Зеркальце

Александра Михайловна Белявская
           Сказка


В одной деревне, на окраине, стояла добротная изба. Здесь проживали муж с женой да с девочкой. Небольшая ещё девочка была, только десятый годочек миновал. Но уж послушница была, а какая умница - не передать словами. И в избе приберёт, и матери поможет, да ещё на досуге деревенской ребятне сказки почитает.
Вот какая это была девочка, а называли её Ксюшей. А матушка с нею была ласковой да доброй. Всё прижаливала  свою единственную доченьку. А батюшка очень строгий был, ласку редко раздаривал. Он часто на медведя ходил, вот, видно, и характер медвежий у него стал. Говорили, в парнях ходил -  тихоней славился. А так, что нам судить, почему человек переменился. Вот так-то.
И вот однажды Фёдор - так звали отца - в лес отправился, на охоту, значит, да его псы подняли медведя среди зимы, а не надо было. Ох, как плохо они сделали. Вот этот медведь и стал шатуном. Места себе другого не подыщет. Бродит по лесу, злой очень, Спать очень хочется, а уснуть не может, холодно, голодно и тоска уж очень заедает. Ведь все медведи спят, а он один-то бродит.
И вот бродил-бродил, да и набрёл на деревеньку. А вот и изба крайняя, добротная. Зло взяло медведя нашего. Вишь, как устроился Фёдор: ему и тепло, и весело, и самовар греется. "А что он со мною сделал? - думал медведь. Я отдыхал спокойно в своей берлоге, откуда ни возьмись Фёдор-охотник со своими псами, подняли, разбудили меня, понимаете. А когда я разозлился, убежали. Ну хорошо, хоть живого оставили",  - прорычал сердитый бурый медведь.
Подойдя до избы, медведь подумал: "А что если и его берлогу растормошить?"
И медведь пнул своей лапой дверь, что та сразу затрещала.
- Кто там? - спросила Аграфена, матушка Ксюшина.
И вышла отворить дверь, думала, что это охотники из лесу возвращаются.
Открыла дверь, а сама ворчит:
- Можно и полегче открывать.
Но когда посмотрела матушка:
- Ой, да это же шатун в гости среди зимы пожаловал!
А медведь схватил её обеими-то лапами, да так прижал, что кости затрещали. А тут и Ксюша выскочила из избы, видит, горе-то какое, шатун матушку держит, не отпускает. Стала она просить медведя, чтобы матушку отпустил. Сжалился медведь над девочкой, проворчал:
- Всех жалей, только меня никто не жалеет, и в лес ушёл.
Подхватила Ксюша матушку, отвела к постели, да поудобней уложила.
И слегла матушка в постель и уже не поднялась. Возвратился отец с охоты, ох как рассердился:
- Это ты сама виновата во всём!
Ох, как обидно было Ксюше за матушку, но что поделаешь...
Вскоре Аграфена преставилась. А перед тем просила Фёдора, чтобы жалел единственную доченьку-кровиночку свою. А Ксюше приказывала быть послушною, стариков не обижать, помогать им, деревенских малышей не баловать сильно.
Вот и остались Фёдор с дочерью вдвоём. А охотник он славный был. Одним словом - хозяин хороший. А вдовушек было много в ихней деревеньке. Вот и пошли к нему на поклон, свои услуги предлагать да одна перед одной расхваливать, в первую очередь себя, а потом Фёдора. Да ещё учить его, мол, не балуй сильно Ксюшу. Ведь ей, мол, ещё и расти и в невестки идти.
Ну, в конце концов, выбрал Фёдор себе жёнушку, невесту - красавицу писанную Лизавету, черноглазую, да характером самоуверенную и строптивую. А ещё поговаривали, что и с ведьмами водится. А она и сына привела. А сынок удался, кто знает в кого, наверное, в самого лешего. Рыжая копна вместо волос, нос крючком, глаза, как у лягушки, вылезли, да ещё на ногу хромает.
