Софистические разводы

Геннадий Батаров 2
 

        Отрывок  № 10
               
             из

       восточной  повести


            ЭЛЬМИРА



Уж  всё  старо, как  Мир,  для  человека  ныне.
Лишь  множатся, к тому  же, смертные  грехи,
И  рушатся  воочию  до  наших  дней  святыни,
И  совести, доставшиеся  от  Бога, даже  крохи.
Ещё  не  роботы, но  на  их  пути
Стоят  ни  сотни, ни  тысячи, а  миллионы
Без  чести,  совести, уже  давно  готовые
На  самые  кровавые  дела.  И  даже  церкви,
Мечети,  иные   божественные  храмы
Вдруг  ополчились.  И  бьются  люди
За  право  помолиться  Богу.  А  аксиомы,
Ранее  святые,  уже  забыты.  Ничтожные
Приходят  не  просто  так, – из  головы
Таких  же.  Зовущие  во  свет  и  панорамы
Прошлого  не  учат.  Простолюдины
Не  думают  о  чести:  им  хлеба  да  воды…
И  всюду, меняя  суть  небесную, софизмы                1)
Несутся  из  уст  подобных.  Для  войны
Они  и  есть  душе противные  основы,
В  которых  искусство  сбора  слов, увы,
Ради  искусства  звуков  пышной  сатаны.
Владеющие  ими,  так  торят  путь  себе,
Живут  и  здравствуют  без  боли  в  голове
 И  в  те  же  времена:  ни  Богу  и  ни  роду…
Так  путь  свой  выложил  Айткул  к  чертогу.
И  сонмы  таких  же  лиц  вослед  ему
Несут  ума  софизмов  ложные  разводы…                2)               
   *                *                *
А  между  тем  и  этим  у  юрты  Кадырбека
Замечено  движение.  В  тени  стоит  Дамира.
Вдруг  крик  пронзительный  извне:
— Убит  он  здесь  рукой  капыра!
Сюда, джигиты, пусть  видят  все,
Кто  жизнь  нарушил  властелина! —
Айткул  стонал  у  входа  в  юрту,
И  гнал  рукой  безмолвную  Дамиру.
Не  скорбью  в  миг  сей  был  отмечен,
А  в  эту  жуткую  минуту
Он  был  в  душе  предельно  весел:
« О, да!  Моё  желание  сбылось!
В  моих  руках  судьба  Эльмиры,
И  сотня  преданных  джигитов.
Войти  осталось  только  в  юрту…
И  взять  безумного  живьём,
Но  он  горяч  в  минуту  эту.
Не  рисковать  же  мне  судьбой?
Пусть  это  сделает  другой…
Теперь  мы  оба  стали  квиты».
— Скорее  сюда, мои  джигиты! —
Так  завершив  ход  мыслей  в  крике,
Чередуя  их,  вновь  повторял,
Но  запоздалого  ругал…
А  про  себя  в  желаньях  Нике:                3)
« Вот  это  школа  англосаксов!
Не  зря  я  столько  лет  провёл
В  пенатах  их.  Вместо  богов
Они  себя  вокруг  считают. Умён
И  мой  маршрут!  И  долго  вёл
Меня  он  так.  Чрез  годы
Быть  в  среде  их.  Теперь  зачтён
И  мой  успех  большой  победы.
Софизмы – только  так! – софизмы!
Люди  не  думают, как  я,  глубоко:
Аллах  лишь  мыслью  осенён!
Да будет мне успех, однако
Теперь  всё  время  есть  моё,
И  в  этом  истины  зерно".               
    
