Гармония - цикл стихов

Оскар Хуторянский
„Откуда взяться гармонии между душой и телом, если душа всегда готова спасти себя ценой тела?“
          —  Станислав Ежи Лец


ПОНЯТИЕ ГАРМОНИИ В ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ

Когда-то в древней мудрой Греции
Была ГАРМОНИЯ, был ХАОС.
Порядок был в противоречии
С бесформенным - так им казалось.

Она пришла от Гераклита,
Для нас он первым дань ей дал -
Всего различного единство
Тогда ГАРМОНИЕЙ назвал.

И математик Пифагор
Создал эстетики основу,
Считал ГАРМОНИЯ - не вздор,
А суть всего, что мило взору.

Художник или музыкант
Ту суть извлечь из вещи должен,
И если в нём сидит талант,
Извлечь ГАРМОНИЮ он сможет.

Платон считал её основой
И суммой качеств человека,
Что тело лишь душе опорой
Быть гражданином (ну и греком).

Нет, не поверхностна ГАРМОНИЯ.
Единство разных всех частей,
Что заполняют все пробои
В вещах, в душе сливаясь с ней.

И если личность гармонична,
То вместе тело и душа
В ней уживаются отлично...
Идея греков хороша!

Но как любые идеалы
Живёт в скульптуре и в струне…
Гармонии в людях очень мало,
Так кажется лишь может мне.


Хаос - первичное состояние Вселенной, бесформенная совокупность материи и пространства (в противоположность порядку).

Гармония -  в философии — согласование разнородных и даже противоположных (конфликтных) элементов, в эстетике — слаженность целого, рождающаяся от сочетания противоположных по качеству сущностей


;
ГАРМОНИЯ ПРОПОРЦИЙ

Пропорция, симметрия. ритм
Для греков - суть познания мира.
Их храмы и скульптуры их
Нам до сих пор для глаза - пиром.

Закономерность красоты
В симметрии им открывались,
В пропорциях тела и черты
Классическим для нас остались.

Сам “ЧЕЛОВЕК" для них был мерой
И меркой даже для богов!
Там боги брали все примеры
С античных греков тех веков.

Богов сложение и повадки,
Проблемы все между собой
С людей срисованы.  Все падки
В богах представить образ свой.

По их подобию создан Зевс
Венера, Аполлон, Афина
У них был в силах перевес.
В эстетике был вкус единый. 

Пропорция, симметрия. ритм
Для греков - суть познания мира.
Их храмы и скульптуры их
Нам до сих пор для глаза - пиром.


;
ГАРМОНИЯ НА ЗАПАДЕ И НА ВОСТОКЕ

Всё началось от Гераклита, (1)
Который всё всем объяснял
“Взаимосвязаностью мира",
И "Разум Космоса” назвал.

И Гиппократ ему же вторил -
Одно дыхание, поток…
Вселенский организм в ГАРМОНИИ,
Для каждой части свой есть срок. (2)

Ведь есть теория Земли -
"Теория Гея" (всем для справки),
Планету всю, как организм,
Она включает без поправки.

Нам был намёк от древних греков,
(У них всегда полно идей),
Богиня Гея, вспомним к месту,
Землёй командовала всей.

И всё живое - неживое
Завязано в одном узле,
Одно влияет на другое
С коррекцией в самой себе.

Воды солёность, атмосфера -
Её состав и кислород,
Стабильность, постоянство "термо",
И разум наш - таков подход.

Учёным Рима был Агриппа,
Придумал "пятый элемент” -
“Душою мира” звал он - это,
То без чего Вселенной нет  (3)

Системщиком был Леонардо, 
Никто его не повторил...
До Галилея и Декарта,
До Ньютона.  Он так учил.

Его учение и открытия
Забыты все веков на пять
И лишь недавно из забытья
Великий смысл их всплыл опять.

Вернадский, мы о нём писали, 
Был верный ученик его:
"Мы связаны с природой сами
Но вред от нас больше всего”.

Но ведь до них учение Дао
Учило именно о том,
Что всё вокруг - одно начало
В ГАРМОНИИ всегда при том.   

Восток и Запад не делились
Своими знаниями тогда.
И к идеалам все стремились
В Элладе тысячи две назад.

Подход системный - всё в балансе,
Есть Ин, есть Янь.   Есть я и вы.
Земля в согласии, в диссонансе
И в этом нашей часть вины.


(1) Гераклит Эфесский  (544—483 гг. до н. э.)

(2)  Гиппократ, родившийся почти через 20 лет после смерти Гераклита, придерживался его же взглядов. «Есть один общий поток, одно общее дыхание. Все сущее пребывает в гармонии. Весь организм в целом и каждая из его частей совместно трудятся во имя достижения одной цели… Великий принцип простирается до самой отдаленной части и из самой отдаленной части все возвращается к великому принципу».

