vers libre p 23

Психоделика Или Три Де Поэзия
.




данные публикации осуществляются в рамках проведения
Литературных практик: http://www.stihi.ru/2018/12/18/2461   




Игорь Померанцев


======== = = ================= = ============= ДИАЛОГ

                Л.С.

Когда она сказала, что платоническая любовь её не интересует
("Ты меня понимаешь?"),
он вспомнил неоплатоника Марсилио Фичино и его письма,
адресованные молодому другу Джованни Кавальканти.

Они жили вместе на вилле Кареджи во Флоренции.
Это гуманист Фичино первым прямо сказал, что "платоническая любовь" -
любовь мужчины к мужчине.
Был ли он твёрдым последователем Платона?
Преподавал ли своим учениками философию античного любомудра во всей полноте?
Govanni amico mia perfettissimo (" Мой самый совершенный друг Джованни"),
и дальше "Мой единственный друг, меня мучит, что ты пишешь мне, потому что обещал,
а значит твоими письмами движет не любовь, а расчёт".

Да, вспомнил Фичино и ответил ей:
"Тело - это спутник и дитя души. Даже если мы переступим границу
возможного и невозможного, мы не сможем предаться платонической любви".
В ответ она звонко расхохоталась,
как будто услышала то, чего ждала от него.

*

Сначала он делал вид, что всё в порядке,
что это нормально: современные браки
мобильны, динамичны, и потому уязвимы,
да и вообще не надо делать культ из семьи.
После ставил себе филологические компрессы.
Развод – это смена караула. Или узор, рисунок.
Что можно развести? Не «что», а «кого»: лоха.
А «что» - мосты, пилу (зубья вразбежку), кроликов.
Нет, кролики – это снова «кого».
Ещё вспомнил: «разводить руками» - мол,
так уж получилось, ничего не поделаешь.
В Ветхом Завете нашёл: «пустити жену».
Куда? Зачем? Об этом Книга умалчивает.
Нет, христиане правы: «брак – нерушимое таинство».
Да, правы, но где они, эти христиане?
Выписал словосочетание: «развести огонь»,
но стоило взять его в кавычки,
как оно обожгло, вспыхнуло, запылало.
Он встал из-за письменного стола,
подошёл к зеркалу
и увидел пожилого мужчину
с лужицами вместо глаз.


======== = = ================= = ============= ПОД УТРО

В доме было полно людей:
дети, жена, мать,
и тут меня позвали к телефону.
Я взял трубку, и он сразу заплакал навзрыд:
— Игорь, Игорь, мне так плохо, спаси меня,
мы же так любили друг друга!
Я сказал:
— Кто это?
Он ответил:
— Да это же я!
И вдруг я понял, кто это.
Что это она,
и что горе исказило её голос,
а он всё кричал:
— Игорь, Игорь, помоги мне!
Сердце схватило меня за грудки,
или я схватил его рукой.
— Ну давай, кончайся, — сказал я сну.
Но он не кончался.

======== = = ================= = =============  БИЛИНГВА

Электронная почта
гарантирует не только скорость,
но и анестезию.
К примеру, ты можешь долго читать и перечитывать
сообщение: "У Сэлли метастазы".
Только спустя три минуты
у тебя перехватывает горло.
Я влюбился в Сэлли в 1980 году,
когда в Лондоне услышал её воронежский говор.
В те годы английских славистов
посылали на стажировку либо в Москву, либо в Воронеж.
Когда мне и моей жене понадобились поручители
для получения британского подданства,
Сэлли сама предложила свою подпись.
Но при одном условии:
-Вы никогда, never, не будете голосовать за тори.
Мы хохотали в голос, но я до сих пор не знаю,
шутила она или нет. Наверно, шутила.
По крайней мере, вскоре я познакомил её
с моим приятелем, чистопородным тори,
и они поженились.
Сэлли перевела дюжину моих стихотворений,
но они не принесли мне славы.
Сэлли не виновата, впрочем, я тоже:
просто русское поэтическое мышление
сильно отстаёт во времени (на полстолетия) от английского.
Ещё Сэлли придумала для моей радиопередачи
рубрику "Мои любимые пластинки"
и первой в ней выступила:
рассказала о счастливом детстве в тени мамы и папы
под музыку Шуберта (трио Казальса, Корто и Тибо).
Ещё мы годами планировали встречу, но откладывали её,
потому что оба боялись, что это будет любовная встреча.
Электронная почта гарантирует скорость,
но не анестезию.
Я послал Сэлли эти стихи. Так, на всякий случай.
Стихам предпослал письмо:
"Дорогая! Вчера ночью я сочинил стихи о нас с тобой.
Пожалуйста, удели им полдня и переведи на английский.
Я хочу, чтобы они жили в двух языках, и мы вместе с ними.
Пожалуйста".

