Д. Палант. Тайны еврейского алфавита

Феликс Кац
hЕЙ

Пятая буква, hей, имеет в буквенной символике особый смысл, являясь символом творения вселенной. Сказано в книге пророка Йешаяѓу: "Ибо Б-г (йод–hей), Г-сподь, – опора мира" (26:4). В Талмуде это объясняется так: "Слово цур – "твердыня" – происходит от корня йод–цади–рейш, одно из значений которого – процесс творения. Таким образом, слова пророка можно прочесть иначе: "Ибо посредством [букв] йод и hей создал Г-сподь мир. При помощи буквы йод был создан мир грядущий, буквой hей – наш мир" (Гмара, трактат "Мнахот", 29). Буква йод символизирует исходную точку развития реальности, источник которой – в высших духовных мирах, поэтому при её помощи был создан будущий мир – совершенный и духовный; буква же hей – основа речи вообще: каждый звук, произносимый нами, включает в себя выдох, а это и есть произнесение буквы hей. Она присутствует во всех силах, действующих в нашем мире, ведь, согласно традиции, он создан посредством двадцати четырёх букв еврейского алфавита. О речи как об основе мира и о букве hей как основе творения сказано: "Словом Г-спода Небеса сотворены, и дыханием уст Его – все наполняющее их" ("Теhилим" – "Псалмы", 33:6).

Само начертание буквы hей символизирует наш мир во всём многообразии его проявлений. Графически её можно представить как состоящую из двух букв: далет и находящейся внутри неё йод. Далет, как уже было объяснено выше, символизирует раскрытие реальности мира; буква йод, помещённая внутри далет, символизирует начало духовности, точку – источник Творения, связывающую в единое целое все аспекты бытия. Кроме того, форма буквы hей указывает на наличие принципа свободы воли, дарованной единственному из творений – человеку: внизу у неё широкий выход, и каждый выбравший падение может легко воспользоваться такой возможностью. Тот, кто избрал подъём, также в состоянии осуществить это: вверху у hей есть маленький "лаз", в который можно "протиснуться". Эта мысль – о взаимосвязи смысла творения со свободой выбора – прослеживается также в мидраше, комментирующем стих из Торы: "Вот происхождение неба и земли при сотворении их, во время создания Г-сподом, Б-гом, земли и неба" ("Брейшит", 2:4). В этом предложении слово бе–ѓибарам –"при сотворении" – можно прочесть как бе–hей барам, то есть посредством буквы hей: с помощью буквы hей были созданы небо и земля. Другими словами – ради служения человека; сама возможность этого связана со свободой выбора, на что и указывает форма буквы hей.

Числовое значение hей – 5, что соответствует пяти книгам Торы, которая представляет собой душу творения и смысл его. Тора рассказывает, что в имени праотца еврейского народа Авраhама изначально не было буквы hей, его звали Аврам, но Всевышний добавил эту букву к его имени. Мидраш приводит слова Творца: "При помощи буквы hей Я создал мир, потому Я добавлю её к твоему имени". А в книге "Зоhар", основном источнике наших знаний о кабале, сказано: "И небо, и земля были созданы ради Авраhама". Авраhам, основоположник монотеизма и отец еврейского народа, придал смысл самому существованию мира, поэтому он и был удостоен того, чтобы к его имени была добавлена буква hей, символизирующая всё сотворённое.