vers libre p 29

Психоделика Или Три Де Поэзия
.




данные публикации осуществляются в рамках проведения
Литературных практик: http://www.stihi.ru/2018/12/18/2461   



Татьяна Данильянц


========== ======== ================ = = = ====
1

Лицо плачущей женщины,
идущей навстречу…
Песок стряхивается через
время моих часов.
Молчание, как забытье.
Машины,
поезда,
подъемные краны…
Песок белил стекает
и длится,
длится.
………………………………..

2

Песок на плече
женщины в темных очках.
Песок, как заснувшее время…
Плечо зябко, живо,
трепет подкожных жил.
……………………………….
Песок отряхивается
чьей-то рукой.
Наступает другое течение
дня…
……………………………….
……………………………….


========== ======== ================ = = = ====

Стала чувствовать сердце
как смесь
аритмии и боли.
Стала чувствовать безразличие
(вынужденное).
Стала поощрять вольности
(вероятно, скоро...).
Стала смотреть на мир
шире.
Перестала расстраиваться
из-за упущенных возможностей
(подоспеют другие).

Вот так стало:
сердце-воля-волнение-дом.


========== ======== ================ = = = ====

Осуществляю контакт
С прошлым.
Смотрю в него,
В его
Непредставимую
Толщу-тоньшу.

Эфемерность.
Незримость.

Его присутствие
Во мне
Как-то
Непредставимо.


========== ======== ================ = = = ====

«…есть люди большой судьбы, т. е. большого приключения!»
                Из разговора с Верой Д.

…и действительно:
почему я ничего не спрашиваю о твоей жизни?
И действительно:
почему?

Such a rich personality, U! — говорю я тебе…

Пытаюсь вдохнуть
твою душу,
ее запах —
ветра и морских водорослей,
корабельного топлива
и цветущих глициний…

…хотя бы частями.

И, понимаю:
не стоит.

Лучше:
отойти и смотреть
как волнуется миф
за твоими…
Твоими.


========== ======== ================ = = = ==== МОЙ ГОРОД

                Памяти Пола Хлебникова

Старики вымерли,
Бомжей перебили,
Инвалиды как были,
Так и остались —
В заточении…

Остались: красивые,
Богатые и знаменитые.

…и немного нас,
«молодежи».

Все как ты и говорил, Павел.


========== ======== ================ = = = ==== О СИНЕВЕ: ВЕЛЕСТОВО

1

…когда я произношу: Велестово,
Я думаю о синеве.
О синеве, длящейся от неба к небу.
О матовом солнце в световой пучине.
Я думаю о запахе свежесваренного кофе,
Я думаю о запахе свежеиспеченного хлеба,
О нежном стаде, погоняемом перезвоном…
Я думаю об ознобе августовской ночи,
Об ознобе поэзии Кирилла и Мефодия,
Об ознобе любви…

Когда я думаю о синеве:
Я произношу: Велестово.

2

…когда я произношу: Велестово,
Я думаю о синеве.
И о людях, без которых
Моя жизнь была бы меньше.
Твоя нежность, Велестово,
Озёрный дух,
Живая вода
Подступают к моему сердцу синевой.
В ней нахожу я приют,
И причал, и пристань,
И пристанище.
О, благость твоя, синева!

Когда я думаю о синеве:
Я произношу:  Велестово.


========== ======== ================ = = = ====

Если сбудется ветер,
Я буду парусом.
Парусиновым облаком,
Ливнем из бисера.
Только у верных ладоней,
Рук волдырей и шрамов
Деревянное веретено памяти,
Ветряное колесо времени.
Только у нежных поводырей,
Знающих звездную грамоту,
На губах песня.


========== ======== ================ = = = ==== БЕССОННЫЙ РАЗГОВОР (ПОЭМА)

                Лене Ф.
1

Обезболь мою память,
покрой слоем,
Господи, да хоть глянца,
на время, на полчасика, на полгода…

В забытье, в оцепенении,
в полсердца:
лежишь и лежишь…

Иногда удается уворачиваться,
иногда — нет…
Иногда трогать чувства,
иногда — нет…

…мы все проходим персональный обжиг.

Уплакать время.
Отверзнуть уста.
Прокапать печалью.

Тяжело когда жизнь
ничего не объясняет.