PS. Cэлли ответила, что мои стихи её глубоко тронули – до слёз. Обещала перевести их. Но не успела




*

— У нас в клинике все друг друга любят,
старожилы дают советы новичкам.
Считается, что мост над железной дорогой -
самый надёжный. Он метрах в трехстах от больничного парка.
Да, а ты что мне посоветуешь?
Ты же - после Максима - самый умный человек в моей жизни.
Я ответил, что лучше посоветоваться с врачом.
Мы умолкли.
— Думаю, - сказал я, - что у тебя очень серьёзные причины не делать этого.
Ты любишь своих детей, свой дом, Максима, наконец. Неужели ты хочешь
оставить травму в душах детей на всю жизнь?
Хорошо, Максим справится. У мужчин есть свои уловки.
Пока я говорил, она записывала мои слова в блокнотик.
Со стороны это было нелепо:
будто я диктую ей рецепт сложного блюда.
Издали я видел её бисерный почерк, буквы, сбитые в кучу,
напоминающую рой муравьёв или давленую чернику.
Вот тогда-то я понял, что её ничто не удержит.
И не ошибся.


======== = = ================= = ============= БОЛЬШЕ Я ЕГО НЕ ВИДЕЛ

Я знал его неплохо, можно сказать хорошо.
В мою аптеку он заходил часто.
Всегда брал экстракт корней одуванчика
(«печень надо чистить каждый день, как зубы»),
аспирин («от моей любимой мерцательной аритмии!»)
пачку тёмно-кровавого боярышника
(«для бодрости»).
Он относился к клиентам,
которых я называл про себя «реакционными романтиками».
Любил вспоминать, как мать в детстве
ставила ему горчичники на пятки,
и тогда-то он понял, что душа и вправду в пятке.
Ещё с любовью говорил о кислородных подушках
(«прежде были пузатые цвета хаки, а теперь синие и плоские, как постельные подушки»),
жалел, что не испытал на себе силу пиявок
и зелья из шпанской мушки, сушёной крови крота и летучей мыши.
После он куда-то исчез, и когда появился, я едва узнал его:
тусклые глаза, серая кожа, лыжная шапка на голове.
Он вяло поздоровался и протянул мне рецепт.
Я взглянул на рецепт и сразу всё понял.
Больше я его не видел.




Денис Ларионов


======== = = ================= = ============= И ТЕНИ
                А.Х.

Свалявшись в ничьей земле перекрестка, обжигает несложные
связки:
мертвое секреторное море — колото-резаный рот.

Стыкующий эти слова.

Под затылочным потолком.
 

*

Гул,
заражающий полдень, отодвинут в рутинный ряд.

На обочину, через колено. «Непонятно зачем»
пережевывая жесткокрылый день, сшитый неловким дыханием: вот же, да
нет.
 

*

В противоположном рукаве подземного перехода —
перемещая
окаменевший багет. Скрадывая фрагменты. Слабыми пальцами. Целыми днями.

Как дела?

Кожистый хлам.
 

 *

«Почему бы и нет» среди иглистых местоимений, отправляющих
платеж.
Вернее, теряющих воздух на
выходе,
зорин или Eau De Lacoste L.12.12 Rouge?

 
*

«Дыши ртом» по рваному контуру - на острие инцидента, скользнувшего за

кромку


радужки: жертва
плохой истории промерзает насквозь и, голая шерстяная жизнь,

утром сюда не вернется.

 
 *

Протяженная сила прикосновения: пленка воздушной разметки,
как и случайный вопрос.

Дальше кожи — кротовые норы, подгнивший
язык, вперед забегающий.

Перемещающий «скажи что-нибудь» по щелочной траектории.

 
*

Мускульный пассат обтекает костный бисквит, кровоточащий
голимой грёзой: вплавлена в тело любовь, давит ладонью на
бруст.

Нет, март.

«Лишь призраки» смерзшиеся в фотографию. В грядущий вывих.
 

*

В долине номинатива регистрирую новый аккаунт, но
никнейм
предпочитаю сфальсифицировать.
Исключительно (в переносице мифа, в субфебрильной скуке) не
hyperion.

