Гений Леонардо да Винчи - цикл ред

Оскар Хуторянский
ПРОЛОГ

Оставил Ньютон выражение,
Что видел дальше он других,
Лишь потому, что (с сожалением)
Стоял он на плечах у них. 

Он скромностью не отличался,
Заслуженно, считаю я.
В столетие лишь один рождался
Такой как он.   Забыть нельзя.

Но двести лет до этой фразы
Был гений, стоя на земле
Кто видел дальше многих сразу.
Знаком тот гений вам и мне.

Был этот гений - Леонардо.
Начальной школы выпускник,
Читать, писать ещё что надо
Для ремесла? Жизнь - не пикник.

Учился мало, знаем мы -
Был незаконно он рождённый.
Ему закрыты все пути -
Четыре класса - в путь готовый.

Не знал он греческий. Латынь
Учил когда уже под сорок,
Но мир открытой книгой был -
Он самый первый был учёный.



ПОЛИМАТ ЛЕОНАРДО ЛА ВИНЧИ (1452-1519)

Самый жестокий обман, от которого страдают люди, — это обман, проистекающий из их собственных мнений
            - Леонардо да Винчи.


Печальная участь ожидает того, кто наделен талантом, но вместо того, чтобы развивать и совершенствовать свои способности, чрезмерно возносится и придается праздности и самолюбованию
            - Леонардо ди сер Пьеро да Винчи (1452-1519)
— итальянский художник (живописец, скульптор, архитектор) и учёный (анатом, естествоиспытатель), изобретатель, писатель, музыкант, один из крупнейших представителей искусства Высокого Возрождения, яркий пример «универсального человека» (лат. homo universalis).


Где основная та черта
Веков от средних к Ренессансу?
Что изменилось и когда?
И почему как будто сразу?

А изменилась психология
И общий взгляд на человека.
И интеллект, его способности
Стало и целью, и успехом.

В Европе в средние века
Религия везде царила:
На человека - должника
Пред богом и во всём винила.

Всю жизнь в поклонах, в нищете
В служению высшей, главной цели:
Души спасения на Земле...
Другие цели не имели.

Но век пятнадцатый настал
И человек - подобие Боже
Решил - Бог интеллект нам дал
Его терять совсем негоже.

"Универсальный человек" -
Понятие главное эпохи.
Художник и философ - всех
Политиков, купцов, вельможей.

Учили греческий, латынь,
Искусство, право, географию,
Природу и животных жизнь,
Архитектуру, математику.

И гуманизма колыбель -
Клан Медичи его начал.
Услышав Ренессанса трель
Каких умов там век настал!




СВЯТЫЕ АПОСТОЛЫ (ФРЕСКА ЛЕОНАРДО ДА ВИНЧИ)

„Живопись – это поэзия, которую видят, а поэзия – это живопись, которую слышат.“
          —  Леонардо да Винчи

“Апостол” - в греческом “посланник"
Ближайший ученик Христа.
Учитель он и также странник
И учит он из уст в уста.

Великий мастер Леонардо
Дал нам апостолов всех в ряд.
О них рассказ пойдёт. Как складно,
Судить не мне.   Вот их отряд.

Варфоломей на фреске слева -
Что знать сейчас о нём мы можем?
Что имя может "Птолемей"
И что с него содрали кожу.

Иисус любил его тогда,
Как, впрочем, всех (иль очень многих).
От рук армянского царя
Апостол пал. Удел убогих

Второй Иаков был Алфеев,
О нём известно очень скудны -
Был проповедник в Иудее
И умер на кресте бессудно.

Потом сидит Андрей святой -
В миру он назван Первозванным.
Он был распят и крест косой
Андреевским отмечен флагом.

Искариот теперь Иуда -
Его известней право нет
От Рима и до Голливуда,
Ему проклятия на тот свет.

Я слышал мнение, что Богом
Иисус бы никогда не стал,
Кабы Иуда (судим строго)
Его в ту ночь бы не предал.

Его вина, его заслуга,
Иисуса смерть, что Он воскрес...
Он удавил себя за друга,
Народ же платит интерес.

Апостол Пётр, каждый знает -
Ближайший ученик Христа.
Он первым Папой Рима станет
И Рая он хранит врата.

Он не всегда был непорочным
И вере он давал отказ.
Он обратил двух жён Нерона
Вниз головой распят в тот раз.

Теперь, апостол Иоанн -
Он Богослов и он единый
Не знал креста, но много стран
Прошёл пешком, везде гонимый.

Есть мнение - не он сидит
А там - Мария Магдалина.
Блудница в прошлом.  Мир простит.
Теперь святая и невинна.

Теперь, направо от Христа
Лицо Фомы, тот, “кто не верит”.
Ему лишь факты дай в перста,
Иначе - взглядом лишь вас он смерит.

Он умер мучеником где-то,
Китай ли, Индия, далёко…
На фреске ему важно место -
"Мол подвергай сомнению всё ты!”

