Заколдованный Маг. Эссе

Герман Манский
Особенности психологии героя стихотворения Лидии Соловей
 «Мечтатель-МАГ»

     Мечтатель-Маг               

Не то, чтоб заброшен,
как тени в забытых домах,
Я, в общем-то, в прошлом –
мечтой одураченный Маг.

Немотным укором
заветных берёз у крыльца -
в глазах моих город
Садовым сияньем кольца.

Сады – вы присяга
на буйство, на жизнь ,
на беду,
Я – детище Сада –
с кореньев сорвусь!
Убегу!

И падаю гулко
на стылый асфальт без конца,
не встретив в проулках
родного когда-то лица.

Но чуткая  память
уносит листву из-под ног,
чтоб ночью заплакать,
припомнив, как был одинок.

Припомнив, припомнив
все тяготы блудной судьбы:
есть город, и полночь…
Но вспомнят ли сына Сады?

Есть память о Саде, том, райском,
откуда ступил за порог…
Я – детище тризны
по всем, полюбить кто
не смог…


Только большие поэты обладающие творческим духом, интуицией и умной душой способны проникнуть в психику своего ЛГ и поднять на поверхность то, что находится в его глубинах и как правило, плохо осознаётся им самим. Но непременно находит выражение в его действиях-бездействиях, отражаясь в том, что обычно называют судьбой.
Карл Юнг, единственный из племени психологов действительно сумевший заглянуть в человеческие глубины не только сознания, но и подсознания человека творческого, (а « МАГ» не может быть другим) лучше любого литературоведа  смог бы прокомментировать простые, но такие таинственные строки поэта:
…Я, В ОБЩЕМ-ТО В ПРОШЛОМ
   МЕЧТОЙ ОДУРАЧЕННЫЙ МАГ
О врождённой природе человека мечтательного, его психологической структуре, учёный говорит следующее:
«…мизантроп с сердцем ребенка…действительность не существует для него, он предается бесплодным грёзам…Фантазёр …довольствуется созерцанием, которому  предоставляет право оформлять себя, то есть детерминировать…Речь идёт о естественном предрасположении к мечтательности»
Таких людей учёный относит к интравертному психологическому типу, который ориентируется преимущественно не на об”ективно данное –САД-МИР-ПРИРОДА-ЧЕЛОВЕК, но на своё суб"ективное , которое из самости может возрасти до ЭГО.