(3)  Римский ученый Агриппа говорил о пятом элементе – помимо земли, воды, воздуха и огня, – который поддерживает бытие. Он называл его «мировой душой», пронизывающей все сущее и являющейся вещью в себе


 
ГАРМОНИЯ ДАО - ИНЬ И ЯН

 
Сложна Востока философия
И ей уже пять тысяч лет.
В ней мысль залючена глубокая:
Кто ищет, тот найдёт ответ.

Символика - её основа
Борьба противоволожных сил…
Нам диалектики не нова -
Зенон Элейский объяснил (1)

Но до него тысячелетия
В Китае знали Ян и Инь - (2)
Единство всех противоречий -
Первопричина всех причин.

Так свет и тьма, и твёрдый - мягкий,
Жара и холод, день и ночь,
Луна и солнце, юный - старый…
Вот символ жизни нам помочь.

Вся философия Китая
На дуализме стоит том -
Мужское - женское начало,
Душа и тело - только в нём.

Нет одного и нет другого,
Лишь вместе жить им суждено.
Взаимодействием живого
И дополнением его.

Итак, меняется всё всюду
И цель ясна - храни баланс.
ГАРМОНИЯ прийдёт оттуда
И нет конца. Есть только шанс.


(1) Зенон Элейский  — ок. 430 до н. э. — древнегреческий философ, ученик Парменида, представитель Элейской школы. Знаменит своими апориями, которыми он пытался доказать противоречивость концепций движения, пространства и множества.

(2) Инь и Ян  — одна из основных концепций древнекитайской натурфилософии.



ПОНЯТИЕ ГАРМОНИИ, ДОБРА И ЗЛА В СИНТОИЗМЕ

Понятие добра и зла
Различны у народов разных -
Кому в скрижалях пример дан,
В Коране, в Библии прекрасно.

Но есть религия Востока,     (1)
Где относительность царит,
Где для себя один возможно
Добро от зла сам отличит.

Добро и Зло - не абсолютны,   (2)
И Зло приходит, как болезнь,
Когда ты слаб и мысли скудны
Иль недостойны мысли есть.

Добро - слияние с природой
С открытым сердцем и душой.
Не навредит себе и строго
Следит, чтоб путь не стал иной.

Способность в мире жить с другими,
Преклонный возраст уважать,
Не замарать семью и имя
Добром лишь нужно принимать.   (3)

Творение зла само обманно,
Когда несчастлив человек,
Когда всё видит он туманно,
Тогда петляет его след.

Вражда, война, даже убийство
Не значат непременно Зло.
Не делать так, чтоб было стыдно!
Не поступать другим назло.

Зло - эгоизм и нетерпимость -
ГАРМОНИИ нет среди людей.
Добро - с природой душа слилась,
“Один - для всех” - умри, убей.   (4)

Религия эта - синтоизм,
Японцев древняя основа.
Там в камни дух её проник
И поклоняются им снова.


(1) Синтоизм, синто ( «путь богов») — традиционная религия в Японии. Основана на анимистических верованияхдревних японцев, объектами поклонения являются многочисленные божества и духи умерших. Испытала в своём развитии значительное влияние буддизма.

(2) Понятия синто о добре и зле существенно отличаются от европейских (христианских), прежде всего, своей относительностью и конкретностью. Так, вражда между антагонистичными по своей природной сути либо хранящими личные обиды ками считается естественной и не делает кого-то из противников безусловно «хорошим», другого — безусловно «плохим».

(3) Если человек действует с искренним, открытым сердцем, воспринимает мир таким, каков он есть, если его поведение уважительно и безупречно, то он, вероятнее всего, совершает добро, по крайней мере, по отношению к себе и своей социальной группе. Добродетелью признаётся сочувствие к окружающим, уважение к старшим по возрасту и положению, способность «жить среди людей» — поддерживать искренние и дружелюбные отношения со всеми, кто окружает человека и составляет его общество.

(4) Зло, в представлении синто — это своеобразная болезнь мира или человека. Творение зла (то есть нанесение вреда) для человека неестественно, человек творит зло, когда обманут или подвергся самообману, когда он не может или не умеет чувствовать себя счастливым, живя среди людей, когда жизнь его плоха и неправильна.
Порицается злоба, эгоизм, соперничество ради соперничества, нетерпимость. Злом считается всё, что нарушает социальный порядок, разрушает гармонию мира.


ГАРМОНИЯ ФАРИСЕЕВ И СТОИКОВ

Не заслужили фарисеи
Наветов со времён Христа.
Мне кажется, что их идея
Похоже к стоикам близка. 

Философ - стоик, для него
Все чувства - суета мирская -
Сквозь призму разума его
На жизнь смотреть, не удивляясь.

За триста лет до нашей эры
Зенон учение создал:
Ему последуй ты и с верой
Тебя не сдвинет жизни шквал. 

По философии фаталисты -
Зачем противиться судьбе,
Идешь с ней в ногу - чинно, чисто,
Противишься - идешь в узде. 

Жить ГАРМОНИЧЕСКИ с природой,
Не ратовать и не роптать,
Удачи так как и невзгоды -
Все без эмоций принимать.