 
======== = = ================= = =============  АВГУСТ

Темнеющий воздух, опрокинутый в горло, взбившее множество
быстротвердеющих слов. Оказались
разделены — биение речевой мышцы, подсвеченной изнутри. В скользкой комнате
долговременной памяти, задержавшей не только идею вестибулярной
любви, но и быструю смерть в июне 2004 года. Наконец, мы — детали
мышечной речи, играющие кислородом во сне.

Вторая волна заключает в объятия — словно в машине, вспыхнувшей
от коннотаций. Сведенная в сумму неразложимых перцептов встреча
и отступление, затянувшееся из-за отека полудня.
На границе третьей декады возвратный ветер
перелицовывает
опознавательные знаки и они ложатся внахлест, покрывая
вплетенные в волосы, в войлок, во флис
тела.

 
 

======== = = ================= = =============

Корпус вывернут — потому что предел отодвинут — в объятиях марта
за утро,
симметрично изглоданное подвешенным, нет, препарированным зрением.
Только этого недостаточно.
На неровных границах (см.выше) сплетаются труднодоступные модусы
своего,
твоего, своего твоего и, наконец, дополнительный принцип своего-твоего,
существующий в связке, выброшен низкочастотной волной
на берег нёба,

патрулируемый машиной глотка.

 
======== = = ================= = ============= CASUS

О чём: всё о том же
что значит всё
территория тавтологии
тело в разрезе
шум новой музыки.

Бесконечна дорога из душа
видел их мертвыми
буквы
вырвало теплым бульоном
в сквозном перерыве

аварии

…………………………………….

kief катастрофы в пути под рукой я
пассажира равно
труп персонажа в пейзаже на
самом дне

 
======== = = ================= = ============= 

«Что делал?»
«Слушал Клауса Шульце»
Слушал излишне,
типа все в прошлом.
Все тонет в горле.
Горло болит.

У внутренней речи

в эпизодической роли:
Ура!
С переломанной шеей на службе!
Впрочем, не без удовольствия
Было разбито стекло.
«Как? Слоенов?»-
Переспрашивает А.Д. 

Нет.

 
======== = = ================= = ============= VERTIGO

Фатализм тело тонкое рвётся
в течении императива
салфетку?

Здесь не в пейзаже плавание
биографий & междометий
домашний взрыв

До крупиц истончённый сложный
подрезающий шелестящий жечь
предложные падежи

Симультанно размазан
Чей механизм ускользает

равно Тело тонкое рвётся
в схеме сценария в свете
междисциплинарного танго

Где же твой автострах острый
плоский пучок путешествия
мышечной ткани

или нет вялость апатия
или вот так неустойчивость
механизм ускользает

Здесь на вершине Чейн-Стокса
внутри сухожилия склеить
чертёж и забыть до крупиц



Адам Снежка / Юрий Серебрянский


======== = = ================= = =============
Из книги
The Miseducation of Adam ;nie;ka

 
* * *

Мы идём пить воду, в которой плавала священная рыба подлодка,
давай с нами?
Пересечём пустыню на ворованных квадроциклах и нам ничего не будет,
займёмся сексом у ночного костра, и нам ничего не будет,
нас расстреляют люди в масках и нам ничего не будет,
боишься, что мы не успеем напиться воды?
Брось, открою секрет:
мы дышали воздухом, в котором летает священная птица «Мерседес».
Нам ничего не будет.


* * *

Разбившийся насмерть мотоциклист сидит на краю
лавандового поля и собирает из паззлов шлем.
Рядом по поверхности поля гуляет его не рождённая дочка
   - шестилетка.
В отвратительном зелёном бабушкином костюмчике.

Много вы верите в разбившихся насмерть мотоциклистов на краях лавандовых полей?
Вы - идиоты, и я с вами идиотом стану.
Думайте о чём-то, постоянно думайте.


======== = = ================= = ============= ПРОШЛОГОДНЕЕ ДОМИНО

Пока я сидела, окунувшись в Whats up,
ты выстроил цепочку из домино, уходящую
прямо в камин моего прадеда (в пасть самого Кракова).
Щёлкнул пальцами как раз в тот момент, когда сами собой посыпались
пять-пять на пусто-пусто на один — один на четыре — три. 
Дети дико смеялись, а ты молчал, а я плакала, а прадед явился.

