Кто основал Киев, Самбатас?

Заур Гаджиев
 Начало легенде о Киевской Руси было положено изданным в 1674 г. "Синопсисом" - первой известной нам сейчас учебной книгой по русской истории, и что все российские историки, начиная со времён Екатерины, писали свои труды в русле этого издания: "Основные стереотипы древней русской истории (основание Киева тремя братьями, призвание варягов, легенда о крещении Руси Владимиром и т.д.) уложены в "Синопсисе" стройным рядочком и точно датированы". Но ведь кроме "Синопсиса" существует несколько более старинных источников, на которые и ссылаются в своих трудах исследователи древней Руси, в том числе и отец русской истории Карамзин (истиная фамилия тюрк. Кара-мурза).

Вероятнее всего, сначала сочинили историю, потом состряпали источники, чтобы чем-то подкрепить сформированный канон. Если говорить о древней русской истории ("до-монгольский" период хотя в древних летописях не было понятия "монгол", имею ввиду до татарского периода завоеваний 13в ) - то она опирается только на один источник - "Повесть временных лет", известную в нескольких списках. Эту и другие русские рукописи мы рассмотрим ниже. Хотел бы дать еще несколько альтернативных источников не рассматриваемые официальными "учеными". Надеюсь меня за это русофобом или украинофобом не объявят. 
 
Про Киев...
А сам  Киев, в названии — Киоба, хотя оно неоднократно встречается в древних письменных источниках: у византийского императора Константина Багрянородного, в знаменитом древнееврейском “Киевском письме”, исследованном Н. Голбом и О. Прицаком. (А. Железный Киоба (Киев) - древний тюркский город. Забытая история.)
О том, что первоначальное название Киева было именно Киоба (Куйава), однозначно свидетельствуют формы этого названия у иностранных авторов Х-ХI вв.: греческих (Константин Багрянородный, сер. Х в.) - Кioaba, арабских (Аль-Истахри, первой половине Х в.) - Кuyaba, немецких (Титмар Мерзебургский, нач. XI в.) - Cuiewa.

Ибн-Хаукаль пишет в «Китаб ал-масалик ва-л-ма-малик»: «И русов три группы. (Первая) группа, ближайшая к Булгару, и царь их в городе, называемом Куяба, и он больше Булгара....... ».

Итак, Куйаба находится ближе всего к Волжской Булгарии и практически всеми исследователями идентифицируется как Киев.



Кий-Оба (Кый-Оба)) - дословно, земля Кийа, родина Кийа
 /Оба, Ова - (поселение, местожительство, земля), древне тюркское слово произошло от слова обух (овух) пещера, об, эб,эв - дом./
 Замечу что "оба" не встречается в индоевропейских языках, а в древнем Шумерском - аб - дом.
Заметим летописях в перечисленных упоминаниях половецких племён, тоже встречается эта этимология - "ОБА", например, кулоба/кулобичи (рабское поселение’), токсоба/ токсобичи (токусоба букв, "девять поселений" ). В ранних передачах названия Киева тот же формант -оба/-ова очевиден. В топонимах "ОБА" можно заметить на Кавказе в Крыму к примеру Ахмед-оба, Аслан-оба, Гилах-оба,Гильоба и т.п. (эти названия селений взяты только в приграничных районе Азербайджана с Дагестаном)
А Имя Кый, Кыйи, Куйы тоже имеет значение в разный диалектах тюркских языков, мы только можем предполагать,  В тюркских языках слово кый (qyj) имеет свою древнюю семантику и означает край, берег, предел, граница. Слово кыi/кыj сохранилось в якутском языке: кыi 'далёкий, дальний’, кыi доiлу 'дальняя, кый, (кыр) реж, оборви, возможно значение обрыв (учитывая обрывистый берег Днепра).Этимологически оно связано с глаголом qyj-/qyd- 'срезать, резать', отмеченным в орхонских памятниках VIII в. и в словаре Махмуда ал-Кашгари (XI в.).
 
 Мы знаем, хазары состояли из разнородных тюркских племен и тухумов...
Есть известный тюрский гузский род племя - Кыйы, а еще кыпчакский род - "Кыйат". Тамга племени Кыйы зафиксирована в тюркских килимах, в халчах и паласах. Тамга в форме человечика поднятыми вверх и (в ширь локтями)  руками, напоминает точно Украинский трезуб. Это как одна из версий.
 Есть другие версии например Булгарская и Хазарская.

-САМБАТАС (Самватас; грец. ;;;;;;;;) — назва, згадана в одному-єдиному джерелі — творі візант. імп. Константина VII Багрянородного "Про управління імперією" (у 9-му розділі). \Энциклопедия Истории Украины\.

Полная булгарская версия в книге Багатулина "Башту-Киев" Где можно узнать многое о Самбатасе.
В договоре Руси и Византии 6420 г. (911 г.) в числе посланных в Константинополь князем Олегом мужей «от рода Рускаго», носящих, как и сам князь, скандинавские имена, упоминается некий Актеву (Ак-Тевэ). Это имя имеет вполне прозрачную тюркскую этимологию — "Белый Верблюд".
 
А вот что, говорит о киевлянах XII века (как мы знаем — славянах) Абу Хамид ибн абд ар-Рахим ал-Гарнати ал-Андалузи, мир ему и его предкам, побывавший в наших краях в 1131–1153 годах: «И прибыл я в город страны славян, который называется Киев. А в нем тысячи магрибинцев, по виду тюрков, говорящих на тюркском языке. А известны они в той стране под именем печенеги. И встретил я человека из багдадцев, которого зовут Карим ибн Файруз ал-Джаухари, он был женат на дочери одного из этих мусульман. Я устроил этим мусульманам пятничное моление и научил их хутбе, а они не знали пятничной молитвы».
Ну надо же! Живут в самом Киеве, а пятничную молитву правильно прочесть не могут! Не очень многознающими мусульманами были киевляне. Но ведь это значит, что Киев XII века — город мусульманский. Где же там православие?
Но мы же знаем, что еще в X веке была построена Десятинная церковь. Правда, в «Кратких сообщениях Института истории и материальной культуры» (т. 1) помещен отчет о раскопках Десятинной церкви, в котором говорится, что церковь стоит на рву, который был засыпан при строительстве церкви. Археологически засыпка рва датируется аж XIII веком!
Как христиане смогли поставить церковь в X веке на месте того рва, который только лет через 200 будет засыпан, я сказать не могу. Но должны же были где-то молиться местные мусульмане, вероятно — в Софии Киевской, ведь мечетей в Киеве нет. Придется признать, что в то время церковь и мечеть были синонимами.
Интересно название в древнерусском языке церковного здания — «ропать», из арабского «рибат» — «укрепленный монастырь». Так что? София Киевская — это ропать, в которой молились киевляне XII века? В «Задонщине» сообщается, что, разграбив имущество татар, русские воины везут своим женам «насычеве». Что такое «насычеве»? Так по-русски называется молитвенный коврик, от арабского «насыдж».
Но вернемся в Древность.
 Как известно, Киев основан Кием, первым князем киевским. Что же нам известно о нем?
Оказывается, Кий был выходцем из Хорезма (настоящее его имя — Куйя), после переселения части хорезмийцев-мусульман в Хазарию, где они были расселены по границам государства, Куйя стал вазирем Хазарии, эта должность после его смерти досталась его сыну — Ахмаду бен Куйя. (Бен - по арабски сын)

