По конкурсу - Добро и Зло

Творческая Мастерская Алкоры
http://www.stihi.ru/2018/09/30/3601 - Конкурсная страница
http://www.stihi.ru/2018/11/06/3578 - Итоги конкурса

Конкурс "Добро и Зло" является продолжением конкурсной серии "Философская поэзия", где все наше внимание должно быть направлено на содержание стихов, на то, насколько полно, интересно и убедительно - со своими оригинальными мыслями, автор раскрывает заданную тему, размышляет о добре и зле, излагает свои взгляды на эту тему. Нам - читателям и судьям - интересны всякие мнения: с ними можно спорить, не соглашаться, но они нам интересны, поэтому члены жюри этой серии должны оценивать  принятые стихи не с позиции "я согласен с мнением автора" или "я категорически не принимаю его точку зрения", а только с  единственной : есть ли в стихах авторская точка зрения на поставленную тему, и насколько связно, понятно, убедительно она раскрыта. Какими средствами - это уже другой вопрос. Главное, что стихи "ни о чем" или стихи  "не о том, о чем спросили" в шорт-листы попадать не должны.

Хотя это не всегда легко сделать. Тема стихов иногда определяется сложно, поскольку может  быть раскрыта в двух разных жанрах: "философская лирика" и "рассказ в стихах". В обоих случаях, если задать себе вопрос "о чем эти стихи?", главный ответ должен быть таким: о добре и зле. Если автор просто размышляет (философствует), строит предположения, повествует о своих мыслях о добре или зле - то это философская лирика. Если он сразу иллюстрирует тему  каким-то конкретным случаем из жизни, вводя в рассказ персонажей, то это - "рассказ в стихах". Но тема везде одна - о добре и зле.

В каком бы жанре ни было написано принятое на конкурс произведение (а факт принятия заявки еще не означает, что стихи - по теме!), ни в коем случае нельзя забывать, что у нас поэтический конкурс, а не философский или научный диспут. Наше произведение - это не только "сочинение на заданную тему", а еще и стихи. А у стихов - особый язык и особые, специфические способы изложения темы. Всегда есть риск просто зарифмовать свои мысли, мнения или увиденные события. Одна только рифмовка не делает информацию стихами. В стихах язык другой - полный образов, обращений к глубинам сознания и чувствам, наполненный иносказаниями . Если всего этого в рифмованном произведении нет, если нам просто говорят очевидное да еще и скучным и корявым (потому что иначе в рифму не попадает!!) языком, то это творение тоже не хочется отбирать в шорт-лист: автор все правильно сказал и даже по теме, да только слова его - это не поэзия  и даже не литература...

И, наконец, самое горькое. Плохой русский язык.  Расслабилась немного моя команда в этот раз, видимо, подустала. Работать членом жюри с душой и любовью к делу, мало кто из авторов сайта хочет - капризничают, обижаются, не вдумываются в смысл работы и... уходят из судей в участники. Потреблять ведь всегда проще, чем отдавать другим - так уж человек устроен! А может быть просто своя рубашка ближе к телу (фразеологизм!). Короче: в этот раз много было номинировано произведений, годящихся по теме, но написанных кондовым, не литературным языком, над которым авторы почти не работали, не переделывали фраз, не искали лучшего... А у нас  в первую очередь - конкурс поэзии, и только потом - всякие игры "на тему и с помощью". Мы в ТМА, конечно, учимся писать разное и по разному, но правильный, литературный язык в стихах никто не отменял. Язык - чистый и поэтический - это тот  обязательный фундамент, на который ложится любая тема и любой жанр написания.

Хватит отступлений, давайте рассмотрим стихи наших участников. Сразу разобью их на два жанра: 1) Философская лирика и 2) Рассказ в стихах. Опубликую в статье самые интересные, на которые хочется обратить внимание. Как обычно, номер перед названием стихов соответствует номеру, под которым произведение участвовало в анонимном конкурсе и под которым записано в итоговом протоколе..

*************************************************
            1)  ФИЛОСОФСКАЯ ПОЭЗИЯ

3. Возвращение. Владимир Сорочкин 

Час наступит и мне – перейти через край
С тем, чтоб камнем скользнуть в расступившийся омут,
И тогда – ни судьба, ни потерянный рай
Удержать бессловесное тело не смогут.