НЕМОТНЫМ УКОРОМ
ЗАВЕТНЫХ БЕРЕЗ У КРЫЛЬЦА –
В ГЛАЗАХ МОИХ ГОРОД
САДОВЫМ СИЯНЬЕМ КОЛЬЦА…
Для ЛГ  - город  с его Садовым кольцом, Садовой улицей – видится как САД, хотя заветные берёзы  смотрят на этот, якобы «сад», с укором, воспринимая как имитацию. По К.Юнгу «такой человек остаётся тождественным лишь с собою…Интровертное мышление ориентируется в первую очередь на суб”ективный фактор, который в конечном счёте определяет суждения»…
Внешний мир не является для него целью, хотя интроверт и хотел бы придать своему мышлению такой вид:
САДЫ – ВЫ ПРИСЯГА
НА БУЙСТВО, НА ЖИЗНЬ, НА СУДЬБУ –
Человек понимает, казалось бы ценность этого мира-сада, но в тоже время восклицает:
Я – ДЕТИЩЕ САДА –
С КОРЕНЬЕВ СОРВУСЬ, УБЕГУ…
То есть подчиняет свои действия не об”ективно существующему миру, но своему ощущению призрачного ГОРОДА , с его, якобы, «сиянием кольца».
И возникает предположение, пишет К.Юнг, « что интроверт – это или возомнивший о себе эгоист, или доктринёр-мечтатель…Его способ выражаться, безоговорочно исключающий всякое иное мнение, ставящий себя над всеми об”ективными данными, вызывает впечатление эгоцентризма”.
К.ЮНГ продолжает: «Чем больше Эго старается обеспечить себе всевозможные свободы, независимость, необязательность…тем более оно попадает в рабскую зависимость от об”ективно данного». И в результате -
И ПАДАЕШЬ ГУЛКО
НА СТЫЛЫЙ АСФАЛЬТ БЕЗ КОНЦА,
И ИЩЕШЬ В ПРОУЛКАХ,
ВСЕ ИЩЕШЬ РОДНОГО ЛИЦА.
«Свобода духа связывается цепями унизительной  зависимости от жизненных обстоятельств,…независимый образ действий раз за разом уступает»…И человека охватывает тоска и жажда отыскать «родное лицо».
Но не способный к самоотдаче интраверт, даже найдя свою любовь,  способен лишь властвовать, не слыша и не вникая в  чувства и желания любимого человека, в мир Другого…
К.Юнг: «Анализ личного бессознательного выявляет множество властолюбивых фантазий, соединённых со страхом перед сильным и жизнестойким партнёром”…В результате, устав от бесплодных фантазий мечтателя, его бездействия, «родное лицо» оставляет возлюбленного наедине с собой:
НО ЧУТКАЯ ПАМЯТЬ
УНОСИТ ЛИСТВУ ИЗ-ПОД НОГ,
ЧТОБ НОЧЬЮ ЗАПЛАКАВ,
ПРИПОМНИТЬ, КАК БЫЛ ОДИНОК
Одиночество - идеал, остров, где движется только то, чему позволено двигаться – домашние животные, прислуживающие по-необходимости люди, образы из мира искусства…Отсюда страх интраверта перед людьми.Оттого в последнее время так популярно виртуальное общение, не слишком требующее затраты энергии действий. Роман Ф.Фишера «Auch Einer»( «Тоже один») даёт прекрасную возможность заглянуть в это состояние души.
«Если в эту сферу вторгается человек, то он чувствует себя лишним…Его просто устраняют..». Суждения интроверта, по словам ученого, «…становятся холодными, непреклонными, произвольными, ни с чем не считающимися…Они всегда скользят чуть поверх Другого и дают почувствовать своё превосходство. При этом он старается надеть маску некой общительности, которая резко контрастирует с его действительным существом.
Если его идеи кажутся ему верными, удачными, то и  Он кажется себе верным и удачным. А другим остаётся просто преклоняться перед этой истиной.
При этом, его стиль обременен всевозможными добавлениями, ограничениями, предосторожностями…»
Такого человека в широких кругах считают общительным. Но это лишь маска с помощью которой он манипулирует людьми, извлекая выгоду для себя.
…ЕСТЬ ГОРОД И ПОЛНОЧЬ,
НО ВПОМНЯТ ЛИ СЫНА САДЫ?
Если интроверт художественно одарён, то в искусстве, где силен суб”ективный фактор, он может проявить себя в полной мере, пройдя через школу мастерства, сумея подчинить на время свою самость авторитету Учителя. Так и происходило с Гениями музыки, живописи, архитектуры.
В меньшей степени это относится к поэтам, писателям…
К. Юнг: «Человек творческий переходит от образа к образу, гоняясь за всеми возможными образами, заключёнными в творческом лоне бессознательного»…Мир образов для него  - прежде всего эстетическая проблема…Интровертная  интуиция через восприятие внутренних процессов выявляет определённые данные,которые понятны лишь ему, но не имеют ничего общего с Божественной логикой. Когда  художник, поэт  не довольствуется только одним созерцанием, а задаётся вопросом – какое это имеет значение  для мира, для Бога – тогда он становится необходим не только для себя, любимого. Тогда он  не просто «заколдованный мечтой человек» , но МАГ , способный влиять на жизнь людей, и, безусловно,  ВСПОМНЯТ СЫНА САДЫ…
Но это удел гениев.

В отличии от учёного, написавшего целую книгу на данную тему,
поэту Лидии Соловей  оказалось достаточным написать несколько строф для создания столь сложного образа своего литературного героя…В этом загадка и тайна  искусства, подвластного лишь слышащим небо само…

Литература: Юнг К. Г.Психологические типы  АСТ:Мн:ООО «Харвест»,2006