Иегуда Амихай. Я пророк того что было 1-13

Анатолий Фриденталь
1.

Стюардессы будущего века подошли ко мне и говорят:
"Сейчас ты ещё можешь получить место  в третьем тысячелетии
до того как оно вознесется. Давай с нами,
 мертвый ты или живой мы возьмём тебя с собой.
Мы беззлобны и беспомощны, но сильны в движении как созвездия,
мы видим даже с закрытыми глазами,
мы легко скользим между жизнью и смертью.
И ты опоясанный поясами , защелкнутый на все замки,
ты вместе с голосами закрывающихся дверей.
А мы вместе со звуками скольжения и шептания,
и наши пояса не поддерживают одежды и не сдавливают,
и служат лишь украшением и змейкой.
Мы - воспитательницы петель. А у тебя горячее беспокойство и чувства,
тяжелые как коровий навоз на пастбище, и ты чувствуешь запах смерти
как парфюм после жизни.

2.

Мы стюардессы следующего тысячелетия –
легкие невесты без определённого места,
без тяжелых женихов и насеста,
а тебя отягощают полосы и клетки на твоей одежде.
И ты со светофорными красками разрешенного и запретного,
а у нас цвета сменяются с легкостью.
У тебя есть тщательное разграничение между святым и безбожием,
между верхней и нижней одеждой, а у нас все органично
как вода в воде. У тебя реакции и коммуникации , зароки и клятвы,
пуговицы и кнопки, гребенка и выработка, щетка и отчаяние.
У тебя -  одиночество, и яичники милосердия и милосердие  яичек
и более твердых органов.
У нас все прозрачно  и  гладко, как гибкое стекло,
а у тебя союз "и" вместе с однородными членами.
У тебя и душа,  и вдох, и искуственное дыхание.
И ты вместе с далеко и близко. Мы -  следующий мир.
Давай с нами. Мы будем тебя беречь как фарфор, как символ, как каменного льва.
И в 2024 отметим твое столетие.

3.

Я пророк того что было. Я читаю прошлое по ладони женщины которую люблю,
Я синоптик прошедших зимних дождей, я специалист по прошлогоднему снегу.
Я вызываю к жизни прошедшие события, я пророчествую недавно* .
Я архитектор проектирующий дома после разрушения,
Я предвижу маленькую комнату, почти пустую, в которой на стул
брошено сушиться полотенце, и есть большое окно, выпуклое,
словно мы двое в любви.


*-Недавно (Темуль шилшом) – название романа Шая Агнона – лауреата нобелевской премии по литературе.

4.

Я прорицаю прошлое. А как прорицают и предвидят  будущее?
Подобно тому как  перед мужчиной по улице  идет красивая женщина и
мужчина  смотрит на женщину с вожделением, но та не оборачивается,
но при этом одергивает на себе юбку и поправляет вырез на блузке
без того чтобы обернуться на смотрящего мужчину, и ускоряет шаг.
Так и будущее.

5.

Я спускаюсь к воде подобно коню, чья голова опущена вниз
как солнце, которое закатывается за горизонт.
Я ложусь спать и погружаюсь в сон, но солнце не заходит, и я лежу без сна.
Мой сон кружится вокруг моей жизни, и мои годы тоже кружатся,
и люди , которые покинули меня, и я , который оставил их, и те,
которые расстались с теми, которые ушли от меня.
И только я остаюсь на своем месте.

6.

Я думаю, что жизнь это трудная работа.
Подобно Иакову который работал за Рахель семь лет
и ещё семь и ещё семижды семь я трудился, чтобы
получить жизнь  подобную любимой Рахели  и
получить свою смерть как любимую Рахель.


7.

Прямо из страха потерять я прыгнул в страх потерять себя.
Я не смог отложить на продолжительное время.
На небольшой сладкой территории ничейной земли вечности
моей преходящей  жизни.
Ищущие руки это руки мои, руки проверяющие,
руки надежды и руки отчаяния, всегда тщательно
проверяющие стол от ящика до хрящика, от полок до иголок,
от вешалок до моей одежды,  испытавшей потери.
Руками, ищущими потерянное счастье, я ласкаю твое лицо.
Руками, боящимися потерять, я обнимаю тебя
и касаюсь вокруг твоих глаз, твоего рта ещё и ещё,
как будто измеряю, как будто проверяю, проверяю и измеряю.
Потому что руки, боящиеся потерять,- это единственные руки
для любви.


8.

Между вечером праздника и следующим после праздника днём* зажаты праздничные дни,
между ностальгией о прошлом и ностальгией о будущем,
словно между тяжёлыми жерновами, перемалывается душа,
жернов верхний и жернов нижний.
Между моим сердцем на востоке и вертикалью заокраинного запада
подсыхает море.
Между чисткой для предотвращения и траурным плачем**заперта радость,
между вывешиванием флагов накануне праздника и их снятием
порывы ветра сметают все.
Плачущий голос горлицы*** это голос ухажера за любовью,
и своим телом, склоняющемся чтобы поднять упавшую вещь,
я низко кланяюсь Всевышнему.
Это моя вера, моя религия.