Я уйду, имярек, чтобы воду толочь
В ступе вечности, мучимый жаждой слепою,
Как уходит любовник в кромешную ночь,
Оставляя незапертой дверь за собою...

Но, когда я вернусь – через множество лет –
Дольним прахом, пылинкой, летящей в эфире,
Оседая на некогда прерванный след,
Ничего – видит Бог – не изменится в мире.

Тот же месяц рябое покажет лицо,
Та же благость пребудет в трущобах и весях,
И всё те же извечные зло и добро
Будут жадно бороться в сердцах человечьих...

Я забуду всё то, что я помнил, и ты
Бликом света мелькая, таясь за стеною,
Воскресишь в ком-нибудь дорогие черты.               
И беззвучно захлопнется дверь предо мною...

Главная мысль стихотворения  - неизменность добра и зла, которые только меняют формы: "Та же благость пребудет в трущобах и весях,/И всё те же извечные зло и добро/Будут жадно бороться в сердцах человечьих..." Последняя строфа стихотворения, к сожалению, уводит нас в жанр интимной лирики, она хороша, но немного инородна в этом стихотворении для данного конкурса.

11. Добро и зло. Андрис Сайнио
 
В тех книгах, что я в детстве прочитал,
Почти всегда похожий был финал:
Добро и зло, встречаясь на страницах,
в конце пути обязаны сразиться,
И пусть Добру в начале не везло
Оно в финале побеждало зло.

Примеров много: в сказках для детей
Царевич – добрый и плохой - Кощей;
В старинных книгах злые печенеги
На землю предков делали набеги,
Но добрых витязей бестрепетная рать
Их всё же ухитрялась побеждать.

Я не скажу, что мне не по нутру
Та сила, что способствует добру,
Но иногда, признАюсь, размышляю –
АcимметрИя отчего такая?
И, может быть, отчасти дело в том,
Что победившие себя зовут Добром...
А побежденные – могли бы возразить,
Но больше не способны говорить.

Очень характерная для человека, далекого от религии, точка зрения об относительности добра и зла - все оценки зависят от того, кто оказался сильнее: "отчасти дело в том,/Что победившие себя зовут Добром/ А побежденные – могли бы возразить,/Но больше не способны говорить". С этим можно поспорить, но не нужно: точка зрения выражена убедительно, а стихи интересны.

13. Добро и зло. Ольга Иванычева

Замолить грехи пытаюсь старые,
А и ныне святость далека.
Если по щеке меня ударили,
Сдачи дать пытается рука.

Но ведь зло должно же быть наказано,
Не дадим плевать себе в лицо!
Защищать и Родину обязаны
И на место ставить подлецов.

Где же эта грань и эта истина,
Где смиренья правильный предел?
Как помочь добру и свету выстоять,
Чтобы зло осталось не у дел?

В этих стихах автор отдает безусловное предпочтение силам добра (" зло должно же быть наказано") и озабочена проблемой: " Как помочь добру и свету выстоять,/Чтобы зло осталось не у дел?". Совершенно иной подход, если сравнивать эти стихи  со стихами №11.

16. На перекрестках измерений. Михаил Деденев 

На перекрёстках измерений
нет смысла в чём-то смысл искать,
Здесь не опора даже время -
Оно течёт и вбок, и вспять,

И в турбулентностях течений
Невидимые до поры,
Вдруг появляются из тени
Друг другу чуждые миры,

И в оргиях сливаясь странных,
Верша вселенские дела,
Добро и зло творят спонтанно,
Не  зная  ни  добра,  ни  зла.

В этом произведении  автор, уцепившись за космогонические теории устройства мира, вообще отрицает сознательность и верховенство какой либо из двух сил - добра и зла: "Верша вселенские дела,/Добро и зло творят спонтанно,/Не  зная  ни  добра, ни зла". Интересна своей парадоксальностью строка: "нет смысла в чём-то смысл искать". Интересно написано, но не глубоко, очень хочется продолжения мысли...

18. Там, за облаками. Зура Умарова

В одиночестве мы появились на свет,
Но не помним тот миг - лента памяти стёрта.   
Кто-то нам обеспечил транзитный билет,
Но конечную цель обозначил нетвёрдо.

Мы мелькнём на мгновенье в случайных глазах,
Чуть подольше задержимся в памяти близких…
Превратится в траву или глину наш прах -
В час последних итогов смешны эти риски.

