Вошел и Остался

Эльза Кябур
          

ВОШЁЛ  И ОСТАЛСЯ…(драма-мистерий)
 
Персонажи         
Сергей Аскаров—иллюстратор, ученик Стерлигова
Юлия  --переводчик поэтов серебряного века
Эдуард—молодой безработный
Маска Даниила Хармса-явление с параллельных миров
Маска Якова Друскина


Картина первая
В пространстве теней возникают силуэты ,в движении одного из них проявляется чемодан, который в пути  приоткрывается ,из него выпадают  и рассыпаются в воздухе рукописи, блокноты, исписанные клочки, вырванные странички из тетрадей. Следом надвигается большая густая тень, затмевая бумажный калейдоскоп в воздухе. Открывается Мансарда Сергея Аскарова, ближе к  распахнутому  окну, откуда
просматривается живописное полотно  на  еще чудом сохранивший свою былую славу старого года с архитектурой знаменитых  зодчих минувших веков, расположен мольберт, холст с рисунком прикрыт газетной полосой, разбросаны по паркету рисунки, большая тень  прикрывающая  правый угол, то движется к мольберту ,то замирает .. На силуэте наброшен  нечто парадного  костюма с намеком на английский стиль: коричневый в светлую крапинку пиджак, брюки «гольф», длинные носки и желтые ботинки на высокой подошве, с  трубкой в уголке рта, но не курившей…
 Маска  Хармса (из глубокой  тени).Господа-товарищи , я удивлен несказанно тому ,что я вошел в эпоху  со своим чемоданом и … остался и этому всё благодаря порядочности  ,как выяснилось, моему другу Якову Друскину, я следил за ним (тень преломляется),как Яков носился с набитым рукописями  чемоданом в эвакуации,а ведь мог всё себе присвоить, что значит п о к о л е н и е, серебряного  века и когда понял спустя 20 лет, что
начальником всех писателей в стране Советов   то бишь  Даниил Хармс  не придет к нему, он стал разбирать бумаги друга (сверху доносится смешок) не украл…а меня в ту пору
все боялись даже те, которые  писали романы, –подчинялись. Так было заведено.
А если какое-нибудь стихотворение или роман мне не нравился, я приказывал автору свое произведение сжечь. Ослушаться никто не мог. А вдруг этот полуголодный  Хармс еще и настрочить  и ославить его».
Тень от мольберта  сужается от сквозняка от распахнувшейся двери, входит неспешно хозяин с авоськой, заглядывает за перегородку, слышится шум, стуки…
Аскаров (из-за перегородки). Возникает ощущение, что в мастерскую кто-то еще вошел, но раньше меня (глухой вздох), прав племяш, я зациклился на этом образе, который воскрес  ,как модерн…  во втором рождении…
Распахивается дверь, сквозняком срывается наколка на мольберте и газетная полоса взвивается в воздухе, но ее тут же подхватывает молодой человек
Эдуард(громко).Дядя ,ты еще не завершил этого …вруна Хармса!
Расхаживается  по мансарде, подбирает рисунки, складывает их у мольберта, вглядывается в портрет на холсте ,берет карандаш, делает приписку в уголке    «Ювачев-Х а р м с». Из-за перегородки появляется хозяин, подпоясанный фартуком.
Аскаров (тихо, но твердо).Эдвард, я запретил тебе подходить к портрету, он еще не готов для обозрения …
 Поднимает с пола газетную полосу ,прикрывает ею рисунок на холсте, захлопывает окно.
Эдуард. Это ветер открыл твой шедевр, дядя, я только полюбопытствовал ,но типаж точен ,дядя, вылитый Даня, высокий лоб, глаза исподлобья между бровями борозда.., но особенно правое ухо, так и хочется за него дёрнуть и воскликнуть, как там у классика:  « Жив, курилка!» Сколько вам за него заплатят ? Я думаю, в европейских издательствах не скупятся на этого (несколько  язвительно)Ха р м с а !И что они в нем находят? То ли…
  Не успел собрать мысли предпочтения поэту, как резкий и продолжительный  звонок, Эдвард стремительно  поворачивается и первым распахивает дверь ,в которой, словно изваяние вырастает  незнакомка  букетиком васильков, прямо у входа цитирует отстраняя молодого человека и ,протягивая цветы  художнику, полушепотом…
  Юлия Bonjour  (слегка насмешливо) .
Речкy переплыли
Ровно в полминyтки:
Цыпленок на yтенке,
Цыпленок на yтенке,
Цыпленок на yтенке,
А кyрица на yтке.
