Работа над ошибками. Часть 7

Ольга Самсонова-Гуненко
  (Педагогическая поэма)

Часть 7. Любовь как замечательный процесс.

 Я не стесняюсь говорить детям о том, что люблю их. Маленьким говорила потому, что они были «зайками» и умиляли. Потом признавалась в любви уже сложившейся дружной команде, потому, что съели мы вместе не один «пуд соли». В конце этого года, на Последнем Звонке, снова буду говорить о любви к ним – всем и каждому отдельно. Всегда по-разному, но всегда – предельно искренне.
     Это очень приятно – говорить о любви. А слышать в ответ – в сотни раз приятнее. В нашем маленьком коллективе любовь взаимная. Потому, что построена на уважении. Никогда не делала скидок на статус ОВЗ, всегда общалась с детьми, как с людьми взрослыми, умными, здоровыми. И требовала. И внушала уверенность в том, что все получится.

    Любовь – процесс замечательный! Строится он по определенным принципам, которые я так же почерпнула из работ корифеев гуманной педагогики, и с удовольствием использую на практике.
     Стадии формирования любви между педагогом и ребенком по О.А.Казанскому таковы:
- привлечение внимания к себе,
- взаимная заинтересованность,
- взаимное увлечение,
- сотрудничество,
- привязанность и преданность.

  Первый этап построения добрых отношений начинается с улыбки. Если на лице педагога не будет располагающей улыбки, вряд ли к нему потянутся дети. Первое впечатление (особенно у детей) бывает очень стойким и влияет на отношения в дальнейшем. Итак, рисуем образ гуманного педагога: улыбка, мягкий голос, спокойный характер, уверенность в себе, теплое и внимательное отношение к каждому ученику.
    Маленькие дети тянутся к теплым людям и боятся человеческого холода. Если детки жмутся к педагогу, если любят обнимать его, значит все идет как надо! Любовь снимет тревожность и дарит ощущение безопасности…

    Второй этап – показать свои достоинства и оценить достоинства своих воспитанников.
    Дети всегда берут пример со взрослых. Поэтому необходимо «держать марку». Если сказал – выполнил. Нельзя обманывать, кривить душой, быть не до конца открытым и честным. Можно дождаться взаимной лжи…
    А еще – достоинства человека проявляются в труде. По традиции нашего класса, у каждого есть свои четко обозначенные обязанности. Выполняя их, каждый может проявить себя, как личность.
    Кто-то может сказать, что школьное самоуправление – пережитки советской школы. Но на мой взгляд, ответственность делает ребят увереннее в себе, самостоятельнее, взрослее.

    Третий этап в построении любви – увлечь собой и увлечься другим. А это – мир увлечений, мир искусства. Когда ребята узнали, что я пишу стихи и издаю собственные книги, они стали еще больше гордиться своим классным руководителем. А потом начали и сами проявлять себя в разных увлечениях.
     Наше творчество отражено на страничке сайта класса, где в шутливой форме перечислены увлечения каждого из ребят. Адилет Суйунбеков, например, великолепно рисует в стиле графики. Виноградова Диана прекрасно танцует лезгинку и цыганские народные танцы. Иванов Руслан снимает любительские видеоролики, владеет "Фотошопом" и другими разными компьютерными программами. Ятиев Слава умеет собирать любые микросхемы, умеет паять, с 4 класса занимается радиотехникой. Вера Третьякова посещает школьную театральную студию, где научилась петь и танцевать. А еще они с Алиной Лавриченко прекрасно готовят. Специально собираются на выходных у Веры дома и пробуют готовить разные вкусные рецепты.
    Всех деток есть за что похвалить и поощрить! Даже у тех, кто не склонен к искусствам, есть свои маленькие увлечения. Ваня Злобин, например, удачливый рыбак. А Женю Буренкова дедушка с семи лет посадил за руль. Конечно, у Жени нет прав, он еще несовершеннолетний. Но способности его – налицо!

    Все это, несомненно, может пригодиться коллективу на четвертом этапе формирования отношений – этапе сотрудничества, где ценен каждый участник процесса. А коллективных дел у нас – немало. Как уже рассказывалось выше – мы поющая эскадрилья…
   Есть и внутри класса свои мероприятия, которые мы не пропускаем. Это Дни именинника, Дни Защитника Отечества, 8 марта, День Учителя, когда ребята дружно поздравляют классного руководителя, дарят открытки и рисунки, самостоятельно накрывают стол…

    А еще мы очень шумим. Всегда и везде. Потому, что нам не все равно, что происходит вокруг нас.
    На одном из последних классных часов спонтанно возник вопрос о передаче «День добрых дел» на Пятом канале. Дети были возмущены тем фактом, что деньги на срочные операции больным детям вынуждены собирать всем миром, что государство не обеспечивает таким детям полную поддержку и содействие.
   Пришлось объяснить им государственную систему распределения квот на лечение и операции, подчеркнуть, что не всегда эти квоты приходят вовремя, что иной раз их суммы просто не хватает…Потом увидела, что дети не удовлетворены моим ответом и перешла в наступление: А вы лично, что сделали со своей стороны? Чем помогли ребенку? Кто из вас перечислил деньги со своего телефон? Хоть раз? И с удивлением увидела, как стали подниматься руки: одна, вторая, третья…полкласса! Ребята подходили и показывали мне свои СМС с благотворительными перечислениями в фонд передачи «День добрых дел»…