Ступени

Шестаков Юрий Николаевич
Мои воспоминания о становлении сахаджа йоги в г. Шымкенте (Республика Казахстан)

Предыдущие главы в сборнике "Место, где свет".

1994 год




           Вместе весело шагать.
               
                «Разглядите красоту друг в друге и наслаждайтесь ею»…

Минул наш первый год в сахаджа-йоге, который оказался очень  плодотворным.               
Коллектив за это время значительно укрепился, на программах побывало масса народу, однако костяк группы составили человек 30-40. Приходили на занятия абсолютно разные люди, и общаться с ними доставляло истинное удовольствие. Будто сами Боги устроили нам встречу с близкими по духу людьми – теми, кого принято называть искателями истины. Если качественно коллектив сахаджа-йогов «первого созыва» уступает, возможно, группам более позднего периода, то более искренних, и чистых, даже благоговейных отношений между йогами, чем в те дни, не было. Путь в сахаджа-йогу у каждого из нас был по-своему интересным. Словно в подтверждение древней истории о том, как в одной из своих битв с демонами ожерелье Богини было разорвано, и жемчужинки рассыпались по всей земле, Мать собирала нас буквально по крупицам в единое целое. Одних для получения самореализации занесло в глухую деревушку на Каме, другим судьба не позволила переехать в Россию, третьи проходили через все виды духовных систем, чтобы найти главное. Раиса Васильевна Панкратова, к примеру, с 1983-го года упражнялась в хатха-йоге, освоив уже сложные асаны и дыхательные комплексы. Она знала всё о чакрах, о кундалини, многое прочитала о медитативных практиках, но словно чего-то недоставало. В 1989-м году ей попалась заметка в «Труде» о программе на Ленинских Горах в Москве, которую проводила Шри Матаджи. Сердцем почувствовала важность того события и два года молила Бога, чтобы встретить Мать. И однажды её отправили с работы на курсы повышения квалификации в Киев, где она познакомилась с сахаджа-йогиней, коллегой из Новосибирска! Осенью того же года Раиса Васильевна специально поехала к своей новой подруге, чтобы побывать на коллективных занятиях, чему хозяева были несказанно рады. И даже своим новичкам приводили в пример этот искательский порыв казахстанской гостьи. В то время там уже медитировал и Дима Бондаренко, но их дороги пересеклись лишь спустя год в Чимкенте.
Появление каждого новичка радовало и вдохновляло, ко всем относились одинаково доброжелательно. Однако, настоящего искателя было видно сразу. Не по тому, что он начитан, образован, развит, а по тому, насколько открывается человек новому предмету знаний и Учителю. В одной из историй о монахах дзен-буддизма настоятель, выслушивая нового ученика, пришедшего в монастырь, попросил его рассказать о том, что он уже знает. Ученик взахлёб начал рассказывать обо всех учениях и практиках, которые он уже прошёл, как вдруг учитель, наливавший ему чая, стал переливать напиток через край чашки, не собираясь останавливаться. В ответ на недоумённый вопрос новичка он ответил: «Вот также и твоя голова переполнена мыслями и собранными повсюду знаниями. Чему же я могу ещё тебя научить?» На наших занятиях искатели истины не торопились выставлять напоказ своё знание, а старались, подобно первокласснику, сначала провести предлагаемый эксперимент, а затем, получив подтверждение теории, делать выводы. Они не искали здесь здоровья, денег, мистики, а, уловив главное, просто ныряли в это море всеобщей радости и увлечённо практиковали. С первого же дня знакомства возникало стойкое ощущение давнего родства. Казалось, с ними мы знакомы уже многие жизни.