Не жди от жизни удовольствий,
И вожделений не ищи,
Ты в жизни ничего не бойся,
Добился?  Вот и стоик ты.

И Диоген и Марк Аврелий,
Сенека, много множество других
Прилежно стоиками были.
Был и Спиноза среди них.

Зовем мы стоиком сегодня
Кто все удары принимал
Без ропота, без слова "больно",
И кто мораль не предавал.

Другому богу фарисеи
Служили верой, но Зенон
Гордился ими бы наверно,
Коль с ними был бы он знаком. 

Но стоиков не обижают,
А фарисеев - каждый раз,
А ведь Иисус хвалил их знания
И исполнять давал наказ. 


Стоицизм — философская школа, возникшая в Афинах ок. 300 г. до н. э. во времена раннего эллинизма и сохранившая влияние вплоть до конца античного мира. Именование получила по названию портика - Стоа Пойкиле.  Основатель стоицизма Зенон

;
ГАРМОНИЯ В ИСКУССТВЕ

Не знаю почему искусство
Боится точных описаний -
Как красоту опишешь?  Трудно.
Ни формулы о ней, ни знаний.

Понять пытались Аристотель,
Платон, да Винчи и другие.
Ведь “космос” значит в переводе
“Прекрасно созданный”- вот имя. 

Но что нам кажется прекрасным
В лице, в предмете и в природе?
Девицу называли “красной”
Славяне, так звалась в народе.

Считалось - в сказке не расскажешь,
Пером тем более не опишешь...
Считалось, красота досталась
Лишь по велению тех, свыше.

Но есть понятие ГАРМОНИИ,
Законы рифм, стихосложения.
“Пропорции золотой”, что более
Так формирует наше мнение.

Есть перспектива и симметрия,
Есть геометрия природы
В животных, скалах и растениях,
И водопадов бурных воды.

Закаты есть и есть рассветы,
Цветами оптике подвластны...
Я понимаю это мнение,
Что не опишешь - то прекрасно.

;
ГАРМОНИЯ ЗОЛОТОГО ВЕКА

У всех народов есть предания
О прошлом Веке Золотом -
Блаженном веке без страданий,
Где ГАРМОНИЧНО всё кругом.

Где человек - одно с природой,
Где волк овце наилучший друг,
Где честность и добро основой
Всех отношений. Всех вокруг.

Ещё шумеры тосковали
О прошлом, о былых полях,
В разврате городов познали
Коварство, жадность, злобу, страх.  (1)

Дикарь там славен благородный  (2)
С врождённой добротой своей.
Там добродетель факт, не мода
Цивилизации идей.

Гомер воспел их и Гораций,
(Последний скифов уважал).
Тацит - германцев славил нацию,
Как видно он её не знал.  (3)

Монтень восславил каннибалов,
Дефо о Пятнице вздыхал,
Руссо своим пером, как жалом
Цивилизацию пронзал. (4)

Мечты, идеи, идеалы
Наивность, простота души…
Мне кажется честней шакалы
Тех дикарей из темноты.


(1) Шумеры древнее населения Южной Месопотамии, цивилизация в долине Тигра и Евфрата — одна из первых цивилизаций в истории человечества (около 5500 до н.э.).
Шумеры в своих мифах называют прародиной человечества остров Дильмун, в описании которого присутствуют архетипичные черты золотого века и потерянного рая.

(2) Благородный дикарь  — тип персонажа, особенно популярный в литературе эпохи Просвещения (XVIII век). Призван иллюстрировать врождённую добродетельность человека до его соприкосновения с цивилизацией.

(3)  Гомер  — легендарный древнегреческий поэт-сказитель, создатель эпических поэм «Илиада» и «Одиссея», идеализировал пастухов Аркадии

Квинт Гораций Флакк — древнеримский поэт «золотого века» римской литературы, завидовал участи мужественных скифов

Публий (или Гай) Корнелий Тацит— древнеримский историк, один из самых известных писателей античности, автор трёх небольших сочинений («Агри;кола», «Германия», «Диалог об ораторах») и двух больших исторических трудов («История» и «Анналы»),  ставил в пример своим соотечественникам германцев.

(4) Мишель де Монтень — французский писатель и философ эпохи Возрождения, с глубокой симпатией описывает жителей Нового света в своём эссе «О каннибалах».

Чертами «благородного дикаря» наделён и Пятница в «Робинзоне Крузо» Дефо.

 Жан-Жак Руссо в трактате «Эмиль» (1762) ополчается против развращающего влияния современного образования и восхваляет природную добродетельность человека.

 
;
ГАРМОНИЯ МИРА ПО Г. ЛЕЙБНИЦУ

Сказал нам ЛЕЙБНИЦ, враг Ньютона:
"Мир познаваем и умен".
И что бы не случилось с нами
"Все к лучшему" - выводит он.

Научный не-научный принцип -
Зовётся “Бритвой он Оккама”.  (1)
Идея - "не используй лишнее,
Простейшее решение - право.”