Аль Масуди думаю, что мало кто не поверит такому арабскому источнику...
Историк X века ал-Масуди пишет: «В этой хазарской стране мусульмане являются преобладающей силой, потому что они составляют царскую армию. Они известны в этой стране как арсии (ясы-аорсы)(туркменский род яс, яз), и они пришельцы из страны Хорезм. В древние времена, вслед за появлением ислама, начались в их стране засуха и мор, и потому они пришли к хазарскому царю. Они были людьми сильными и смелыми, и хазарский царь полагался на них в своих войсках… Кроме того, им принадлежит должность вазиров. В настоящее время вазир один из них — Ахмад бен Куйя… Жители Арсии имеют также мусульманских судей».......

Хотелось бы напомнить, что полные имена известных караимов Киева (потомков хазар иудейской вероисповедания) тоже писались с причастием Бен (сын по арабски).
К примеру Леви Юфуд — хозяин табачного магазина, «турецкоподданный», знакомый писателя И. Ильфа, послуживший прототипом Остапа Бендера.
Моше бен Элияху ха-Леви Ирушалми — глава караимской общины Кафы, посетивший в 1654–55 Иерусалим.
Султанский Мордехай бен Иосеф (1772–1862) Его потомки в 19в построили известнейшую Караимскую Кенассу на Ярославом валу в Киеве. (Ныне "Дом актера").

Еще одним фактом хазарского происхождения Киева является оригинальный источник:
Киевское письмо — исторический документ X века (предположительно 930 г.).
Древнейший из дошедших до настоящего времени восточноевропейских письменных источников, написанных на раввинистическом иврите. Даёт ценную информацию о средневековой истории Киева и его еврейской общины. Письно написанно на иврите, но последние строчки тюркскими рунами.
На письме есть ремарка, написанная тюркскими рунами: "Окурум" (Охурум) - (я прочёл это), поставленная чиновником хазарской администрации Киева.
Однозначно Хазарский чиновник подтверждение подписал тюркскими рунами, подчеркивая прежде всего своё происхождение, очевидно подпись-ремарка была понятна только для тюрков... Руны четко написаны внизу письма. \Тюркские руны расшифрованы в конце 19в. В. Томсеном\
http://cyclowiki.org/wiki/Файл:Okurum-Khazar.png   
Обычно обращают внимание на то, что, наряду с традиционными еврейскими именами (Аврахам, Ицхак, Реувен, Иехуда, Иосеф, Моше), среди имён подписавших также редкое, но относящееся к еврейской традиции имя Синай, а также нееврейские тюркско-хазарские имена (Кибар, Сварта, Манас, Манар, Куфин) и славянское имя Гостата
 Сканированная копия письма 10в
http://sharakiev.narod.ru/kyivpismoturk.png
http://sharakiev.narod.ru/kyivske_psmo.jpg
Однако Википедия удалила "Киевское письмо" ссылаясь на армянский сайт vostlit.info
Мол рунами читается "Hokurum" автор О.Прицак по их мнению не правильно перевел. Однако детализация перевода "Hokurum "ha kurum" - "Да создал" (Да я создал), в тюркской речи обычно слово "Я" пропускается.
Весьма известный корень "KUR" - означает; создать, воздвигать, строить, строение, откуда известное в русском языке Курган.
/ГОЛБ, Н., ПРИТЦАК, О.
Хазарско-еврейские документы Х века/
http://sharakiev.narod.ru/Golb_Pricak_hazarskie_dok.pdf
 

В законодательстве древнерусском, особенно в «Русской правде», многие статьи заимствованы из талмудического права. Персидский философ 11 в. Насир и-Хосров отмечал, что священной книгой русов была Тора.

В IХ-Х вв. Киев имел не только хазарскую иудейскую администрацию, но и значительная часть его населения (вполне возможно, что большинство) исповедовала иудаизм и ислам, что подтверждается найденными документами.
  Предположительно до 10в Куйив назывался Самбатас именем Булгарского князя... По крайней мере этот топоним указывается в греческих и арабских источниках.

"Но ведь Русь не всегда была славянским государством, да и креститься она начала лишь в 988 году. А что было раньше?
А раньше государство с центром в Киеве было тюркоязычным и в период своего
расцвета занимало огромную территорию, простирающуюся от Волги до Дуная."
  Анатолий Железный "Забытая история Киева" 2011г.
Впервые в истории Киевоведения в книге рассказывается о тюркском и даже варяжском периоде истории среднего Преднепровья. Сделан анализ топонимики Киева и окрестности, согласно сохранившимся летописям..

http://sharakiev.narod.ru/Zhelezny_Kiev.pdf

Гл. 3. Вторичность «киевской легенды»
"В летописном своде «Повесть временных лет», в её не датированной части, имеется следующая запись;" и указано про Боричев подъем или "Боричів узвіз" - ныне это Андріївський узвіз (или Андреевский спуск). Автор пришел к тому же выводу, что и я думал раньше...
 А что означает Боричев? Бори, Борич? а украинское узвіз? Если вспомнить тюркские сказания, тюрки называли Днепр - Боричай, Бори - переводится волк, серый, темный...
Русское слово бор - лес - от тюркского бори...
Бори, (бури) -волк - один символов тюрков.
Чай -река, Боричай греки воспроизносили как Борисфен \"БОРІчай Узі"\ (Бурі-чай)... Узвіз - от тюркского  слова узи, узе, - т. е. вверх, слово связанно с эпитетом Тенгри (бога неба).
 
