь идти не перестает, разумеется, и мерно подмачивает фотоаппарат, трусы, носки, сухари, сухое молоко, в общем  все, что ты должен был уложить ПЕРЕД дождевиком, спиртом и теплым свитерком, и, запустив руки в бездонные темные недра, понимаешь, что ты, клоун, опять сделал как обычно. Набил рюкзак как полный мудак. С глухим матерком содержимое, уже сырое, пихается обратно, рюкзак возится днищем по грязи, мы весело наступаем на лямки и клапана и, по трое хватая эти увесистые разноцветные мешки, швыряем их товарищам, уже запрыгнувшим в «Урал». Видя, что пассажиры уже все в кузове, пилот бьет по педали, буратины, соображавшие как бы толково распределить вещи на дне, со смехом и унылой руганью падают кто куда, и, зацепившись за первое попавшееся и забыв про всякий фен-шуй, едут. «Урал» врезается в реку и режет ее наискось, над нами ярчайшая радуга, мы въезжаем как в ворота. Плохим знаком такое не бывает. Экспедиция «Бий-Хем 2012» началась. Мы все сделали так, как и два года назад. То есть, будто никакого опыта и не было. И слава Богу. Потрясающее ощущение.
Машина, помимо трех ведущих мостов и дико бывалого вида, обладает ужасно удобным и человеколюбивым кузовом. То есть он абсолютно ничем не оборудован, оставляя туриста на холодном железном дне под пасмурным саянским небом, льющим на того холодный же дождь. Ничем, за исключением буксировочного троса, о который можно легко и просто порвать тент, например. Но это мелочи. Другой техники здесь нет, а переть по руслу реки и скакать по кочкам и колеям узкой лесной дороги  у «Урала» получается очень даже хорошо. В прошлый раз ехали глухой ночью, было ощутимо холоднее, мы вязли в болоте. Нынче вроде полегче, но того хардкора здорово не хватает. Отдельное удовольствие пить для сугреву на полном бездорожном ходу. Машина воет, швыряет в разные стороны землю из под колес, но ты должен удержать свою порцию в кружке, не выбить ею зуб, не разбить нос и ловко, не подавившись на очередной кочке, выпить.  Опускается ночь. На темном фоне неба проступают черные горы. «Урал» вырывает фарами из темноты стволы лиственниц, подъемы в горку и внезапные броды, бухается в них с размаху, поднимая волну. Ты уже привык к тряске, выпил, тебе хорошо и сонно. Товарищи дремлют, держась за рюкзаки. Тучи понемногу расходятся и видны огромные звезды.  И вот тут накатывает ощущение момента, все сходится в точку и внутри начинает пульсировать счастье.  Драгоценность, которую несешь с собой потом очень долго, всю жизнь, наверное.
Прибыли на выпасы мы немного за полночь. Небо очистилось, над  длинным озером висела круглая белая луна. Чудовище чихнуло и затихло. Пошвыряв поклажу из кузова вон, быстро разбили лагерь, приготовили наскоро ужин. Водитель с напарником, получив свою плату, завернулись в одеяла под днищем машины. Очень долгий день. Завтра уже только люди и кони.