Лучшее Конкурса Всемирный День Грамотности 2018

Избушка На Седьмом Небе
Дорогие читатели, представляем вашему вниманию лучшие стихотворения конкурса. Поздравляем всех авторов!

ГРАН-ПРИ получает стихотворение Алексея Ерошина

НЕГРАМОТНЫЙ ПИРАТ

Жил на свете некультурный
И неграмотный пират.
Бросить мусор мимо урны
Был пират ужасно рад.
Безо всякого стыда
В море грабил он суда,
А на чтенье умных книжек
Не затрачивал труда.
Как-то раз решил пират
Закопать на пляже клад,
Ровно тридцать три рубина,
Каждый весом в сто карат.
Но никак решить не может:
Чтобы кладу не пропасть,
В яму клад ему полОжить,
ПоложИть или поклАсть?
«Вдруг»,- он мыслит, — «На беду,
Клад неверно покладу?
Эдак я, с таким раскладом,
Вовсе по миру пойду!»
Грусть-печаль пирата гложет,
Отложил пират ножи.
ПоложИть, или полОжить —
Как же правильно, скажи?


1 место  -  ДЯДЯ ИГОРЬ

1.
ПОЧЕМУ ГРУСТИЛА КОРОВА

Корова грустила,
Траву не жевала,
Корова стояла
И переживала.
Узнала корова,
Что Маша Петрова
Опять написала
С ошибкой - кАрова.

2..
ТОВАРЫ ДЛЯ ОБМЕНА

Ворона Кармен
И Ворона Карина
Менялись товарами
У магазина.

Ворона Кармен
Предложила Карине:
- Подруга, для Вас
У меня есть в кАрзине -
КАрыто, кАрона,
КАробка кАнфет
И очень красивый,
И модный кАрсет.

Карина, взглянув
На предметы обмена,
Сказала:
- Исправить должны непременно -
Корыто, корону,
Коробку конфет,
А также предложенный
Вами корсет.

Беру всю корзину -
Прекрасный товар!
Возьмите в обмен
Орфографию. Карр!

3.
КОМУ ДОСТАНЕТСЯ ПОЛЦАРСТВА

Король обещает
Полцарства тому,
Кто срочно принцессу
Научит письму.

Подумайте только!
В анкете "Семья"
Она написала:
- Я - дочь кАрАля.


2 место - ИНОПЛАНЕТЯНКА

4. СОЧИНЕНИЕ

"Лето я провёл с бабулей...
Речка, солнце... Благодать!
Сунул как-то руку в улей –
Ой! Давай скорей бежать...

Прочь бегя быстрее ветра
И оря, что было сил,
Я немало километров
Отмахал... Притормозил.

Руки-ноги все в укусах,
Глаз опух, в башке зудит...
Справа – поле кукурузы,
Слева – кустики ракит...

К вечеру домой добрался –
С ног свалился, чуть дыша...
Через день лишь оклемался,
Сочинение пиша..."
...

Сочинение читая,
Детям не сдержать улыбки.
Ну-ка, знанием блистая,
Кто отыщет в нём ошибки?


3 место - ТАТЬЯНА РЫЖОВА

5. СВЁКЛА

Давно не секрет,
что нет свёклы полезней:
кто дружен со мной,
тот не знает болезней!
Не счесть витаминов -
не овощ, а клад.
В меню винегрет -
самый лучший салат!
Важнейший я, свёкла,
в нём ин-гре-ди-ент.

Печалит, однако,
такой вот момент:
как часто - так жаль! -
забывают ребята,
что имечко свЁкла
дано мне когда-то.
"СвеклА, со свеклОй..." -
Умоляю, не надо:
Я - свЁкла.
ТакОму я имени рада!

6. ВСЁ ПРОСТО ОЧЕНЬ!

Над тетрадкой Маргарита
Призадумалась сердито:
- Как писать? - чулков? чулок?
Хоть бы кто-нибудь помог!..

Рядом бабушка вязала -
Внучке так она сказала:
- Тут сравнить две вещи надо.
Вот чулки, с носками рядом.
Улыбнись! Всё просто очень:
Что длиннее, то - короче!..
______
И. п. - чулки Р. п. - чулок
носки - носков


4 место - ТАТЬЯНА СТУКОВА

7. КАК МЫ СТАВИМ УДАРЕНИЯ.