 В найденной сакской "чаше Акишева", как раз было начерчена рунами это слово - "узе". Про сакскую "Чашу Акишева", найденную под Алмаатой.
http://www.stihi.ru/2016/01/13/1361
Также можно объяснить и другой, похожий топоним Боричев ток (Боричів тік) — название улицы, сохранившееся и в наши дни. "Бори-чай тёкю" исток (приток) Боричая.
У тюрков река воспроизводится по разному как ЧАЙ и как СУ. Так вот греческое Борисфен скорее взято из тюркского Бори-су (волчья вода), знающие характер Днепра до построенных дамб могут со мною согласится.
Значение имени "Борис" из источников (kakzovut.ru):
"Имя Борис образовано от старославянского имени Борислав и имеет значение «славный в борьбе», «борец». Также этому имени присваивают значение «лесной, боровой», «крепкий». Есть вероятность, что в русском языке это имя пришло с татаро-монгольским игом и произошло от тюркского «барыш», означающего «выгода». На древнем персидском языке имя Бариз означает «наследник», а с арабского это имя толкуют как «видный»."
Однако "Барыш" "Барыс" означает на тюркском не только значение "выгода, а прежде всего как "МИР" Скорее всего изначальное значение МИР! А Бори - волк, Борису (Борисфен) - Волчья река.

 Здесь хотел бы расшифровать корни будто бы русских слов: "исток", "приток".
исток, на польском - зродло, на сербском извор, на украинском - джерело.
Так что же означает "ток"??? Ток, то:к, тёк в тюркских языках "налей" "течение"
Токмак - наливать, выливается. "Токты" - является синонимом "Акты" (Ахты). Кстате эти названия встречаются не однократно в топонимах в Украине, на Кавказе и в др регионах, обычно где есть источники воды. 

Бор тюркское слово не имеет славянских корней, Анатолий Железный это доказал очень просто.. В "повести временных лет", есть выражение: бор лес.... Т. е. называть масло (масляным) как то глупо, а значить слово бор имело тюркское значение - темный. Кроме того есть русское слово серый - синоним тюркского бори, бури  - бурый.

В русских летописях не раз описываются гузские племена: торки, берендевивичи, бурджевичи (бурчевичи). Остановлюсь на последних (бурчевичи, бурджевичи). Кыпчакское "Бори" - волк, а "Приднепровские" "Приднепровские тюрки" воспроизводилось как "БОРИ-ЧАЙ-ЛЫ" или "БОРИДЖАЛЫ", Буричайлы - бурчевичи (бурджевичи).
Лингво-анализ воспроизводит слова бори, бури, борз к слову "Волк", "серый"
в современных языках, ногайцев, чеченцев, карачаевцев, узбеков, уйгуров, туркменов у др. народов эта этимология используется. 
 

Известный исторический факт, что часть тюрков кыпчаков и гузов в 12 веке из Приднепровских степей переселилось в Кахетию (в Грузию)во времена царствования Георгия III (1152 - 1184) , там были основаны селения, точно указать возраст топонимов не могу, но известный средневековый топоним местности (ныне Марнеульский, Болниский, Дманиский р-ны Грузии) - "БОРЧАЛЫ" т. е. сокращеная форма - "Бори-чай-лы" (Приднепровские) "-лы" тюркский афикс местности народа. Там же есть селения кыпчакские названия "Байдар" и в соседстве "Казах" (ныне город Газах Азербайджан), селение Кыпчак Армения (ныне село Арич) там стоит христианский храм 12в "Хыпчак-ванг".
Ипатьевская летопись под 1201 г. приводит легенду о том, что после смерти Владимира Мономаха в 1125 году половецкий хан Сырчан послал в Грузию к своему брату Отраку певца Оря с вестью о смерти киевского князя и просил его вернуться на родину. Орь спел Отраку половецкие песни и дал понюхать степной травы (евшан), после чего хан вернулся в южнорусские степи. Но не все кипчаки, служившие Давиду, последовали за Отраком. Многие решили остаться в Грузии. Из этих фактов выходит, что топоним "Борчалы" - совершенно не случайный!!!      

"О Днепре Иордан сообщает, что "на своем языке гунны называют его bar ". М. В. Скржинская, отвергнув сопоставление Моммсеном ;;; с венгерским словом var ;крепость; или ;река; как ошибочное и, оставляя без внимания индоарийскую версию, считает bar усечением древнего, по ее мнению, исконно иранского Борисфена, только прижившегося в гуннском языке.

Из сравнения древнего "бороух", с раннесредневековыми бароух и бар становится очевидным, что основой топонима Борисфен служит его первая составная часть – boru; во всех формах названия строго соблюден консонантизм (;;). Еще Е. А. Рыдзевская выдвигала гипотезу о местном происхождении названия острова Березань, относила его к яфетической стадии развития языка, и, что особенно примечательно, связывала его со словом волк."
(Джелял Челеби. БАШТАШ ЙАЗЫ (Эпитафия) // Очерки по исторической топонимике Крыма. Том I.)

Еще хотел бы раскрыть свое мнение на окончание - стень в названиях местности и городов Руси например Коростень, Борустень... Но давайте рассмотрим мнение опонентов;
"Слово «стень» – это тень, призрак, видение, символ, кумир, ложный бог (словарь Срезневского). "
 

Однако на самом деле "стень" - это славянское произношение - тюрко-персидского "СТАН"
Например: Туркменистан, Казахстан, Булгарыстан.
А Коры-стан (КОРЫСТЕНЬ) - охранная, (приграничная) территория, (сторона)  Коры, Кору (Гору)Qoru - охрана охраняй.

Более подробно о других исконных тюркских топонимах Киобы-Киева (Бусово поле, Пасынча Беседа, Копырев конец, Бабин Торжок, Тельбин, Почайна, Теличка, Сырец, Жуляны, Труханов остров и так далее) можно прочесть в книге А. Железного «Забытая история Киева».