Хотя приписано Оккаму,  (2)
Но знал тот принцип Аристотель.
А юный Лейбниц аксиому
Развить и уточнить позволил.  (3)

Он Академию в Берлине
Создал. И был там президент.
Был математиком, что ныне
Похожих близко даже нет.

Знакомы с двоичной системой?
Комбинаторика ясна?
И-Цзин был создан той же мерой
И это он признал сполна.

Искал он метод для решений
Научных и других проблем -
Комбинаторику явлений,
Процесс - как ДАО сказал всем.

Язык искал “универсальный”,
Чтоб мысли мог он описать…
Искал и в Каббале отчаянно -
 К И-Цзин приводит путь опять.

Тут как бинарная система -
Длина строки - сложнее смысл…
И в наших генах та же мера
И также строим нашу мысль.

Был полимат последний вроде -
Давалось всё ему легко.
В науке, также как в природе -
Он за Декартом следом шёл.

Он верил в мир универсальный,
В его ГАРМОНИЮ, баланс…
А это ДАО принцип давний
Для Лейбница, для них, для нас.

От логики его суждения
И вера в Бога – как основа,
Но верил он, что вся Вселенная -
Есть лучшая из всех возможных

Его “Монады” как субстанции  (4)
На атомы весьма похожи.
Он Канта вдохновил и нацию
Той философией похоже.


Готфрид Вильгельм Лейбниц (1646 — 1716) — саксонский философ, логик, математик, механик, физик, юрист, историк, дипломат, изобретатель и языковед. Основатель и первый президент Берлинской Академии наук

(1)  Бритва Оккама (иногда лезвие Оккама) — методологический принцип, получивший название от имени английского монаха-францисканца, философа-номиналиста Уильяма из Оккама (англ. William of Ockham; лат. Gulielmus Occamus; фр. Guillaume d'Ockham ок. 1285—1349). В кратком виде он гласит: «Не следует множить сущее без необходимости» (либо «Не следует привлекать новые сущности без крайней на то необходимости»).

(2)  Уильям Оккам (или Оккамский) (англ. William of Ockham; ок. 1285, Оккам, графство Суррей, Англия — 1347, Мюнхен, герцогство Бавария, Священная Римская империя) — английский философ, францисканский монах из Оккама, маленькой деревни в графстве Суррей в Южной Англии.

(3) С номинализмом выражение впервые ассоциировал молодой тогда немецкий учёный Г. В. Лейбниц, — по-своему истолковав труды своего учителя Якоба Томазиуса, — в своей знаменитой диссертации, опубликованной в 1670 году.

(4) Монадология — работа Готфрида Лейбница 1714 года, повествующая о монадах  — простых субстанциях, не имеющих частей

 

ЧЕСТЬ - ВНУТРЕННЯЯ ГАРМОНИЯ

Цицерон в «Трактате об обязанностях» говорит о honestum
(честности, порядочности, добродетели) как мере и конечной цели всех поступков;  honestum состоит в ГАРМОНИИ с самим собой
и в выполнении обязательств перед обществом


Понятие "честь" как таковое
Пришло от рыцарей, дворян.
В религии оно другое,
Оно другое у крестьян. 

В религии честь - быть верным Богу
И жить как он всем предписал.
Нет чувства внутренней тревоги
И нет сомнений. Он дал-взял.

Не слышал я чтобы в деревне
Кого-то звали на дуэль,
Но вилы в бок имели место
Без секундантов, это цель

Да, была воинская доблесть,
И целомудрие в чести,
Но чувства внутренней ГАРМОНИИ
И качеств - это впереди. 

Где честь определяет личность,
Чтоб жизнь отдать и не жалеть.
Где идеалы, а не милость
И не амбиции беречь.

Писал о чести Аристотель, (1)
Писал о ней и Цицерон. (2)
Понятия их почти похожи
Но есть различия притом.

Здесь относительна реальность -
Всех Пушкин звал к себе в постель,    
Но взгляд Дантеса на Наталью
И всё.  Прощения нет. Дуэль.

Была ль мораль у динозавров?
Была ли этика тогда?.
У каннибалов честью главной
Откушать печень у врага.

А было ведь и “слово чести”-
Рукопожатим скрепив,
Без адвокатов и без прессы
Стояло крепче пирамид.

Дай Бог нам всем прожить достойно,
И честь свою не замарать.
Ведь честь одна. Её возможно
Лишь раз отдать. Раз потерять.


(1) У Аристотеля в «Никомаховой этике» честь сочетает в себе внешнее и внутреннее, общественный почет и личную добродетель

(2) См. эпиграф


;
ГАРМОНИЯ В ТЕОСОФИИ Е. П. БЛАВАТСКОЙ 1831-1891

Знакомо имя вам Блаватской?  (1)
Возможно да, а может нет...
Её фамилия мне встречалась
То здесь, то там уж много лет.

Когда то не было известней
В Европе мистик чем она -
Все философии, религии
И мистику в одно свела. 

В её семье легенды были,
Что род от Рюриков вели,
А также Каролингов имя
В семье отца были в чести. 