Хозяин мансарды с широкой улыбкой берет  букет васильков…передает племяннику…
Аскаров(кивком показывая на место).Поставь в кувшин возле мольберта ,и накрой столик, фрукты и прочее за перегородкой… (вошедшей),располагайся, как у себя  дома ,в Сибиу…
Племянник, опустив  цветы в расписной  кувшин, исчезает за перегородкой ,а молодая гостья  подходит к мольберту, неожиданно улыбка освещает  ее лицо.
Юлия. Сергей Михайлович ,вы проникли в сам тайник  души прозрачно-честного Хармса,
я где-то в критике  встречала такое выражение.
Гостья, слегка присев, рассматривает карандашный рисунок классического портрета поэта, слегка вытянутый  овал лица ,высокий лоб, гладко зачесанные волосы, взгляд исподлобья.., в тот самый  миг солнце скрывается за набежавшей тучей ,словно нависшей над мансардой, и от портрета падает тень…силуэт разрастается, он словно начинает движение по мастерской…
(полушепотом) Чувствуете,  господин-художник, «из  дома вышел человек…» большой озорной ребенок ,его движения осязаемы…
Аскаров .Не движение ,а плотность уводит нас в ирреальный мир,и ты насколько тебе подскажет интуиция, можешь с ним побеседовать(усмешка),не сомневаюсь ,что  найдешь и с тенью общий язык…
 Из-за перегородки вкатывается столик  с фруктами, на подносе три фужера и графин с белым вином, Эдуард придвигает диванчик, молчаливым жестом приглашая гостью…
Эдуард. Почему-то потемнело ,наверное будет гроза(пытается включить торшер) .
Юлия(останавливая).Не надо электричества, ты не заметил, что у нас еще один гость в мастерской, а фужеров  т р и?
Эдуард.Что??! Держите меня ,никак Х а р м с вышел из преисподнии?! Разрази меня гром! Тогда и впрямь нужен четвертый(сморит в упор на дядю)Дядя,у тебя есть четвертый стакан?
В мастерской раздается хохот, тень раздваивается и нависает над столиком
Аскаров(с улыбкой).На что же  было пить Дане?
Юлия .Хороший вопрос. Я думаю, наш осязаемый герой был не пьющим,по описанию знатоков «он ходил в автомобильной кепке и с неизменной тросточкой, надевая всякий раз  смешные шапочки или шляпы . 1 июня 1937 –го года  Хармс записывает в дневник: «Пришло время еще более ужасное для меня. В Детиздате придрались к каким-то моим стихам и начали меня травить. Меня прекратили печатать. Мне не выплачивают деньги, мотивируя какими-то случайными задержками. Я чувствую, что там происходит что-то тайное, злое. Нам нечего есть. Мы страшно голодаем».
Меж тем ,погода проясняется и снова за окнами мансарды выплывает солнце, напоминая огромный прожектор ,тучи рассеялись ,вместе с ней ушла тень и силуэт словно застыл над  кувшином с васильками и другими лесными цветами
Аскаров(с улыбкой).Пожалуй, вернемся к прозе жизни(жестом указывает гостье присесть и разливает в фужеры белое вино),Белый вермут, как помнится, твой отец любит это вино ,я приготовил и ему тоже, из моих подвалов…За ушедших…
  Не спеша приступают к трапезе, не чокаясь первым бокалом…
Юлия. Я перевожу Хармса на французский, поскольку на румынский его перевел мой коллега Лео ,а лучше его я сделать не могу ,к тому же я не имею связей с Ясским издательством, а вот в Сибиу, в университете, где я преподаю, мой проект одобрили, теперь дело за вами ,Сергей Михайлович, мне нужна ваша иллюстрация, что-то оригинальное безумно-заумное…,в стиле самого Хармса!
Эдуард(усмехаясь). Чего-чего ,а этой всячины х а р м с к о й, или там, как бишь  его кликали Д а н д а н, Шу с т е р л и н г ,он же Ч а р м с у дяди навалом рисунков(оглядывает мастерскую…)Шедевр за шедевром во всех ракурсах, вместе с его любовницами…
Аскаров(сурово и тихо).Эдуард, не забывайся, мы не одни…
Эдуард(усмехаясь).И что эта красивая девушка может хлопнуть дверью, не допив твой белый вермут? Обрати внимание на ее фужер, он почти не тронутый? А  ведь Хармс где-то притаился в ожидании, что и его пригласят ,не правда ли Юлия ,миледи бы шампанского, а ты крепляк выставил напоказ!
Юлия. Нет, я люблю сладкий вермут ,папа его всегда ставит на праздники, а так мы тоже не пьем(пауза), но вы такой злой, сколько вам лет?