Теперь там Иаков Заведеев,
Еврей конечно, как другие.
"Сантьяго" он на Пиренеях,
Паломникам знакомо имя.

Филипп апостол знаменит,
Своею прповедью дерзкой.
Его народ чуть не избил
Распят и он, толпой мерзкой.

Теперь Матфей - его евангелие
Чтут, те, кто верит и не зря -
Ведь очевидцем был писатель,
А это редкость, знаю я.

Теперь ещё там есть Иуда,
(Не перепутать бы с другим)
Из Галилеи он, оттуда...
В Армении тогда погиб.

И наконец Симон, последний.
Любимый ученик Христа.
О нём мы знаем от Матфея
И история о нём скудна.

“Апостол” - в греческом “посланник" -
Ближайший ученик Христа.
Учитель он и также странник
И учит он из уст в уста


Традиционно принятый искусствоведами порядок изображения апостолов на фреске да Винчи.   
Иллюстрация - Слева-направо:

1. Варфоломей - изображается с темными волосами и небольшой бородой.
2. Иаков (младший) - часто на картинах и иконах имеет сходство с Христом, поскольку отождествляется с апостолом, про которого святой Павел сказал: "Иаков, брат Господень" (Посл. к гал.: 1, 19).
3. Андрей - брат Петра, пожилой апостол с длинной бородой.
4. Иуда Искариот - никогда не смотрит прямо с картины, изображается спиной или в профиль.
5. Петр (Симон) - короткие вьющиеся волосы, небольшая курчавая борода, обычно в голубом плаще поверх золотого хитона. Часто, как и тут, в руке держит нож, которым отсек ухо рабу, пытаясь защитить Христа при аресте.
6. Иоанн - Дэн Браун считает, что это Мария Магдалина
7. Иисус Христос.
8. Фома - подобно Иоанну, один из самых молодых апостолов.
9. Иаков (старший, Зеведеев) - есть версии, что он тоже был родственником Христа, поэтому может быть похож на Иисуса и Иакова-младшего.
10. Филипп - третий по молодости апостол.
11. Матфей (Левий) - бывший сборщик налогов и автор первого Евангелия.
12 и 13. Иуда Фаддей и Симон Зилот. Считается, что они были пастухами, которым в ночь рождения Христа явился ангел. Их изображают глубокими стариками.




УНИВЕРСАЛЬНЫЙ ЧЕЛОВЕК

„Художник должен начинать каждый холст с черных оттенков, потому что все вещи в природе темные, кроме тех, которые освещаются светом.“
          —  Леонардо да Винчи


В истории всей примера нет,
Чтоб мог сравниться с Леонардо:
При жизни он имел успех,
Но был гоним и жил нескладно.

Когда картины он писал -
То рук не пачкал своих в краске,
Но сколько трупов иссекал,
Был не брезглив, не знал он маски. 

Другой художник был одет
В простой забрызганной одежде,
А Леонардо розы цвет
Имел все туники цвет нежный.

Он был красив, он пел, играл,
Имел успех у дам придворных,
Но счастья видимо не знал
И слухи шли о нём проворно.

Не ел он мясо, верил в мир,
Но создавал орудия смерти.
Не верил в Бога, но с картин
Там Вера вам и мне так светит!

Учился мало, знаем мы -
Был незаконно он рождённый.
Ему закрыты все пути -
Четыре класса - в путь готовый.

Не знал он греков, а латынь
Учил когда ему под сорок,
Но мир открытой книгой был -
Он самый первый был учёный!

Им восхищались много лет
Историки, искусств эстеты,
Хирург, учёный, инженер -
Нам изучать его заветы.

Он обогнал тогдашний свет
На сотни лет, а может более.
"Универсальный человек" -
Быть может "счастье" того стоит?



ПЛЕБЕЙ

 "Поскольку я не получил надлежащего образования, некоторые высокомерно полагают (это я точно знаю), что имеют основание критиковать меня, ссылаясь на то, что я ничему не учился. Они утверждают, что я, не имея ученого опыта, не могу надлежащим образом трактовать вопросы, за решение которых берусь".
         - Леонардо да Винчи

Патрициям полегче в мире -
У них с пелёнок гладкий путь.
Их мысли не о том, как выжить,
А лишь, где выгодней смекнуть.

У них и связи и ресурсы,
Есть имя, титул и молва...
Им двери открывать не нужно,
Другим закрытые всегда.

Они, рождённые в рубашке,
Произрастали в парнике
И все желания, как в сказке:
Сказал - исполнилось уже!

Да - воспитание, манеры,
Что можно и нельзя сказать...
Но это ли являлось мерой
Чтоб "Человеком" их назвать.

Мы знаем тех, кто шёл труднее
Дорогой полною преград,
Кто достигал всего - умея
Своим умом, не веря в блат.

По мне, дороже те плебеи,
Кто всем патрициям назло,
В любимом деле преуспели,
Пусть в жизни им не так везло. 