Она ребёнком ощущала
Что духу вся принадлежит
И всех вокруг так изумляла
Что видит всё ясней других. 

Она объездила планету
По слухам много, много раз
Влияния примера нету
На всех, услышавших рассказ.

При ней играл рояль закрытый
И очевидцы говорили,
Что не было вокруг мужчины
Её слова не покорили.

Хотя была и грубовата,
И до красавиц не тянула....
Но что-то в ней от Клеопатры
И взгляд её сильнее пули.

О ней писали, говорили,
Писали книги и трактаты.
Ей восхищался также Рерих ...
И множество других гигантов.

Она редактором была
Журнала, имя - "Люцифер".
Как "света луч" перевела
Её поклонникам в пример.

В основе мира, по учению,
Первопричина, Абсолют!
У всех у нас к нему влечение,
Все часть его в себе несут.

Непознаваемый, мистичный,
Абстрактный - этот Абсолют.    (2)
Там Логос связан с Вечной Мыслью,
И Мурость - Духом там зовут.

Там наше “Я”- частица Бога!
Реинкарнация жива!
ГАРМОНИЯ, Карма там - Природа!
И Карма - вечная Судьба.

Семёрка там всему начало,   (3)
Семёрка там всему конец…
Идея "Мирового Братства” -
Вот Теософии венец!

Теософическое братство -
Для всех религий и для рас.
Слыла у многих - шарлатаном...
Что вызовет она у вас?    (4)


(1) Елена Петровна Блаватская — русская дворянка, гражданка США, религиозный философ теософского пантеистического направления, литератор публицист, оккультист[и спиритуалист, путешественница.

(2) Основные положения -
в основе происхождения мира лежит Первопричина или Абсолют. Все существующее во Вселенной, в том числе человек, несёт в себе частицу Первопричины. Человек имеет возможность соединиться с Первопричиной.

(3) В основе концепции теософии лежит семеричный принцип : 7 планов бытия, 7 принципов человека, 7 эволюционирующих рас и др.

(4) “Разоблачённая Изида” Елены Блаватской была одной из самых любимых книг Альберта Эйнштейна. Книга исследует природу и происхождение магии, в ней серьёзно обсуждаются оккультные науки.


;
ГАРМОНИЯ В МАССОНСТВЕ

Опять пишу я о масонах,
Их символ не узнать нельзя.
Геометрическим набором
Себя отметили не зря.

Простые вроде инструменты,
Любому школьнику ясны.
Но смысл, что Бог так строил Землю
И траекторию Луны.

Он был создатель всей Вселенной
Там “G”, как “Бог” и “Геометр”  (1)
Он для масонов высшей мерой
И в центре им он, как пример.

И архитектор пирамиды
И тот, кто строил Первый Храм
Он калькулятора не видел
Угольник, циркуль только знал.

Намёк о “квадратуре круга”,  (2)
И циркуль есть небесный свод,
Что обнимает Землю другом.
В ГАРМОНИИ он с ней живёт.

Масон как циркулем очертит
Свои границы бытия,
А путь его уже размечен
Тем, кто создал его же “Я”.

Квадрат у древних значил - тело,
А круг конечно был - душа.
О вечной связи души с небом
Тот символ говорил всегда.

Их символ строить призывает -
Там нет меча, там нет орла…
Они не те, кто разрушают,
Но не о том шуршит молва.


(1) «G» обозначает Бога (англ. God) и, чтобы напомнить масонам, что Бог находится в центре масонства. В этом контексте он также может быть представлен как Великий Архитектор Вселенной и представляет букву «G» как геометрию (англ. Geometry), описывая её как «благороднейшую из наук», и как «основу, на которой возведена надстройка масонства»

(2) Квадратура круга — седьмая проблема Евклида - задача, заключающаяся в нахождении способа построения с помощью циркуля и линейки квадрата, равновеликого по площади данному кругу.  Является одной из самых известных неразрешимых задач на построение с помощью циркуля и линейки.

 

ПРОГРЕСС И ГАРМОНИЯ

Я вижу странный парадокс
Прогресс технический всё выше,
Теперь почти мы можем всё,
Но недовольство - "выше крыши”.

Растут амбиции у нас
И покоряем мы природу.
Живём в комфорте мы сейчас,
Что древним и не снилось сроду.

Но что же гложет нас внутри -
Несчастны и неполноценны…
Духовный мир почти забыт
В технологической вселенной.

Восток иначе понимал
Смысл бытия, его развития -
Гармонию духа он считал
Основой, смыслом всех событий.

Для тех, кто верит в Разум Мира
И в Логику его создания,
Идут стопами Гераклита (1)
И технологии познания.

Тем кому Дух - начало Мира
Гармония, баланс в почёте -
Тем Дао стало быть кумиром (2)
Их на востоке  вы найдёте.

Пока слияния не будет
Двух направлений, философий,
Мы беспокойны будем люди
И Разум Духу не поможет.