Эдуард(усмехаясь).Не многим меньше чем вашему Хармсу, не понимаю ,почему сегодня такой ажиотаж к этому  м а н ь я к у, кошмарному абсурдисту, его же арестовали в 1941-м году «за пораженческие настроения»,кстати, это я вычитал в твоих заметках ,дядя…
Аскаров(спокойно).Мальчик ,в тебе прочно залегли г е н ы  предков, твой прадед был красным комиссаров,  но и он впоследствии подвергся пытками ,дет попал в фашистский плен ,после чего отбывал на каторге срок, где  и умер, оставив после себя потомство на чужбине, которого некому было правильно воспитывать…
Эдуард(усмехаясь).Ты хочешь сказать, что я маменькин сынок ,без роду и племени!Без фундамента ,или ты хочешь, чтобы я учился на философии этого о т щ е п е н ц а,чтобы попасть в психиатрическую больницу, слава богу, сейчас новые времена
Юлия(отпив глоток вермута).Молодой человек ,вас никто не принуждает любить Хармса, или другого поэта серебряного века, им восхищаться и прочее, литература предлагает вам выбор, взять всё лучшее и пойти дальше …Вам предлагается очищение.
Аскаров(спокойно).Перед тобой жизнь другой эпохи, другой личности со многими достоинствами, со своим неординарным талантом, который мы открываем для других эпох, поколений, разве ты знал еще недавно о Хармсе, или слышал этот ключ, как шумит родник …
Юлия(встает из-за столика, подходит к портрету на холсте).Обрати внимание, Эдуард, на правое ухо…оно слышит ,оно повернулось к нашей беседе, этот солнечный луч, это вертикаль, соединяющая нас и иррациональным поэтом ,слышишь р о д н и к…
Аскаров(спокойно).В 36 лет он вписал две фактически жизни, любовные истории, тюрьма, камера пыток, психиатрическая больница ,блокада осажденного Ленинграда, голод, кажется никто еще не пролил свет, я  где он умер, в Ленинграде или в Новосибирске.
Юлия(прохаживаясь).К счастью, рукописи Хармса забрал из его квартирки  его друг…хранил этот чемоданчик около двадцати лет, ожидая чудо, возвращения  писателя, и лишь когда понял, что  этого не случится, стал разбирать бумаги  друга, так  божественное провидение предначертало воскресение  Хармса духовно для новых эпох…
Эдуард(усмехаясь).Значит, если б не  честность и преданность его дружка…Портрета у дяди не было и этих безумных рисунков ,по всей мансарде…
Аскаров(спокойно).Пути господа неисповедимы ,открылся бы другой путь к прозрению…
Хозяин приоткрывает фортуну ,прикрыв снова газетной полосой портрет, жестом приглашаю продолжить начатое пиршество  встречи знаковой гостьи в е го судьбе и послушать гостью из Сибиу, один из моих любимых городов с удивительными живописными улочками, каменными изгородями, спокойным жизненным укладом с немцами, венграми ,русскими, р у м ы н…ами…
Юлия .Придет время ,когда выйдет моя книга переводов Хармса с иллюстрациями Сергея Михайловича ,я приглашу на презентацию и  вашего племянника, чтобы он увидел  Башню Совета в стиле барокко ,своеобразный Дом Искусств, где расположена  самая богатая художественная галерея в Европе ,там  хранятся  две  картины моего отца ,надеюсь, что и законченный портрет Даниила Хармса  …
Эдуард(перебив).Что?!  В  Сибиу  этот Хармс ?Дайте мне воздуха.
Юлия .Почему такой скептицизм ,в Бухаресте, Яссах интеллигенция очень любит поэтов серебряного века, их переводят, красиво оформляют издания , увлекается авангардной  поэзией , кстати, русской ,молодежь, студенты…
 В один миг меняется атмосфера, солнце прячется за тучи, издали слышны  раскаты грома, в мансарду вместе с ветром ,через распахнутую фортуну врываются капли дождя.
Эдуард(усмехаясь)Как в тропиках, нещадное солнце сменяется грозовым дождем с ураганом, а из преисподнии  выходит на простор Х А Р М С, свет очей ваших,м и л е д и!
(молодой человек приподнимается из-за стола, делая реверанс гостье).Пожалуй,я покину сей скромный удел художника и оставлю вас ворковать наедине…
Аскаров(спокойно).И не вздумай !Кажется ,ты обещал  пиццу по- итальянски и перестань брюзжать ,как старый дед!
Эдуард(усмехаясь).Это самая хорошая  мысль, дядя , за всю нашу мимолетную встречу, ибо на одних фруктах domnisoara не продержится…
Уходит за перегородку ,слышно ,как он поднимается по винтовой лестнице на чердак  вскоре  отдаляются шаги…  только скрип  половиц… 
Аскаров(протягивая руки к гостье).Ну вот, мы одни ,как я рад, Юлечка, что нашла пару часов для меня, сейчас я покажу свои рисунки(пытается приподняться с места…)
Юлия.(положив ладонь на его руку).Оставьте, я знаю рисунки ,к тому же они разбросаны по всей мастерской , я успела подсмотреть их  суть…(встает из-за стола, обнимает художника)я просто соскучилась по твоему запаху(очень тихо) дорогой мой человек.