Небеса крупным планом приблизятся к нам, 
Ценность многих понятий покажется спорной.
И в назначенный час за последнюю грань,
Как и все перейдём в одиночестве полном.

Может быть темнота там намного мрачней,
Может белый просвет ожидает кого-то…
Но фантазией разума царство теней
Оживлять - бесполезная, это, работа.

Что же сердце так жжёт - горячо, на излёт?
Это память тасует картинки стоп-кадров.
И душа – то краснеет, то тихо вздохнёт,
То поймает укор давних мыслей и взглядов.

Почему-то я верю в задумку Творца,
Что способна душа быть и выше, и чище.
И греховны, и святы бывают сердца,
Но не зря мы терзаемся, думаем, ищем.

И подарком небес вдруг покажется жизнь,
За возможность любить, изменяться, бороться…
И как знать – вдруг началом  конец обернётся,
И в спирали судьбы будет новая нить.

Ведь не зря звёздный занавес ширит свой круг,
Сцена жизни уходит лучом в бесконечность…
Нет суфлёра, лишь время, нам шепчет, вздохнув:
Не сдавайся, держись – ведь душа наша вечна…

Типично философская поэзия с интересными и связно изложенными рассуждениями, с поэтическим образным языком: "сердце так жжёт - горячо, на излёт?/Это память тасует картинки стоп-кадров./И душа – то краснеет, то тихо вздохнёт,/То поймает укор давних мыслей и взглядов". Мне очень понравились эти стихи, хотя были сомнения - по теме ли? О чем они? О смысле жизни и о том, что за пределом жизни, а значит и о необходимости "любить, изменяться, бороться". А значит о главенстве добра над злом: "Почему-то я верю в задумку Творца,/Что способна душа быть и выше, и чище./И греховны, и святы бывают сердца,/ Но не зря мы терзаемся, думаем, ищем". Мне немного жаль, что эти стихи судьи обошли вниманием. Не всегда в поэзии заданная тема должна раскрываться только в лоб: иначе это уже будет  не поэзия, а научный реферат! ))

28. Всё переплелось - добро и зло. Ольга Альтовская   

Всё переплелось - добро и зло.
Снежный ком - события и лица -
По пути неведомому мчится.
Кто-то смят, кому-то повезло.

Роковое светится число.
Три шестёрки видели провидцы.
Всё к тому. Лукавый веселится:
Деньги - бог, убийство - ремесло.

Хорошо ли, плохо ли? - как знать.
Суждено лететь нам без ответа
В бездну - то ли к мраку, то ли к свету.

Тают ледники, жиреет знать,
Обнищал народ, пуста казна -
Но чернее ночь перед рассветом.

Раскрытие темы начинается сразу с фразы: "Всё переплелось - добро и зло" (еще один взгляд на проблему!). Дальше - еще интереснее: "Лукавый веселится". А что же  люди? - "Хорошо ли, плохо ли? - как знать./Суждено лететь нам без ответа/В бездну - то ли к мраку, то ли к свету..." Типичные идеи мало верующего или далекого от веры человека. Но мне здесь очень нравится оптимистическая концовка, дающая шанс победы доброго над злым: "Но чернее ночь перед РАССВЕТОМ".

32. Эра релятивизма. Алексей Бекорюков

Закат Европы*: в ломбарде совесть, и призрак бродит бессчётноликий,
Сметая нормы морали, то есть – извечных истин культур, религий.
Порок восславлен, добро размыто в растленном мире (весьма капризном):
Опять латаем своё корыто, вживляя вирус релятивизма.

Возводим похоть в реестры права: долой запреты, раз жизнь красива!
Листая Канта, клеймим лукаво – свобода лучше императива*…
В единой чаше гремучей смеси шальных амбиций и заблуждений,
Любовь гордыней уравновесив, плывут аморфно людские тени.

Период краткий – от диссонанса* до стойкой связи с влеченьем эго:
В цепях иллюзий не будет шанса взойти с надеждой на борт ковчега,
Покинуть царство всеобщей скверны, вернуться в детство, к родным истокам…
Да только призрак мигает нервно из преисподней зловещим оком.

Слепую волю влечёт идея: вкусить усладу, забравшись в панцирь,
Умом и сердцем деревенея, застыть букашкой в янтарном глянце,
Навек исчезнуть (потерян стимул, в котором вера была желанна) –
Вселенский Логос людей покинул, коль миром правит закон изъяна.