Сократ, Христос и Леонардо,
И Ньютон - вышли из низов,
А те, кто выше ихней касты -
Как презирали тех богов!

Считали - "неуч" Леонардо,
Юродивым прослыл Сократ.
Невежеству - снобизма карту
И чванство возрастёт в сто крат.





ЩИТ ЛЕОНАРДО

„Счастье достаётся тому, кто много трудится.“
        —  Леонардо да Винчи


Порой легенды заменяют
Сухих историй шелест скучный.
Так этот щит напоминает
Один такой особый случай.

Легенды автор был Васари  - (1)
Тогда бо-о-ольшой авторитет,
В великом “Жизнеописании…”
Ему по стилю равных нет.

Однажды к папе Леонардо
Пришёл крестьянин.  Попросил
Раскрасить щит свой деревянный -
Ведь папа к Медичи входил. (2)

Мессир Пьеро отдал тот щит
Сынишке, то есть, Леонардо:
"Давай малыш твори, учись,
Попробуй срисовать как надо”.

А Леонардо - хулиган,
Задумал голову Горгоны.  (3)
И змей в округе он собрал,
Изобразил эффект он полный.

На щит никто не мог смотреть
Без ужаса о отвращения.
Лишь Леонардо мог уметь
Так передать своё видение.

Папаша щит тот сохранил,
Крестьянин получил замену.
Он сто дукатов получил
За отпрыска рисунок смелый.  (4)

Порой легенды заменяют
Сухих историй шелест скучный.
Так этот щит напоминает
Один такой особый случай.


(1) Джорджо Вазари  1511-1574  — итальянский живописец, архитектор и писатель.  Автор знаменитых «Жизнеописаний», основоположник современного  искусствознания.

(2)  Нотариус Пьеро да Винчи 1427—1504) был вхож в дом Медичи и знаком с многими художниками того времени

(3) Горгона Медуза — «защитница, повелительница») — наиболее известная из трех сестёр горгон, чудовище с женским лицом и змеями вместо волос. Её взгляд обращал человека в камень. Была убита Персеем. Упомянута в «Одиссее»

(4) Дукат в то время весил 3,5 грамма золота.  Например,  аренда дома  прадеду  Рафаэля Санти обходилась в год в 13 дукатов.  А у современника Леонардо да Винчи Микеланджело  Буонарроти посредник приобрёл мраморного «Купидона» для кардинала Риарио  за 30 дукатов.



ОН БЫЛ ЛЕВШОЙ

„Никакой процесс нельзя провести быстрей и проще, чем он проходит в природе.“
        —  Леонардо да Винчи


Он был левшой и рисовал
Всё левой. Всё, без исключения,
Зеркально справа он писал
(Для шифра - это было мнение).

А правой он подковы гнул,
Красавцем был по мнению многих.
Играл на лире, всё на слух
И пел, на удивление строгих.

С него был бронзовый Давид, (1)
Душою был любой кампании...
Его рисункам нет цены
И меры нет его познаниям.

Был гениальный инженер,
Но лишь проэкты он оставил,
Был архитектор каких нет,
Но не построил даже здания.

Был первым в многих областях,
Нет равного ему и ныне,
Но дома нет, всегда в гостях...
Хоть гений несравненный в мире.

Он - как пример, кем может стать
Тот, кто душой свободен, мыслью,
Тот, кто старается всё знать,
Кому открыты мира смыслы.


(1) Для скульптуры Андреа дель Верроккьо "Давид" - позировал юный Леонардо да Винчи, его ученик.



ЛОРЕНЦО ВЕЛИКОЛЕПНЫЙ И ЛЕОНАРДО

„Истина была единственной дочерью времени. Истина в конце концов не остаётся скрытой.“
            —  Леонардо да Винчи

Лор'енцо был Великолепный,
Из Медичи он вёл свой род,
Он всем гигантов Ренессанса
В Флоренции дал первый ход.

Мед‘ичи род небезизвестный -
Две королевы, куча пап,
Для Ренессанса все ж Лор'енцо
Был меценатом и был прав.

Была республикой Флоренция
Ни герцога, ни короля,
И даже Папы все менялись...
Флоренция была одна.

Там каждый гражданин обязан
Служить в правительстве хоть раз
И тот почётен и отважен,
Кто городу хоть что-то даст.

На церковь деньги, на ворота,
На площадь или монумент…
Ведь так красавица сегодня
Флоренция брала успех.

Но политические страсти
Кто за правительства спиной?
"Монтекки с Каппулети" к власти
С ножом, интригой, иль свечой.

Лоренцо правил осторожно
И город спас от многих бед,
Ведь власти Папской всё возможно,
Король французский их сосед.

Но славен он не только этим -
При нём культуры был расцвет
Он Возрождение отметил...
Таких людей уж больше нет.

При нём и при его поддержке
Рос Ботичелли, Рафаэль,
Жил Микеланджело в надежде,
Открыл он Леонардо дверь.