Аскаров . Я всё это время сижу как на иголка, ожидая разрыва ,что ты вспыхнешь и уйдешь, мой племяш слишком категоричен ,он воспитан  своими тетками и бабульками еще в том духе и  когда я открыл для себя Хармса,он лишь стал посмеиваться, наблюдая мои потуги над  рисунками ,особенно после  недавнего приезда из пленэра… Сибиу.
Юлия(удивленно).А что ,он поселился здесь, в тайнах витающих в мастерской?..
Аскаров(смущенно).Но по сути он хороший мальчик, честный, в своих традициях, и он мне помогает по хозяйству ,после смерти моей супруги я закрыл на время квартиру ,поскольку там повсюду витает ее дух и переселился сюда окончательно, даже зимой жил и работал, а мальчик таскал разные щепки, протапливал камин, готовил, он отменный кулинар…на чердаке у нас есть микроволновка, электроплита, вскоре почувствуешь, какую он сейчас пиццу приготовит…
Юлия(с улыбкой).Роман на стороне, это и грустно с одного взгляда ,и радостно, каждый миг  пронзителен(оглядывается) , в мастерской особая аура, витает тень провидца, я не ожидала, что окунусь в тайну…
За окном   слышно, как усиливается шум  дождь ,раскаты грома зловеще близко и всполохи молнии освещают пространство мансарды ,охватывая силуэт тени, наступающей идущий от мольберта, слышен скрип половиц и шаги с чердачной лестницы приближаются…
Аскаров(бросая взгляд на перегородку).Эдуард, пицца готова? Ты на месте?
Молчанье, лишь усиливающийся шум дождя ,раскаты грома и отблески молний .В отблесках  отделяется  силуэт  и слышен голос, он возможен  с потустороннего мира.
( голоса издали)
Из дома вышел
человек
с веревкой
и мешком
и в дальний
путь
И в дальний  путь,
отправился пешком…
Голос растворяется в раскатах грома  и возникает тембр стиха  нового звучания
Von zu Hause aus
kam
Personen
mit Seil
und Tasche.
Und in den entfernten Weg,
und im Fernkampf
ging zu Fu;…
Юлия(взволнованно).Сергей Михайлович, вам не послышались знакомые  стихи но, что не менее странно, так это мой перевод на немецкий, рифма настолько проста, что  не нужно особых усилий, достаточно вложит русскую рифму в уста Яндекса-переводчика, и вся палитра на слуху и в ощущениях…
Аскаров. Во сто крат права ,но исчез мой племяш ,он разве выходил? С чердака невидимкой не выйдешь, не проскочишь мимо дяди.
Юлия(слегка привстав).Я думаю ,что юноша прошел через тень Хармса ,когда мы  слушали грозу… Вам удалось создать живое воплощение, проникнуть в суть поэта, от того  мы не только осязаем его, но и видим ,по описаниям современников ,чтобы заняться переводом, я много прочитала критического материала и живо представляю его…
Даниил Иванович Хармс был высокого роста, сильно сутулился, глаза голубые, русые волосы гладко зачесаны назад и низко опускались хвостиками на воротник. Он любил хмуриться, и между бровей была глубокая складка. Постоянной принадлежностью его лица была трубка. Маленький тик заключался в том, что он гладил себе переносицу согнутым указательным пальцем правой руки. Назло неизвестно кому он ходил в гольфах, носил крахмальный, высокий воротник, галстук типа «пластрон» и булавку в виде подковы, усыпанную синими камушками и бриллиантиками. Ботинки он чистил всегда и был очень опрятен ,несмотря на все тяготы жизни…
(голоса издали)
De la maison
sorti
l'homme
avec de la corde
et le sac.
Et dans la voie extr;me,
et ; distance
all; ; pied…
Порыв ветра распахивает фортуну ,Аскаров вскакивает, поскольку капли дождя заносятся на рисунок, приподнявшись, захлопывает ,в тот миг тень срывается  и художник словно попадает в объятия
Маска  Хармса ( с тросточкой,в освещении отблесков молнии).В нашей семье существовал некий миф о «странном» моем  рождении и наречении. По воспоминаниям  сестры  :: «Папа был в отъезде и прислал маме письмо: у тебя родится сын, назови его Даниил. Так и вышло, я  родился в день Даниила — 30 декабря» И так был назван, по имени библейского пророка  и потому пролился свет на мои рукописи, и я снова воскрес  и слышу себя на многих языках, а мультики для детей ну это просто бальзам на душу, и не мечтал  о таком в блокадном Ленинграде ,ведь тогда мне угрожал не только голод ,но и расстрел, А теперь я заново родился и пошел по континентам просвещать заблудшие  души ,сам того не ведая, что придет слава к  нетщеславному(силуэт тени расплывается по мастерской),,,
Открывается входная дверь, Аскаров резко поворачивается…
Аскаров.(удивленно.)Когда же ты вышел?