Клеймом отмечен, покрыт коростой – гниёт в абсцессе потухший разум,
В плену соблазнов совсем непросто остаться чистым, цветя проказой.
От сладкой лести в безмолвном плаче уйти, расчистив себе дорогу
К блаженству духа, к любви – тем паче, что жить осталось совсем немного…

Очень сложные стихи. Качественные, умные, но сложные. Я вот, хоть и любитель почитывать философские книжки (правда, в прозе!), но уходить в глубины смысла в поэзии  мне почему-то не хочется - не тот вид творчества! В этих стихах все хорошо:  и образы есть, и метафоры ("Умом и сердцем деревенея, застыть букашкой в янтарном глянце", "призрак мигает нервно из преисподней зловещим оком"), а как-то обобщить для себя отношение  автора к добру и злу - сложно. Может быть так: "добро размыто в растленном мире", "в абсцессе потухший разум,/В плену соблазнов совсем непросто остаться чистым". Но этими мыслями  уже никого не удивишь - во все времена было и есть такое! Что же тогда нужно делать человеку? Как я поняла из строк стихов, все-таки снова и снова идти к добру: "в безмолвном плаче уйти, расчистив себе дорогу/ К блаженству духа..."

39. Добро и зло. Валентина Паевская 
 
Добро и зло – они всегда прописаны
На противоположных полюсах.
Добро устремлено к дыханью Истины –
Оно ведь рождено на Небесах!

Добро открыто и самоотверженно,
Не важно: со щитом – иль на щите.
А зло клокочет грубо и несдержанно,
В духовной пребывая нищете.

Лишённое законности и прочности
И ненавистью лютою дыша,
Как змей, кусает хвост своей порочности –
Спасайся, христианская душа!..

Порою зло рядится в маски добрые –
Попробуй-ка с наскока разгадать!
В сердцах людских ловушки ставит пробные,
Пытается похитить благодать.

Но совесть – Голос Божий... Ей доверено,
От всякого нечестья отрешась,
Идти на Свет – свободно и уверенно,
Каменьев и наветов не страшась...

Добро и зло. .. Два полюса незримые
С библейских незапамятных времён,
И люди, притяженьем их боримые,
Две рати – с миллиардами имён...

Еще один особый подход к теме - ясное и недвусмысленное разделение добра и зла: "Добро и зло – они всегда прописаны/На противоположных полюсах". Они, по мнению автора,  всегда разные: " Добро открыто и самоотверженно,/Не важно: со щитом – иль на щите./А зло клокочет грубо и несдержанно,/В духовной пребывая нищете". Люди должны сделать выбор и "идти на Свет – свободно и уверенно,/Каменьев и наветов не страшась", потому что эти силы - антагонисты, полюса, а люди - " притяженьем их боримые,/Две рати – с миллиардами имён..." Стихи очень ясные, не допускающие сомнений и мук невозможности постичь эти сложные  философские категории...)))

********************************************
                2) РАССКАЗ В СТИХАХ

2. Я вспоминаю это утро. Ирина-Сова      

Я вспоминаю это утро -
покой скользит.  И тишина -
звенящей ниточкой как-будто,
перемежаясь криком уток,
из приоткрытого окна.

Парит. Вчера всё предвещало
грозу и дождик проливной.
Восток проникся зорькой алой,
а ветерок,  спросонья шалый,
кружит песок по мостовой.

Спокойно дети спят в постели
и смотрят радужные сны,
где белки в изумрудных елях
ждут в гости принца Елисея
под звуки арфовой струны...
....................................
 
Я вспоминаю это утро -
покой скользил.  И тишина
была звенящей. До минуты,
когда в июне старый рупор
со вздохом прохрипел:
   " Война!"

Стихи иллюстрирующие (а не  проповедующие) два состояния человека - пребывания в добре, мире и радости: "Спокойно дети спят в постели/и смотрят радужные сны" и разрушение этой жизни вестью о пришедшем зле: "старый рупор со вздохом прохрипел:    Война!". Хорошие стихи, только я не понимаю здесь пунктуации и конструкции (управляющих связей слов) в предложении: "И тишина - звенящей ниточкой как будто, перемежаясь криком уток, из приоткрытого окна".