Знаю, Лена,
живу и чую:
они вдруг все (все люди на улице)
стали иметь ко мне отношение…
Будто время приглашает на чай,
распахивает окно,
окружает знакомыми,
знакомыми-знакомыми,
запахами знакомыми…
…как будто:
Таня, добро пожаловать
в новое тысячелетие!

Бежать,
идти быстро,
не смотреть в лицо,
бросать взгляды,
прятать глаза…

(То ли отстаю,
то ли опережаю…)

Как будто мое время:
потерянное, украденное,
возвращается в виде
(говорю без жеманства):
тебя, и тебя, и тебя.

Жизнь набежала…
Очнулась в Варшаве.

Лена, знаю, ты думаешь,
что только ты не знаешь…
Никто не знает из тех,
кто еще жив:
на ходу, на плаву,
на плоту человеческом,
кто из плоти, кто из памяти,
кто как живой…

Так и будем стоять:
жизнь неизбежна.

Лена, я понимаю тебя:
я тоже
смотрю и вижу:
вот клен на Никитской стал красным.
Вот три года, как нет Ани.
…Хорошо освещенная,
наша душа.

Мы травмированы, Лена,
мы разбиты,
мы изъязвлены…
Но:
этот клен все еще пылает
над этим, послушай,
миром.

Так и будем жить, Лена,
перешагивая через рубежи лет,
находя и теряя,
теряя и находя…

…спасаясь простыми действиями.

2

…дай воде течь повсюду.

… я не успеваю понимать.

…в нас — море.
Выжившие после этих двадцати лет,
мы встречаемся на улицах города.
Утомительно быть такими растерянными.

…И по-прежнему:
как жить с собой?
на что опирается счастье
этого предпоследнего времени?




Алексей Алёхин


========== ======== ================ = = = ==== ПСАЛОМ

я тоже религиозный поэт

ведь религия
суть восторг красотою Творенья —

где яблони в белых гетрах
разбежались по саду

женственные облака
проплывают
показывая розоватые нижние юбки

и в доме
пахнет досками вымытый пол

...только жаль пишмашинок
отмечавших звоночком рождение
всякой строки


========== ======== ================ = = = ==== ТРОИЦА

я хотел бы посидеть за столом
за дощатым простым с деревенским вином лепешками и остывшею рыбой
с Иисусом Ван Гогом и Алешей Карамазовым
даже не рядом а на табурете
у стены под гвоздем на котором этюдник и запылившийся нимб
и послушать их разговор

вот тихо говорит Иисус
и Алеша в белой рубахе кивает
вскочил горячась и размахивая руками Винсент
а потом вдруг глянув в окно
замечает мужчину катящего тачку по дороге залитой солнцем после дождя
груз прикрыт мокрой тряпкой и блестит
будто золота груду везут
он замолкает и вглядывается

и все трое смотрят туда
храня молчание
и улыбаясь


========== ======== ================ = = = ==== СОНЕТ ТАЧКИ

забытая в саду тачка
вечно напоминает о работе
как заправленный в машинку бумажный лист
в прежние времена

весь обитаемый мир в опечатках и сныти
ты раб с мотыгой
ты мальчик измученный фортепьянными гаммами
ты Сизиф закатывающий на гору слово

последний китайский император
закончил жизнь садовником
неплохая карьера

а ночью империя опять неухоженный сад
и Большая Медведица торчит среди сорных звезд
как забытая в небе тачка.



========== ======== ================ = = = ==== ПРОИСХОЖДЕНИЕ ВИДОВ

Не трудно догадаться, что любимцами Господа были динозавры.
Довольно окинуть взглядом то немногое, что уцелело в музеях, чтоб оценить величие замысла.

Он ладил их молодым, чернобородым, в пронизанной солнцем мастерской среди чертежей и макетов. Мир тоже был молод и еще стоял в лесах.
Кинематика, гидродинамика, аэродинамика – все было проверено на них, когда Он населял ими сушу, воды и небо.
У них оказалось слабовато ночное зрение, и Он повесил для них луну.
Он выкрасил их всеми цветами спектра. А шершавую белизну яйца подсказал лист ватмана, разложенный на верстаке.