Есть слухи - меценат великий
И величайший из людей
Не очень вроде бы дружили -
Ведь Леонардо - был плебей.

Лоренцо выслал его к Сфорца -
Милана герцогу тогда
Как музыканта.  Смех и только...
Но там взошла его звезда.

Лоренцо сделал больше многих,
Ему лишь Периклит ровня…
Недолго жил, но должен помнить
Его усилия ты, и я.




INGERIRIUS DUCALIS - ИНЖЕНЕР ГЕРЦОГА

„За сладкое приходится горько расплачиваться.“
            —  Леонардо да Винчи


Был Леонардо при дворе
У герцога Милана - Сфорца   (1)
Со звучным званием - "инженер"
"Художника" чуть выше может. (2)

Но не был вхож в его покой,
Входил чрез боковые врата,
Обедал с челядью простой,
Но была лучше ему плата.   

Его ведь Медичи послал
Как музыканта, как подарок...  (3)
Плебеем гения считал
И в нём всё было не по нраву. 

Что он красив и что силён,
Что обаяние в нём и знания...
Он унижал его во всём
Отбросы слал с стола даяния. (4)

Так что питаться со слугой
Для Леонардо - повышение.
Хотя другого под Луной
Мир не видал со дня творения.

(1) Лодовико (Людовико) Мария Сфорца, Лодовико Моро — герцог Милана из династии Сфорца, талантливый ренессансный деятель.

(2) Леонардо титул при дворе герцога был: Ingenirius Ducalis - инженер герцога, выше, чем художник, но всё ещё ремесленник.  Питался со слугами на кухне.

(3) Леонардо получил только начальное образование, не знал латыни. Медичи не благоволил к нему и послал его в Милан как музыканта, играющего на лютне. 

(4) Служа у Лоренцо Великолепного он получал остатки с барского стола.



 
SFUMATO ЛЕОНАРДО

„Жалок тот ученик, который не превзошёл своего учителя.“
         —  Леонардо да Винчи

Великий мастер изобрёл
Приём “Sfumato” знаменитый.
Потратил жизнь.  Его довёл
До мастерства, что глазу скрыто.

В картинах старых мастеров
Есть чётко контуры объектов,
Людей, животных и домов...
Для Леонардо - это "вредно". 

Нет контуров и нет границ,
Они размыты, как бы тают...
Как лёгкой дымкою покрыт -
Так руку гения узнают.

В его картинах нет совсем
Следа мазков, руки тревожной.
Нет отпечатков, хоть ренген
За слоем слой проверил сложно.

Послойно в несколько микрон
Он краску наносил обычно.  (2)
Не знают, как всё видел он?
Без мискроскопов нам привычных.

Слой краски тоньше толщины
Чем волос в десять раз примерно!
Как все слои нанесены?
Не "напылением" наверно.  (3)

Sfumato метод улучшал
Всю жизнь свою.  Его наследие
Поэтому живёт в веках
Он первым был! И был последним!

(1)  Сфумато (итал. sfumato — затушёванный, буквально — исчезающий как дым) — в живописисмягчение очертаний фигур и предметов, которое позволяет передать окутывающий их воздух.   Приём сфумато разработал Леонардо да Винчи в теории и художественной практике.

(2)  Толщина человеческого волоса 100 микрон.  Через сильную линзу можно различить 50 микрон.
Леонардо линз не имел.

(3) Напыление — нанесение тонкого слоя из мелких частиц вещества на поверхность материалов и изделий в защитных или декоративных целях.




МОНА ЛИЗА

„Полюбить можно лишь то, что знаешь.“
         —  Леонардо да Винчи


Как много видели красавиц
Мы на портретах мастеров?
Но не сравниться им по славе
С портретом древним в шесть веков.

Нам дар природой дан с рождения
Все лица встречные читать.
Уметь понять их выражения
И настроение понять.

Враждебно? Дружески настроен?
Печаль иль радость на челе?
Так боевой окраской воин
В поход готовился, к войне.

Улыбка, также как зевок
Для каждого, увы, заразен
И удержаться кто бы смог...
Ведь вид улыбки так прекрасен. 

Прекрасно знают это те,
Кто ищет вашего внимания,
Расположения к себе -
С улыбкой лучше понимание.

Вернёмся к теме - тот портрет
Нас привлекает и нас держит,
Эмоций там живой букет -
Таких, что неподвластны смерти.

Мы реагируем на них,
Под взглядом Лизы чувств не скроешь....
Стоишь пред нею только миг,
Но этот миг так много стоит!

Ее улыбка многозначна
Для каждого своя она -
Одним с иронией печальна,
Другим с насмешкой холодна.

Ее глаза мудры и строги,
В осанке гордость и покой,
Она уже видала многих
И цену знает за собой.

Одних влечет своей загадкой,
Другим гримаса режет глаз,
В ней Леонардо из под краски
Пытливо вглядывается в нас.