Казалось бы удивительно название реки Бори (Бури) - волк (серый)...
Однако расследуя топонимы другой реки Москва, выводят название с мокшанского угорского "медвежья вода" "моска-ва"

Кроме того хотелось бы напомнить, что Кийоба (Киев) был оставлен хазарами в управление русов (норманов), не славянам. Вот об этом можно судить из сохраненных документов:
Вот часть договора между русами и Царьградом(Константинополем) после неудачного похода на него князя Хельге(Олег), текст взят из летописи "Повесть временных лет":
   "Мы от рода русского - Карлы, Инегелд, Фарлаф, Веремуд, Рулав, Гуды, Руалд, Кари, Фрелав, Руар, Актеву, Труан, Лидул, Фост, Стемид"
Как видим имена все германские используемые у варягов.

Кроме "Повести временных лет" из сохранившихся и переписанных из оригинала источников, есть летопись "Слово о полку Игореве"!
Однако текст который, дошел до наших дней и переводимый с старорусского, не мог дать однозначный смысл и предназначение этой рукописи.
 Пока в 70-е годы прошлого столетия, изучением "Слова" не занялся Олжас Сулейменов, человек, для которого родным является один из диалектов тюркского языка. Этот простой факт имел далеко идущие последствия.
 Есть в СПИ такое место: князь Всеслав "изъ Киева дорискаше до куръ Тмутороканя". Переводилось: "до куриц", "до первых петухов" и т.п.
 Сулейменов замечает, что "кура" по-тюркски значит "стена", от корня "кур" - "воздвигай" (отсюда -- "курган"). Оказывается, "темное" место переводится просто: Всеслав "от Киева дорыскивал до стен Тмуторокани"!
(расскрывается смысл другого топонима Киева - Куреневки)

Странное прозвище в "Слове" у князя Всеволода - "буйтур". Переводилось как "дикий вол", "буйвол". По-тюркски "буй-туре" значит "высокий господин", т.е. "высокородный". Дальнейшая эволюция этого титула: батур, боотур, богатур, богатырь. Высокородного Всеволода переводчики превратили в дикую говядину!
 
Фрагмент: странный сон Святослава, в котором вообще непонятно, что происходит, и, в частности,
"сыпахутъ ми тьщии тулы поганых тлъковинъ великый женчюгъ на лоно и негуютъ мя". Переводилось: "осыпали меня крупным жемчугом из пустых колчанов поганых толковин и нежили меня".
 На древнерусском будет "тулИ", а "тулЫ" по-тюркски значит "вдовы". Поэтому правильный перевод: "сыплют мне тощие вдовы поганых язычников крупный жемчуг на грудь и нежат меня". (Кстати, любопытный факт: слово "жемчуг" пришло к нам из Китая через кипчаков: "йенчу" - "женчугъ" - "жемчуг"), а "сыплют жемчугом" - обливают слезами .
Сулейменов обнаруживает, что непонятное "дебрь кисан" по-тюркски значит "железные путы", а "босуви врани" - это "босуврмане", т.е. "басурмане"! Во сне Святослава Олжас находит целую ФРАЗУ на тюркском языке. Открывается поразительный факт: Святославу снится, что его хоронят по тюркскому (тенгрианскому) похоронному обряду! Обряд воспроизведен с точностью до деталей.
http://klein.zen.ru/old/SLOVO.htm

       
Арсания — ведь это одна из «славянских» стран, наравне со Славней и Куявией!
Правил Киевом и Аскольд (Аскел), который был женат на дочери хана волжских булгар, чьим вассалом он и являлся (об этом свидетельствует ибн Фадлан). Аскольда убил Олег, норвежец по национальности, но наш великий князь. Проблема в том, что он был подданным Хазарского государства, и к тому же Радзивиловская летопись помещает рисунок — Олег воюет на Балканах. Но под каким знаменем? На знамени арабская надпись «ДИН», что означает «вера», «религия».
Обратите внимание рисунок сверху...
Рис. 87. Олег на Балканах. Рисунок из Радзвиловской летописи.

Почему по-арабски? Ну это понятно: христианства еще не приняли и поэтому с кириллицей пока не знакомы. С кириллицей не знакомы, а вот с арабицей — нет проблем. Интересно, что в землях Белоруссии и Литвы сохранилось огромное количество рукописей, написанных по-белорусски и попольски арабицей. Стало быть, в старину основным алфавитом у славян был арабский! О том, что славяне были тесно связаны с арабами еще в VII веке, сообщают и византийские писатели. Так, Феофан под 675 годом сообщает: «20 000 славян из войска императора Юстиниана II перешли к арабскому полководцу Мухаммеду, который при их помощи через три года берет в плен многих византийцев». Об этом же говорят и Никифор, и Леон, и Кедрин.
Может быть, Ольга не мусульманка? Однако… Если обратимся к русским летописям, то выясним, что Ольга — дочь половецкого тархана, «а половцы закон Магометов держали», то есть Ольга происходит из мусульманской семьи. Правда, русские летописи сообщают, что в 955 году она крестилась либо в Константинополе (однако византийские источники этого не подтверждают, а скандинавские — опровергают), либо в Москве (однако мы датируем основание Москвы XII веком), Святослав не был христианином — с этим согласны все. Хотя как раз у него на печати — католический крест! А может быть и тенгрианский равностороний крест? Тем более, по описанию и картин Святослав носил прическу и одежду степняков половцев. Заметьте хохолок на бритой голове!!!
С кем же постоянно воюют русские? С христианскими странами, конечно. Русские летописи постоянно сообщают о войнах с греками и болгарами, крымскими христианскими городами и поляками. Лишь однажды напали на Саркел, и то потом Игорь попросил прощения — император Роман подбил!
А с кем торгуют? Об этом свидетельствуют восточные дирхемы, во множестве находимые в русских кладах (византийские же монеты почти не встречаются).
С. П. Толстов[134] пишет: «В исламе Владимир мог искать идеологическое оружие… догмат борьбы за веру и перспективы союза со странами ислама сулили успешное развитие военной экспансии против старого врага — Византии».
Заметьте, Византия — наш давнишний враг! Зачем же принимать веру врага?
О князе Болгара Алмазе Васильевиче Владаваце и о принятии им ислама сообщает ибн Фадлан, преподнесший 12 мая 922 года в дар князю тюрбан, который с тех пор называется «челма» (чалма) — то, что надевается на чело.
Турецкий историк Мохаммед Кятиб сообщает дату принятия русскими ислама — 333 год (от Хиджры) ., а это дата «крещения Ольги».
Но о том, что мусульманство было в Киеве еще до Владимира Святого, сообщают и византийцы. Но все-таки после Владимира — христианство? Посмотрим.
Как мы писали выше, в 1947 году на развалинах храма конца XI века в усадьбе Киевского художественного института при археологических работах обнаружены черепки разбитых амфор, на одной из них была надпись арабицей — имя владельца амфоры «Кабус». Случайность? Ну что ж, возьмем книгу К. Н. Гупало «Подол в древнем Киеве» (Киев, 1982. С. 82). В ней сообщается, что в Киеве найдена формочка для литья с арабской надписью, которую можно прочесть как ЙАЗИД (из-за царапин можно прочесть и иначе — ТУРК).