О, Сад юрского периода, в папоротниках и хвощах, откуда их радостный рев возносился к самым небесам!
В будущем Он собирался произвести от них Адама. С прозрачными перепонками между пальцев и переливающимся мягким гребнем на голове: эскиз сохранился.
Остальные Он сжег, когда они вымерзли в ту ядерную зиму. Горюя, что не уследил...

Только потом Он заново заселил мир. Не мудрствуя, существами попрочней и попроще.
А всякую мелочь вроде птиц и вовсе поручил ангелам. И те понаделали свистулек.


========== ======== ================ = = = ==== ОЧЕВИДЦЫ

поэт старой школы
вроде фотографа с неуклюжей треногой

художник с прищуренным глазом
терпеливо отделяющий зелень листвы от листвы

мальчишка зевака
уцепившийся глазом за галку на ветке

старуха в скрепленных веревочкой очках
за выпуклым стеклом ее глаз размытый и безбрежный как море
и в нем отражается кошка

на то Он и понаделал
зрячерожденных
чтобы полюбоваться творением со стороны

вот ласточки длинными стежками
штопают ветхие облака

вот белотелые березы толпятся в роще
как бабы в бане

вот ночь навалилась
тяжеленная как драповое пальто

вот тень времени
ходит в стеклянном ящике часов

не заслоняй только не заслоняй

...маленький перламутровый бинокль
через него глядели еще на поющего Лемешева

таблица окулиста
похожая на дыр бул щил

столяр подносит рейку к глазам
проверяя кривизну эйнштейновой Вселенной

певцы беззвучно разевают рты

о катаракта Гомера!



========== ======== ================ = = = ==== ЗА КРУГЛЫМ СТОЛИКОМ
 
он смотрит мимо бокала
она себе на руки с догорающей сигаретой
 
и эта размолвка длится уже восемьдесят лет
с тех пор как парижский фотограф нажал свою кнопку
 
в 1932-м
 
...в длинном зеркале позади тех двоих
размазаны долгой выдержкой плечи танцующих женщин
 
резко вышел только высокий затылок какого-то мсье
в брильянтине


========== ======== ================ = = = ==== УЛИЧНЫЙ АНТИКВАРИАТ

Чернильница с мельхиоровой крышкой
и с еще не выветрившимися воспоминаниями о выпускном сочинении,
шкатулка с секретом, китайской работы,
засушенный нотный листок,
подушечка для сидения за ундервудом,
автограф писателя К. на открытке из Ялты, уголок испачкан помадой,
висюлька от люстры,
отбитая новогодней пробкой в ночь на 1943-й,
щипцы для завивки,
будильник,
поводок без собаки,
портсигар без владельца,
веер

на лотке у старухи
в черной, знавшей лучшие времена,
бархатной шляпке.



========== ======== ================ = = = ====  «ORIENT»

Часы для подводного плавания.
Допускают погружение на глубину тридцать метров.
Лежишь на дне.
Рыбки объедают твой костяк.
А стрелки тикают...



========== ======== ================ = = = ==== ИДЕЯ ПОЛЕТА

старый туполев
конструктор всех самолетов летучих
сидя в кресле дачном плетеном
говорил:

красота тоже род интеграла

был художник один
жил во время гражданской в москве
мастерил
что-то вроде скульптуры

обтачивал дерево гнул на огне подобие птичьих костей
клеил
бумагу вощил
подгонял подгонял подгонял

в комнатенке с буржуйкой
день и ночь
только два раза в сутки гулял –
наматывал шарф
настежь окно открывал и ходил
из угла в угол

умер он от испанки в 19-м или 20-м

на углу немецкой и вознесенской
в бывшем трактире
мы тогда обитали

после смерти друзья
к нам на телеге привезли его птицу проверить

мы собрали ее
и ведь полетела

он построил планёр

математики вовсе не знал и чертежей
я тогда узнавал специально
сын дьячка...

«идея полета»
так он ее называл
до самой войны пролежала в ангаре

говорят
сгорела в 41-м или 42-м
не знаю
я был далеко



Янис Грантс


========== ======== ================ = = = ==== МОИ

бабушка говорит:
джинсы – это брюки, а раз
это брюки – на них должны быть стрелки.
это единственная бабушкина странность.
дед говорит: сигаретный дым
отлично тренирует дыхалку, он
закаляет лёгкие.
и это единственная дедова странность.
мама стойко переносит все жизненные невзгоды,
но отчаянно рыдает на сценах венчаний в
голливудских мелодрамах.
это единственная мамина странность.
отец говорит:
я не верю в бога, что не мешает мне быть
добропорядочным православным.
и это
единственная странность отца.