7. Домой... Лето Лёля

Казённая кровать, герань за шторой:
Уюта бледно-розовый мазок,
И серых простыней безликий ворох –
Все краски ткани выел кипяток.

Здесь воздух – смесь пустырника и хлора,
Посудный звон четыре раза в день.
И скрежет шин, и вой привычной «скорой» –
Пристанища последняя ступень.

У входа жмётся новенький, несмелый:
Орлом летал, а нынче – воробей.
Лицо его, застывшей маской белой,
Сливалось с фоном вытертых дверей.
 
Со смертью Маши всем он стал обузой:
Слепой старик, убогий и больной.
В своей клетушке-комнате «кургузой»,
Нередко умывавшийся слезой.

Изъеденные временем обноски,
В чужом шкафу, вдруг стали не нужны.
Их ждали только струганные доски
И место рядом с холмиком жены.

Так больно рвались узы родовые...
Детей прощал, с тоскою глядя вслед.
«Дай Бог, ещё увидимся, родные?» –
Вдогонку крик. Пощёчиною – нет.

Земная ночь в душе латала раны.
По-детски, жалко, всхлипывал во сне
И звал жену по имени, и...  маму,
Забыть, пытаясь сутолоку дней.

Под утро снилось счастье: он, Маруся,
Малютка дочь, трёхлетний сын, босой.
Играли на лужайке в «гуси – гуси».
Светало. Кто-то звал его...  ДОМОЙ...

О чем эти стихи? Конечно же о добре и зле, о том, что человек немилосерден к своим близким, что одиночество в старости - это не просто зло, а зло сотворенное нами, которое может когда-нибудь и нас опалить. Стихи, заставляющие сопереживать и думать. "Так больно рвались узы родовые.../Детей прощал, с тоскою глядя вслед..."

17. Капля сочувствия. Русаков Григорий    

В собачьем питомнике бусинки-глазки
с надеждой смотрели на двери входные -
так сильно хотелось играть и ласкаться
все будни и праздники, все выходные.

Ну где же хозяин, а может хозяйка?
Щенята страдали, скулили и ждали,
пускай не охотничьи, вовсе не лайки,
пусть нет родословной и кучи медалей.

Простые собачьи лохматые дети
готовы и тапки носить, и газеты,
в ногах засыпать и будить на рассвете,
и клянчить на кухне сырые котлеты...

Их всех отдавали в надёжные руки:
кому для улыбки и доброго сердца,
кому для хозяйства, кому-то для внука,
кому, чтобы просто душой отогреться.

Никто и не понял в тот вечер подвоха,
когда заглянули две юные леди,
искали щеночка по имени Тоха,
но кто мог подумать, что девочки - звери!

Им было не важно - какая порода.
Они находили друзей для забавы.
Таких называют не лестно - уроды,
им жертвы нужны для кровавой расправы.

И я, не хочу Вам описывать дальше...
Меня воспитали совсем по-другому:
без подлости, злости, цинизма и фальши,
с любовью и нежностью к миру живому.

Сейчас не возможно найти виноватых
и тех, кто поставил такую "прививку".
Здесь нет оправдания, нет адвокатов,
мы все совершили большую ошибку...

Поймите родители, в детскую душу
ведь надо-то кроху, ну самую малость,
чуть-чуть милосердия, добрых игрушек
и каплю сочувствия, если осталось...

Прекрасная иллюстрация зла, того, чего не должно быть никогда ("кто мог подумать, что девочки - звери!"). Стихи не только о жестокости к другим живым существам, но и с глубоким сопереживанием и размышлением: " Здесь нет оправдания, нет адвокатов,/мы все совершили большую ошибку..", с криком души о важности и необходимости воспитания добра: " ведь надо-то кроху, ну самую малость,/ чуть-чуть милосердия, добрых игрушек/ и каплю сочувствия, если осталось...". В этих стихах нет места отвлеченным размышлениям об относительности понятий добра и зла, нет оправданий злу, здесь все однозначно: человек не имеет права  быть зверем, и за его жестокость и равнодушие мы все в ответе.

19. На краю... Алексей Ленивец

Осень - внутри. Небо давит - смурное.
Хочется пальцы сломать в кулаке,
Стиснув их... Северный ветер суровый
В венах - трущобах, как царь налегке,

Бродит, смеётся и больше не верит
В то, что хандру я опять излечу.
Солнце грустит у окна - батареей.
Хочешь уйти - уходи, отключу...