ПОРТРЕТ ДАМЫ С ГОРНОСТАЕМ

Не верьте символам друзья,
Они обманчивы порой.
Вот дама обняла зверька,
Тот горностай и стал звездой.

В геральдике был горностай
Сама невинность, целомудрие.
Считалось - смерть предпочитал
Он грязи на белейшей шкурке.   (1)

Теперь о даме - Геллерани
Чечилия её зовут
И все, как Леонардо знали
Что герцог был ей близкий друг.  (2)

Одна любовница из многих
С невинным девичьим лицом
На Мона Лизу не похожа -
В той был секрет, вот дело в чём.

Об этой даме всё известно:
Кто муж, любовник, дети чьи.
Какой дворец ей и поместье
От Сфорца ей преподнесли.

Она спокойна, нет тревоги;
Спокоен с нею горностай.
А Леонардо? Он в дороге.
Дороге дальней. Через край.

Не верьте символам друзья,
Они обманчивы порой.
Вот дама обняла зверька,
Тот горностай и стал звездой.



Дама с горностаем, 1489–1490 гг.  Дерево, масло  54х40 см    Музей Чарторыйских, Краков

(1) Горностай считался символом чистоты и целомудренности и по легенде умирал, если его шкура пачкалась и теряла белый цвет.

(2) Портрет Чечилии Галлерани — любовницы Лодовико Сфорца по прозванию Иль Моро, герцога миланского





КАК ЛЕОНАРДО РИСОВАЛ!

„Простота – это крайняя степень изощренности.“
          —  Леонардо да Винчи

Как Леонардо рисовал!
Карандашом, пером и мелом!
Во всём, что видел - узнавал
Момент, готовый к переменам.

Уродство, как и красоту
Он даром признавал природы.
Их уникальность и игру
Воспринимал, как жизни годы.

Улыбку, плач, гримасу, жест
Он передать мог кратко, точно.
Не шарж, пародия, гротеск...
А только, что заметил очно.
 
Перо он всё ж предпочитал -
Ведь им писать он мог заметки
О том, что он нарисовал
О, как ценны его пометки. 

Он свет и тени изучал
Годами. В оптике был первым.
Он восприятию дань отдал -
Его эскизы фото-верны.
 
И в каждом слышится Вопрос.
И в каждом там Ответ даётся. 
Как мир сегодня не дорос?
Нам сотни лет учить придётся.



ДЛЯ ЛЕОНАРДО РИСОВАНИЕ

„Работа над произведением искусства никогда не может быть закончена, а может быть только заброшена.“
            —  Леонардо да Винчи

Для Леонардо рисование
Было не просто самоцель,
В нём отражение его знаний
И поиск истин жизни всей.

Считалось "art" тогда "искусством",
Ну как искусство врачевать.
Считал он, что понять всё нужно
И лишь потом лишь кисть поднять.

Природу видел он единой -
По нашему - "системщик" был.
К идее этой приходила
Наука сотни лет и зим.

Не получил образования.
Лишь любознательность его
Расширила границы знаний -
Вопросы ставил, как никто.

Ещё считал воображение
Одной из самых главных черт,
Порой важнее вдохновения -
Тому он главный был пример.

Не обучали гуманистов
Искусству кисти и пера,
Но тяга к знаниям и к жизни
Им дар божественный дала.


 
КАК МНОГО ЛЕОНАРДО ЗНАЛ?

„Простота — это то, что труднее всего на свете; это крайний предел опытности и последнее усилие гения.“
             —  Леонардо да Винчи

Как много Леонардо знал!
Как много он предвидел,
Когда он Мону рисовал,
И передал, что видел.

Несимметричность двух сторон
Лица!   Он знал и это!
Различны губ углов наклон -
С одной - улыбки нету.

Психологи умны теперь -
Закон обратной связи:
Улыбка - "открывает дверь",
Но в Моне так не скажешь. 

Он знал все мускулы щеки
И нервы, что от мозга....
Латынь конечно не учил,
Но знал - пускай всё сложно.

Он арифметики не знал,
Но знал он перспективу -
Предмет чем дальше, тем он мал
И исчезает с виду. 

Черты предметов не ясны,
Чем дальше расстояние -
Меняет воздух все черты
Ландшафта или здания. 

Но резкость чётче у краёв,
Мутнее середина.
В долинах воздух - он тяжёл,
Чем горы, где, вершины. 

Он восприятие цвета знал
Вблизи и с расстояния. 
Вот так он Мону и писал
И миру нёс те знания. 

Тогда загадка и теперь...
Нам гений Леонардо
Лишь приоткрыл той тайны дверь,
Чтоб показать, "как надо".



ЛЕОНАРДЕСКИ

„Кто может идти к источнику, не должен идти к кувшину…“
           —  Леонардо да Винчи

Кому-то если подражать,
То Леонардо подражайте!
“Леонардески" - так их звать,  (1)
В них стиль его порой узнайте.

