Первый русский министр МВД и любитель кактусов

Дмитрий Шарко
Виктор Павлович Кочубей (1768 — 1834) — князь, государственный канцлер, министр внутренних дел родился в Полтавской губернии, в прославленном Николаем Гоголем  селе Диканька.
Прадедом его был казнённый Мазепой генеральный судья Василий Кочубей, а дядькой — канцлер Александр Безбородко. По семейному преданию род Кочубеев происходит от татарина Андрея Кучук-бея (маленького господина), принявшего православие.
Девиз рода: «Возвышаюсь, когда погиб». В возрасте тридцати лет Виктор был назначен членом коллегии иностранных дел и возведен в графское достоинство.
Он отвечал за всю русскую внешнюю политику и считал, что она должна быть основана на интересах державы, а не на пристрастии к той или иной стране, намекая на любовь Александра Первого(1777-1825) к Пруссии. В молодости Кочубей побывал в Голландии и Англии. Мечтал о возможности без революционного потрясения вдохнуть в Россию тот дух правопорядка, какой царил в Англии. Кочубей был сторонником принципа разделения властей, конституционной монархии, выборной власти на местах, в том числе избирательного права для государственных крестьян. Виктор был другом и последователем основателя русской юридической науки Михаила Сперанского (1772- 1839), которого ненавидело российское дворянство, за то, что сделал себя сам, не будучи дворянином и за антикрепостнические идеи, но очень ценил Александр Первый за ум.
По поручению царя Сперанский со своими единомышленниками в 1809 году выработал проект реформ, который должен был основательно изменить всю систему управления Россией. Александр памятуя о судьбе своего отца, на словах поддерживая принципы либерализма, на деле находился под сильным давлением, придворного окружения, не заинтересованного в переменах. Как отмечал Пушкин, император всё время метался между двумя гениями «зла и блага», между Аракчеевым и Сперанским. Так Александр назначил Кочубея министром внутренних дел России. Только за 1807 год министр МВД проделал следующую работу: борьба с голодом бедных губерниях, снижение цен на соль, развитие рыбных промыслов, овцеводства, пчеловодства, шелководства, виноделия, сахароварения. Меры по развитию промышленности, новый призыв колонистов из европейских стран с предоставлением им льгот, поддержка добровольного переселения казенных крестьян на пустые территории империи.  Устройство полиции, учреждение вольных хлебопашцев, улучшение положения крестьян в Прибалтике, казенное строительство, в том числе больниц.  Снабжение империи докторами и медикаментами, распространение прививок от оспы. Кочубей участвовал в устройстве Одессы как важнейшего экспортного пункта империи, а так же в комитетах "о благоустроении евреев" и "сохранения всеобщего спокойствия и тишины граждан и облегчения народного продовольствия". Как видим, устройство полиции занимает в этом перечне лишь строку.
Кочубей предчувствовал предстоящие смуты. В письме Сперанскому от 8 марта 1820 он пишет: "Состояние дел в Европе таково, что нам более нужно, нежели когда-нибудь, заняться со всем вниманием учреждением внутреннего в государстве порядка... Мы еще можем отвратить беспорядки, преградив пути к большему водворению у нас зла, когда прочие правительства, употребив последние свои средства к противодействию духу анархии, столь сильно у них укоренившегося, близки уже к своему разрушению". Из за внешнеполитических разногласий, под предлогом болезни министра Александр удалил Кочубея от себя и должностей, в 1823 он уехал в родную Диканьку окунувшись в тягучий и сладкий малороссийский покой. Но вот прогремели пушки на Сенатской площади, в Таганроге умер Александр и при Николае
Первом, в 1826 году Виктор Павлович пошел на повышение - назначен председателем Государственного совета и Комитета Министров, где высказывался за необходимость реформ в отношении крепостных. Так как "нельзя оставить их в рабстве надолго, во избежание того, чтобы крестьяне не взяли насильно того, чего они так желают ныне". Предложения Кочубея не были приняты и проведены в жизнь. Однако император не смотря на либерализм председателя своего госсовета  безмерно ему доверял. Об этом свидетельствовало назначение Кочубея в 1828 году председателем временной верховной комиссии по управлению государством в период отлучки Николая на юг, на турецкий фронт, а также возведение Кочубея в 1831 году в княжеское достоинство. Скончался Кочубей на руках своей супруги, в Москве летом 1834 года от припадка грудной жабы (стенокардии). В 1862 году, следующий царь Александр Второй, составляя список самых выдающихся личностей в российской истории для изображения на памятнике "1000-летие России", в Великом Новгороде включил в число 129 фигур и Виктора Павловича. Великий князь Николай Михайлович указывал на то, что, Кочубей считал крепостное право "гигантским злом", но, как чиновник, боялся неосторожных движений и "потрясений". Сдержанный и осторожный, он имел дар оставаться всегда немного в отдалении и спокойно смотреть на дело со стороны. Пушкин по поводу его кончины Кочубея написал в своём дневнике: "Это был ум в высшей степени примирительный; никто не умел так хорошо, как он, решить какой-нибудь вопрос, привести мнения к согласию и проч." Наверное, за это качество истинного дипломата Николай и ценил Виктора Павловича. «Царь был неутешен, новые министры повесили головы» -  так описывал Пушкин реакцию правительства на кончину председателя. В то же время Александр Сергеевич привел ходившую в те дни шуточную эпитафию:
Под камнем сим лежит граф Кочубей.
Что в жизни доброго он сделал для людей,
Не знаю, чёрт меня убей.
Однако есть нечто неожиданное и милое, что Виктор Павлович оставил после себя, безусловно – это кактус. У Кочубея было увлечение - он выращивал кактусы, и оплачивал экспедиции для поисков новых его видов. Так, с лёгкой руки первого министра МВД России ботаник Карвинский обнаружил в Америке новый вид кактуса, который и по сей день носит название Ариокарпус Котчубеанис.