Валентина Николаевна Нейман ещё в прошлом году привела в сахаджа-йогу Геннадия Алексеевича Васильева, инженера с фосфорного завода. Она ничего не рассказывала ему и его супруге Родионовой Светлане Степановне, с которой мы ездили в прошлом году на тур по России и Украине, о чакрах, а лишь поделилась тем, как на занятиях у неё каждый раз открывается сердце. Состояние просто волшебное, когда любишь весь мир. И любишь не за что-нибудь, а как в том прелестном детском мультфильме, просто так! Как тут не попробовать? Геннадий Алеексеевич из породы людей, предпочитающих до всего доходить самим. Каким бы сложным ни был пульт управления в цеху, он никогда не спросит о назначении кнопок и рубильников, а сам понаблюдает, как работают другие, разберётся в бирках, подписях, лампочках, и начинает работать самостоятельно. Прекрасный игрок в шахматы, внимательный, разборчивый в людях. Получив самореализацию, он сразу потянулся нутром к главному, что выразил в простой и емкой фразе: «Мать надо слушаться!». Ему последнее время перед приходом в йогу часто снился сон, как он карабкается в гору. Тяжело давался этот подъём со множеством падений, ссадин, но продолжавшийся с отчаянным упорством. А после того, как его кундалини поднялась, сон перестал сниться. Однажды, с ним  произошёл чрезвычайно интересный случай, который Геннадий Алексеевич записал на память.
«Осень 1993 г. Я уже полгода посещаю занятия по Сахадже-йоге. Мать
посылает мне свою любовь и чудеса почти каждую неделю. Вот одно из самых ярких чудес.  До прихода в Сахаджа йогу я увлекался филателией. В клубе  филателистов один марочник предложил мне  купить у него альбом с открытками. Я посмотрел на эти открытки (полуголые женщины) и твёрдо сказал ему, что меня это не интересует. Он опять принялся меня уговаривать, купи хоть альбом? Во мне что-то дрогнуло, и мне так захотелось помочь ему, хотя мне не нужен был ни альбом, ни та пошлость, что лежала в альбоме.  Он  вытряхнул все к себе в саквояж, а совершенно пустой альбом отдал мне. Я привез его домой. Он валялся у меня месяца два.  Я решил отдать   альбом внучке, случайно заглянул в него и увидел две открытки со  Стопами Шри Матаджи. Больше там не задержалось ни одной открытки! На другой день я пошел к этому марочнику посмотреть на те фотографии, что лежали внутри. Больше ничего похожего было. Я спросил его, где он это взял, а он смотрит на меня непонимающе. Купил, оказывается, у случайного человека весь альбом по дешевке… Я сначала засомневался, что это Стопы Шри Матаджи. На другой день я показал нашему лидеру Диме Бондаренко эти открытки, которые сами «пришли» ко мне. Он внимательно посмотрел на них, сказав, что вибрации очень сильные. И, что очень удивительно, в этот день Дима впервые  забыл принести фотографию Стоп Шри Матаджи.  Он поставил к портрету ту, что я ему показал, и мы начали занятие. Вибрации были очень хорошие. Джей  Шри Матаджи!» 
Полина Ивановна привела на программу в «Машиностроитель» шуструю, открытую душой девчушку из своей группы в ГПТУ-75, с чистыми, лучившимися искренностью и жизнелюбием глазами. Айгуль Сисенова, так звали ученицу, что называется, открыв рот, слушала рассказ о сахаджа-йоге. Ей очень понравилась атмосфера в группе и первая медитация с пробужденной кундалини, погрузившая девушку в состояние давно желаемого мира и гармонии. В тот день мы впервые смотрели видеолекцию Шри Матаджи на пудже Парамчайтаньи. Ласковая улыбка Матери, Её спокойная, полная любви и основательности речь, слова, льющиеся, как мёд на сердце: «Эта бесформенная энергия, обладающая всем разумом, всем координированием, всеми организациями, всеми компьютерами, всем телевидением, всеми, какие только мы можем себе представить, коммуникациями, всей связью, управлением, администрацией, и прежде всего – это Любовь! Она – любовь Бога, и она любовь вашей Матери!.. Поэтому, чтобы стать одним целым с этой Парамчайтаньей, вы должны знать, что вы должны стать Реальностью. Например, если вы сделаете мою фотографию, когда