Аристотель О душе

Шолохов Виталий
Интегралистский взгяд Аристотеля на единое и бытие

Теория «Энтелехии» рассматривается Аристотелем в рамках раздела  его философской онтологии: «Возможность и действительность».  Возможность это способность бытия  изменяться  и производить изменения.  А действительность  включает движение  незавершенное, которое изучает  физика, и завершенное в рамках теории «энтелехии (греч. ;;;;;;;;;;)».
Причем, действительное предшествует возможному:
1) по определению (по смыслу, ;;;;;), 2) во времени, 3) по существу (по субстанции).

«По Аристотелю душа есть первая энтелехия организма, в силу которой тело, располагающее лишь «''способностью''» жить, действительно живёт, пока оно соединено с душою. Движение Аристотель называет реализацией или энтелехией возможности, так как в движении осуществляется то, что в предмете было лишь как возможность. Точно так же и душу Аристотель называет «''первой   энтелехией организма, имеющего способность к жизни''». И здесь душа является актуальным началом, осуществляющим то, что потенциально заложено в жизни.» (Институт Философии Российской Академии Наук)
Приведенныя в начале статьи информация взята нами из стати, которая опубликована в Википедии:
Далее в указанной статье для подтверждения определения «энтелехии» используется категория «цель», которая используется Аристотелем, наряду с категориями «материя», «форма» и дествующая причина», и которые составляют по его мнению «первые начала бытия» .
Однако, как уже было сказано выше, «действительное предшествует возможному:
1) по определению (по смыслу, ;;;;;), 2) во времени, 3) по существу (по субстанции).»  Пункт 2) выделен нами. Действительно: в соответствие с теорией о том, что начало бытия связано с исходным взрывом и очень многое из того, что возникло, возникло уже в первую секунду после взрыва, отсюда на основе результатов, полученных за последние сто лет Квантовой Физикой следует сделать вывод, что самые первые физические объекты природы существовали в виде квантов. Кроме того, с первых же мгновений существования бытия возникший хаос устремился к равновесию, что сейчас находит отражение в уиверсальном законе возрастания энтропии. «Энтропия» есть как раз определенная наукой характеристика и мера достигнутого (рассматриваемой исследователем системой) равновесия. Как доказал физик Планк, энтропия (как функция организации/порядка) имеет смысл информации и имеет размерность в виде произведения [время]*[энергия]. Эти три переменные (информация, время, энергия) полностью описывают систему и поэтому могут номинированы стать интегральными категориями, которые образуют систему «первых начал бытия».
Закон возрастания энтропии, который выражает стремление материальных систем к устойчивому равновесию с другими системами, не является абсолютным. Эволюция природы   имеет циклический характер, который определяется по действительно всеобщему диалектическому закону отрицания отрацания. Один из примеров кругооборота материи это существование так называемых «Черных дыр». Они притягивают к себе и поглащают материальные объекты всех известных форм. Однако, после того, как «Черная дыра» достигает критического состояния происходит взрыв с образованием «туманностей», из которых формируются новые звезды и планеты.

Чтобы найти первые причины бытия надо обратиться к человеку, то есть наивысшему существу материального мира. Это методологическое требование было сформулировано К.Максом:
«Анатомия человека — ключ к анатомии обезьяны» К. М а р к с  и  Ф. Э н г е л ь с. соч., т. 12, стр. 731
«В человеке следует видеть соединение «материи», которой в этом случае будет тело человека, с «формой», которой будет его душа. Как материя» тело есть возможность души. Но и в душе должны быть налицо как высший элемент, так и низшие. Высший элемент души – «ум».» ([Асмус, стр 210])
Кроме «души», Аристотель определил наличие также еще двух частей души: «растительную» и «зверинную». Эти три выделенные Аристотелем части души человека соответствуют трем началам бытия, которые были определены нами на основе модели – закона возрастания энтропии: «уму» соответствует переменная энтропия/информация; «зверинной части души» соответствует энергия; а «растительной части души» соответствует переменная «время».

Переход от «атомов» к «квантам» радикально меняет наше философское мировоззрение. В то же время, необходимо подчеркнуть, что учение Аристотеля на единое и бытие остается лоя нас интегралистским.


11/25/2018
Виталий Шолохов