Книжная полка-61. В. Ливанов. Мой любимый клоун

Единомышьленники
Привет всем авторам площадки.

Привет и читателям, любителям книг и разговоров о книгах.
Осень - время для прекрасных книг.

Сегодня впечатлениями о прочитанной книге поделится Натико.
Страница автора тут: http://www.stihi.ru/avtor/natikos


Она расскажет о книге Василия Ливанова "Мой любимый клоун"

Слово Натико: "Позвольте представить - мистер Шерлок Холмс! 
Нет, что вы, речь не пойдёт об Артуре Конан Дойле. Перед нами - Ливанов Василий Борисович, замечательный артист, неповторимый Карлсон, самый великий сыщик всех времён и народов. А, кроме того - талантливый писатель. 
Вот его проза нас сейчас интересует более всего.
Начну с цитаты:
"— Сережа, — Алиса никогда не называла Синицына Птицей. — Сережа, я все поняла, насколько может понять женщина, у которой никогда не было детей. И, по-моему, нам, цирковым, лучше, честнее, что ли, оставаться бездетными. Как это ни грустно. Я часто думаю об этом. Ведь я сама из цирковой фамилии. Но прошли времена моих родителей, когда дети росли прямо в цирке, под ногами у взрослых, и цирк был для них домом, и школой, и всем на свете. Теперь артисту приходится выбирать: его искусство или его ребенок. Если артист хочет остаться артистом в полном, цирковом смысле этого слова, а не просто остаться в цирке. Не таким, как ты, Сережа, рассказывать, какое подвижничество наша работа. И ваш успех — я знаю, читала, слышала — это только начало ваших настоящих мук, Сережа.
И в первый раз за этот вечер Синицын радостно рассмеялся и обнял острые, обтянутые шерстяным свитером плечи этой удивительной женщины. Вчера закончить гастроли в Лос-Анджелесе, шестнадцать часов лететь над океаном, варить ночью кофе двум пьяным мужикам, а думать только о цирке, каждую секунду жить только своим артистическим долгом".
Серёжа - это главный герой книги, клоун Сергей Синицын, для своего друга Романа Самоновского, партнёра по цирковому номеру, "Ромашки" - просто "Птица". А обращается к нему Алиса Польди, наследница цирковой фамилии, воздушная гимнастка с мировым именем, жена Романа. 
Цирк, его загадочная жизнь, характеры, драмы и комедии открываются перед нами. Какой труд - за великолепными успехами Алисы Польди под куполом цирка? Какова цена крепкой и нерушимой дружбы двух артистов? И, самое главное - что прячется за улыбкой клоуна? 
Не случайно в качестве эпиграфа - строчки Расула Гамзатова: 
"Когда смеюсь я, милый мой, приблизься 
И повнимательнее посмотри..."
Василий Ливанов попытался приблизиться - и вот перед нами большая любовь "рыжего клоуна", ковёрного Ромашки, к воздушной гимнастке Алисе Польди. Перед нами великолепный Димдимыч, шпрехшталмейстер (попробуйте выговорить), кавалерист, герой войны, настоящий человек, и акробатка Полина Челубеева с её тайной любовью к "белому клоуну". Но самое главное - перед нами жизнь Птицы, "белого клоуна", его неудавшийся брак с дочерью академика и появившийся в семье усыновлённый маленький шестилетний мальчик. Семья к тому времени, правда, успела развалиться, и Птице приходится справляться с появлением нового человека в семье в одиночку. Нет, не в одиночку - ведь рядом Ромашка, Алиса, Полина и даже соседка Мария Евтихиановна...
Драма соседствует с юмором - самый трагический разговор с тёщей не мешает Синицыну делать неожиданные наблюдения и корчить неожиданные рожи. Так бывает - решается вопрос всей жизни, а ты обращаешь внимание на цвет шнурков на ботинках. Так и Синицын - непроизвольно скорчив свою фирменную клоунскую рожу и повергнув тёщу Мальву Николаевну в тяжёлый шок, он не лукавил - все переживания клоуна скрывает его фирменная улыбка. Он уже понял, что маленький человек, который скоро появится в его жизни, будет целиком на его ответственности. И вот малыш заболел, с ним сидит соседка, а вернувшийся с работы и заставший ее спящей в кресле Синицын обращает внимание на книгу, которая лежит на полу у ног почтенной дамы. 
«Интересно, что читают на сон грядущий добрые пожилые матери Марии?» — подумал Синицын. Он поднял книжку и заглянул на обложку. Там значилось: «О. Бальзак. Блеск и нищета куртизанок».
А вот Сергей Синицын внезапно сталкивается около цирка с Ларисой - своей первой супругой. Ну как, женат, дети? - торопливо спрашивает она. Ага, четверо, трое девочки, остальные пятеро - мальчики, и все, само собою, близнецы - отвечает он.
И напоследок, под занавес - чтобы стало несмешно, а было о чём подумать - рассказ Алисы Польди, "произведение внутри произведения". И, прежде чем вы его прочтете - отдельное спасибо художнику, который иллюстрировал ту книгу, которую читала я: Олег Юдин. Он замечательно передал характеры и эмоции ситуаций, описанных в книге. 