Вдруг  вскрикнул  кто-то, испуская
Последний  вздох… И  вот  пред  ним
Лежит  канатами  обвитый, душа живая...
Как с птицей  раненой сравним,
Вновь  обезвреженный  Джусуп.
— Вот  где  наглядный  вам  пример! —
Айткул  уж  с  речью  обратился
К  тому  в  толпе,  кто  был  несмел,
И к тем, кто появились тут как тут,
Чтоб  вызвать «справедливый» гнев,
И  завершить  успех  стремился:
— Найдётся  ль  кто, чтобы  отмстил бы?—
Толпа  вдруг  рявкнула, и  долго
Неслись  в  ней  возгласы, и  вот
Он  вновь  в  речах,  под  стать  паше:                4)
— Однако, я  себе  позволю
При  всех  пронзить  ему  живот.
Я  был  любимцем  курбаши,
И  уж  за  кровь  его  святую!..
Но  лучше, если  вместе  мы
Ему  обдумаем  мученье.
Мне  мысль  лукавая  приходит…
То, видно,  ею  сам  Аллах
С  усердием  милым  руководит…
Насильник  он  и  соблазнитель:
На  совести  его  два  сорванных  цветка.
Сейчас  пред  вами  здесь  одна,
Его  законная  жена  Фатима, -
Вновь указал на тело Кадырбека, -
Другая  в  горестном  мученье,
С  надеждой  робкою, едва
О  нашем  думает  прощенье.
Увы,  её  вина  на  нём!
И  пусть  она  здесь  убедится –
В  какого  жуткого  шайтана,
Известного  всем  коммуниста…
Да-да, друзья! – чтобы  влюбиться
Она  позволила  себе.
По  сути  же – лишь  в  анархиста…
Да  вопреки  канонам  нашего  Корана!..
И  пусть  покается  при  мне, —
Но  думал  тайно  продолжая:
« Пред  смертью  его «убить»  вернее
В  её  глазах, да  будет  победою  моей
Ещё  одною  мыслью:  какая  слава!
И  тяжких  слёз  чтоб  не  роняла…
Пусть  поселит  в  душе  своей
К  нему  презрение, дабы  начало
Её  сомненья  обнажилось…»               

Её  ввели. Она  легонько
Плеча  пленённого  коснулась
Движеньем  тонких  пальцев  рук:
И  боль, и  страх – не  за  себя! – взвились
Под  шёпот  сотен  жестких  губ:
— Как  жаль  её,  она  несчастна!
— Она  обманута  им  тайно…
— Она  ль  отступница  ислама?
--   Как  это  всё  уже  печально!
— О, мой  Аллах,  она прекрасна!..
В  одних  глазах  к  ней  состраданье,
В  других – к  ней  горечь  и  печаль,
Но  более –  гнев  и  осуждение
Были  присущи  басмачам.
Она  вплотную  подступила
К  лицу  Айткула, вся  дрожа.
В  его  глазах  и  смех, и  стужа,
И  свет  вчерашнего  костра:
— Бери  меня, его  оставь…
Он  должен  жить. И  до  утра
Найдёшь  сам  способ  усмирения…» —
Она  с  трудом  цедила  дерзкие  слова,
Чем  внесла  «нюансы»  в  планы  предпочтения
Комбинатора  Айткула: ни  в  глаз, а  в  бровь?..
— Ну  и  подбросила  ты  мне  дела! —
Всё  так же  процедил  Айткул…               
                (141)
Примечания: 1) «… софизмы» – [ гр. sophisma],  умышленно  ложно построенное умозаключение, формально кажущееся  правильным, основанное на преднамеренно неправильном подборе исходных положений, а также на двусмысленности понятий, на выхватывании  отдельных сторон  явлений; человек, освоивший этот метод, зачастую говорит  скоро, с пафосом и  громко, ложь которого проявляется не сразу в тотчас; люди  с низким  интеллектом, как правило, «заглатывают» софизмы
не  глядя.
2) «… разводы» – здесь как нудное, неприятное  дело для честного человека, для других - дабы направить части целого в разные стороны, разъединить их, разжечь противоречия, растворить истину в  пустых разговорах и уйти от ответственности.
3) «… в желаньях Нике» –  древнегреческая богиня победы в сражениях и состязаниях, у римлян – Виктория.
4 «…под стать паше» – [тур. pasa],титул высших военных и гражданских сановников в бывшей султанской Турции, в Египте и некоторых других  мусульманских  странах.
            Предыдущие  отрывки  смотрите в прологе под  рубрикой «Эльмира».
                141/16
               
                Вчерне – 1968 г., г. Фрунзе
                Набело – 1992 г.