Каммуридзукэ и экохайку. Посв. Году Японии-2018

Наиля Ахунова
Наиля АХУНОВА (Казань)

Литератор, краевед, педагог, общественный деятель. Руководитель ЛИТО им.Гарифа Ахунова. Засл. работник культуры РТ. Член Союза писателей Республики Татарстан. Лауреат премий М.Горького и С.Сулеймановой. Организатор Республ. инклюзивного фестиваля поэзии "Галактика любви" им.В.Тушновой, Межрегионального фестиваля хайку "Хайкумена-на-Волге-2012", Открытого лит.-краеведческого фестиваля "Хазинэ" им.Гарифа Ахунова и др. Призер и дипломант межд. конкурсов хайку в Москве и Японии (Акита).

КАММУРИДЗУКЭ НА ЭКОФОРУМЕ В ПЕНЗЕ (ПГАУ), 2018

Хайку – национальная японская форма поэзии, жанр поэтической миниатюры, просто, лаконично, ёмко и достоверно изображающий природу и человека в их нерасторжимом единстве.
Хайку (иногда хокку) – это короткие стихотворения без рифмы, в которых используется язык ощущений для выражения эмоций и образов. Часто вдохновением для хайку служат природные стихии, мгновения красоты и гармонии или пережитые сильные эмоции. Жанр хайку был создан в Японии, а уже позже стал использоваться поэтами во всем мире, включая и Россию.
(Из Интернета)


Мастер-класс "Как писать хайку". Год Японии в России-2018.

Интерактивный конкурс (трад. японская поэтическая игра) "каммуридзукэ", с которым меня познакомили в своё время на одной из встреч в Москве на Международном  конкурсе хайку, так мне понравился, что я уже много лет практикую его на занятиях в своем литобъединении и на выездных мастер-классах. И, как правило, продуктивно... Чем же он интересен?

Во-первых, своей доступностью и простотой проведения для самой широкой аудитории - от младших школьников до бесконечности, даже независимо от уровня  подготовки участников.
Во-вторых, в игровой и увлекательной форме он ненавязчиво дает основы для понимания сложного жанра стихосложения - поэзии хайку, которая неразрывно связана с временами года, с природой, с осознанием места человека в ней...
А также - это хорошая литературная школа, поэтический конкурс-игра "каммуридзукэ" помогает ясно и кратко формулировать свои мысли, в поэтической форме, образно, ценить каждое слово...
Больше всего мне нравится проводить подобные "разминки для мозгов" со студентами. Иногда это дает самые неожиданные результаты, что всегда интересно.
Конкурс проходит в интерактивной форме, он будит креативность в далекой, казалось бы, от литературного творчества аудитории, а также интерес к поэзии и японской культуре в целом. Это своего рода и психологический тест, и арт-терапия, в чем мы неоднократно убеждались на практике.
 И в чем я в очередной раз убедилась на своих мастер-классах на Молодежном научно-культурном форуме "Настоящее и будущее экологической культуры" в Пензенском гос. аграрном университете 23-27 октября 2018 года. Некоторые студенты в самом начале еще не очень, видимо, понимали суть происходящего и не вполне справлялись с поставленной задачей - удачно дописать третью строчку в хайку, где, как известно всего 17 слогов, которые укладываются в три нерифмованные строки и классическую слоговую формулу "5-7-5". Хотя мы упростили задачу: можно было не придерживаться строго этих канонов (но не слишком далеко отходить от них). Что радует, многие участники в дальнейшем процессе уже более творчески и продуктивно подошли к решению задания, у них на его выполнение ушло меньше времени, а некоторые ответы были многовариантны и интересны.
 
Все желающие могли угадать авторский или написать свой вариант окончания нерифмованных трехстиший в стиле хайку. Здесь приводятся наиболее удачные варианты участников конкурса-поэтической игры "каммуридзукэ".

Я предложила вниманию публики произведение известного поэта-хайдзина Михаила Бару (Москва), ставшее победителем недавнего сетевого конкурса "Алмазный ключ" (2018, октябрь):

Осенний ветер.
Из акварели в гравюру
....................
(Превращается сад).*

Варианты участников:
Преображается лес.
Превращается сад.


А затем - три своих хайку:

  ***

1.Тихий час.
  Ходит на цыпочках
  .........
  (Кот).

Варианты участников:
Маленький мальчик.
Победители:
Северный ветер.
Чёрная муха.
Кот.**


 ***

2.Сбегаю с косогора
  Наперегонки
  .................
  (С одуванчиками).*
 
Варианты:
С тенью.
С бабочками.
С ручьями.
С ветром.
С одуванчиками.


  ***

3.Кружась, жёлтый лист
  Приземлился на шляпу
  ....................
  (Вместе продолжим путь).

Варианты:
 
Шапокляк улыбнулась (победитель).
Осень на исходе.
Медленно.
Вишенкой на торт.
Он стал моим компаньоном.
Доброго мага.
Большого гриба.
Осенний лист.
Он дома!
Когда-то и я прыгал с парашютом.


Участники конкурса "каммуридзукэ" присылали свои варианты анонимно, на отдельных листочках (мастер-класс и встреча со мной в чит. зале библиотеки ПГАУ) или в процессе устного обсуждения (вечер "Лит. мозаика" в профилактории).
Их объявляли под номерами, а затем все голосовали (анонимно) на других листочках за понравившийся вариант.
Таким образом, победители выбирались мной (личный приз симпатий), а также народным жюри, то есть самими участниками.

В итоге: наибольшее количество голосов народного жюри набрали след. участники:

Галина Ильина (поэт, Пенза)

Наталья Пугачева (преп., доцент ПГАУ)

Александр Моргулис* (Чебоксары, студент ГСХА)

Екатерина Старкина (студентка ПГАУ)

Александра Баннова (студентка ПГАУ)

Ирина Земскова (студентка ПГАУ)

Вадим Мордас (студент, Самара)

Екатерина Казанцева (студентка ПГАУ)**

Иван Токарев (студент ПГАУ)


Наиболее результативным оказался первокурсник ГСХА Александр Моргулис, он угадал авторский вариант двух хайку, моего и Михаила Бару, а также предложил интересные варианты других.

Спасибо организаторам Форума и его участникам! До новых встреч!