«Согласно достоверному арабскому источнику (аль-Марвази, ок. 1120 г.), Владимир сам принял ислам (во время новгородского правления). Если бы он остался в Новгороде, то, возможно, ввел бы там тюркскую версию ислама и, таким образом, северная часть восточных славян тюркизировлась бы… Однако Владимир пришел в Киев, сменив «полумесяц» на «солнце» Константинополя, где вынужден был сменить ислам на греческое христианство» - Омельян Прицак "Походження Русі"

Татары приняли арабскую формулу «Нет Аллаха, кроме Аллаха, а Мухаммад посланник Его», русские же посчитали достаточным основанием считать себя христианами, раз они верят, что «Иса является Духом Аллаха».
Но вот наступил 1499 год. Впервые на славянском языке появляется перевод Библии. До этого Библии на славянском ни у кого не было, и предки славян посчитали, что это просто полный перевод того же Корана. И многие приняли его, продолжая молиться Господу и соблюдать обычаи мусульманские. В «Вестнике Европы» (№ 4 за 1828 год) приведено 16 общих культурных традиций между мусульманами и староверцами. Я мог бы добавить еще три. Но главные особенности следующие.
Как и мусульмане, старообрядцы умываются перед молитвой, притом если вода недоступна, то умываются землей. Брить бороду — великий грех. Даже взять человека за бороду — оскорбление.
Если к ним придет православный или католик, то после него посуду выбрасывали, как испоганенную. (Православный — поганит посуду!!!)
Подтверждение тому, что современное "православие" совершенно отличалось от древнего "правоверия" достаточно прочитать сюжет про истоки праздника "Хедерлез" про историю Георгия Победоносца в статье: http://www.stihi.ru/2016/05/05/894
Великий историк Мурад Аджи, мир ему, точно описал события связанные с Георгием (Джорханом, Джорджем, Ай Гюрджу)
Но, слава Богу, наступил 1666 год. Никон решил ввести новую веру и принял христианство-богомильство из Болгарии. После этого мы стали называть свою веру греко-православной, но с греками никак объединиться не можем. Почему? Не знаю. Не судьба, наверное.
Как сообщает Георг Шлёйзинг в своей книге «Религия Московитов» (1695 год), русские в это время (а это уже петровские времена) считают себя греко-православными, но вместо приветствия произносят «Салом».[138] «Их главные попы, или священники читают народу в церквях Новый Завет. Что же до Ветхого Завета, то, по их разумению, в нем содержатся непристойности, кои далеки от того, чтобы быть читаемым публично народу, а потому они не считают достойным затрагивать их, исключая псалмы Давида. К этой Священной книге питают они такое отвращение, что считают профанацией само внесение ее в церковь и разрешение там ее читать. Что до чтения Нового Завета, они проводят его так равнодушно и так быстро, что читающий не понимает смысла читаемого, а присутствующие не обращают на него никакого внимания».
P. S. Все, что выше писалось, не касается земель Западной Украины и Новгородского княжества.
Новгород не был исконно русским, его населяли племена лехитского происхождения вперемешку с чудью (эстонцами), они — племя западнославянское, до XIII века поддерживали тесную связь с городом Волином (Волынь), в деревнях вера была языческой, в городе же — действительно было христианство.  Да и в самом Киеве некоторые князья тоже, ориентируясь на Запад, принимали католичество. И первым христианином был сам Ярослав Мудрый.
Христианином был и Изяслав, и некоторые другие. Но за рамки княжеской семьи христианство долго не выходило. Народу христианство было чуждо. И лишь под влиянием поляков где-то в XIV столетии постепенно это учение начало проникать в народ, и прежде всего на Западной Украине.

Некоторые русские князья и княгини имели по два христианских имени — одно католическое, другое — православное. Так Олисава-Гертруда имела сына Ярополка, православное имя Гаврил, а католическое — Петр. Мстислав Владимирович — Феодор и Гаральд.
В католической среде — они католики, в православной — православные, нет проблем. Да и почему им не уважать местных богов, находясь в Италии, Германии, Швеции или Греции? Для язычников правило: придя в какое-либо место, надо молиться местным богам, а не соваться со своим уставом в чужой монастырь. Но тогда и в мусульманской местности, естественно, надо быть мусульманином. Так что имена Святослав-Владимир-Василий-Кавус вполне мог носить один и тот же человек — Святой Владимир.
Христианство было широко распространено в Новгородской земле. Христиане назывались по Христу — «крестьяны».
Владимиро-Суздальская земля больше склонялась к мусульманству, и жители ее именовались бесерменами.
Позднее бесермены, не перешедшие в христианство, влились в татарскую нацию.[139]
Те же, кто сохранил веру в языческих богов, именовались паганами (отсюда бранное — «погань»).
Таково наследие, доставшееся нам от поганых язычников! Кстати, "поганый" и "язычник" происходят от тюркских слов "паган" (паган, бахан) - "пастух" и "йазык" - "степняк".
 

Рис. 94. Портрет Степана Разина. Обратите внимание на его головной убор — это чалма. Рисунок из книги А. Сахарова «Степан Разин» (М., 1973).
Автор книги «Хафт Иклим» (XVI век) возмущается, сообщая о русских, что те, кто украсил себя одеждой ислама, почему-то сохранили страсть к свиному мясу! Представляете, какой кошмар — русские едят свинину!
Интерес представляет и прозвище «Петр-муфий», — он кричал проклятия гетману Замойскому с высоты крепостных стен Псково-Печерского монастыря в 1581 году. Муфий — это кто? Муфтий или монах-схимник?

