Девочка. Романс. Николай Гумилев

Руслан Богатырев
Из репертуара Московского камерного ансамбля BELSONECO (рук. Р.Богатырев).

Кармен-романс на мелодию авторской песни Ольги Никитиной "Невозможно забыть". Стихотворение Николая Гумилева "Девочка" (июль 1917) из сборника "К Синей звезде". Изъято предпоследнее четверостишие; в финале романса акцент смещен на другое четверостишие, нежели у Гумилева.

ДЕВОЧКА
муз. Ольга Никитина, сл. Николай Гумилев

Временами, не справясь с тоскою
И не в силах смотреть и дышать,
Я, глаза закрывая рукою,
О тебе начинаю мечтать.

Не о девушке тонкой и томной,
Как тебя увидали бы все,
А о девочке тихой и скромной,
Наклонённой над книжкой Мюссе.

——
День, когда ты узнала впервые,
Что есть Индия — чудо чудес,
Что есть тигры и пальмы святые —
Для меня этот день не исчез.

Иногда ты смотрела на море,
А над морем сходилась гроза.
И совсем настоящее горе
Застилало туманом глаза.

——
Почему по прибрежьям безмолвным
Не взноситься дворцам золотым?
Почему по светящимся волнам
Не приходит к тебе серафим?

——
И я знаю, что в детской постели
Не спалось вечерами тебе.
Сердце билось, и взоры блестели.
О большой ты мечтала судьбе.

Утонув с головой в одеяле,
Ты хотела стать солнца светлей,
Чтобы люди тебя называли
Счастьем, лучшей надеждой своей.

——
И, таинственный твой собеседник,
Вот, я душу мою отдаю
За твой маленький детский передник,
За разбитую куклу твою.

Этот мир не слукавил с тобою,
Ты внезапно прорезала тьму,
Ты явилась слепящей звездою,
Хоть не всем — только мне одному.

--
Web-альбом "Николай Гумилев. Сын голубой высоты" (2019): http://ruslanmusic.ru/2019_2_album.html

Video: https://www.youtube.com/watch?v=T9OLfSuJp2A

——
Николай Гумилев и Александр Грин: "Девочка" (1917) и "Алые паруса" (1922).

Александр Грин после того, как заболел сыпным тифом и еле выкарабкался (не без поддержки Максима Горького), в конце 1919 г. получил комнату в Петрограде, в "Доме искусств" на Невском проспекте, 15, где жил рядом с Николаем Гумилевым. Здесь Грин и написал большую часть текста "Алых парусов".

Работа над "Алыми парусами" (тогда еще просто "Красные паруса") началась в 1916 г., с момента, как в витрине одного из магазинов Петрограда Александр Грин увидел модель бота с белым парусом. И понял, что надо выстроить миф-мечту с алым парусом надежды. Предварительная работа велась еще четыре года, а завершена была книга 23 ноября 1922 г. (спустя год после расстрела Николая Гумилева).

Теперь о "Девочке". Николай Гумилев написал это чудесное стихотворение в июле 1917 г. Вполне вероятно, что в нём нашёл своё отражение его роман с Ларисой Рейснер, а появилось оно на свет уже после их расставания и отправки Гумилева в Русский экспедиционный корпус в Париже. Практически в то же время, летом 1917 г., Лариса Рейснер становится женой матроса-революционера Федора Раскольникова.

Кармен-романс — это не просто стихотворение, в точности положенное на какую-то музыку. Здесь формируется своя драматургия нового произведения, где музыка и слово должны быть в особой гармонии.

В исходном варианте стихотворения "Девочка" насчитывается 10 катренов (четверостиший). Я решил поменял акцент в финале романса: убрал предпоследний катрен Гумилева

Но теперь ты не та, ты забыла
Всё, чем в детстве ты думала стать.
Где надежды? Весь мир — как могила.
Счастье где? Я не в силах дышать.

А последний катрен сделал в своём романсе предпоследним. Финал стал совсем иным.

В качестве мелодической основы была взята песня Ольги Никитиной "Как соломинкой пьёшь мою душу". В марте 2018 г. моим аранжировщиком Сергеем Каминским была сделана инструментальная фонограмма, и романс был практически готов. Но я его отложил в сторону и на концертах не исполнял. Что-то там не очень мне нравилось.

И лишь спустя полгода, в сентябре усмотрел, что же именно. Мелодия была излишне лирична. И тогда вспомнил, что у меня был сделан другой романс, на основе другой песни Ольги Никитиной ("Невозможно забыть") и тоже на стихи Николая Гумилева ("Египет"). И для него тоже была готова фонограмма. Удивительно, но в музыкальной форме вообще ничего менять не пришлось. Аранжировка словно специально была именно под романс "Девочка". Как влитая. Всё сошлось.

При записи в студии я еще не уловил ассоциацию с "Алыми парусами" Грина. Лишь недавно при работе над своей книгой о Серебряном веке натолкнулся на это интересное и неслучайное переплетение судеб Николая Степановича Гумилева и Александра Степановича Гриневского (Грина), двух ярких представителей русского неоромантизма. Дальше всё стало понятно. Как именно надо было смонтировать свой фильм-романс.