Его сфумато лёгкий стиль,
Улыбка с двойственным значением,
Покой и созерцания штиль -
Миндалевидных глаз творение.

Он поощрял учеников.
И кисть прикладывал к полотнам,
Учил их рисовать с основ…
Дарил сюжеты им свободно.

Шли по пятам они за ним,
И в технике порой успели…
В музеях много их картин,
Не Леонардо… но сумели.  (3)

Там техника, но нет души.
Как и на всех других картинах
Они не смотрят изнутри…
Так Леонардо мог единый.


Николай I не поскупился на средства, чтобы выкупить у голландского короля «Флору» Леонардо, а она оказалась работой его ученика Франческо Мельци.

(1) Леонардески — ломбардские художники эпохи Возрождения, чей стиль испытал сильное влияние манеры Леонардо да Винчи миланскогопериода.    Входили в число его учеников, либо просто восприняли его стиль.

(2) Леонардески были разнообразны по своей одаренности, по слабым проблескам оригинальности, по степени своей близости, внутренней или только внешней, к Леонардо. Наиболее интересны из них те, которые попали в орбиту гения в дни первого его приезда в Милан, — Больтраффио, Амброджо да Предис, Франческо Мельци».



ИЗОБРЕТЕНИЯ ЛЕОНАРДО

„Природа так обо всём позаботилась, что повсюду ты находишь чему учиться.“
           —  Леонардо да Винчи


К изобретениям Леонардо
Неплохо знать бы сопромат
Прокат придумал очень рано,
А также лётный аппарат.

Понятие “функция” не знал он,
Да и никто тогда не знал.
Им Ньютона недоставало,
Но Леонардо рисовал!

Он "геометрию в движении” -
Рисунки лучше чертежей
Использует для этой цели,
Невежд под смехом и врачей.

Ему уже давно за тридцать,
А он к Пачоли, как студент…    (1)
Да и Луке чему учиться
Он гения признал в момент.

Тот - выпускник “начальной школы”,
Не знал латыни и дробей,
Но мозг его был высшей пробы
И высочайшей средь людей.

Его патриции унижали,
Порой смотрели свысока. (2)
Ничтожества, они не знали,
Как их ошибка глубока.  (3)

А Леонардо всё рисует:
Полёт ядра, отскок мяча
Параболически кривую,
Что просчитать тогда нельзя.

Открыл теорию пределов,
Знал интегралов тайный смысл!
За что не брался, что не делал -
Как гений - рисовал он мысль!


(1) Фра Лука Бартоломео де Пачоли  1445 —  1517 — итальянский математик, один из основоположников современных принципов бухгалтерии. Крупнейший европейский алгебраист XV в.

(2) «Поскольку я не получил надлежащего образования, некоторые высокомерно полагают (это я точно знаю), что имеют основание критиковать меня, ссылаясь на то, что я ничему не учился. Они утверждают, что я, не имея ученого опыта, не могу надлежащим образом трактовать вопросы, за решение которых берусь», – писал с горечью Леонардо.

(3) Есть только две бесконечные вещи: Вселенная и глупость. Хотя насчёт Вселенной я не вполне уверен.  А. Эйнштейн



MARIANO DI JACOPO (TACCOLA)  1382-1453

„Критикуя, критикуй мнение, а не его автора.“
          —  Леонардо да Винчи

Художник, инженер, строитель,
Изобретатель и поэт
Был Леонардо он учитель,
Заочный правда, спору нет.

Когда да Винчи был лишь год
Ушёл из мира этот гений,
И Архимедом назовёт
Сиена сына без сомнений.

На море не был никогда,
Каналы строил и плотины,
И даже шлюзы, всё вода
Воображение манила.

Подводной лодки он отец
И парашют не Леонардо,
Таккола- инженер, творец
Дал человечеству в подарок.

Изобретения рисовал
Не зная даже перспективы,
Их Леонардо улучшал
Но автора назвать забыл он.
 
Таккола (итал. Taccola,  138,-1453; наст. имя Мариано ди Якопо) — итальянский полимат, наиболее известный как художник и инженер-теоретик эпохи раннего Возрождения. Именно его перу принадлежат первые известные нам иллюстрации типа «рисунок в разрезе». Работы Такколы широко копировались и изучались художниками и инженерами более позднего Возрождения, в том числе Франческо ди Джорджо и, возможно, Леонардо да Винчи.
 
 

ЛЕОНАРДО О ДУШЕ

„Душа хочет обитать в теле, потому что без него она не может ни действовать, ни чувствовать.“
           —  Леонардо да Винчи

Что есть душа? Понятие это
Всех волновало и всегда
У каждого свои ответы
Сейчас и в древние века.

Сказал когда-то Леонардо:.
"Не “состояние" душа.
Душа - “процесс" и постоянно
Она в движении жива.

Она меняется со временем,
С погодой, с нашим бытиём.
И даже в нашем настроении
Душа - обратной связью в нём.