Часто есть у нас сомнения,
Как мы ставим ударения...
Сможешь ли ответить ты,
тОрты ел, или тортЫ?
Испекли пирог мы новый,
слИвовый или сливОвый?
Как же правильно сказать,
БАловать иль баловАть?
СвЁкла или же свеклА
в поле дружно подросла?
По средАм, или по срЕдам
в гости я хожу к соседу?
ЗвонИт иль звОнит телефон,
когда наш сон тревожит он?

ОблегчИть мученья надо,
Ударенья заучить,
«пять» по русскому в награду
на уроке получить

Нам поможет интернет,
там всегда найдешь ответ:
ПозвонИшь, звонЯт, звонИт -
Так ученый говорит.
ИзбалОванный балУет,
Бабушка его балУет.
Часто ели тОрты –
не влезаем в шОрты.
Я силен не по годам,
пресс качаю по средАм.
Сахарная свЁкла
под дождём промокла.
Целый день звонИт звонок,
чтоб запомнить каждый мог.
СлИвовый готов компот...
Так, а не наоборот.
Вот!

8. ПРИХОДИ С М...ЧОМ.

Написал записку Васе,
(Мы ним оба - в пятом классе:
Приходи ко мне с мИчом,
На лугу играть пойдем.
Он приходит с длинной палкой...
-"Что тебе, так мячик жалко,
Ты его с собой не взял?-"
-"Ты же сам мне написал:
Приходи ко мне с мИчом.
Ну а мЯчик тут причем?"-
Эти безударные
гласные коварные!
Чтобы правильно писать,
Каждый надо проверять!

9.  ПРИСТАВКИ

ПРИдвинуть, ПРИстроить, ПРИставить, ПРИбить-
Пиши, чтоб ПРИблизить к предмету предмет.

Слегка ПРИриуныть, ПРИсмиреть, ПРИоткрыть,
Пиши с гласной И, здесь сомнения нет.

ПРИсесть, ПРИкоснуться, ПРИвстать и ПРИлечь -
Неполное действие, скажет нам речь.

ПРЕдобрый, ПРЕмудрый, в значении "очень",
Лишь с буквою "Е" ты пиши днем и ночью.

А если где ПЕРЕ запросится в фразу,
Две Е напиши безошибочно сразу

Пиши без сомненья
ПРИ, ПЕРЕ и ПРЕ.
Когда неуверен,
смотри в словаре.

4 место - ЯРОСЛАВ ДОБРЫЙ

10. Буква Ёё

Её привёз влюблённый звездочёт,-
Как нимбом, проливая сути свет,
Она венчает ёмкость буквы "е":
Несут её и ёжик, и осётр,

Ткачиха с нею ткёт, и поварёнок
Печёт и мнёт, ржёт в поле жеребёнок,
А дядя Фёдор и старик Пармён
Её не зная, были б без имён!

Творят две точки ремесло своё:
В них - твёрдость льда и жала остриё,
В них - грёз полёт и искры от литья,
Изменчивость и хлёсткость бытия...


4 место - ЛЮДМИЛА ЛЕВИНА

11. ГАВРОШ

С учёбой в школе хорошо -
У нас отличный класс,
Недавно «новенький» пришёл,
Зовут его Тарас.
Диктанты пишет лучше всех,
Всегда оценка «пять»,
Мы не завидуем совсем,
А лишь хотим понять.
Ведь дело в том, что всякий раз,
Когда мы все зубрим,
Гуляет во дворе Тарас
И пёс любимый с ним.
Сказать, что гений, вовсе нет,
Обычный мальчик он,
Решили мы узнать секрет,
Его спросили: - В чём?
- Скажи, скажи, - весь класс твердит.
Тарас кивнул: - Скажу.
И чуть подумав, говорит:
- Нет, лучше покажу.
Зовёт к себе домой Тарас,
И мы гурьбой идём,
Весь 5 «А», отличный класс,
Заходим к другу в дом.
Тут говорящий попугай
Из комнаты летит,
Встречает нас весёлым «хай»!
И правило твердит.
На весь огромный особняк
Кричит для всех, для нас,
Про безударные в корнях,
Таких как «РОС» и «РАСТ»:
- Там, где «СТ» пишите «А»,
Где буква «С» там «О»,
Ещё запомните слова:
Росточки и Ростов.
Конечно мы удивлены,
Не знаем, что сказать,
И слушаем, раскрывши рты,
Как правильно писать.
- Знакомьтесь, - это мой Гаврош, -
Тарасик говорит:
- Умён, красив, во всём хорош -
Он просто индивид,
Диктант успешно написать
Уже не раз помог,
И с ним, всего за полчаса,
Готовлю я урок.

