Незнакомка, кто ты?

Зарина Морская
Надменный взгляд... Взгляд свысока...
Осанка гордая. И холодность лица.
Живая женщина? Или - Богиня?
Ужель возможно такое в жизни диво?

Не торопись судить! И загляни в глаза!
А в них застыла горькая слеза...
Да, да! Застыла! ПролИться ей нельзя!
Она спокойной казаться всем должна!

Вздымает грудь неровное дыханье,
никто не видел, как бьётся в ней страданье!
О, Женщина! Как ты великолепна!
Художника загадка... И тайна века...


      В 1883 году Крамской закончил эту "странную" картину и назвал ее резко, с вызовом - "Неизвестная". Уже много лет загадка мучает тех, кто смотрит на эту картину. Кто эта женщина? Тайна за семью печатями.  Крамской ни в своих дневниках, ни в своих многочисленных письмах не обмолвился о ней ни словом, ни намеком.

      Это, пожалуй, самое известное произведение Крамского, самое интригующее, остающееся по сей день непонятым и неразгаданным. Назвав свою картину “Неизвестная”, Крамской закрепил навеки за ней ореол таинственности.

      Современники буквально терялись в догадках. Ее образ вызывал беспокойство и тревогу, смутное предчувствие удручающего и сомнительного нового - появление типа женщины, не вписывавшейся в прежнюю систему ценностей. 

      В наше время “Неизвестная” Крамского стала воплощением аристократизма и светской утонченности.
             
      Словно царица она возвышается над туманным белым холодным городом, проезжая в открытом экипаже по Аничкову мосту. Ее наряд — шляпа “Франциск”, отделанная изящными легкими перьями, “шведские” перчатки, сшитые из тончайшей кожи, пальто “Скобелев”, украшенное собольим мехом и синими атласными лентами, муфта, золотой браслет — все это модные детали женского костюма 1880-х гг., претендующие на дорогую элегантность.

      Однако это не означало принадлежности к высшему свету, скорее наоборот — кодекс неписаных правил исключал строгое следование моде в высших кругах русского общества.

      Молодую женщину в мехах с высокомерным выражением лица критики назвали «исчадием больших городов». В картине усматривали обличительный смысл. Однако в лице героини можно увидеть не только надменность, но и грусть, затаённую драму.

     Некоторые исследователи творчества Крамского полагали, что моделью, позирующей ему при написании картины, была его дочь София.

     Другие искусствоведы придерживались мнения, что прообразом девушки с полотна является Анна Каренина, некоторые приписывали ей сходство с Настасьей Филипповной Барашковой - героиней романа Достоевского "Идиот".

     В начале XX столетия барышня с картины стала ассоциироваться с нежной и таинственной блоковской "Незнакомкой".