я сижу здесь, возможно, моя фотография сможет дать вам живые вибрации, хотя это всего лишь фотография. Но, если вы сфотографируете кого-то другого, то это не создаст сахаджа-йогу. Причина в том, что этот человек не стал Реальностью... Что бы Она не делала – это всё для вашего исправления и для вашего благополучия. Если вы поймёте это, вы никогда не будете разочарованы в вашей жизни. И Она никогда не заботится о своём благополучии, поскольку Она сама по себе полное благополучие… Предположим, человек, который имеет все вещи в мире, возможно, всё ещё хочет приобрести что-то большее. Это жадность. Но, поскольку Она полная гуна, у которой нет жадности, которая полностью удовлетворена сама собой. Потому, что Она столь могущественна, столь всезнающа, что у неё нет ни малейших сомнений ни по какому поводу. И потому, что никто не может причинить ей вред, у неё нет страха. И вы должны все чувствовать сейчас, что Парамчайтанья должна дать вам совершенно лишённую страхов жизнь, мирную и радостную. жизнь. Как ребёнок, когда он находит свою мать, он перестаёт плакать. Как хорошо найти свою Мать! Аналогичным образом, вы нашли Парамчайтанью и связь с ней. Поэтому, вы не должны ни о чём беспокоиться, не должны ни о чём думать, ничего не планировать, единственное, вы должны прыгнуть в неё, и знать, что вы стали неотъемлемой частью Реальности!» Не только новенькие, вся группа с замиранием сердца впитывала каждое слово этой сильнейшей по своим вибрациям пуджи. Пуджи, которая стала одной из основополагающих для нашего дальнейшего роста. А первая для Айгуль программа, подтвердившая всё, что она слышала от своей преподавательницы о сахаджа-йоге, стала тем самым прыжком в океан Парамчайтаньи.
Пришёл по объявлению на занятия в СШ № 45 солидный, вдумчивый, но в то же время улыбчивый и добродушный Юрий Владимирович Михин. Директор строительной фирмы, человек с большим жизненным опытом и техническим складом ума, он не торопился с ахами-вздохами, неспешно и внимательно выслушивал предлагаемую информацию, степенно пробовал всё на себе. Но, начав медитировать, будучи открытым и вдохновлённым внешне, он не мог, как мне показалось, посвятить себя этому полностью. Чувствовалось, будто незримые препятствия, как подводные рифы, как наросты из водорослей и ракушек по бортам корабля, мешали ему чувствовать себя на своём месте. Однако мы сразу же довольно крепко сдружились, тем более, что у строителей всегда есть общие темы для разговоров.
Уже полгода увлечённо, с удовольствием, медитировали Петроченко Анна Фёдоровна с дочерью Натальей, жившие совсем рядом с ДК «Машиностроитель». Анне фёдоровне было за шестьдесят, она с молодости имела целый букет болезней, подлинным «украшением» которого был сахарный диабет. В тридцать восемь лет она не могла поднять ничего тяжелее дамской сумочки. Наш первый с ними разговор на ступеньках Дворца Культуры в августе прошлого года наполовину, если не больше, был посвящен теме оздоровления. Шри Матаджи всегда отмечала, что улучшение физического здоровья является лишь побочным эффектом сахаджа-йоги. И, несмотря на то, что в результате подъёма кундалини и очистки тонкой системы множество людей избавились от самых разных, порой неизлечимых болезней, главное здесь поиск самого себя и познание Истины. В отличие от некоторых новичков, приходивших к нам в надежде исцелиться, «напитаться» космической энергией, или просто расширить кругозор, побыть хоть с кем-то, лишь бы не одному, Анна Фёдоровна с дочерью прекрасно поняли, о чём здесь идёт речь, и всерьёз принялись за дело. Дисциплиной они были сродни Валере с Леной. Футсоукинг, грелка со льдом на правый бок для охлаждения перегретой мыслями и планированием печени, основательные чистки, мантры – всё это довольно быстро принесло свой эффект. Их всё чаще можно было видеть весёлыми и жизнерадостными, Анну Фёдоровну от хорошего самочувствия, а Наташу от спокойствия за маму и от того, что они попали в обстановку добросердечия, любви и взаимопонимания.
