Человек должен быть нежным и не жалким

Олег Краснощёков
(из проэзии)


Человек должен быть нежным и не жалким.

Человек не должен быть жалок даже перед лицом смерти и всех тех неминуемых утрат, что с нею связаны.

Человек все время что-то кому-то должен.

Когда я обо всём этом думаю, я превращаюсь в скотину, способную затоптать в себе самом зверя или ту рыбу, какую однажды старик, изрезав себе леской все руки, спросил: "Как ты себя чувствуешь, рыба?"

Что она ему могла ответить тогда, когда всё уже было позади: и нежность, и небо, и долг быть не жалкой?

Крючок обстоятельств способен не только вывернуть наизнанку крепкие челюсти надежд на лучшее, но и превратить тебя в пищу.

Зачем было тому тогда на одной из первых мировых войн собирать в себя бесчисленное количество осколков металла? Зачем? Чтобы стать героем ожидания справедливости? Зачем? Чтобы стать осколком тех, кого вот уже почти сто лет считают потерянным поколением? Зачем? Чтобы утвердиться в фетише никому не нужного героизма перед заходом равнодушного солнца? Зачем? Чтобы влепить на закате пулю в самого себя?

Как ты себя чувствуешь, рыба?

Зачем ты меня спрашиваешь об этом?

Марлен Дитрих, изнасилованной в юности бюргером, знающим ответы на все вопросы, всю её жизнь нравились мужчины-импотенты. Они ей напоминали того старика, что много позже спрашивал её: "Как ты себя чувствуешь, рыба?"

Марлен улыбалась Ремарку, осыпавшему её грудой любовных писем за бутылкой "Кальвадоса", и молчала.

Марлен улыбалась Стюарту Грйнджеру, принимая "Saraband for Dead Lovers" всего лишь за тихую музыку песчаного прибрежного замка, и молчала.

Марлен улыбалась даже тогда, когда ей совсем не хотелось улыбаться и все её спрашивали лишь об одном: "Как ты себя чувствуешь, рыба?"

Перед Константином Паустовским она встала на колени на виду у многочисленной, как морские волны, аудитории зала.

Перед Евтушенко она стояла голой на столе в одном из тихих уютных московских вечеров.

Как ты себя чувствуешь, рыба?..


...   

Человек должен быть нежным и не жалким.

Человек должен быть нежным и не жалким, даже размозжив себе череп из старого отцовского винчестера в реке времён, где тихо плещется форель и восходит солнце!


26 октября 2016