...Успешно учится наш класс
И вволю класс гуляет,
Теперь у каждого из нас
Есть в доме попугаи.

СТИХОТВОРЕНИЯ, ОТМЕЧЕННЫЕ ЧИТАТЕЛЯМИ

ЛЮДМИЛА ФЁДОРОВНА ПРОХОРОВА

Подборка: ПОЭТИЧЕСКИЕ ПЕРЕВОДЫ

ДРУГОГО НЕТ

(Авторизованный перевод с украинского языка стихотворения Грыцька Бойко)

Пришёл мальчонка в детский сад:
Нос в саже, не умытый.
Стоит Кондрат среди ребят.
А нянечка - сердито:

- Ты в зеркало смотрелся, брат?
Молчишь, как безголосый!
Ну, как же можно в детский сад
С ТАКИМ являться носом?

Кондрат расплакался в ответ:
- А у меня ДРУГОГО нет!

КРЕПКИЙ ПОЛ

(Перевод с украинского языка стихотворения Грыцька Бойко)

Сыну в клубе выступать.
Говорят отец и мать:
- Ну, ни пуха! Соберись!
Да гляди, не ПРОВАЛИСЬ!

- ПРОВАЛИТЬСЯ?! Да вы что!
Не волнуйтесь, предки!
Я бывал на сцене той:
Пол там очень крепкий!


Александр Фрейфельд

ЧАСТИ СЛОВА

Дорогой учитель строгий,
Улыбнись скорее мне:
Вряд ли стрОги эти строки,
А улыбчивы вполне!
.
Корень слова

Корень – это слов основа,
Нет основы – нет ни слова,
Нет ни слова – строчки нет,
Строчки нет – стишок в кювет!
.
Приставка

Приставка с корнем скреплена,
К нему приставлена она,
Чтоб смысл, сокрытый в корне,
Стал новым, но не в корне.
.
Суффикс

После корня суффикс встал
В слово, вот какой нахал:
Ведь решил, что станет слово
С ним любимым – словом новым!
.
Окончание

Окончание несло
На своих плечах число,
Род, падеж... – Ну, что за ноша? –
Вышло слово бы хорошим!


НИНА АГОШКОВА

 Абэвэгэдейка

Как-то Абэвэгэдейка
Вместе с Ёкэлэмэнейкой
В гости к Уфэхэцэще
Шли в калошах и плаще.

По дороге отдыхали,
Эюю вдруг повстречали.
Поболтали с Эюёй,
Пригласив идти с собой.

Уфэхэцэще встречала,
Пирогами угощала,
Им поведала, шутя,
Про Пэрэсэтэия.

Ну-ка, кто же угадает,
Букв каких тут не хватает?
Алфавит переберём -
Обязательно найдём!


ВНЕКОНКУРСНЫЕ СТИХОТВОРЕНИЯ


ВАЛЕНТИНА ЧЕРНЯЕВА

1.
Правило грамматика - 1

Грамотно пиши слова:
Ч, Ш, Щ — с буквой А.
Например: площАдка, чАшА,
ЩАвель, рощА, чАщА, кашА.

И не с Ы слова пишИ,
Ч, Ш, Щ — с буквой И!
ЧИж, щИпцы и шИрина,
ЧИнка, шИна, тишИна.

И представь (я не шУчУ!),
Ч, Ш, Щ — с буквой У!
КоршУн, щУка, шуба, чУдо,
ЧУшь, шУруп, чулан, причУда.

С «Ч-Ш-Щ» прошли уже,
Точно так и с буквой Ж:
А, У, И за Ж пиши,
Но не буквы Я, Ю, Ы.

