Книжная полка-75. М. Цветаева. Вечерний альбом

Единомышьленники
Привет всем авторам и читателям площадки "Единомышьленники".

Мы пополняем Книжную полку хорошими книгами, а наши авторы делятся своими мыслями по поводу прочитанного. Милости просим участвовать в обсуждении книг.
Зима - время для чтения!

Сегодня Анна-Верба расскажет о своих впечатлениях по поводу прочитанного.

Страница автора тут: http://www.stihi.ru/avtor/annaverba

Слово Анне: "Сборник был издан в типографии А . И . Мамонтова в конце 1910 года тиражом 500 экземпляров на «карманные» деньги автора.
Историю публикации этой книги Марина Ивановна Цветаева описала в очерке 1925 года, «Герой труда», именно на это описание опирались позднее её биографы. В этом очерке она писала, что книга появилась «взамен любовного признания
человеку, с которым иначе объясниться я не могла». Этим человеком был Владимир Оттонович Нилендер, расставание с которым она перед этим пережила. Скрытое посвящение заложено уже в названии сборника, так сёстры Цветаевы назвали
тёмно-синий кожаный альбом в который они записали беседы с Нилендером и подарили ему к новому 1910 году.
Цветаевой во время выхода сборника было 18 лет, в книгу вошли стихи, написанные ей в пятнадцати-, шестнадцати- и семнадцатилетнем возрасте. В сборник вошло 111 стихотворений, что необычно много. Это показывает, что семнадцатилетняя Цветаева не столько отбирала свои лучшие стихотворения для дебютного сборника, сколько стремилась к достаточно полному представлению своих поэтических опытов. Публикация за свой счёт была достаточно необычным шагом, так скорее поступали литературные дилетанты, не видящие для себя иного пути напечататься. Молодые поэты, стремящиеся к признанию, старались опубликовать свои стихи в каком-либо журнале или альманахе, что связывало автора с тем или иным литературным течением, в дальнейшем их дебютные сборники выходили под маркой издательств, связанного с этой группой литераторов.
Анастасия Цветаева, выразила уверенность, у её сестры тоже была такая возможность, что та могла опубликовать свой сборник в одном из издательств символистов: «Мусагете» или «Скорпионе», однако не захотела связываться с
издательствами, поскольку это означало бы контроль со стороны издательства над составом сборника.
Сборник посвящён памяти Марии Башкирцевой (1858—1884), рано умершей от туберкулёза талантливой художницы, творчество и личность которой произвела на Цветаеву сильное впечатление. Посвящением Башкирцевой является и открывающий сборник сонет «Встреча», не входящий ни в одну из частей сборника, где Цветаева рассказывает о явившемся ей образе умершей в юности девушки. В остальных стихах сборника прямые отсылки к мемуарам Башкирцевой отсутствуют, но при этом сам сборник имеет дневниковую форму, такое композиционное решение можно объяснить влиянием прозы Башкирцевой.
Книга сразу была замечена в русском поэтическом мире. Её выход был отмечен рецензиями таких деятелей литературы, как Валерий Брюсов, Николай Гумилёв и Мариэтта Шагинян. Они отметили литературное мастерство и искренность поэзии
Марины Цветаевой, как и то, что она не следовала проторенными путями русского символизма, пришедшему у тому времени к своему кризису, следствием которого была оторванность поэзии от жизни.
Вместе с тем, большинство критиков отмечали неровность сборника, и Брюсов, и Шагинян писали о том, что без некоторых стихов сборник мог бы и обойтись.
Исключением стал Максимилиан Волошин, который увидел и принял авторский замысел «Вечернего альбома» в целом. Вот что он написавший о дебютной книге Цветаевой:
Её надо читать подряд, как дневник, и тогда каждая строчка будет понятна и уместна. Она вся на грани последних дней детства и первой юности…
Благодаря выходу этого сборника Цветаева знакомится с Волошиным, и это знакомство во многом определяет её дальнейшую жизнь.

Марина Цветаева, «Вечерний Альбом»:
ТРИ ПОЦЕЛУЯ

 — «Какие маленькие зубки!
И заводная! В парике!»
Она смеясь прижала губки
К ее руке.
— «Как хорошо уйти от гула!
Ты слышишь скрипку вдалеке?»
Она задумчиво прильнула
К его руке.
— «Отдать всю душу, но кому бы?
Мы счастье строим — на песке!»
Она в слезах прижала губы
К своей руке.


Максимилиан Волошин, «Марине Цветаевой»:
К Вам душа так радостно влекома…
О, какая веет благодать
От страниц «Вечернего Альбома»!
(Почему «Альбом», а не «Тетрадь»?)
Почему скрывает чепчик чёрный
Чистый лоб и на глазах очки?
Я заметил только взгляд покорный
И младенческий овал щеки,
Детский рот и простоту движений,
Связанность спокойно-скромных поз…
В Вашей книге столько достижений…
Кто же Вы?
Простите мой вопрос.
……
Кто Вам дал такую ясность красок?
Кто Вам дал такую точность слов?
Смелость всё сказать: от детских ласок
До весенних, новолунных снов?
Ваша книга – это весть «оттуда» –
Утренняя, благостная весть…
Я давно уж не приемлю чуда…
Но как сладко слышать: «Чудо есть!»
1910. "


**********************************
Автор и ведущий рубрики будут рады дискуссиями под этим произведением.

Рубрика обновляется по понедельникам и четвергам.