Приятное ощущение всегда оставалось после общения с Бростиловой Людмилой Григорьевной и её мамой, Ольгой Алексеевной, которой тогда уже пошёл восьмой десяток. Необычно сначала смотрелось, как бабушка называла Шри Матаджи Матерью. О том, что в каждом из нас может проявляться материнский аспект, и наше отношение к людям будет по-матерински нежным и сострадательным, несмотря на то, мужчина это или женщина, взрослый человек, или ребёнок, Шри Матаджи часто говорила. Её собственное к нам отношение являлось настолько безукоризненно чистым, таким любящим, что даже у таких пожилых людей, как Ольга Алексеевна, не возникало проблем с тем, кем считать для себя нашу дорогую Матаджи. Да только ли у неё? Один сахаджа-йог из Англии, которому перевалило за сотню лет, и тот обращался к своему Гуру не иначе, как «Мать». Ольга Алексеевна всегда настолько бодро и счастливо выглядела, что нам, молодым, на её фоне быть кислыми и недовольными жизнью просто неприличествовало.
Спустя много лет Валентина Петровна Косарева вспоминала, как  она и её подруги пришли в сахаджа-йогу. Интересным получился этот рассказ, записанный с её слов и литературно обработанный.
Валентина Петровна сидела у себя на работе в библиотеке фосфорной больницы и читала журнал, помечая, временами, что-то в тетради. В комнату зашли два молодых человека различной наружности, но одинаково располагающие к себе. Невысокий крепыш спросил, улыбаясь, в пышные черные усы, скоро ли закончится собрание врачей. Словно в ответ ему заглянула в библиотеку Валентина Степановна, одна из знакомых сотрудниц больницы, значит, сейчас будут расходиться.
– Юр, ты посиди здесь, я сейчас быстро зайду, извинюсь, что не смогли провести сегодня программу, – бросил на ходу незнакомец и вышел. Валентина Степановна, влекомая любопытством, поспешила за ним. Тот, кого назвали Юрием, спросив разрешения, присел на табуретку и принялся листать подшивку.
– А что за программа, если не секрет? – спросила хозяйка библиотеки, которой, по сути своей работы, просто необходимо быть в курсе всего происходящего, если она настоящий библиотекарь.
– По сахаджа-йоге! Вы, может быть, видели наши объявления в районе – ответствовал, поначалу не отрываясь, от журналов молодой человек, словно хотел увидеть, нужно ли это ей. Разговорились. Собеседником гость оказался небезынтересным, открытым, весёлым, чувствовалось, что в вопросах йоги, о которой ребята пришли нынче рассказывать, он уже не новичок. Валентина Петровна замечала недавно развешанные на некоторых остановках, и в магазине «Коктем» плакатики с приглашением на занятия. Лицо индийской женщины почтенного возраста с глубокими и добрыми глазами, по всей видимости, преподающей уроки йоги, показалось ей почему-то родным, давно знакомым. Но прийти в школу по соседству, где собирались вечерами новоявленные йоги, было как-то недосуг. Знаете ведь, как обычно рассуждают наши люди – с кем-нибудь за компанию бы, да вот после праздников соберусь, пожалуй! А тут госпожа Фортуна сама повернулась Валентине Петровне лицом. Тут заглянула Степановна. Она была в явно приподнятом, даже радостном настроении:
– Ты знаешь, Валя, какую интересную вещь нам сейчас рассказал Дима – сказала она, пропуская его в комнату, – в среду в 39-й школе в шесть тридцать, пойдём на сахаджу?