Мне всё равно уже: холод ли, темень -
Всё укрывает собой пустота.
В церкви стоял со свечой, на колени
Капал не воск, а - калёная сталь.

Чувства растрачивал - будто породу,
Вместо любви теперь - дно и отстой.
Взгляд подлеца раздражает до рвоты,
Хуже - когда он не чей-то, а - свой.

Время приходит жалеть и мириться
С тем, что из прошлого нет огоньков
В окнах... Лишь в сердце любимые лица.
Сердце - так близко, они - далеко.

Всех потерял... Ближе к телу рубашка
Чаще своя. Я бы сбросил - топчи.
Боль постепенно слипается в тяжесть -
Несовместимую с жизнью почти.

На первый взгляд, не совсем по теме, и даже не понятно, что именно произошло с персонажем, но несомненно одно - он кается и страдает: "В церкви стоял со свечой, на колени/Капал не воск, а - калёная сталь". Мы узнаем, что он "чувства растрачивал - будто породу", что он всех потерял: "Лишь в сердце любимые лица./Сердце - так близко, они - далеко" и что для него: "Время приходит жалеть и мириться/С тем, что из прошлого нет огоньков". Мы не знаем доподлинно, в чем вина персонажа, но если он раскаивается, значит для него понятия добра и зла не относительны, он применяет их к своей жизни и стоит на стороне добра, даже его потеряв.

22. Подранки. Татьяна Шкодина 2

Из всей семьи остались лишь они –
Две горьких сироты. Подранки. Сёстры.
Вдвоём. А между ними словно вёрсты -
Вражда легла чернее полыньи.

Поделен пополам отцовский дом
И жалкий скарб, оставленный в наследство…
Не разделить детдомовское детство,
Не убежать от боли босиком.

Две близких, искорёженных судьбы,
Две брошенки - оставлены мужьями.
Рожденных дочерей растили сами,
В своей ожесточенности грубы.

Для дочерей важнее зов родства,
Для них война сестёр – война чужая.
Они росли, раздор уничтожая,
Приняв плечо родного существа.

И всё же примирить никто не смог
«Сиамских близнецов», проклявших память,
Они могли друг друга только ранить,
Вливая злобу в общий кровоток.

В бессильном отрицании корней
Отринув им дарованное свыше…
Безумцы голос разума не слышат,
Друг друга убивая всё верней.

...Меньшая уходила тяжело –
Кричала и металась на постели…
И вскинулась, как будто на расстреле,
Почуяв смерти черное крыло.

Никто ей не вручил ключи от рая…
А через год ушла сестра другая.

Еще одна поэтическая иллюстрация  трагедии - история жизни двух сестер, одинаково несчастных, но так и научившихся прощению и любви: "Они могли друг друга только ранить,/Вливая злобу в общий кровоток/ В бессильном отрицании корней/ Отринув им дарованное свыше". Конечно же эти стихи - о добре и зле, которые не теоретизируют, а заставляют думать и выбирать только сторону добра. Сестры могли стать опорой друг другу, но так и не преодолели вражду, которая "между ними, словно вёрсты, ...легла чернее полыньи" .

24. Тайна озера Зрыв. Фидель Сагитов

Как-то шли по дороге три странника, три старика,
Ближе к ночи им путь преградила большая река,
И, попавшийся тем старикам на пути, человек
Посоветовал им поискать поскорее ночлег.

В первом доме, к которому те старики подошли,
Только что хлеб в печи из душистой уржи испекли,
Но никто им не отпер дверей, не пустил на порог,
Был хозяин тот жаден чрезмерно, чванлив и жесток.

И в соседнем дому стали гнать стариков со двора,
Сев позднее за стол, на котором была туара,
В третьем доме был праздник и ели сокту с катламой,
Но и там не открыл им дверей злой хозяин скупой.

Лишь у леса, у самой околицы, в бедной избе,
Стариков приютили в одной небогатой семье,
И оставили на ночь поспать и в тепле отдохнуть,
А потом, до рассвета ещё, проводили их в путь.

Но, как только под утро ночная рассеялась тьма,
Провалились под землю всех жадных хозяев дома,
Возле хижины добрых людей начинался обрыв,
По легенде, вот так появилось тут озеро Зрыв.

...Говорят до сих пор на его берегу, на песке,
Люди видят откуда-то всплывшие миски-терке.