(1)Гераклит Эфесский  (544—483 гг. до н. э.) — древнегреческий философ.  Основатель первой исторической или первоначальной формы диалектики

(2) Дао ( буквально — путь) — одна из важнейших категорий китайской философии. Его этическое значение, истолковав как «путь человека», то есть нравственное поведение и основанный на морали социальный порядок.

ГАРМОНИЯ СФЕР

Не интересно вам узнать
Откуда всё берёт начало?
Кто и когда решил принять
Названия нот - как это стало?

Монах был - Гвидо Аретинский, (1)
Авторитетом важным был
И музыкантом флорентийским.
Он нотам жизнь определил.

Он выбрал их и дал названия
По вере и по небесам:
Вот DOminus - господне звание,
В RErum - материя жива.

МИ есть MIraculum иль чудо,
А ФА - фамилия планет,
СОЛЬ - вот это солнце  будет,
LActeal via  -Млечный след.

SIdarae - небеса в латыни…
Так в нотах Гвидо передал
Сфер музыкальную отныне,
Что Пифагор и предсказал. (2)

1   Гвидо д’Ареццо, Гвидо Аретинский (итал. Guido d'Arezzo, лат. Guido Aretinus) (ок. 990 — ок. 1050) — итальянский теоретик музыки, один из крупнейших в эпоху Средних веков и самых значимых во всей истории западноевропейской музыки. Монах-бенедиктинец.

Do – Dominus – Господь;
Re – rerum – материя;
Mi – miraculum – чудо;
Fa – familias рlanetarium – семья планет, т.е. солнечная система;
Sol – solis – Солнце;
La – lactea via – Млечный путь;
Si – siderae – небеса.

2   Музыка Сфер - Выражение, используемое Пифагором, открывшим математическое соотношение в частотах различных тонов музыкальной шкалы. Определяя орбиты планеткак порождающие сходное отношение, основанное на расстоянии от центра, он характеризовалв заимоотношение их орбит как "ГАРМОНИЮ сфер".

;

ГАРМОНИЯ СИММЕТРИИ

С глубокой древности известно,
Коль хочешь защитить свой дом
От духов злых - оставить место
Чтоб поместить там палиндром!  (1)

Симметрия с мистикой сливалась,
Считалось - чёрт боится их,
ГАРМОНИЕЙ слов она считалась,
Но и в науку след проник.

Есть нерешённые задачи:
"Переверни мол и сложи,
Число любое и иначе
Чтоб палиндромы получить.  (2)

Есть музыкальный палиндром
У Баха, Моцарта найдёте -
Мелодии такой же код
Коль ноты вы перевернёте.  (3)

Но кажется важней всего
У наших генов расстановка -
Зеркальна копия, её
Лишь в палиндроме вы прочтёте. (4)

С глубокой древности известно,
Коль хочешь защитить свой дом
От духов злых - оставить место
Чтоб поместить там палиндром!


(1) Палиндром (от др.-греч. — «назад, снова» и др.-греч.— «бег, движение»), перевертень— число, буквосочетание, слово или текст, одинаково читающееся в обоих направлениях  Иногда - любой симметричный относительно своей середины набор символов:

Примеры:
121
топот
а роза упала на лапу Азора   - А. Фет
абввба
НООССООН - формула щавелевой кислоты

(2) Проблема 196 — условное название нерешённой математической задачи: неизвестно, приведёт ли операция «перевернуть и сложить», применённая к числу 196 какое-то количество раз, к палиндрому — числу, читающемуся с конца так же, как с начала.
Число Лишрел (англ. Lychrel number) — это натуральное число, которое не может стать палиндромом с помощью итеративного процесса «перевернуть и сложить» в десятичной системе счисления. Этот процесс называется 196-алгоритмом. Название «Lychrel», придуманное Wade VanLandingham, — примерная анаграмма имени его подруги — Шерил (англ. Cheryl). Строго доказанных чисел Лишрел не существует, но многие числа предполагаются таковыми, причём наименьшее из них — 196.

(3) Пьесу играют «как обычно», но после того, как она заканчивается, ноты переворачивают и произведение играют заново, причем музыка не изменится. Итераций может быть сколько угодно и неизвестно, что является верхом, а что низом. Такие произведения можно играть вдвоем, читая ноты с разных сторон. Примерами таких музыкальных палиндромов могут являться произведения Баха “Crab Cannon", "Застольная мелодия для двоих" Моцарта и "Путь Мира" Мошелеса, а также Прелюдия и Постлюдия из фортепианного цикла Пауля Хиндемита "Ludus tonalis".
(4)  В структуре нуклеиновых кислот имеются относительно короткие взаимно комплементарные участки, имеющие «зеркальные» последовательности нуклеотидов, которые могут образовывать дуплексы. Общее число таких «перевертышей» в геноме человека оценено от 100 тыс. до 1 млн. При этом они распределены по ДНК неравномерно.
Важную роль играют палиндромные последовательности в формировании некоторых типов нуклеиновых кислот, например, в случае транспортных РНК


;
ГАРМОНИЯ ПАЛИНДРОМОВ

Мы знаем лишь, что есть сейчас!
Что было - иногда мы помним.
Историю древних без прикрас
По мифам как-то восстановим.