Это было для них начало новой ступеньки извилистой лестницы жизни, ведущей к давно искомой, но неясно очерченной в сознании цели – познанию смысла своего существования. На первом занятии в одном из классов школы подруги увидели красиво украшенное розовым атласом место на учительском столе, где стоял большой портрет Шри Матаджи. Заходившие люди улыбались друг другу, перебрасываясь на лету новостями. Несмотря на студёный декабрь за окном, некоторые заносили свежие цветы, заботливо припрятываемые за полы своих пальто и плащей. На передних партах сидели, по всей видимости, бывалые. Они вводили в курс дела всех новоприбывших, как им и что делать. Забавным выглядело то, что обувь все снимали у входа и обходились кто тёплыми носками, кто ковриками, предусмотрительно захваченными из дома, кто своими сапогами, просто подложенными под ноги. Самые же закалённые сидели просто так, на полу, впереди парт. Залетел в класс их новый знакомый – бойкий и заразительно смеющийся Дима. Поздоровавшись со всеми, вынул бережно из-под куртки, словно из сердца алую гвоздичку, поставил её в вазу и уселся рядом с закалёнными.
– Добрый вечер всем, кто пришёл сегодня на нашу программу – вышел вперёд Юра, оглядывая заполненную аудиторию. Знакомые лица в новом месте всегда придают уверенности, и две Валентины, сразу почувствовали себя спокойнее, целиком окунувшись в предмет сахаджа-йоги. На одёжной вешалке висела рисованная от руки схема человеческого тела. Показывая ручкой на разноцветные звёздочки, расположенные на схеме вдоль позвоночника, лектор объяснял их предназначение. С первой парты ему передали короткую указочку для удобства демонстрации.
– Это особые энергетические сгустки, или облачка, которые вращаются по часовой стрелке в горизонтальной плоскости с определённой скоростью, – не торопясь говорил ведущий, гладко и ровно складывая слова в предложения. –  От их правильной работы, а также от состояния вот этих каналов, о которых мы с вами сейчас говорили, зависит наше физическое, эмоциональное, психологическое состояние.
Неведомые доселе чакры вдруг показались родными, притом такими уставшими, просящими, даже молящими о поддержке и очистке. Но доберись, попробуй, до них, когда они внутри спрятаны! Аутотренингом их, может, йоги восстанавливают, или медитацией? Вопросы множились, живой искательский интерес увлекал дальше и глубже, новички шептались, о чём-то переспрашивая друг друга. Участливые соседи сзади, имевшие некоторый багаж знаний о сахадже-йоге, благосклонно поправляли их, раздражая при этом других, внимательных и сосредоточенных. Одна женщина даже строго зашикала на них, призывая к порядку. Дима сидел молча, с закрытыми глазами уже несколько минут, словно не желая препятствовать естественному ходу программы. Юра, тем временем, обрисовывая указкой треугольник внизу схемы, продолжал:
– Природа позаботилась и об этом. В нас от рождения заложена уникальная по своим потенциальным возможностям энергия, именуемая на санскрите Кундалини. Она является частичкой Всепроникающей силы Любви, создавшей всё вокруг. Первым доказательством  её необычной природы является тот факт, что кундалини поднимается по позвоночнику вверх, то есть против силы гравитации! И на вершине головы, на уровне сахасрары-чакры энергия кундалини соединяет человека со всеобщим океаном Любви и Знания, давая человеку реализацию всех его лучших врождённых качеств! – сердце Валентины Петровны зашлось от радости. Это ли не подарок судьбы! Ведь все искатели истины одинаковы в своих мыслях и стремлениях. И когда они интуитивно чувствуют, что они наконец-то у подножия той вершины, к которой всегда стремились, в душе творится невообразимое. Сколько пришлось блуждать в поисках верной тропки, ведущей сюда! Сколько пришлось претерпеть по пути, сколько отчаяния пережито из-за собственных слабостей и условностей, подвигавших повернуть назад, к обычной, «как у всех», жизни. Однако всё позади, и теперь руки твои реально чувствуют прохладный ветерок Кундалини над головой. Это ли не событие, это ли не праздник!
Все новоприбывшие проверяют, удивляясь, свои ощущения, водят ладонями над темечком соседей, кивают, довольные, в знак признания. И знакомый мягкий блеск в их глазах показывает, что в полку реализованных душ пополнение.