Эдуард(смеясь).Я не только вышел, но и вошел, как видишь,весь( в руках держит  баклажку) !Спускался в подвальчик, не думаешь ли ты синьорину поить весь крепляком?
Аскаров. А что же с пиццей по-итальянски?
Эдуард(смеясь).Да всё как задумано, поднимайтесь на чердак, там продолжим пир, кстати, поразмыслив, поставил и четвертый фужер для нашего нового друга(скрывается за перегородкой и вновь слышен скрип половиц и отдаленные шаги).
Маска  Хармса (сквозит из тени усмешка).Я вошел и остался, наблюдаю  перемены. вошел в театр, как помнится, после неудачной попытки постановки пьесы в театре «Радикс», я вернулся к   выступлениям продолжил писать стихи, однако  сомнения в верности избранного пути  не покидали  «Что мне делать! Что мне делать! Как писать? В меня прет смысл. Я ощущаю его потребность. Но нужен ли он?.
Аскаров(приподнимаясь).Перейдем на чердак, Юлечка, там более цивильно,ты можешь освежиться ,просмотреть мои альбомы и выбрать рисунки для твоей новой книги переводов(берет девушку под локоть).
Юлия(взволнованно).Надеюсь, что тень не последует за нами(ежится),ибо у меня такое ощущение после знакомство с вашим портретом ,что О Н  где-то витает, я слышу его шаги, его скрипучий голос, стук его трости …
Аскаров(усмехаясь).А если б ты знала, как он мучил по ночам, он не давал покоя ,поняв, что я потерял несколько лет назад свою супругу, стал меня успокаивать ,при этом посвящая в интимные подробности свой личной жизни, напоминая, что  брак со второй женой  с Мариной Малич дал трещину, мы отдалились друг от друга , всё чаще  позволяя себе «романы на стороне»,того и мне желал.
Неожиданно силуэт тени выгибается, охватывая  плотным кольцом  хозяина мансарды и гостью.
Маска  Хармса (сквозит из тени усмешка)Что, милый иллюстратор, да ты не отстаешь от меня ,и не просто в твоих хоромах а бы какая шикарная молодка , а  п е р е в о д ч и ц а  моих стихов, творений скорбных (смех на  всю .мансарду),ты ж знаешь, я люблю абсурд, люблю и над собой поглумиться,у меня ж ведь тоже была связь с бывшей женой Введенского Анной Семеновной Ивантер, а через год — с кузиной Марины Малич Ольгой Верховской.
Оба романа становятся известны Марине, причем если о первом она узнает случайно, то о втором ей рассказал  я  сам ,уж «не комедия ,создатель, быть взрослой дочери отцом»   сказал бы  классик(силуэт тени слегка отдаляется)!
Юлия(взволнованно ,в полутон игре звуков).Да я тоже детально ознакомилась с материалами современников, чтобы понять  поэта, его рифму ,музыкальность его стиха ,кстати ,была опечалена разводом .
Маска  Хармса (в полутон,из глубокой тени).Это были самые трагические дни, Марина едет в Царское Село к Наталье Колюбакиной, которую очень любила и уважала, чтобы обсудить предстоящий развод. Судя по всему, однако моя тетка  уговаривала ее этого не делать. Пытается  покончить жизнь самоубийством, но на него не хватило духу.
Юлия(в полутон) Поскольку я занималась переводами стихов и на  французский, то неожиданно узнала о том, чт о  Марина перебирается на две недели к своему педагогу
французского языка — в то время Марина училась на курсах французского, надеясь получить право преподавания языка. Постепенно  Марина успокоилась, пришла в себя, любовь к мужу вернулась.
Маска  Хармса (в полутон,из глубокой тени).Замечу потомкам ,к которым я вошел и остался, что несмотря на все измены, любовь к Марине никогда и не прекращалась.
«Я очень люблю ее, но как ужасно быть женатым»…
С чердачной лестницы слышится возглас племянника, зовущего отведать пиццу по-итальянски.  Хозяин мастерской, взяв под локоть  гостью уводит наверх по чердачной  лестнице слышен скрип половиц, следом метнулся силуэт тени …
 Картина  вторая
С  винтовой лестницы чердака спускается хозяин с небольшим чемоданчиком , за ним следом племянник.
Аскаров(,приставив чемоданчик к креслу, хлопает по плечу племянника) .Молодец, хороший из тебя выйдет кулинар
( наливает из графина вермута в два бокала).Кстати, тебе нужна такая жена, чтобы она работала ,а ты готовил, нянчил детей..