Поэтическое, выполненное хорошим языком, переложение народной легенды об образовании озера Зрыв, расположеного на севере Республики Марий Эл. Как в сказке, здесь добрые люди торжествуют и живут, а на месте жилищ тех, кто был жаден и негостеприимен, рушится земля: "Провалились под землю всех жадных хозяев дома,/Возле хижины добрых людей начинался обрыв". Природа сама наказывает зло и стоит на стороне  добрых - такова  главная мысль легенды.

26. К дождю ли. Екатерина Падукова 

К дождю ли спину ломит что-то
и нагоняет вдруг тоску…
Весна… которая по счету?
Их много на её веку.

Во взгляде бабушки Анисьи
тягучая – не снять рукой –
печаль... Плывут, уносят мысли
её далёко, далеко…

Туда, где жизнь её кипела
и в детях растворялась вся –
Поднять всех шестерых сумела.
Теперь одна…  Свой крест неся,

ждет не дождётся, дни и ночи
не спит, выглядывает, но
не едут доченьки, сыночки,
не пишут, не звонят давно.

Обняв забор, стоит – ни  слова:
собака, кот - всего то с ней. 
На счастье вечное –  подкова,
прибита насмерть у дверей.

Пронзительное  стихотворение, близкое по теме стихам автора №7 - об одиночестве в старости, о покинутости детьми. "Поднять всех шестерых сумела/ Теперь одна… ". Мы безусловно сопереживаем персонажу, содеянное ее детьми - это зло, но все равно мы думаем, почему так случилось с героиней стихов? Почему зло победило и "На счастье вечное – подкова, прибитая насмерть у дверей" не помогла? Может быть, она так же не была милосердна к своим родителям, служа только своему мужу и детям? Из стихов мы не знаем ответа на этот вопрос, но все равно ни капли не сомневаемся: добро и зло - не относительные понятия и не равноправные, а человек рожден для того, чтобы творить и защищать добро. Если он этого не делает, он сам оказывается в сетях зла.

31. Страсти по Сальери. Марина Москвичева Белова   

Я стар и зол, влачу существованье,
который год небесной кары жду.
Мой Бог, прости  грехи, прими страданья,
смени свой гнев на милости звезду...

Мой Дьявол, разорвавший сердце, душу,
борьба с тобой оставила следы
злодейства совершённого. И душат
раскаянья предсмертные черты.

То Божье наказанье, не иначе.
Ждать смерти одиноким стариком,
принять величье Моцарта. Свет мрачен...
Сальери я! А в зеркале кривом -
придворный композитор. Был обласкан
признанием, деньгами. И почёт
вскружил меня. Чудовищно фиаско
от юного фигляра. Страшен счёт!

Его сонаты слишком популярны!
Изяществом наполнены, точны.
Для "флейты"* той "волшебной" лучезарность
он взял взаймы у солнечной весны.

Болтун греховный, пакостник, мальчишка -
избранник? Гений Музыки? Мой Бог,
как зависть душит... Дьявольская вспышка -
убить! Вот недостойного итог!

В могиле неизвестной общей - Моцарт...
Посредственность - удушье подлеца.
Повязан я забвеньем... И смеётся
великий Мастер лёгкостью Творца.                НАД легкостью?

Я стар и зол, а он беспечно весел.
Высокой нотой радостно сиять!
Для вечности сей образ чист и светел.
Он добрый Гений! Злой завистник я...

Интересные стихи о добре и зле, где в основу взята легенда отношений между Моцартом и Сальери. Зло здесь показано в образе пороков и страстей - зависти к чужому таланту. Сальери понимает свое несовершенство и страдает от него: "Болтун греховный, пакостник, мальчишка - избранник? Гений Музыки? Мой Бог, как зависть душит... Дьявольская вспышка -/убить! Вот недостойного итог!" Для Сальери зло и добро - это не относительные понятия, он знает, на какой стороне он сам должен быть, он признает свою ущербность, мучается от нее: "Для вечности сей образ чист и светел./Он добрый Гений! Злой завистник я...." Интересное решение темы.

В этом стихотворении меня немного напрягли неточности некоторых фраз: "И СМЕЁТСЯ великий Мастер ЛЁГКОСТЬЮ Творца"  (не поняла здесь управления слов). Или: "И душат РАСКАЯНЬЯ ПРЕДСМЕРТНЫЕ ЧЕРТЫ" (разве раскаяние - это предсмертный знак?). И еще: "смени свой гнев на милости ЗВЕЗДУ" - причем тут звезда? Явная вставка случайного слова ради нужной рифмы...