Влияет на неё забота,
Уют, приют и глас любви
И все падения и взлёты…
Она ранима, как и мы.

Душе нужны и наши строки -
Они заплаты для неё…
Душа надеется, что кто-то
Её услышит и поймёт.



ИСТОРИЯ ПОШЛА Б ИНАЧЕ

„Вред приносишь ты, если хвалишь, но ещё больше вреда, если порицаешь то, в чём мало смыслишь.“
        —  Леонардо да Винчи


История пошла б иначе,
Когда б записки Леонардо
Вдруг получили бы огласку,
А не пылись в фолиантах.

Отцом науки стал другой бы,
Не Галилей, а Леонардо...
Да и прогресс иных теорий
Был целью для других талантов. 

Хотел конечно Леонардо
Собрать записки, издать книгу,
Но интересно всё. Всё надо
И изучить, рисунок выдать. 

В нём удивительно слились
Учёный, лирик, с инженером.
Нет математики, что же, пусть -
Рисунок-график кончит дело.

Ни геометрией Евклида,
Не быстротой идей Ньютона
Не описать идею жизни
Биологических законов.

Тут нелинейность, топология,
И очень сложные модели...
Но то, что не умели многие
Рисунок Леонардо смеет.

Рисунок - лучше фотографии,
По инженерному надёжен.
По ним приборы Леонардо
И изобрёл и изготовил.

История пошла б иначе,
Умнее были бы намного,
Когда б ценили Леонардо,
Не прерывать его дорогу.



ЛАТЕРАЛЬНОЕ МЫШЛЕНИЕ ГЕНИЕВ

„Кто мало думает, тот много ошибается.“
          —  Леонардо да Винчи

Есть "латеральное мышление"
Для нестандартных ситуаций.
Так думают обычно гении
На удивление смертной братии.

Нас учат думать “вертикально”-
Простое - к сложному ведёт -
Нельзя мгновенно сделать “сальто”
Без подготовки, может год.

От аксиомы - к теореме
Доказываем каждый шаг…
То логика. Но ей на смену
Есть интуиция, как враг.

Наш мозг устроен не как здание,
Где этаж, ещё этаж…
Он весь в шаблонах, в распознании -
Его работа каждый раз.

Задача - исключить шаблоны,
Свернуть с привычного пути,
Забыть клише.  В сомнении полном
О всёи, что скажут “знатоки”.

Всегда ищите обьяснения
Альтернативной и простой.
Поверьте в новые идеи,
Где вход и выход есть другой.

Ищите смело аналогий
В других несмежных областях.
Всегда смотрите только в корень -
Причину всех проблем узнав.

Не только боги горшки лепят,
И может гений есть у вас.
Вам “латерально” мыслью светит -
Попробуйте, когда есть час.



ТРИ РАЗНОВИДНОСТИ ЛЮДЕЙ ПО ЛЕОНАРДО

Существует три разновидности людей: те, кто видит; те, кто видит, когда им показывают; и те, кто не видит.
               Леонардо да Винчи

Отметил как-то Леонардо
(Он был умнейшим из всех нас)
Три разновидности когда-то
Людей, но верно и сейчас.

Одним весь мир открытой книгой,
Им ясна каждая строка.
И то, что не решить им мигом,
Решат, подумав лишь слегка. 

Заполнят мысли их страницы,
За каждым гением - глава.
Нам каждым следует гордиться
И помнить выводы, слова.

Есть те, кто следует за ними.
Кто ловят слово, мысль и взгляд
И пояснения пишут к книге,
Примеров ищут новых ряд.

Им звания дают учёных,
Дают зарплату, ордена...
А первых тех, «умалишённых»
Лишь после смерти им хвала.

Есть третий вид, которым скучно
Читать, вникать и понимать.
Листают книгу, как поручик
Когда-то знал, что надо знать.

Они читают заголовки,
Картинки ищут лишь с утра.
Потом с апломбом и сноровкой
Всех поучают без труда.

У них гордыня - без предела.
У них невежество - без дна. 
Слова без смысла очень смелы,
Пустой сосуд звучит сполна. 

Я благодарен Леонардо
За все уроки, что он дал. 
И я встречал баранов стадо...
А он порой недоедал...







СПИСОК ИЗОБРЕТЕНИЙ И МЕХАНИЗМОВ, КОТОРЫЕ НАШЛИ ОТРАЖЕНИЕ В ЕГО ДНЕВНИКАХ И ЗАЧАСТУЮ БЫЛИ ПРИДУМАНЫ МАСТЕРОМ

Как вы сами понимаете, этот список далеко не полон.