*- имеется ввиду "исру хаг"- Так называется день, следующий за каждым из трех праздников - Песах*, Шавуот* и Суккот*, согласно комментарию мудрецов к псалму: "Привяжите [праздничную] жертву узами" (Пс. CXVIII, 27). И сказали хазал*:"Всякий, кто проводит И.Х. в пиршестве, как бы построил жертвенник и принес на нем жертву (Сук. XLV). Это значит, что всякий, кто добавляет к празднику день и отмечает его пиршеством, будто сам принес жертву.
   Есть в И.Х. нечто от праздника. Поэтому принята в этот день полупраздничная трапеза, рекомендуется воздерживаться от поста и траура. Во времена Храма не успевали принести все индивидуальные жертвы (личные и семейные) на алтарь за время праздника. Жертвоприношения совершались и в И.Х., посему служит этот день как бы продолжением праздника.
https://judaism.academic.ru

**- непереводимая игра слов: "бейн кина монаат вэ кина ше ахарей нисгерет
а-симха"

*** - Kol HaTor - ;;; ;;;; "Голос горлицы" был написан раввином Гиллелом Ривлином из Шклова, учеником Виленского Гаона. Текст имеет дело с Geulah и описывает его признаки в отношении оценки предлагаемого 999 шагов от прибытия Мошиаха. Википедия

9.

Сефирот*, считания... словно боксер в нокауте я слышу этот счет.
Сначала они считают до десяти  и не останавливаются,
судьи и публика уже пошли домой, на ринге погасли прожекторы и
я давно поднялся и вернулся к обычным делам,
но они всё продолжают счёт, и приятный вечерний ветер
словно взмахи полотенца, которым машет тренер чтобы  заставить продолжить бой.
Считания, считания.. иногда я слышу голоса, иногда шептание,
иногда голос любимой женщины, и иногда считание,
словно инвентаризация или счет пульса,
иногда слышу отсчет  в прошлое, иногда отсчет в будущее,
иногда  голос одинок, иногда хор голосов звучащий как греческий хор.
И они продолжат считать и подсчитывать до моей смерти,
и вести счет после моей  смерти, подсчет звезд,
считания, счет высоты в высоком пении,
которое выше высоты, у которой нет конца.

*-  СЕФИРОТ (единств, число Сефира) — центральное понятие каббалистической теософии десять божественных ипостасей, опосредующих акт творения.

https://dic.academic.ru/dic.nsf/enc_philosophy/9062/

10.

И иногда я думаю что жизнь похожа на ужасную аварию когда
машина скатывается с трассы в пропасть  медленно или быстро.
Я скатываюсь и привыкаю, привыкаю и скатываюсь.

11.

Я думаю что жизнь - это репетиции перед настоящим спектаклем.
И на репетициях этих ещё возможно внести изменения: убрать предложение,
добавить слова, заменить актеров и режиссеров, и залы, вплоть до
настоящего спектакля, в который уже нельзя внести изменения.
И ничего уже не меняет что некому менять, потому что спектакль
отменен сразу после премьеры.

12.

Все движения и все положения моего тела  существовали всегда.
Я сижу на стуле и думаю как Мыслитель Родена.
И с тех пор как я сидел скрючившись в животе моей матери
у меня появилась мудрость складного стула.
Я протягиваю вверх руки  как Моше поднимающий вверх
скрижали завета, мои руки пусты, немного в изумлении, немного
в отчаянии. И я обнимаю, как царь Давид на крыше.
Я беспомощен как Иисус на кресте*, но мои руки свободны.
Я свободен, но все уже было.
Я научился плавать в потоке сознания, и мне кое-что известно
о разнице между проводом и беспроводным, между богом и не богом,
между самолетом и вертолетом,
между дверью открывающейся и закрывающейся со стуком,
и дверью на оси, всё кружащейся и кружащейся**.

*- Непереводимая игра слов" ани хасар йеша кмо Йешу ал а-цлав"
**- аллюзия на стих второй в цикле " Боги меняются , а молитвы все те же".

http://www.stihi.ru/2016/04/13/11054


13.

Сейчас, через много лет я начинаю видеть что если и не подчинился,
то совсем чуть-чуть, и я соблюдаю и выполняю все законы и все
установления. Я выполняю закон земного тяготения, и своим телом,
и своими страстями, и своей любовью.
Я соблюдаю закон равновесия и закон сохранения материи
и телом своим, и душой своей,и душой и телом,и душой.
Я соблюдаю страх и опустошенность в боли и в радости.
Я соблюдаю закон сообщающихся сосудов. Прошлое и будущее
возвращены мне. Я поднимаюсь и соблюдаю правило рычага.
Я начинаю понимать как-будто машину когда она уже устарела,
как она работает, как работают поршень и тормоза,
поощрение и наказание, плодитесь и размножайтесь,
память и забвение, пружины и болты, быстро и медленно,
и законы истории.
Это монолог души моей о моих днях.
Это монолог моей души о частях моего тела.
Этого требует синагога, это книга мертвых.
Это могила и это возрождение. Монолог мужчины.

С иврита.

Из книги "Открыт, закрыт, открыт" (1998 г.)