Эдуард(смеясь)Не подбивай клин, она не в моем вкусе, слишком умная, заметил ,она не умолкала, читала про своего Хармса целую лекцию, про этот чемодан с рукописями…про двойственность псевдонима  «Хармс»,то бишь от французского «charme» — «шарм, обаяние» и от английского «harm» — «вред»
Аскаров(отпив вермута) И  как она сказала: наиболее точно отражали сущность отношения писателя к жизни и творчеству.
Эдуард .Не скрою, очень оригинальное мышление, от переживаний, тяжестей бытия, мотаний от женщины к женщине Однако, я не верю ,что русский авангард  закончился  вместе с Хармсом (довольно громко),хотя… я никто…и те не менее ,я не верю в его конец он этот авангардист, среди нас и скоро проявит себя ,время выбросит на поверхность.
Аскаров(попивая вермут).Я не  глухой, разбудишь гостью, а ей завтра в дальнюю дорогу, нам еще много надо обсудить по иллюстрациям, уложить в чемоданчик, учитывая проходы через таможни.
Эдуард. Груз не ахти как велик  ,рисунки, модельки, наброски в карандаше, это ещё может и не понравится издателю ,смотря какой он, а то еще и навешает ярлык на сатанинский  подтекст
Аскаров. Там всё замётано, по крайней мере, т ак думаю ,на Западе довольно широкое стремлении к русскому авангарду, поэтам серебряного века, ведь они были не как все(от мольберта снова раздваивается тень ,как  бы набрасывая шлейф на говорящих к тому  же ,прислушиваясь… )Я столько ночей провел за рисунками, как вернулся с пленера, пытаясь выполнить просьбу дочери моего друга ,перечитал много критической литературы, открывал сайты, слушал и смотрел спектакли, чтобы понять внутренний мир (качает головой)но нашел много противоречивого, даже в одной статье непростительную ошибку, где вместо Якова  Друскина,  был Иосиф, непосвященному это могла бы сойти с рук, но только не мне ,и всё же я не успокоился, всматривался в фотки его лица, думая, какой он есть на самом деле?
  На чердачной лестнице слышится скрип ,потом мерный стук каблучков
Юлия(с верху).Господи, я так уснула ,словно в раю побывала, на чердаке отличный воздух(смех, заходит в помещение мастерской, на ходу заплетая косу)Что за шум, а драки нет?
Аскаров. Мы тебя разбудили, касатка, собираем чемоданчик для тебя в дорогу ,рисунки, какие ты отобрала на чердаке.
Юлия(присев, беря один из набросков лица Хармса )Отлично, я ощущаю  даже в этом легком наброске нечто светящееся, обычно, на фотографиях поэт смотрится с грубо вытесанным лицом, тяжелыми надбровными дугами и глубоко запрятанными под ними глазами с пронзительным исподлобья взглядом.
Эдуард.Тут я с тобой абсолютно согласен, дяди удалось  войти в душу.., ибо на одной из фоток(усмешка)я заметил, его рот ,словно опрокинутый  полумесяц, отчего на лице как бы  была наброшена маска  трагичности(помедлив),хотя может и так ,я же профан ,куда мне до вас, господа, вы такие умные, если даже Хармса возводите на пьедестал, он мне непонятен, но…
Аскаров. Всему своё время ,мой мальчик ,мы только начинаем собирать камни, может и не совсем удачно, но пытаемся …
Юлия(просматривая рисунки и складывая их снова в чемоданчик)Один из современников поэта посвятил нас, несведущих , в такую деталь(Юлия подходит к мольберту ,приподнявшись, приоткрывает фортуну, влетает ветерок ,колыхая занавеску) .Это было весной 1924-го года…
В тот самый миг возникает  густая тень, отпочковавшись то ли от занавеси, то ли упавшая с небес и влетевшая через фортуну в помещение, словно обнимая
Аскаров(удивленно)Ну, продолжай, ты начала, это было весной 1924-го года…
Тем временем силуэт отображается  у  мольберта ,напоминая очень знакомое лицо, оно узкое со впалыми щеками, на плечах кофта на распашку и белая рубаха с  расстегнутым воротом
Юлия(слегка отступая, дрожащим голосом).Господа, я  ощутила , как бы вам сказать, присутствие Якова Семеновича(присутствующие прерывают расклад рисунков в чемоданчик)друга поэта, сохранившем его рукописи.
