Покров

Ирина Каретникова-Смоленская
Все прозрачнее воды и небо,
и леса над Россией моей...
Омофором любви светлой Девы
Мы спасаемся в зареве дней.
Небо выше и, странно, но - ближе,
Ночью звёзды низки и крупны.
А меж ними в безоблачной выси -
Серебристый покров из крупы
Миллиардов далёких созвездий,
Вместе слившихся в звездный покров.
Только осенью это явленье -
Виден ясно сияющий кров.

Разгорается злоба и жадность,
Обезумели наши верхи.
А Фанар? Украина? Всеядность
Даже церкви коснулась, увы...
Если чуть ослабеет в нас Вера -
враг вторгается, чувствуя брешь.
До какого земного предела
Мы сумеем сердца уберечь?
Как когда-то в далёком Царьграде
Обложили враги наш очаг.
Грозен враг, но грядущего ради
Покаяния слезы в очах.
Ты Одна нам защита и светоч,
Укрываешь покровом любви...
Мы твои, Богородица, дети.
Грешны, суетны дети Твои.
Ты печально сегодня взираешь
На уделы свои на земле.
Со слезами тихонько ступаешь,
Освещая пути нам во мгле.
К покаянию нас призывая,
Раскрываешь любовью сердца.
И душа пламенеет, рыдая,
Жертву веры нести до конца.

Он особенно виден ночами-
Этот звездный ее омофор.
И я верю - Пречистая с нами,
Осеняет небесный простор.
          Покров 2018 г.



В основу праздника положено предание о явлении Андрею, Христа ради юродивому, Божией Матери во Влахернском храме в Константинополе, в котором хранилась риза Божьей Матери[1][4]. Богослужебные особенности во многом соответствуют Богородичным двунадесятым праздникам, хотя сам праздник Покрова Пресвятой Богородицы относится к великим недвунадесятым праздникам.

Явление Богоматери.
Слово «омофор» в описаниях праздника Покрова и в соответствующих богослужебных текстах означает головной убор Богоматери. При обычном употреблении омофор — принадлежность богослужебного облачения архиерея.

Рассказ о событии взят из жития Андрея Юродивого, который, вместе со своим учеником блаженным Епифанием, и увидел Богородицу, распростёршую над собравшимся в храме народом свой омофор.

Описание в Великих Четьих Минеях.
В житии Андрея Юродивого, помещенном в Великих Четьих Минеях, не указан ни день недели, ни какое-либо число, сказано лишь, что видение было во время всенощного бдения, в четвёртом часу ночи, во Влахернском храме[5]. Согласно житию, Богородица «высоко», то есть по воздуху, пришла царскими вратами в сопровождении Иоанна Предтечи и Иоанна Богослова, которые по обеим сторонам поддерживали Пречистую; рядом с Богородицей были многие святые, поющие духовные песнопения, в белых одеждах, одни шли впереди Девы Марии, другие после неё. Остановившись вблизи амвона, перед алтарём[6], Богоматерь сняла с себя омофор, который был на верху её головы, и держала над молящимися людьми, при этом омофор сиял как илектор (др.-греч. ;;;;;;; — лучезарное светило, солнце, огненная стихия, (космический) огонь). Спустя время Богородица удалилась, оставив благодать.

Описание Димитрия Ростовского.
Согласно описанию Димитрия Ростовского, составленному лишь в конце XVII века, чудесное видение произошло в правление императора Льва Мудрого, в воскресенье, 1 октября, в четвёртом часу ночи. Во Влахернской церкви Константинополя, которую наполнял многочисленный народ, совершалось всенощное бдение, находившийся в ней Андрей Юродивый поднял глаза и увидел
Пресвятую Деву Богородицу, стоящую на воздухе и молящуюся, сияющую солнечным светом и покрывающую людей Своим честным омофором. Видя то, святой Андрей сказал ученику своему, блаженному Епифанию: — Видишь ли, брат, Царицу и Госпожу всех, молящуюся о всем мире?

Епифаний ответил:

— Вижу, святой отче, и ужасаюсь.

— Димитрий Ростовский, Жития святых[4]
Богородицу сопровождали ангелы и «сонмы всех святых», среди которых были Иоанн Предтеча и Иоанн Богослов. Богородица вместе с ангелами и святыми принесла молитвы «к Сыну Своему и Богу нашему»[4]. Димитрий Ростовский так описывает молитву Богородицы:
Когда святой Андрей с Епифанием созерцали сие дивное видение, Богоматерь молилась на долгий час, обливая слезами Своё Боговидное и Пречистое лицо. Окончив здесь молитву, подошла к престолу, молилась и здесь за предстоящий народ. По окончании молитвы, сняла с Себя блиставшее наподобие молнии великое и страшное покрывало, которое носила на Пречистой главе Своей и, держа его с великою торжественностью Своими Пречистыми руками, распростерла над всем стоящим народом. Чудные сии мужи довольно время смотрели на сие распростертое над народом покрывало и блиставшую наподобие молнии славу Господню; и доколе была там Пресвятая Богородица, видимо было и покрывало. По отшествии же Её, сделалось и оно невидимо. Но взяв его с собою, Она оставила благодать бывшим там.