38. За неимением лучшего? Светлана Салахова 

И совершив все пакости,
Какие только можно,
Является. Вот радость-то!
Целует осторожно.
Покорно ходит в тапочках.
Побриться обещает.
Девчушка жмётся к "папочке",
И ты его прощаешь.      

        Направляешь, как пастырь, заблудшего, 
        Измаявшись с ним вконец.
        Повторяешь две фразы заученных:
        "За неимением лучшего"
        И "Ребёнку нужен отец".

Но, подкрепившись ужином
И выпив "рюмку чая",
Тобой прощённый суженый
Уходит не прощаясь.
Очнёшься тёмной ноченькой –
Тебе давно за сорок...
И вот уж доча-доченька
Свой "камень" тащит в гору:
Вся в маму – худосочная,
Крутясь на трёх работах,
Бежит кредит просроченный
"Гасить" за обормота.

        Направляешь, как пастырь, заблудшего, 
        Измаявшись с ним вконец.
        Повторяешь две фразы заученных:
        "За неимением лучшего"
        И "Ребёнку нужен отец".

Знать, яблоко от яблоньки
Упало недалёко...
Ох, бабы мои, бабоньки! 
Святые вы...
Дурёхи.

Стихи написаны в форме текста для песни (есть "припев", выполненный в совсем другой ритмике), стихи судьи не номинировали, но мне нравится их содержание как еще одно интересное раскрытие заданной темы. Как часто, мы, стремясь служить добру, делаем зло: "Тобой прощённый суженый/Уходит не прощаясь./Очнёшься тёмной ноченькой – /Тебе давно за сорок.../И вот уж доча-доченька/Свой "камень" тащит в гору:/ВСЯ В МАМУ". А почему так случается? Да потому, что ты: «Повторяешь две фразы заученных:"За неимением лучшего"/И "Ребёнку нужен отец"». Умные стихи. Дают повод подумать над нашими установками о том, что МЫ СЧИТАЕМ добром...

40. Играют мальчики безгрешно. Наталия Медведева               

Играли дети в полицейских,
глухую выстроив тюрьму
для тьмы опаснейших злодеев.
"Не дам пощады никому!" -

сказал мальчишечка в запале...
Тут оживила память мне,
как исповедников сажали.
По сфабрикованной вине.

Одних - бесстрастно расстреляли,
других - повесили, сожгли, -
чтоб тел потом не отыскали, -
мощей святых не обрели...

А у детей - тюрьма из Лего,
бандиты в камерах сидят, -
прошу давать им больше хлеба!
Смотрю с любовью на ребят:

играют мальчики безгрешно:
их долг - Отчизну охранять!
Но не дерзайте зря, поспешно
врагом кого-то объявлять.

Интересная иллюстрация совершенно конкретного и, казалось бы, бытового эпизода из жизни - наблюдения за игрой детей: "А у детей - тюрьма из Лего,/бандиты в камерах сидят", ""Не дам пощады никому!" -сказал мальчишечка в запале...." И автор стихов  не остается в стороне, для нее ситуация не относительна и не абстрактна, она побуждает к действию : "Прошу давать им больше хлеба! /Смотрю с любовью на ребят". Добро нужно воспитывать - в семье, в игре, на реальных жизненных примерах, только тогда оно сможет встать над злом. Само собой ничего не происходит, а человек пришел на Землю не только для того, чтобы наблюдать и философствовать над природой зла, а чтобы служить добру. "Ибо Я вам даю землю сию во владение" - сказано в Библии. Человек призван растить и приумножать здесь добро и устранять зло.

На этом все.  Остальные стихи, номинированные судьями, я публиковать здесь не буду, так как в них либо есть многочисленные языковые ляпы, либо стихи содержат сбивки ритмики, либо авторами раскрыта другая тема.

Тем не менее, конкурс был познавательным и, как мне показалось, вызвал у многих интерес. Всем его участникам, независимо от занятого ими места, огромное спасибо за присланные вами произведения!  Только благодаря вашим заявкам у меня есть возможность готовить материалы для нашей Творческой Мастерской.

С уважением, Ваша АлКора.  7.11.18