И растут дети вместе. Ксюша по дому справляется, да и отцу кое-когда помогает. Вот она уже и книги детям почитать не может - времени не хватает. Вот и печь хлеб тоже нужно Ксюше. А однажды только хлеб из печи вынула - слышит: кто-то зовёт. Вышла на порог, а это старушка дряхлая милостыню просит. Вынесла ей кусок хлеба тёплого, дала покушать. А старушка посмотрела на Ксюшу, да и говорит:
- Вкусный хлебушек ты испекла. Вот за это подарочек тебе дам.
И даёт ей зеркальце небольшое и говорит:
- Оно не простое, тебе в беде всегда поможет. Так сказала и пошла.
Спрятала подарок Ксюшенька и слышит окрик сильный, а это её мачеха бранит, что хлеб посторонним раздаёт. Не будет из неё, мол, хозяйки:
- А я ещё хотела со своим Анисимом сосватать...
Как услышала Ксюша это - ей плохо стало, думает , неужели ей придётся с этим уродом жить? А ей уже шестнадцатый годок миновал. А тут и отец говорит:
- Вот тебе мой указ - выйдешь за Анисима. И мать будет тебя лучше жалеть. Да и мне не думать о твоём приданом. И не вздумай перечить.
Вечером, оставшись в своей спаленке залилась горькими слезами Ксюшенька, и матушку вспоминала, и Бога просила о помощи. Плакала, плакала о своей горькой судьбинушке да вспомнила о зеркальце. Взяла зеркальце в рученьки да и говорит:
- Зеркальце, миленькое, покажи своё личико.
Заволновалось зеркальце, волна за волной пошла по нему и показалось лицо доброй феи. И спрашивает фея:
- Что с тобою, дитя, работа тебя замучила?
- Нет, - отвечает Ксюша, - я справляюсь со своею работой и кушать я не хочу потому что я приготавливаю сама на стол. А вот горе у меня есть. Мачеха хочет, чтобы я вышла за её сына-урода замуж.
И говорит ей фея:
- Не сын он ей. Она похитила принца, превратила его в урода и мучает его. Ты соглашайся за него замуж, только не радуйся, а будь печальной. И говори, чтобы в город венчать везли. И под венцом вы в зеркальце посмотрите и чары спадут с него. А ведьма старая от злости лопнет.
Спрятала опять Ксюша своё зеркальце подальше. Соглашается за урода замуж идти и боится: авось как не получится? Мучится тогда ей всю жизнь.
А мачеха радуется, что падчерице насолит, с уродом заставит жить. А уж принца она накажет за то, что когда-то её отверг, будет век уродом ходить и у неё жить.
Да он и забыл, кто он есть.
И вот молодых собирают под венец. И стала просит Ксюша отца своего:
- Батюшка мой родимый, я твою волю исполнила, исполни и ты мою последнюю просьбу. Обвенчайте нас в городе.
Мачеха, конечно, против была, но отец согласился.
Как никак всё же родная дочь венчается, хоть разок можно и побаловать.
Везут молодых венчаться, деревенские бабы охают:
- За такого урода отдают замуж.
А жених вообще ничего не понимает. что с ним делают. Вот и в город приехали, в храм божий завели, венчают и согласия спрашивают. И вынула тихонько Ксюша зеркальце, приклонила голову к своему суженому и в зеркальце вдвоём посмотрели - и чудо сталося. Превратился урод в красавца писанного, наследника престола, а рядом стоит Ксюшенька, нарядно одетая, красавица. Это всё сделала фея со своим зеркальцем.
А как увидела это мачеха - со злости лопнула. Анисим забрал Ксюшу - теперь уже жену свою и увёз к себе во дворец. Там их уже ожидали. И фея сама их встретила, благословила и просила зеркальце беречь, не разбивать, чтобы в семье лад всегда был.
И до сих пор, говорят, зеркало разбить - это в семье ладу не быть. Вот и стараются жёны - зеркала берегут.
25 мая 1999г.