Чуть-чуть о Фанах

Сергей Таллако
Недавно в беседе «за рюмкой чая» с другом вновь возникла тема: «Советский Союз, который мы потеряли». Нет, нет, мы – люди в возрасте – не предавались ностальгии по минувшим временам, а отдавали должное дружелюбному мироустройству, апробированному в СССР.
Мы, в частности, вспомнили, как бывали в Фанских Горах и в районе Гиссарского хребта в начале восьмидесятых годов. Выходили на маршруты в августе, когда перевалы были максимально свободны от снега. Запомнились розовые снежные массивы, вкусно пахнущие разрезанным арбузом. Остатки лавин дотаивали в отдельных ущельях. Ходили по синькам, снятым с карт тридцатых годов, причём бросалось в глаза, что ледники в котлованах с выводными языками, показанные на них, в наши дни превратились в одинокие кучки льда, сиротливо притаившиеся где-то в теневых углах, - Фаны и Гиссар глобально таяли. Снежная линия, на Кавказе находящаяся на высоте 2700 метров, там поднялась за 4000 метров. Тёплые сухие гостеприимные горы – в отличие от Тянь Шаня, например. Часто палатки не ставили, а только расстилали и ложились на них в спальниках под открытым небом, сияющим мириадами звёзд. Болтали «до первого спутника», а так как их было много, то засыпали быстро.
«Я сердце оставил в Фанских Горах…» Мы с глубокой благодарностью вспоминали описания и кроки Фанских Гор, выполненные Славой Попчиковским, досконально прошедшим их перевалы лично.
Сергей