Рассмотрим еще один пример. Афанасий Никитин. «Хождение за три моря». Окончив рукопись, Афанасий пишет молитву Господу, которая в современных изданиях преподносится так: «Во имя Господа Милостивого Милосердного и Иисуса Духа Божия…» Не понятно, почему Афанасий называет Иисуса Духом Божием? Но в подлиннике написано несколько иначе, надо бы писать так: «БИСМИЛЛЯ РАХМАН РАХИМ. АЛЛАХ АКБАР. ИСА РУХ ОАЛЛО. АЛЛАХ САЛАМ. АЛЛАХ АКБАР. ЛЯ ИЛЛЯХИ ЛЯ ИЛЛЯХУ. АЛЛАХ ПЕРВОДИГЕРЬ…»
Это не православие — это мусульманство. Но… формула ЛЯ ИЛЛЯХИ ЛЯ ИЛЛЯХУ не имеет окончания МУХАММАДУН РАСУЛЛЮ ЛЛЯХИ.
Как писал Низами Гянджеви: «Правоверные жили в лазурных шатрах, но Пророка не знали на этих горах». Ислам без Пророка — это русское Правоверие.
Считали священной книгой Коран, писали и молились по-арабски, но называем себя православными христианами! Притом рассорились и разошлись с татарами лишь из-за недостающего окончания формулы, ибо русские признавали лишь тот факт, что ИСА РУХ OAЛЛO (Исус Дух Аллахов), а татары добавили МАГОМЕТ — РОССОЛЛА (Мухаммад — Правосудие Аллаха).
Наряду мусульманско-арабскими словами в тексте Афанасия Никитина встречаются татарские слова якши, башагалды, дигирь и др., которые преподносятся с молитвенными речами 
Книга Афанасия Никитина (копия)   
http://sharakiev.narod.ru/afanasiy-0-.jpg

Картина Афанасия Никитина в чалме.
http://sharakiev.narod.ru/afanasiy-1-.jpg



Как известно, южноруский фольклор сохранился даже на Севере...
Помимо Тугарина Змеевича есть еще две интересные фигуры: Соловей разбойник Одихмантьев (варианты - Рахманович, Рахматович - кажутся более поздними, явно исламизированными) сын и Сухмантий Одихмантьевич. Судя по ориентальным отчествам, оба - тюрки. Соловей - явная адаптация тюркского имени, типа Сулубей. Сухмантий, по мнению российских ученых, это Сухан, предположительно обобщенное наименование союзных приграничных тюрков, охранявших рубежи (проходившие по рекам). Типа торков, берендеев, черных клобуков. В имени Одихман видим явного хана. Возможно, реального отца реального Сулубея (Сулу - водяной). На Сухмантия, как тюрка, это отчество могло быть перенесено с былины об Илье Муромце и С.-разб. По принципу кто их там разберет. Илья Муромец, кстати, представлен как казак (!), вышедший из села с явно тюркским названием Карачарово (Карачар, Караджар - известные тюркские тухумы, родо-племена). И ведёт он себя как казак - выступает не только против князя соперничающего тюркского племени Сулубея, сына Одихмана, но и против своего сюзерена, киевского кагана Владимира. Точно так же поступает, кстати, и Сухмантий Одихмантьевич, возможно, брат Сулубея. Тогда связь двух былин ещё более прозрачна: Илья и Сухан - одно лицо, выступает сперва против брата, совершавшего набеги на союзных русичей, а потом, увидев несправедливость в отношении себя, становится казаком - отделяется от Владимира. При этом, освобождая брата - Сулубея, который посвистом сгибает маковки церковные и т.п. Так и слышишь сквозь строки этот залихватский свист атакующей конницы, от которого кровь стынет в жилах горожан. Резюме: Тугоркан становится змеем по той же причине, что и Сулубей - соловьем. И не надо искать здесь хтонических сил и т.п. Возможно, его отчество Змеевич - не понятое и искаженное тюркское имя отца Тугоркана. Или его прозвище. Ниже описана топонимика Киева с именем Тугорхана.

Справки:

В Киевской области крупные нас. пункты с тюркскими названиями: Буча, Кагарлык, Узин, Козаровичи, Салычив, Тетиев, Жульяны, Барыш, раньше кроме села (Барышевка), называли так и Борисполь. А Бердичев - Берендевичи (название огузкого племени в рус летописях)..
Полный перечень названий...
http://ukraine-russia.livejournal.com/7454920.html
http://lingvoforum.net/index.php?topic=11243.0
Что означают “типично славянские” названия населенных пунктов центральной и западной Украины? Кагарлык, Дымбер, Буча, Узин, Жульяны, Батыева гора, Турханов остров, Бессарабка, с. Малополовецкое (Киевская область), Умань, Корсунь, Кут, Чигирин, Канев Черкассы(Черкасская область), Бучач(Тернопольская обл.), Турка, Самбор (Львовская обл.), Бахмач, Ичня(Черниговская обл.), Бурштын, Куты, Калуш, Яремча, р. Сукель(Ивано-франковская обл.), Хуст(Прикарпатская обл.),Турийск(Волынская обл.), Ахтырка, Бурынь(Сумская обл.), Ромодан(Полтава) Кодыма, Гайсан(Винницкая обл.), Саврань(Кировоградская обл.), Бахмут, Измаил, Татарбунары, Арциз и еще огромное кол-во? А сколько названий огузкого Печенеги, Печенюжки, Печенги и т. п.,а Куман, Куманивка, Умань и т. п. (название одного из родов половцев), топонимы гузов (торки) тоже самые распространенные Торчевск, Торчин, Торки и т .п. А этноним Хазар тоже очень часто встречается как Козар, Козаровичи, Козарське и т. п.   А само название Полтава по татарски торговое место - Бол-тавар, Бердянск - Берди. и т. п. Я названия рек и гор не перечисляю, но их тоже много тюркских.


Память о хазарах сохранилась и в киевской топонимике. Так, в Киеве было место под названием “Пасынча беседа”. Это название объясняется из тюркского слова bas-inc - “сборщик налогов”, таким образом, “Пасынча беседа” означает “резиденция сборщика налогов или таможенного чиновника”, что вполне соответствует ее расположению в киевской гавани, на берегу реки Почайны (Покчай), рядом с которой на Подоле находился целый район под названием “Козаре” (Хазари). О хазарах также хранит память “Копырев конец”. Слово “Копыр” происходит от тюркского Каbаr/Каbуr - названия одного из хазарских племен. Кроме того, западные и южные районы Копырева конца известны летописи под названием “Жидове/Жиды”, а в Ярославов город из него вели ворота, также носившие название “Жидовских”.