Тень Якова(голос прерывистый, издали).Вы правы, я только что обитал на астероиде Дани, это такой комфорт, господа ,мы вспоминали ,как прогуливались по Невскому, а перед этим Даня зашел в сарай, прихватил ножку от стула, раскрасил себе лицо, ведь он большой шутник и пошли гулять: « Записывай, что прохожие скажут»  (хохот сверху)Кстати ,насчет чемодана, ну это не я  один сохранил, его вторая официальная супруга Марина Малич ,очень терпеливая и спокойная, это всё и благодаря ей, не только мне ,как другу, поколения  читают записные книжки, ранние и редкие произведения (силуэт нагибается, рассматривая рисунки…)Тонко подмечено, Даню не так просто изобразить в карандаше, но вы…(тень падает на правую руку художника),ухватили  стержень напомню, в ледяной камере тюремной больницы, затравленный, измученный Даня ждал транспортировку в Казань, где залечивали душевнобольных, да о нем попросту забыли, перестали кормить, наступала мучительная  смерть, остывшее тело поэта нашли  лежащим на полу больничной камеры. Я записал многое в своих дневниках, о чем и рассказал уже  ,будучи приглашенным на его новое местообитание—астероид Хармса
Юлия(проникновенно).Передайте своему другу, что  мы переводим его стихи, мой коллега Лео издал два тома  антологии с переводом на румынский, я на французский и немецкий готовлю переводы и украсим  книгу рисунками, за которыми я лично прилетела
Тень Якова(голос прерывистый, издали).Астероид Хармса скоро выйдет в полет, а когда он приблизится к земле,  то будет сам поэт приятно удивлен ,как чтут его, любят, стремятся и понять ,и познать и…может, простить(тень растворяется в налетевшем сквозь фортуну ветре, занавес колышется, лишь в помещении мансарды присутствует запах какого-то растения…
Гулкая тишина, хозяин ,разминая затекшие ноги ,подходит к столику и наполняет фужеры белым вермутом
Аскаров(удивленно).В мастерской художника зачастую собирается столько внешних героев , образов ибо творец вложил в них душу и они оживают, давайте расслабимся, чтобы продолжить дело, начатое много лет назад и закончить его непременно сегодня.
 ( собираются возле столика, чокаются, мужчины залпом, Юлия медленными глотками)
Я вот что  подумал, Юлечка, наше солнышко, может, ты возьмешь в помошники парнишку, он всё равно безработный, потащит чемоданчик и прочее
      В мансарде громкий смех
Эдуард. Дядя, ты долго думал? Эта Юлечка, да разве она на меня посмотрит в своем (ехидно ) несравненном  С и б и у, давай что-то полегче, сначала ликбез по Хармсу с утра до вечера, а теперь  Ю л е ч к а…(подливает еще в бокал ,смачно пьет)
Аскаров .Да ты не понял, племяш ситцевый(хохот),я имел в виду, что ты как мальчик для растирания красок, подыщешь себе невесту, к примеру венгерку, работящую толковую девку ,она будет на работу ходить, а ты дома по хозяйству пиццу готовить, детей нянчить, сидеть на больничном, сейчас это модно и узаконено
Юлия(смеясь)Я не против ,мальчик уже и Хармса полюбил ,да и готовить мне будет дома, а то я кроме чая и яичницы ничего не умею ,да и некогда, перевод-это и наслаждение и мука, хотя сам поэт, его стих легкий, воздушный ,но надо к этому очень много еще прочитать , понять атмосферу…прочувствовать
Аскаров (проникновенно). Можно вспомнить и Сезанна, отца новой живописи, а может быть и всего авангардного искусства. На его пейзажах и натюрмортах мир еще узнаваем, но это уже не копия природы, а обнаружение ее скрытых, подземных сил . Вы уже не материю природы видите, а ощущаете ее энергии. Так вот и стихи Хармса – они похожи на яблоки Сезанна»-очень красиво сказал один из современников
Юлия. Теперь я поняла, почему на одном листке блокнота набросали  я б л о к и, Эдуард(жестом обращается к парню)найди этот рисунок и сложи его аккуратно в чемоданчик
Эдуард. Ну вот уже и задание !Кажется,  я видел этот рисунок на чердаке(отпив еще из бокала ,поднимается по чердачной лестнице, следом за ним Аскаров и Юлия, мастерская затемняется ,голоса издали )
  Из дома вышел человек…
С дубинкой и мешком.
И в дальний путь,
и в дальний путь
Отправился пешком.
Он шел все прямо и вперед
И все вперед глядел.