 
======== = = ================= = ============= УТОМЛЁННОЕ СОЛНЦЕ / ТА OSTATNIA NIEDZIELA

Музей Варшавского восстания
невозможно осмотреть
за один раз, даже за день:
старые винтовки, гранаты,
песни повстанцев, кинохроника
пикирующего города,
телефон для разговора с умершими,
снаряды, снаряды ещё снаряды,
фотографии войны.
Но больнее всего в маленьком довоенном кафе
у гардероба.
С запахами, музыкой: утомлённое солнце...
Здесь ещё мир.
А где ещё сейчас найдёшь мир?


======== = = ================= = ============= UN PICCOLO SERMONE

Братья и сестры.
Помолившись, приступим.
Прошу брата М. читать из писания первым
(Выход к кафедре сопровождается кашлем и тишиной)

У врат Закона стоит привратник.
И приходит к привратнику поселянин
и просит пропустить его к Закону.
Но привратник говорит, что в настоящую минуту
он пропустить его не может.
И подумал проситель и вновь спрашивает,
может ли он войти туда впоследствии?
"Возможно, ; отвечает привратник, ; но сейчас войти нельзя".
Однако врата Закона, как всегда, открыты,
а привратник стоит в стороне, и проситель, наклонившись,
старается заглянуть в недра Закона.
Увидев это, привратник смеется и говорит:
"Если тебе так не терпится ; попытайся войти,
не слушай моего запрета. Но знай: могущество мое велико.
А ведь я только самый ничтожный из стражей.
Там, от покоя к покою, стоят привратники, один могущественнее другого.

Прошу сестру А. читать из писания второй
(Выход к кафедре сопровождается взглядами)
Сестра А: я прочту из первого послания к Фелисии,
спасибо (Тонко кашляет), простите.

Трудности эти вовсе не от моего неумения высказать то,
о чем я хочу написать,
ибо хочу я написать о самых простых вещах,
но вещей этих столько, что я не в силах разместить их
во времени и пространстве.

Помолимся, братья и сестры:

Отец наш.
Покровитель и заступник всех тех,
кого не печатают.
Да прибудет с нами терпение твое.
Во веки веков.
Аминь

 

======== = = ================= = =============

Она на коленях ****** у старого офисного японца.
Он щупает её *****  правой рукой,
в левой руке держа раскрытую книгу.
Тонкий чёрный галстук бессильно липнет к поверхности мятой
рубашки.
Она что-то говорит иероглифами, просит убрать руку с *****
Ей так неудобно, видите ли, ******!
Вот *****, думает иероглифами старый офисный японец,
продолжай ******!
Не уходи, лоб-то ещё горячий.
Дедушка только страницу перевернёт.   

 

======== = = ================= = ============= 13.04.2015

Сижу себе в «Коста кофе» на Длугем таргу,
Гданьск переполнен туристами — уличными артистами.
Вай-фай сообщает — Гюнтер Грасс умер.
Нет.
Прямо сейчас.
Умер, когда я покупал американо,
когда допивал, был уже мёртв.
Я, конечно, сразу пошёл к музею Грасса
на улице Широкой, 34.

Рука по-прежнему сжимает рыбу.
Не отпустила пальцев.

Попадались цветы по дороге.
Но подумал: это же медиа-судорога.
Нельзя так быстро. Я продукт и всё такое...
И действительно: никого вообще вблизи музея.

Первому цветы класть неудобно, страшно.
Как будто ждал или знал или ещё что-то хуже.

Помню, перед тем, что случилось,
десять минут была абсолютная тишина,
вот клянусь,
а потом послышался непонятный гороховый грохот.
Это со стороны собора Святого Яна шёл отряд учащихся младших классов.
Отряд маленьких барабанщиков в тёплой верхней одежде,
во главе с учителем, отбивавшим руками ритм.

Немедленно захотелось встать и отдать честь этим ребятам,
но я не встал и не отдал,
как вы понимаете.

 


======== = = ================= = =============

До самого конца жизни счастлив человек,
поднявший бизнес по производству конфет.
Их дают детям, когда просят отстать,
и дети съедают девяносто процентов конфет мира и отстают,
дарят горстью уходящим с поминок в силу каких-то забытых традиций,
и эти конфеты достаются детям или БОМЖам, пятьдесят на пятьдесят, я думаю.
Едят ли конфеты во время войны? Конечно, едят!
Взрослые едят всё остальное, им нужны силы.
Во время войны чаще делают кокосовые конфеты.
Даже если диктатор расстреляет сборщиков кокосов, мутантов из соседней страны,
кокосы будут падать сами собой, хотя и потребуется больше времени ждать.
Война затянется.
Это будет выгодно детям, а тот человек из первой строчки
всего лишь останется счастлив.




.