Александр III в Петербурге

Димитрий Кузнецов
На исходе века воровского
Ожил вновь, под стать богатырю,
Монумент Паоло Трубецкого
Русскому великому Царю.
Не разбил его усатый горец, –
Пережив забвенье и войну,
Александр III Миротворец
Одолел советскую шпану.
Только главный бес не похоронен,
И пока он гнёт эпоху вспять,
Царь стоит, суров и непреклонен,
Но… не там, где должен бы стоять.

Властной политической игрою
Не смутить Царя, и потому
Долгою ненастною порою
Петербуржцы говорят ему:

«Государь! – любимый, не забытый
Ни своей столицей, ни страной,
Ты стоишь, от Города закрытый
С трёх сторон дворцовою стеной.
Снова ветер красный флаг полощет,
Но заблещет луч святого дня,
Если вновь на Знаменскую площадь
Пустишь ты могучего коня.
И когда с проклятьями и воем
Сгинет нечисть пред твоим лицом,
Мы опять воспрянем и построим
Русский мир
Под царственным венцом!»
 _______________________
 * На фото:
    монумент Паоло Трубецкого –
    памятник Александру III в С–Петербурге.

    Из цикла "Александр III":
    http://stihi.ru/2021/04/04/5078

Памятник Александру III изначально был установлен на Знаменской площади (ныне
площадь Восстания) у Николаевского (Московского) вокзала. Монумент посвящен "державному основателю Великого Сибирского пути" – так некогда называлась Транссибирская железная дорога, строительство которой началось при Александре III.

Идея создания памятника принадлежала министру финансов С.Ю.Витте. Императорская Семья поддержала эту идею и даже выступила официальным заказчиком монумента. Конкурс выиграл итальянский скульптор русского происхождения Паоло Трубецкой.

Над скульптурой мастер работал в Петербурге, в специально построенном для этого павильоне. Бронзовую скульптуру царя отливали в Италии в мастерской литейщика К.А.Робекки, а коня на Обуховском сталелитейном заводе. Постамент был сделан из красного валамского гранита, более трех метров высотой, по проекту Ф.О. Шехтеля. На лицевой стороне постамента была выбита надпись:

"ИМПЕРАТОРУ АЛЕКСАНДРУ III
ДЕРЖАВНОМУ ОСНОВАТЕЛЮ ВЕЛИКОГО СИБИРСКОГО ПУТИ".

Памятник резко выделялся из числа других монументов посвященных императорам. Как и во многих произведениях, здесь ярко воплотилось творческое кредо автора, говорившего, что "портрет не должен быть копией. В глине или на полотне я передаю идею данного человека, то общее, характерное, что вижу в нём".

Еще до открытия памятника многие недоброжелательно отзывались о работе Трубецкого. Но скульптура очень понравилась Государыне Императрице Марии Федоровне, жене императора Александра III, поэтому проект в итоге был принят.

Торжественное открытие монумента состоялось 23 мая 1909 года.
Судьба памятника в сов.эпоху складывалась трагично. После октябрьского переворота в 1919 году, на постаменте было выбито издевательского содержания стихотворение Демьяна Бедного.

В 1927 году, к десятилетию большевицкой власти, памятник был использован для праздничного оформления площади: он был заключен в металлическую клетку, а рядом была пристроена винтообразная башня, колесо, и две мачты, на которых были подвешены серп и молот и надпись "СССР". В 1937 году памятник был демонтирован и убран в запасники Русского музея.

Во время блокады памятник не пострадал, он был защищен мешками с песком. После войны в 1950 году из постамента извлекли три камня, которые были использованы при создании бюстов героев Советского Союза и памятника Римскому–Корсакову.

В 1994 году конная статуя Александра III была установлена перед входом в Мраморный дворец, ставший филиалом Русского музея.