Например, пожИтки, жИдкость,
ЖАба, жИзнь, жУрнал и жИрность.
У жУка жИвот — в ажУре,
Журавель жИл в абажУре.

Но! Но! Но!

Как стихотворение,
Помни исключение:

И «ЖЮри», «парашЮт»
Правил тех не признают!
Не поддалась и дрессуре
Буква Ю — стоит в «брошЮре»!


2.
Правило грамматика-3

Разными словами
Наш язык богат.
Есть слова такие,
Что в конце «шипят».

Это — реЧЬ и полноЧЬ,
ХвоЩ, манеЖ, скрипаЧ,
ГореЧЬ, гроШ, ВоронеЖ,
БреШЬ, чертёЖ и граЧ.

Надо ль ставить мягкий знак?
Правило запомни так:
Слово «роскоШЬ» — женский род,
Мягкий знак в конец пойдёт.

Правило не забывай,
«Женские» слова смягчай!
Если слово — род мужской,
Значит мягкий знак — долой!

Проведём-ка тренировку
На смекалку и сноровку.
Если в слове — мягкий знак,
То вскинь руку, будто флаг.

Если знака в слове нет,
То рукой маши «привет».
Ты, читатель мой, готов?
Начинаю чтенье слов:

ЛандыШ(?), молодёЖ(?), малыШ(?),
МелоЧ(?), чиЖ(?), гараЖ(?), камыШ(?),
МуЖ(?), товариЩ(?), ноЧ(?), багаЖ(?),
РоЖ(?), мыш(?), ветоШ(?), тиШ(?), мираЖ(?)
БроШ(?), мяч(?), стороЖ(?), борЩ(?), вираЖ(?),
Лещ(?), меч(?), стриЖ(?), калаЧ(?), тираЖ(?).

ИРИНА РАСУЛОВА
3.
Н- и -НН- в именах прилагательных

Кувшинчик стариННый
Расписанный глинЯНый,
С сушЁНой малиной,
На ткаНой салфетке,
Где вышиты метки,
Красуется в шкафчике,
Соседствуя с ларчиком,
Невиданным, страННым,
С серебрЯНым кантом.

На полке стоят деревЯННой
За дверцею тонкой стеклЯННой,
Что с ручкой витой оловЯННой.

*****
ОловЯННых пять солдат
Дружно выстроились в ряд
На подставке деревЯННой
С танцовщицею стеклЯННой.

_____________________________________
Правописание НН и Н в прилагательных:

ПИШИ -НН-
1. В основе Н + суффикс Н
чугуН+Н+ый
2.С суффиксами -ОНН- , -ЕНН-
авиациОННый , тыквЕННый
Но! ветрЕНый день

ПИШИ -Н-
1. с суффиксами -АН- , -ЯН- , -ИН-
песчАНый , лебедИНый
2.отглагольные прилагательные
тканый - НО!соткаННый
рваНый - НО! порваННый

ИСКЛЮЧЕНИЯ: оловЯННый , деревЯННый , стеклЯННый

4.
ПЧЁЛКА и ЖЁЛУДЬ.

Юная пчЁлка у жЁлудя ждёт:
Жёлтый бутончик когда расцветёт?
ЖЁлудь ей шепчет, что он не цветок.
ПчЁлка поджала губу-хоботок.
-Шёпот ваш этот , конечно же, вздор.
С брюшком пустым мне вернуться – позор.
Как объясню в улье пчЁлкам я всем,
Жёлтый цветок без нектара совсем.
Слёзки по щЁчкам пчелиным ползут.
Жёлудю жалко малышку... И тут...
Шляпку хотел перед дамою снять.
Что упадёт, он успел вдруг понять.
Жёстко он пчЁлке велел:» Улетай!
В поле цветочном нектар собирай!»
________________________________________

В корне слова после ШИПЯЩИХ ПИШИ "Ё"!
Но помни о словах-исключениях: шОссе, шОколад,
капюшОн и другие.

СПАСИБО БОЛЬШОЕ ВСЕМ НАШИМ ЗАМЕЧАТЕЛЬНЫМ АВТОРАМ!

Команда Избушки:
Главный редактор Адела Василой
Ведущие конкурсов - Ирина Расулова