Но то, что раньше - до людей,
До звёзд, до Солнечной Системы
Во власти физиков идей,
Констант, законов, переменных...

В законах их есть парадокс:
По времени все палиндромы -  (1)
Вчера ли, завтра - не вопрос
Им время будто не знакомо!

Но есть простой эксперимент -
Стакан воды сейчас нагретый
Остынет завтра, не в момент,
Но охладится, знаем это.

Но если видим мы стакан
Воды холодной, как мы знаем,
Что был нагретым он вчера
Иль год назад? Не понимаем.

А это как идёт отсчёт
Со времени Большого Взрыва!
Экстраполяция идёт
То, что с водой необъяснимо!

(1) Палиндром - с данном случае - симметричность во времени


СИММЕТРИЯ В МУЗЫКЕ БАХА.

Симметрия бывает в нотах,
Возьмите Баха, например,
Произведение - Краб канона,
Вперёд-назад - один размер.   (1)

И не изменится звучание,
Коль в ленту Мебиус свернуть. (2)
Подарок - Фридриху признание,
Ведь он связал с ним жизни путь. (3)

Прекрасна музыкальна фраза
Математически верна.
Король-философ видит сразу,
Там провидения рука.

Предполагают, что в раю
Звучит прекрасный канон Баха
И ангелы поют в строю,
И хор жильцов в ночных рубахах.

Симметрия бывает в нотах,
Возьмите Баха, например,
Произведение - Краб канона,
Вперёд-назад - один размер


(1) Музыкальный палиндром. Краб Canon - Музыкальное произведение И. С. Баха (1747). Рукопись изображает последовательность, которая будет проигрываться справа-налево и слева-направо одинаково и является примером музыкального палиндрома.

(2) Модель ленты Мебиуса может быть легко создана из полоски бумаги, повернув один из концов полоски вполоборота и соединив его с другим концом в замкнутую фигуру.

(3) Баха связал свои жизненные надежды с Фридрихом Прусским. Он поступил к нему на службу аккомпаниатором («Флейтист-поэт» — называли Фридриха при дворах европейских монархов), когда тот был еще крон-принцем, нелюбимым, жестоко притесняемым, даже не раз публично битым по щекам своим отцом Фридрихом-Вильгельмом I.

Фридрих II, или Фридрих Великий, известный также по прозвищу Старый Фриц (нем. Friedrich II., Friedrich der Gro;e, Alte Fritz; 24 января 1712, Берлин — 17 августа 1786, Сан-Суси, Потсдам) — король Пруссии с 1740 года. Яркий представитель просвещённого абсолютизма, основоположник прусско-германской государственности.

Замечание Баха к четвертому канону Музыкального приношения: «Пусть счастье короля растет, как растут значения нот».
Надпись на нотах пятого канона: «И как модуляция двигается, подымаясь вверх, так пусть будет и со славой короля».

;
ГАРМОНИЯ СИММЕТРИИ В ФИЗИКЕ - Амалия Эмми Нётер (1882-1935)

Не всем знакомо это имя,
А право это очень жаль -
Она в ряду стояла с ними:
Эйнштейн и Дарвин, и Паскаль.

Её работы превосходны
И в математике сухой
Открыла новые подходы,
Каких не знал никто другой.

Что Дарвин сделал в биологии,
То физике она дала.
Эйнштейна, Фейнман теории
Лишь частный случай их числа.

В университет нельзя девицам
Нельзя им даже "в двери стук”,
Но как пришлось всем удивиться -
Ей дали доктора наук.

Об “общей алгебре” известно?
Она создала ведь её!
Без должности ей дали место
И не платили за неё.

Сам Гильберт взял её на службу (7)
И как она там расцвела -
Её теория служит службу
Всем кому физика мила.

Симметрию она связала
И консервации закон!
Эйнштейн сказал, что то немало,
Фундаментальным станет он.

Открыли так анти-частицы,
Нейтрино, как и позитрон..
Симметрией теперь гордится
Физический любой закон.

Уволена она с позором
В Германии ей места нет,
Еврейке лучше под надзором
Или в изгнание, в Новый Свет.

Недолго побыла на свете,
Но осветила многим путь.    (4)
Не плохо взрослым бы и детям
В ту теорему заглянуть.   (5)

Та теорема доказала
Фундаментальный очень факт:
Симметрия всего начало
Природе без неё никак.

С ней все законы сохранения
И консервации дружны.
И Нётер высказала мнение -
О соответствии всех их!  (6)

Там время очень симметрично
И «завтра» там равно «вчера»
Там логика всегда первична!
Симметрия всегда права!


(1) Амалия Эмми Нётер 1882-1935 — немецкий математик, наиболее известна своим вкладом в абстрактную алгебру и теоретическую физику. Павел Александров, Альберт Эйнштейн, Жан Дьёдонне, Герман Вейль и Норберт Винер считали её наиболее значительной женщиной в истории математики

(2) Ричард Фейнман  1918 — 1988 — американский учёный физик, лауреат Нобелевской премии (1965). Основные достижения относятся к области теоретической физики. Один из создателей квантовой электродинамики.