А теперь - притча:
"Давно это было. До войны. Но я все хорошо помню. Отец повел меня в зоопарк. Меня очень влекли птицы. В птичьем павильоне кроме нас с отцом ходил еще какой-то старик: белая борода, широкополая соломенная шляпа и большой альбом под мышкой. Старик мне очень поправился, я все гадала, что у него в альбоме такое? А старик заметил, как я на него поглядываю, и подошел.
— Как тебя зовут? — спрашивает.
— Алиса.
— А на кого ты похожа?
— На папу.
— Нет, — говорит старик, — ты похожа на маленькую цветную свечку, которую зажгли в темной комнате на новогодней елке.
Я почему-то очень смутилась, а старик опять спрашивает:
— Как ты думаешь, — говорит, — какая птица самая красивая?
— Не знаю, — говорю, — наверное, лебедь?
— Нет, — старик покачал головой.
— Тогда павлин.
— Нет. Никогда!
— Но ведь не попугай же?
Старик смеется:
— Нет, конечно. — А потом говорит: — Самая красивая на свете птица — белая ворона.
Я на папу посмотрела тогда, а он ничего, молчит, слушает старика.
— Почему белая ворона? — спрашиваю.
— А потому, — отвечает старик, — что она исключение. Можно увидеть стаю лебедей, семью павлинов, компанию страусов. Но никто никогда не видел целую стаю белых ворон. Да этого и не может быть. Тогда все потеряет смысл.
Старик выставил вперед бороду и оглядел нас вызывающе. Но мы не возражали.
— Белой вороной нельзя стать по желанию, — воскликнул старик. — Нужно призвание, талант! Белой вороной нужно родиться. Конечно, любая ворона может вываляться в муке, выпачкаться в мелу, выкраситься белилами. Многие обыкновенные вороны так и делают. Но они не белые — они ряженые. И белую ворону можно очернить, но сделать ее черной невозможно. Она белая ворона! Она самая прекрасная птица, потому что ей труднее, чем другим. Она всегда хорошо заметна в любой стае. Поэтому, как правило, становится предметом всяческих охотничьих нападок. Но она гораздо важнее любой вороны в стае. О такой стае говорят: стая, в которой летает белая ворона. По ней одной помнят всю стаю! Но белых ворон обычно недолюбливают.
— За исключительность? — спросил старика папа.
— Нет. За чувство ответственности. Быть исключением из общего правила — это очень, очень ответственно. И белые вороны это понимают.
— А здесь, в зоопарке, есть белая ворона? — спросила я.
Старик рассмеялся и погладил меня по голове. Рука у него была сухая и горячая.
— В жизни таких птиц, кажется, не бывает. Но в искусстве без них не бывает жизни.
Некоторое время он шел с нами вдоль клеток молча. Потом кивнул нам:
— До свидания.
Мы смотрели, как он уходит от нас по дорожке, крепко прижимая локтем свой большой альбом.
— Папа, — спросила я, — он сумасшедший?
Отец строго взглянул на меня:
— Я думаю, он — художник"."


********************
Мышалет и Натико будут рады дискуссии под этим произведением.


Рубрика обновляется по понедельникам и четвергам.