Интересно отметить, что в IХ-Х вв. Киев имел трехчленную структуру, характерную для восточных (в том числе среднеазиатских) хорезмийских городов. Структура эта предполагала наличие цитадели (перс. - аrk или kuhendar, арабск. - rabad), внутреннего города (перс. - sahristan, арабск. - madina) и коммерчески-ремесленного пригорода (перс. - birun, арабск. - rabad). В Киеве им соответствовали Гора, Копырев конец и Подол. Внутренний город был центром религиозного культа, поэтому логично предположить, что Копырев конец был центром религиозной иудейской общины хазарской Куйавы, что подтверждается наличием в нем топонимики типа “Жиды”.


Район Львовской площади в Киеве назывался раньше - Козаре (это не далеко от "Золотых Ворот")
Там недалеко находился "Житний" рынок, (ныне разрушенный недавно), этот район назывался Жидове
Немного по выше на горе есть район "Татарка" там ул. Половецкая, ул Печенежская.

 Жульяны (ныне окраина Киева)  Жул-йаны, Жол-йаны, Чол-йаны (окраина, степь, обочина дороги)жол - дорога йаны - обочина, сторона
Буча - буча, буджа - высота
Бессарабка - Басараб (Басарап)

Почайна - речка в Киеве, Пок-чай по тюркски (вонючая река)
Некоторые посчитают, что я искажаю будто бы славянские топонимы, однако "початок" (начало) не может относится к этой речке русло, которой было в болотистой, вонючей местности Оболони.

Тоже могу сказать и будто бы об украинском корне окраины Киева - "Куреневка"
само слово "курень" тюркского происхождения, означает ; строение от корня кур - строй, воздвигай,  (например: куран, куранлык, куралмыш, курган, кургу) Да возможно топоним поздний от казаков, казаки свои хаты называли по тюркски "Курен"
Так хан половецкий Тугорхан отдал свою дочь замуж за великого Киевского князя Святополка,
 Род Тугорхана владел Яготином, Сквирой, Володаркой и Тетиевом, по имени половецкого князя Тетия (Татий)…  Вот почему этот остров где захоронен Тугорхан в Киеве до сих пор называют «ТРУХАНОВ», хотя правильное его название – остров Тугорхана…
Турханов Остров в Гидропарке (Киев)

По другой версии он захоронен на Батыеве горе....
В Киеве есть "Батыева гора"



Барыш - старое название г. Борисполь (Киевская обл.) по тюркски: примирение, мир. есть еще селение в Киевской области Барышевка.

Саличів - нас. пункт перед Барышевкой, коренные жители села называют его Салычы (укр. Саличи). Салычы - тюрк. (создатели) создай, установи, воздвигай - \САЛ\ Откуда и подобные попонимы в Азерб. Салйаны, в Крыму река Салгир (создающий грохот), Енисал \Йенисал\ новосозданный и т п.

Узин (Узын укр.) Украинская википедия пишет более точную информацию:
"Місто Узин вперше згадується в історичних документах з 1590 року як Узениця, з 1773 — Темберщина (певно на честь власника), а з кінця 18 століття несе свою сучасну назву. Етимологія назви, на думку дослідників, пов'язана з тюркським племенем гузів чи узів, що мешкало тут у X—XIII ст.[3] Місто лежить уздовж річки Гудзинь (басейн р. Росі), у південно-східній частині так званого Білоцерківського степу — літописного Перепетового поля."
А само название могло дать нам и другую тюркскую версию "Узын" - длиный, длинное, если посмотреть на село расположенное вдоль реки, оно действительно длиное...

Кыйа Алп - легендарный правитель огузского племени Кыйа,(Кайи) пр. 1200-1214 гг.

У селе Малая Перещепина в Полтавской обл. найден клад-могила болгарского хана Кубрата. Золотых украшений = 27 кг. серебрянных украшений = 40 кг. под Запорожьем найдена могила клад кана Аспаруха, сына Кудрата. По византийским источником как Кубрат основал государство Золотая Болгария, сушествовашее в начале конце 7 века нашей эры. \документы, опубликованные АКАДЕМИКОМ Ф. Нурутдиновым\

Самбатас, Шамбатас - первое название Киевской крепости в арабских и греческих источниках...
САМБАТАС (Самватас; грец. ;;;;;;;;) — назва, згадана в одному-єдиному джерелі — творі візант. імп. Константина VII Багрянородного "Про управління імперією" (у 9-му розділі). Энциклопедия Истории Украины.

Кийова назва Киева, на самом деле звучала как Кий-Оба - (родина, страна Кия тюрк.)

Еще раз к вопросу о пути Игоря в Половецкую степь. Страница 4 (К. В. Кудряшов)

Каялу (Каялы) (каменистая, скалистая, укр. "Камянка") - название Половецкой реки встречается не однократно в русских летописях, в том числе "в слове о полку Игореве"
Вот по многим версиям это река Рось, ныне приток Роси - Каменка (укр. Камянка) (Житомирская, Киевская область) носить тоже название по славянски.

Боричай, Буричай - данная топонимика названия реки Днепр совершенно не случайна, топоним встречается в Литве, в Башкортостане, в Грузии  и в др. регионах.
  Согласно Ипатьевской летописи, от Сальницы русские шли всю ночь и на следующий день, в пятницу 10 мая, «в обеднее время», увидели половецкие полки, стоявшие на другой стороне реки «Сюурлия»1. Реку Сюурлий, таким образом, надо искать на расстоянии полуторадневного перехода от Сальницы. В прямом расхождении с Ипатьевской летописью во второй редакции (изданной в 1774 г., часть 3) в «Истории Российской» В. Н. Татищева говорится, что русские встретили половцев на реке Суугли, а о Сюурлии вообще не упоминается.
 Между тем река называлась Суюрлу, Су-йурлу, Су-ийирли "Су йырлы - "чистая вода", "Вода для пожертвования", жертвенная, оживляющая вода.

Черниговская обл.
Река Иченька (питная тюрк.) приток р. Удая (тюрк имя),
Река Сула (Сулы - тюрк. полноводная).

Уважаемая Елена в вашем блоге все "города в Украине" образовались после "татаро-монгольского" нашествия... Прочитайте внимательно никакого наществия "монголов" небыло.  А тюрко-татары жили на этих землях издавно, одно племя покоряло другое, этнонимы менялись, может языки немного изменялись, но корни оставались. Как вы думаете появившись впервые в 13в завоеватели могли внезапно поменять топонимы???
Старейшее татарское кладбище на Лукьяновке г. Киев.