(3) Общая алгебра изучает алгебраические системы (алгебраические структуры) и редуцировать их до максимально абстрактных форм. Целью Нётер было понять, как математические идеи коррелируют друг с другом и построить общие математические структуры

(4)  А. Эйнштейн в заметке на её смерть отнёс Нётер к величайшим творческим гениям математики

(5) Теорема Нётер в теоретической физике – то же самое, что и естественный отбор в биологии.

(6) Теорема Нётер утверждает, что каждой непрерывной симметрии физической системы соответствует некоторый закон сохранения:

однородности времени соответствует закон сохранения энергии,
однородности пространства соответствует закон сохранения импульса,
изотропии пространства соответствует закон сохранения момента импульса,
калибровочной симметрии соответствует закон сохранения электрического заряда и т. д.

Пример: “временная независимость законов физики является результатом закона сохранения энергии”.  И наоборот.

(7) Давид Гильберт —  1862-1943 немецкий математик-универсал, внёс значительный вклад в развитие многих областей математики. Член многих академий наук, в том числе Берлинской, Гёттингенской, Лондонского королевского общества, иностранный почётный член Академии наук СССР (1934). Лауреат премии имени Н. И. Лобачевского (1903). В 1910—1920-е годы (после смерти Анри Пуанкаре) был признанным мировым лидером математиков.


;
СИММЕТРИЯ МИРОЗДАНИЯ

С симметрией знакомы все -
Что справа есть, то есть и слева...
И египтянин, и ацтек
Так пирамиды свои делал. 

Нам симметричны шар и круг,
Равносторонний треугольник.
И многое, что есть вокруг
В подлунном мире. И не только. 

Лежит симметрия в основе
Сложнейших физики теорий,
Заложена она в природе -
Она с ГАРМОНИЕЙ не спорит.

Галактик всех и чёрных дыр
Симметрия теперь известна.
На ней построен весь наш мир
Закон глобальный или местный. 

Мир физики у нас сегодня
Описан в сложных уравнениях.
Мы в них симметрию находим
И в статике, как и в движении.

Там безразличны величины,
Там царство логики и смысла.
Возможно есть первопричина
Что математикой мир мыслит.

Симметрия - есть “соразмерность”,
И путь прекрасного желанный.
И согласованность в размерах
Пространства, времени и данных.   (1)

И в однородности пространства
Во всех физических законах -
Зовётся то - “инвариантность"
И с этим тоже мы знакомы.   (2)

Но однородно также “время"
И для процессов безразлично
Когда эксперимент затеян -
Сейчас иль лет прошло уж тысячи. (3)

Анти-миры, анти-частицы -
Симметрии закон всё может...
Наш мир симметрией гордится
И рифма симметрична тоже.


(1) Самая простая из симметрий однородность и изотропность пространства - независимость свойств объектов от направления. Однородность пространства означает, что каждый физический прибор должен работать одинаково в любом месте, если не изменяются окружающие физические условия.

(2) Инвариантность - физические законы должны быть неизменны относительно перемещений и поворотов.

(3) Все физические явления идут одинаково, когда бы они не начались минуту или миллиард лет назад. Свет далеких звезд идет до нас миллиарды лет, но длины волн света, излучаемого атомами звезд, такие же как у земных атомов, электроны на далеких звездах движутся так же, как и на Земле. На этом примере с большой точностью установлено равномерность хода времени, и это означает, что во всякое время относительная скорость всех процессов в природе одинаково.
Законы природы не изменяются и от замены времени на обратное; посмотрев назад по времени, мы увидим то же, что впереди.
;
 
ГАРМОНИЯ ВСЕЛЕННОЙ

Распределение звёзд, что видим,
Неоднородно, знаем мы.
Так Млечный Путь мы не обидим -
Скопление звёзд, а звёзд там - тьмы.

Теперь мы все умны и знаем,
Что Млечный Путь и есть наш дом -
Галактики, где обитаем
И с миллиардом звёзд при том. 

Что Солнце - средняя звезда,
Пусть сердцу нашему уроком -
Не центр Вселенной, это так
Да и в галактике есть сбоку.

В галактике по форме диска
Мы проживаем на краю,
В периферии.  С этой мыслью
Продолжить мысль хочу свою.

Мы видим мир неоднородно,
Но если взять другой масштаб
Других галактик очень много
Миллиардов сотен к ряду ряд.

Так вот, галактики в вселенной
В ГАРМОНИИ все равномерны!  (1)
И это есть приметой верной
Большого Взрыва непременно. 

Так учит нас сейчас наука,
В ней есть ГАРМОНИЯ мироздания,
Там нет участка, что есть "лучше",
Как странно это для сознания?


(1) Маргарет Геллер и Джон Хунра в 1990 году выяснили что на масштабах порядка 300 мега-парсек Вселенная практически однородна

1 парсек = 3,26 св. года