— Димитрий Ростовский, Жития святых[4]
Смысл видения.
Это видение и знак означали спасение жителей города от нашествия, и войска противника вскоре действительно отступили.

Датировки.
Описанные события имели место, согласно некоторым датировкам, в 910 году[источник не указан 1458 дней] (по иным источникам[7], в 902 году), при императоре Льве Мудром и патриархе Макарии, когда Византийская империя вела войну с сарацинами — мусульманами, и Константинополю угрожала опасность. В иных источниках говорится о войне с племенами русов в 860 году или болгар в 926 году[8][неавторитетный источник?].

Однако полной ясности в данном вопросе трудно достичь, поскольку описание события заимствовано из жития Андрея Юродивого, годы жизни которого можно установить лишь предположительно. В частности, «Православная энциклопедия» сообщает[9]:
Согласно житию, святой жил во времена «христолюбивого царя Льва Великого» (император Лев I) и преподобного Даниила Столпника († 493). Однако ряд анахронизмов в тексте и его сходство с житиями других юродивых — Симеона Эмесского, Василия Нового, Нифонта Кипрского — заставили первого его издателя болландиста К. Яннинга отнести время жизни Андрея Юродивого к правлению императора Льва VI (886—912), а создание жития — к X веку. Соглашаясь с этим, архиепископ Сергий (Спасский) указал на позднее появление имени преподобного в греческих синаксарях (XII век). По мнению И. И. Срезневского, могло существовать древнее житие Андрея Юродивого, написанное в VI веке и переработанное в середине X века, а С. Манго считал, что житие Андрея Юродивого было создано в конце VII века. В работах Л. Рюдена подробно аргументирована датировка жития 50-ми годами X века.

История установления праздника.
Версии происхождения праздника.
Как отмечает современный исследователь, искусствовед С. Н. Липатова[10], история праздника Покрова Богоматери до сих пор полна пробелов, хотя вопросы о его происхождении неоднократно ставились в церковной и научной литературе[11]. Высказывались различные мнения о месте его появления.


Андрей Боголюбский
(работа В. М. Васнецова)

Владимир Мономах (работа Ивана Билибина, 1926 год)
Афонский монах Пахомий Логофет, знаменитый агиограф XV века, в «Похвальном слове на Покров»[12], помещенном в Великих Четьих Минеях, говорит о том, что праздник установлен в Константинополе и оттуда пришёл на Русь[13].

Доказательств Пахомий не привёл, но его утверждение надолго стало причиной споров о том, русский или византийский праздник Покров[13]. Например, Г. П. Георгиевский[14] высказал мнение, согласно которому «установление праздника Покрова в Греческой Церкви 1 октября могло быть приурочено ко дню памяти святого Романа Сладкопевца, одного из предполагаемых авторов акафиста Пресвятой Богородице, служившего во Влахернском храме». Не менее убедительны, однако, мнения о русском происхождении праздника, но вопрос о конкретном месте его появления остаётся открытым[11].

Традиционная точка зрения, выразителем которой был М. А. Остроумов, связывает «начало почитания Покрова на Руси с Владимиро-Суздальскими землями и именем святого князя Андрея Боголюбского»[11]. Эта точка зрения нашла отражение в Православной энциклопедии[15]:
В память заступничества Богородицы через Её Владимирскую икону за войско Андрея Юрьевича Боголюбского в походе против волжских булгар в 1164 году по инициативе князя были учреждены праздники — в честь Покрова Пресвятой Богородицы (1 октября) и Всемилостивого Спаса и Пресвятой Богородицы (1 августа), вошедшие в литургический обиход Русской Церкви. Был создан ряд произведений (при возможном участии Андрея Юрьевича Боголюбского как автора в некоторых из них), главной темой которых является покровительство Богоматери Владимиро-Суздальскому княжеству: Слово о победе над волжскими булгарами, Слово на праздник Покрова, Сказание о чудесах Владимирской иконы Божией Матери.
Наконец, «прозвучавшая ещё в дореволюционной литературе гипотеза об установлении праздника в первой половине XII века в Киеве поддерживается в ряде публикаций и в наши дни». Её выразителями в разные годы были архиепископ Сергий (в конце XIX века), А. Александров (в 80-х годах XX века) и современная исследовательница И. А. Шалина[11]. При этом «некоторые из учёных предполагают: инициатором установления праздника был не Андрей Боголюбский, а его дед Владимир Всеволодович Мономах»[16].

Храмы и монастыри.
Согласно базы данных «Храмы России», на территории России Покрову Пресвятой Богородицы посвящено 1384 храма и других культовых объектов (7,51 % от общего числа объектов[23]), что ставит праздник Покрова на второе место в общей статистике[24], на первом же месте — храмы и другие культовые объекты, посвящённые Николаю Чудотворцу (23 %)[24]. Статистика включает действующие, сохранившиеся и не сохранившиеся храмы (включая домо;вые), часовни, молельные дома и прочее[25].