Не спал, не пил,
Не пил, не спал,
Не спал, не пил, не ел
Силуэт от мольберта растворяется по всей мастерской, он всё плотнее, создавая ощущение ,что в распахнутую сквозняком дверь входит  живой образ…опираясь на трость
Маска  Хармса(силуэт в склоненной позе, рассматривая портрет на холсте).Я сам любил
рисовать, но свои рисунки никому не показывал, а в то время стремился писать – ежедневно, и порою корил себя за то, что не выполнял намеченное , 3-4 страниц(движение по мастерской, тростью разгребает ворох рисунков).Надо же ,какое усердие в мою честь, кто мог подумать, что ХХ1 –й век откроет такую возможность, а помнится.., был наиболее счастлив, когда у меня отняли перо и бумагу и запретили что-либо делать. У меня не было тревоги, что я не делаю чего-то по своей вине, совесть была спокойна, и я был счастлив. Это было, когда я сидел в тюрьме. Но если бы меня спросили, не хочу ли я опять туда или в положение, подобное тюрьме, я сказал бы: нет, НЕ Х…
Отпивает глоток белого вермута прямо из графина,-
Не поверите, но я верил в чудо - и при этом сомневался, существует ли оно в жизни. Иногда сам ощущал себя чудотворцем, который мог, но не хотел творить чудеса.  Как сегодня замечают во многих изданиях, доступных мне и на астероиде, где я в данный момент обитаю, и по свидетельству моего приятия, посещавшего меня, один из часто встречаемых мотивов моих произведений – сон(усмешка). Сон как самое удобное состояние, среда для того, чтобы свершались чудеса, и чтобы в них можно было поверить Я уже тогда чувствовал ,что мне отпущено 36 лет ... Бывали дни, когда писал по два-три стихотворения или по два рассказа. И любую, даже маленькую вещь мог несколько раз переделывать и переписывать(силуэт колышется по с мастерской, маска Хармса вновь приближается к портрету ,всматривается….) вот и свершилось чудо ,для этого, возможно ,стоило страдать…
… И вот однажды поутру
Вошел он в темный лес
И с той поры, и с той поры,
И с той поры исчез…
И если где-нибудь его
Придется встретить вам,
Тогда скорей, тогда скорей,
Скорей скажите нам….       
Тени поглощают пространство мансарды, через распахнутую фортуну слышно ,как гудит
за окном ветер и опять всё тот же голос не дает покоя воспоминаниям.
Маска  Хармса Я родился в камыше. Как мышь. Моя мать меня родила и положила в в воду. И я поплыл. Какая-то рыба, с четырьмя усами на носу, кружилась около меня. Я заплакал. И рыба заплакала. Вдруг мы увидели, что плывет по воде каша. Мы съели эту кашу и начали смеяться. Нам было очень весело, мы плыли по течению и встретили рака. Это был древний, великий рак, он держал в своих клешнях топор....»
 Маска Хармса, размахивая тростью, кружится по мастерской, делая плавные приседания перед портретом  на холсте художника Аскарова
А сию минуту я родился заново, здесь…(размахивает тростью),кажется, пока почивают хозяева и гостья ,это стоит отметить в тишине (пьет из графина глоток белого вермута).Вот это компания, ветер донес до правого уха ,которое так ярко выписал карандашом с тенью художник ,что тут побывал еще и мой самый надежный, честный приятель, великий интеллигент Д р у с к и н, недаром он прожил долгую и красивую жизнь ,возвеличил в своих дневниках нас, бессребреников, в конце концов сотворив  поэтами серебряного века(мансарда уходит в плотную тень)
По лестнице спускается с чердачного помещения хозяин мастерской
Аскаров(вслух, обращаясь к портрету Хармса).Ну вот ,братишка пока  молодежь разбирается в моих рисунках-эскизах, я присяду подле тебя( сбрасывает с холста газетную полосу).Мне  , как ученику Стерлигова, так и не удалось создать  связующий  мотив  ,помнится из томика его стихов:  «»:Хо! Хо! Хо! А Хармс сражен. Веселился от души. Он сказал, что мои стихи сильнее Заболоцкого»,а ведь погиб весь творческий архив
поэта, на допросах его предал ближайший друг.
Привстает, прохаживается по мастерской, словно кого-то ищет взглядом, мелькают тени от окна ,за которым звездного ночное небо.
В этом отношении Хармсу крупно повезло ,ведь он  часть своего архива даже
не перепечатывает на машинке ,свои рукописи — за ненадобностью. И с этих пор все его рукописи … — это в полном смысле слова рукописи, автографы. Хармс писал либо на отдельных листах и листочках бумаги (гладкой, или вырванных из гроссбуха или из блокнота, или тетрадных, или на обороте кладбищенских бланков, счетов «прачечного заведения» и прочее.
Разрезает чертежный лист, садится за стол и  карандашом проводит витиеватый штрих ,потом встает, прикрывает основное полотно газетным листом ;от окна отбрасывается силуэт, отражающий очертания шляпы ,поскрипывает половица мастерской. на ней отпечатывается след остроносого желтого ботинка- след Даниила Хармса, который как-то исподволь вошёл в душу, да так и остался…Звездное небо освещает мастерскую и возможно в ночном звездопаде есть и сияние астероида имени Даниила Хармса.
З а н а в е с

(написано на личном ноутбуке17.07—31  .07 2017-й, 27.09.2018-й 1.48 сек.)