Работа над ошибками. Часть 5

Ольга Самсонова-Гуненко
(Педагогическая поэма)

Часть 5. Любить Россию можно по-разному или От Сталина до Че Гевары.

    Любить Россию, действительно, можно по-разному. Можно знакомиться с государственной символикой и восхвалять государственную политику. Это тоже любовь к России. Вернее – начало, первый этап ее формирования. Вершина айсберга – не более.
    Многие дальше не движутся. А зря. Настоящая любовь – это кропотливый труд по изучению предмета любви. История России велика, глубока и неоднозначна. Но без знания этой истории, без анализа, оценки, личного мнения – куда мы? И – кто мы?...
    Кто-то из читателей (или слушателей) заметит: вот загнула Ольга Дмитриевна!  – класс-то коррекционный!
    Да, это сейчас мы говорим – класс для детей с ОВЗ, или класс компенсирующего обучения. А в те годы мы назывались специальным коррекционным классом. Но ограниченные возможности здоровья не говорят о том, что мы ограниченны в гражданских правах (и обязанностях!) или в наличии Души и Совести. Не всем выпадает возможность быть гениями, вундеркиндами, абсолютно здоровыми или несомненно одаренными людьми. Однако…
Поэтом можешь ты не быть,
Но гражданином быть обязан… (Н.А.Некрасов)

    Когда в шестом классе мы выбрали на этот же конкурс песню «Эх, дороги», нас вдруг предупредили: «Эту песню уже поют!». Мы выбрали другую – та же история. Пришло понимание, что нужно искать редкую песню, такую, какую не знает НИКТО.
    И мы нашли ее в довоенном советском фильме «Трактористы». Хороший фильм, многое объясняющий о предвоенных годах, наполненный здоровым юмором, наполняющий особой энергетикой…
    И песня была великолепной! Маршевая, строевая, задорная – как раз для моих «зайцев»:
Броня крепка и танки наши быстры,
И наши люди мужества полны.
В строю стоят советские танкисты,
Своей суровой Родины сыны!
Гремя огнем, сверкая блеском стали,
Пойдут машины в яростный поход…
    А далее шли строки:
Когда нас в бой пошлет товарищ Сталин,
И первый маршал в бой нас поведет!
   И посыпались вопросы от моих «почемучек»: А кто такой «первый маршал»? А почему в песне Сталин хороший, а везде о нем плохо говорят?
    Души у детей чуткие, фальшь не терпят, за версту чувствуют ложь и недоговоренность. Если решился быть честным – будь таким до конца! Вот и полезли мы в историю довоенной России…Вернее – Советского Союза. Много нового узнали тогда ребята – и о пионерии, и о школах ДОСААФ, и о Ставке Главнокомандующего в Москве, и о сводках Совинформбюро…А главное – инициатива была не со стороны взрослого члена коллектива, а со стороны ребят.
    Горели глаза у Дианы Виноградовой, у Славы Ятиева, у Игоря Шеина. Они теперь знали больше, чем их ровесники из классов «нормы»! И о маршале Ворошилове. И о личности вождя, который слыл земным богом, а ошибался как обычный человек. И о том, что с саблями на танки – бесполезно.

    Детки мои росли и мужали. Состав класса менялся. Приходили новые люди. Стало больше девочек…
    В седьмом классе мы решили опередить события и выбрали себе песню чуть ли не в первой четверти. Это был марш десантников из фильма «Белорусский вокзал»:
Здесь птицы не поют,
Деревья не растут,
И только мы плечом к плечу
Врастаем в землю тут…
   Подкупила искренность слов, возможность петь песню и в лирической манере, и в строевой.
   И снова – максимальное погружение в материал: изучение творчества Булата Окуджавы, просмотр фильмов о десантниках, знакомство с именем Василия Маргелова…Мультфильм о десантнике Степочкине засмотрели «до дыр», так всем пришелся по душе. Раздобыли тельняшки на весь класс. Окунулись в военную геральдику, нашли символы ВДВ, нарисовали себе нашивки… на сцену вышли всем классом, ни один не заныл: хочу-не хочу…Дело чести!
     Выступили на славу! А в коридоре, покинув душный зал, бросились обниматься и кричать от радости! Вот такое было состояние единения, волнения, радости от хорошо сделанного общего дела!
     А после того, как эмоциональная волна пошла на спад, посовещались и выбрали тему на следующий, на восьмой класс…Партизанское движение.

    Всё лето переписывались в группе класса в ВК. Определились с песнями, стихами, сделали заказ головных уборов в Москву.   
    Общим решением было делать не одну песню, а две. Рассказать не только о русских-советских партизанах, но и коснуться антифашистского движения Сопротивления в Европе. Формат конкурса не позволял говорить много и петь долго. В кратких, но ёмких формулировках ребята рассказали со сцены о значении слова «партизан», о партизанском движении Отечественной войны 1812 года, коснулись подвига Ивана Сусанина, спели мало известную песню брянских партизан, коснулись стран, в которых действовало движение Сопротивления, и окончили выступление песней итальянских партизан «Белла, чао», которую спели на языке оригинала.
    Никто не знал, что мы учили текст с первых дней учебного года. Репетировали тихо, чтобы не выдать наш секрет. Пересмотрели огромное количество кинохроники, знакомясь с историей партизанского движения на Украине, в Белоруссии, на Брянщине. Посмотрели художественный фильм «Девочка ищет отца». Потом – отрывки из фильмов о партизанах Италии. Потом – документальный фильм из фонда ВВС о кубинской революции…
     Думаю, у многих в зале души перевернулись от слов первой нашей песни:
Ни сестра, ни жена
Нас не ждет у окна,
Мать родная на стол не накроет.
Наши семьи ушли,
Наши хаты сожгли,
Только ветер в развалинах воет…
   Песней о красном цветке на итальянском языке мы довершили начатое дело. В результате – выстраданное второе место.

    Кому-то интересно, что мы будем петь в девятом классе на 9 мая? Приходите к нам на конкурс военной песни! Разве можно устать удивляться и удивлять?!