1. Автоматическая система зажигания огня с огнивом.
2. «Автомобиль» Леонардо («роботизированная тележка»).
3. Анемоскоп (прибор для определения изменения направления ветра, предшественник барометра, в записных книжках Леонардо нет схемы прибора, только описание).
4. Башмаки для хождения по воде.
5. Барабан механический.
6. Бомбарда с разрывными снарядами.
7. Бомбарда многоствольная.
8. Вентилятор.
9. Вертел механический.
10. Водолазный костюм.
11. Воздушный винт (вертолет).
12. Волочильная установка.
13. Гигантский арбалет.
14. Гигрометр (изобретение Альберти, усовершенствовано).
15. Горизонтальное сверло (для сверления стволов деревьев для изготовления водопроводных труб. Новшество заключалось в возможности регулировать положение бревна так, чтобы его центр совпадал со сверлом).
16. Дрель с двумя рукоятями.
17. Землечерпалка (драга) – для подъема ила со дна канала.
18. Измеритель величины наклона (служит, чтобы направлять летательный аппарат прямо или под наклоном).
19. Измеритель пути, одометр (усовершенствован). Катапульта с лебедкой.
20. Килевидные пушечные ядра (ядро имеет аэродинамический контур и направляющие крылья).
21. Колесцовый замок для аркебузы.
22. Летательный аппарат (орнитоптер вертикальный)
23. Летательный аппарат (орнитоптер горизонтальный).
24. Летательный аппарат (орнитоптер с пружинным приводом).
25. Лестница «телескопическая» (ее можно было удлинять и укорачивать, а также поднимать с помощью специального механизма).
26. Лодка с гребными колесами.
27. Лодка с двойной обшивкой.
28. Лопасти для рубки нападавших (для установки на крепостной стене).
29. Машина для изготовления пружин.
30. Машина для забивки свай.
31. Машина для намотки бобин (Леонардо добавил механизм, чтобы на бобину нить наматывалась равномерно).
32. Машина для насечки напильников.
33. Машина для плетения канатов.
34. Машина для поднятия воды.
35. Машина для подъема груза (машина с возвратно-поступательным движением).
36. Машина для распилки бревен с вертикальной пилой.
37. Машина для резки камней.
38. Машина для сверления бревен для водопровода с горизонтально расположенным сверлом (положение бревна можно было регулировать, чтобы получать отверстие в нужном месте).
39. Машина для шлифовки зеркал.
40. Модель механического крыла (модель имитирует строение и работу крыла птиц).
41. Мортира с механизмом наведения на цель.
42. Мортира вращающаяся для корабля.
43. Многоствольное орудие.
44. Многоствольное орудие в три яруса (органного типа).
45. Мост однопролетный (по предложению Леонардо – через Босфор).
46. Мост с поворотным механизмом.
47. Мост разборный.
48. Наковальня механическая (водяной привод заставлял вращаться вал с кулачковым механизмом, который поднимал и опускал молот).
49. Отражательная печь (для плавки металла).
50. Парашют Леонардо.
51. Паровая пушка (пушка, стреляющая с помощью пара).
52. Переключатель скоростей (на рисунке Леонардо изображены два привода – с коническим колесом и с цилиндрическим), движение передается на зубчатые колеса разного диаметра. Система основана на тех же принципах, что и переключатель скоростей в современных машинах).
53. Перчатки для подводного плавания.
54. Печатный пресс (усовершенствован).
55. Пианола автоматическая.
56. Подводная лодка.
57. Подъемный кран с кольцевой платформой.
58. Поршень в цилиндре.
59. Прибор для измерения скорости ветра – анемометр (изобретение Альберти, Леонардо предложил два варианта конструкции прибора).
60. Прожектор.
61. Разводной ключ.
62. Редуктор.
63. Робот-рыцарь.
64. Сверлильный станок, сверла в котором идут снизу вверх.
65. Сепаратор муки.
66. Серпоносные колесницы (античное изобретение), усовершенствовано.
67. Спасательный круг.
68. Станок печатный (усовершенствован).
69. Танк.
70. Токарный станок с маховиком.
71. Устройство для отталкивания приставных лестниц противника от стены (если противник пытался поставить вдоль стен приставные лестницы, чтобы взобраться по ним на стену, то их можно было оттолкнуть при помощи длинного стержня, спрятанного в стене. Стержень выдвигался наружу при помощи рычага).
72. Центрифуга на несколько пращей.
73. Цепная передача.
74. Шарикоподшипник.
75. Шлюзовые механизмы.
76. Шпиндель пластинчатый. (Шпиндель, который дает возможность машине тянуть, скручивать и наматывать одну нить на три разные катушки.).
77. Экскаватор.
78. Эпициклоидальный колесный механизм.


ЭПИЛОГ

Есть те, кто поцелован богом,
Кому открыт был тайный смысл,
Им в мире цифр ясна дорога,
За уравнением видят мысль.

Их не пугают полиномы
И “неизвестных” долгий ряд.
Им в математике, как дома,
И цифры с ними говорят.

Мы их считаем чудаками,
Они другие, не как мы.
То аутизм мы им вменяем
И сторонимся, как чумы.   

Да, не такие.  Много выше.
И видят дальше с высоты.
Мы лилипуты - живём, дышим
И судим их...   Они - не мы.