Борис Лукин. Вилюйская быль. Глава 3
Путешествие в Якутию в посёлок Чернышевский, где уже год работала моя мама на строительстве Вилюйской ГЭС продолжается. Я, 16-летний школьник,был рад возможности повидать мир. Я вглядываюсь в новые места, по которым пролегает наш путь, вслушиваюсь в речи встречающихся людей. Для меня всё ново.
На нашем пути к Усть - Куту лежал, уже ставший к тому времени легендарным, город Братск. Эпопея возведения Братской ГЭС, на реке Ангаре, из той же "книги героических советских времён", что и строительство Вилюйской ГЭС. Ангара любовалась приплывающими на стройку парнями и сибирскими девчатами, верившими, что найдут здесь своё счастье и не боявшихся ни мороза, ни пурги этих краёв.
Не за горами было и и время пуска в эксплуатацию Саяно - Шушенской ГЭС. От одного только перечисления этих гигантов советской энергетики захватывает дух. Вот это был рывок, о котором мы сейчас только мечтаем.
Уникальность этих мест ещё и в том, что огромные территории, на которых раскинулась Ангарская тайга, не понаслышке знают в соседней нам Японии. Вдоль трассы Тайшет - Братск, после 1945 года располагались лагеря Японских военнопленных, которые, в основном, были заняты на лесоразработках. В этих местах немало грешных душ нашли упокоение. Зверства японских солдат, как и солдат вермахта, общеизвестны.
В дороге люди довольно легко сходятся и делятся своими радостями и невзгодами. Запомнился мне мужчина, который сел в наш вагон в Братске.
Видно было его удручённое состояние. Что-то его угнетало. Вскоре он уже в компании с другими пассажирами распивал бутылку водки. Действо это проходило на боковом месте и их беседа была слышна поневоле. Как я понял, человек переживал личную драму, где были задействованы: его жена, их сын и третье лицо мужского пола. Мне почему - то запомнились его слова, сказанные с большой душевной болью: "А парень то всё видит!". Ехал он тоже до Усть - Кута, а приезжал в Братск, чтобы повидаться с сыном.
С приездом в Усть -Кут закончилась железнодорожная часть нашего пути. Далее наш путь пролегал по реке Лена до города Ленск. Сибирские реки: Лена, Енисей, Иртыш сродни реке Волге. Все они ..."Из далека долго..." текут через гигантские территории.
Как железнодорожная станция и как административная единица город получил название "Усть - Кут", а как речной порт, на реке Лена его назвали "Порт Осетрово". Через этот порт шло снабжение всем необходимым Якутии и Крайнего Севера. Здание речного порта вполне отвечало всем требованиям к сооружениям подобного типа. Оно было просторное, светлое, комфортное и эстетически весьма привлекательное. Нам с мамой предстояло около двух суток прожить на нём, в ожидании парохода рейсом "Осетрово - Якутск". Это должен был быть последний рейс в ту навигацию, так как вскоре река замёрзнет. Ночь мы провели в зале для пассажиров. Запомнились мне "тёмные личности", явно из ранее судимых, которые пытались брать граждан "на испуг", требуя денег, однако до 90-х годов было ещё далеко и поэтому их требования просто игнорировались.
Подошло время отплытия в Якутск. Плыли мы как пассажиры 3-го класса. Серость и скученность трюмных условий скрашивали мне мои частые выходы на палубу. От Ленских красот и просторов захватывало дух, однако отсутствие признаков человеческого бытия - пугало.
Но река Лена, к тому времени уже давным - давно не была "медвежьим углом". Сколько знаменитостей видела эта река. Один только писатель Гончаров чего стоит. Этот "московский домосед" забрался вон куда зимой 1859 года. Обогнув Африку на фрегате "Паллада", в Москву из Якутска он возвращался по замёрзшей реке Лена.
Прибыв в Ленск, мы обнаружили, что денежки у нас закончились полностью. А предстояло ещё лететь самолётом в г. Мирный, а оттуда - в посёлок Чернышевск. Мама упросила лётчиков взять нас на на борт самолёта, что называется "Христа ради". Так я впервые оказался в полёте над сибирской тайгой. Моя душа искренне пела:
"Над сибирской тайгой небосвод голубой.
Здесь просторно и ветру и птице.
И, спасибо судьбе, посчастливилось мне,
На земле этой вольной родиться.
Ветер дальних дорог, если б только я смог,
Если б смог, полетел бы с тобою
Над сибирской тайгой, над сибирской тайгой,
Над сибирской тайгой....".
Увидеть тайгу впервые, с самолёта, не менее захватывающее зрелище, чем плыть по широкой реке. Только ещё круче. Осознаёшь себя птицей. Я даже забыл о том, как мы сможем, без денег, добраться до посёлка Чернышевск. Теперь только мне стало понятно, что переживала тогда мама и какая сила вела её на заработки в район вечной мерзлоты, где мне предстояло продолжить обучение в школе и разделить с мамой все тяготы жизни 1963 года на строительстве уникального инженерного сооружения - Вилюйской ГЭС.
В г. Мирном мать встретила много знакомых из Чернышевска, которые тоже возвращались из отпусков. Они то и помогли нам добраться до дома. Вот уж воистину: "Мир не без добрых людей"!. А впереди для меня было всё новым, неизведанным и неизвестным. Душа, всё-таки, продолжала петь ту же песню, восхищаясь подаренными мне чувствами в этом путешествии - приключении:
"Я увижу во сне, стаи птиц, по весне,
Собираются в путь свой неблизкий.
Я им в след полечу, потому что хочу,
С этой песней домой возвратиться.
Ветер дальних дорог, если б только я смог,
Если б смог, полетел бы с тобою
Над сибирской тайгой, над сибирской тайгой,
Над сибирской тайгой."
(Продолжение следует. Начало см.в сборнике "Борис Лукин. Прозаические миниатюры. Воспоминания").
© Copyright:
Елена Себелева, 2018
Свидетельство о публикации №118092606226