Гузы-торки или позже они же Огузы-туркмены, которых русские летописи чаще называют «торки» (т.е. тюрки) - баяндыры, кайы (гая), бечене, тувер, оставили свои названия в русской топонимике, которые сохранились до сих пор:
Галицкое княжество - деревни Торки (Перемышлевский повет), Торки (Сокальский повет), Торчиновичи (Сомборский повет), деревни Печенежин и Печенея;
Киевское княжество - река Торч (приток р.Рось), деревни Торчицы, Торчин, Торков, реки Торчанка и Торча (приток Тикича), Торческие взгорья, урочище Торч, Торческий степок;
Переяславское княжество - деревни Малая и Великая Каратуль;
Новгород - Северское княжество - местность Торкин, деревня Печенюги;
Суздальско-Ростовское княжество - деревня Торкино, Торки, Берендеево, Берендеево болото;
Рязанское княжество - город Торческ.
В настоящее время в Украине (бывшая Киевская Русь), где больше всего проживало туркмен-огузов, сохранились туркменские названия местностей: городок Бердянка (Киевская область); города Бахмач, Новый Басань, Ичня (Черниговская область); города Новые Санжары и Сары (Полтавская область); город Печенги, Печенежское водохранилище (Харьковская область); города Трояновка и Торчин (Волынская область); город Бердянск, Бердянская коса в Азовском море (Запорожская область); города Канев (Кан-эв огуз.- кровный, родовой дом) и Черкассы (черкассы - так называли черных клобуков-огузов), городки Ерки и Чигирин (Черкасская область). Город Печенга есть и в Российской Федерации (Мурманская область), а также городок Торковичи в Санкт-Петербургской области.

Бердичев до 18в - Берендевич (Берендевичи гузское племя) там и крепость Берендибека стоит..
Так, известный ученый Н.Я.Аристов в 1877 г. сообщал о городе Тор (в 165 верстах от Харькова). Рядом находились Торские озера и две реки Тор и Торец. Там же находилось Торское городище, которое действовало еще в XVII в. Ныне г.Тор переименован в город Славянск, название горы так и осталось Карачун.
И рядом Бахмут, который когда то коммунисты переименовали в Артемовск.
Вся степная Украина кишит тюркскими топонимами, захоронениями и памятниками...
И объяснять это глупо ссылаясь на "монголо-татар", которые в этих краях даже не осели, что объяснятся топонимами тюркского происхождения до завоеваний татар... А также указанными выше топонимами гузов (огузов-торков), половцев, хазар, булгар.



Украинские фамилии тюркского происхождения:
 Байдар, Гайдар, Балтача, Байбуз, Кучук, Бунчук, Кочубей, Улубей, Кучма, Назаренко, Кардаш, Баран, Бунчак, Джигурда, Гузь, Бакай, Мамай, Караджи, Корбут, Каганович, Байдук, Барабаш, Карабаш, Бузук, Дудуш, Дудук,Гянджа, Ганджа, Кечубей, Куцубей, Куцик, Гудуз, Кутуз, Кабай, Кабаєнко,
Кабуза, Кабузенко, Кабузько,
Кавака, Каваченко, Кавачук,
Кадай
Кадан, Каданюк
Кадим (Кадым)
Казименко, Казимчук
Кайда
Калаба
только на букву К - сотни фамилий с переводом:
https://ukraine-russia.livejournal.com/6585568.html

В источниках о кипчакских племенах приводится самые разные сведения.Например:

1) избранное племя борили (эльбори); кыпчакские ханы были выходцами из этого племени;

2) токсоба в значении - " девять племен ";

3) йетиоба, т.е. семь племен;

4) дурут (тортоба) в значении - " четыре племени ";

5) аль - арс, отдельные группы астаров (арысов) живших по соседству с Аральским морем;

6) буржоглы которые образовали господствующий класс кипчаков в южнорусской степи. Из их среды вышла династия султанов-мамлюков в Египте;

7) манкуроглы, по - видимому, одно из кимакских родов;

8) племя имек - кимаки;

Наряду с этим объединение племен вошли племена кимаков (емеки, манкуроглы); печенегов- башкуртов (башкурты, бажанаки); асов, куманов (куманлу, боржоглы, жортаны); собственно кипчакские племена (эльборили, токсоба, йетиоба, тортоба). Вместе с тем в составе кипчаков были и огузские племена (гузы, торки), как ураны, баяты, азкишы, туркеши, бечене, тувер, и др.  пришедшие в 9-10в. из Восточного Туркестана. В связи с ростом политического веса кипчаков, с 12в многие племена и этнические группы, приняв этноним "кипчак", стали называть себя кипчаками.
Арабский хронист Ибн-Васил «в 627 г.х. (1229-1230 гг.)
Арабский историк Ибн-Халдун "о кыпчаках"
 Рашид ад-Дин пишет, что «в год барса, соответствующий 1242 г. , кипчаки в большом числе пошли войною на Кутана и на Сонкура, сына Джучи, которые, дав сражение, отбросили кипчаков».


Арабские надписи в русских оружиях, в шлемах, в инвентаре.

https://www.youtube.com/watch?v=dLtkye1P5dA&t=5s

https://www.youtube.com/watch?v=e3R3gT3uYeI

http://maidan.org.ua/arch/hist/1026173480.html

Караимская кенасса
https://zalgalina.livejournal.com/62419.html

Кто основал Киев
Дмитрий Модуров Историк, Археолог, Искуствовед.

https://www.youtube.com/watch?v=U1wlzLypBco

Анатолий Железный "Забытая история Киева" 2011г.
http://sharakiev.narod.ru/Zhelezny_Kiev.pdf

ГОЛБ, Н., ПРИТЦАК, О.
Хазарско-еврейские документы Х века
http://sharakiev.narod.ru/Golb_Pricak_hazarskie_dok.pdf

Тюркские топонимы вне степной зоны Украины 1 часть...

http://politiko.ua/blogpost72946

Средневековые источники о русах и славянах.

http://www.stihi.ru/2019/01/16/10353

Олег Петренко о происхождении Запорожских и Донских казаков в документах.

https://youtu.be/A9XkqEF7Ubk

Правильное имя Святослава
http://expedition-z.blogspot.com/2014/08/blog-post.html

Кто основал Киев Самбатас, Дзен