когда открываются створки лифта,
а я собираюсь на восьмой этаж,
то я смотрю:
есть ли в кабине пол.
но это не единственная моя странность.
ещё я ношу джинсы со стрелками.
ещё я тренирую дыхалку дешёвым табаком.
ещё я обливаюсь слезами на голливудских мелодрамах.
ещё я не верю в бога,
но знаю:
он где-то здесь.


========== ======== ================ = = = ==== ГРАЧ

человек несёт больную
птицу к ветврачу.
он бы продал мать родную,
чтоб помочь грачу.
только кто ж старушку купит,
мёртвую, причём.
человек, как воду в ступе,
боль свою толчёт.
боль – не крошится – водица,
прибывает всё.
умирающую птицу
человек несёт.
и нашёптывает в клетку
человек-чудак:
«без тебя никак мне, детка,
без тебя – никак,
пережить такое горе
мне не по плечу».

так и умер в коридоре.
не донёс к врачу.


========== ======== ================ = = = ==== БЫВШАЯ

моя бывшая познакомила меня со своим нынешним.
он, что ли, из кинешмы.
работает, что ли, шуруповёртом.
с виду — калач потёртый.
потёртый-то он потёртый, а моложе моей бывшей лет на тридцать.
(смогла же так исхитриться!)
встретились мы случайно. точней — преднамеренно.
ну, моя бывшая сама притащила ко мне этого мерина.
такие кульбиты, говорят психологи, говорят о скрытых мотивах —
отмщенческих и похотливых.

и тут моя бывшая возьми да и скажи: это не мой нынешний, а твой сын.
пока один.
будешь почаще в себе, приведу и второго.

ну, я возьми да и ответь: ты вообще-то здорова?
а она возьми да и ответь: я-то да, а вот ты лежишь в больнице святой великомученицы
ксении.
не овощ, конечно, но смахиваешь на растение.
словом, прикован к постели.
на всю жизнь. то есть где-то до середины следующей недели.


========== ======== ================ = = = ==== РОЗЫСК

объявите в розыск женщину репродуктивного возраста женщину репродуктивного возраста женщинурепродуктивноговозрастаженщинурепродук

стоп что вы как заведённый назовите фамилию имя отчество адрес обстоятельства приметы

фамилию имя отчество адрес обстоятельства не помню а по приметам она женщина репродуктивного возраста женщина репродуктивного возраста женщ

стоп вы в себе вы её родственник

вам бы всё стоп вам бы всё вы в себе вам бы всё вы её родственник а я её мужчина репродуктивного возраста мужчина ре

полёт над гнездом кукушки твою мать сказала проститутка из камеры предварительного заключения


========== ======== ================ = = = ==== НАСЛЕДИЕ

блуждая в кромешной тьме по малоизученной квартире, я сломал палец У левой ноги:
споткнулся о десятикилограммовое наследие поэта Айги.
так и познакомились я и Твой любимый поэт.
Твой любимый поэт уже некоторое время, как того, а у меня для того и причин-то, кажется, нет.
когда (вследствие боли) перед глазами запрыгали звёзды, кое-что мгновенно открылось мне наперёд:
всё будет так, как в конечном итоге и произойдёт:
порвём театрально, сдымлю полпачки, исчезну впотьмах.
возможно, мы будем здороваться на поэтических вечерах.
палец срастётся криво У моей левой ноги.
и это будет самым ярким воспоминанием о Тебе и самым неизгладимым впечатлением от наследия поэта Айги.


========== ======== ================ = = = ==== НОЧЬ /МУЗЫКАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ/ (2007)

мама отвела меня за ручку к репетиторше (правда);
на виолончель (неправда);
на скрипку (неправда);
репетиторша сделала из меня мужчину (неправда);
я сделал из репетиторши женщину (правда);
как-так! семилетний пацан? (раскусили, неправда);
маму я больше не видел, она сбежала (правда);
с английским лордом (неправда);
со швейцарским сыроваром (неправда);
с цирком-шапито (правда);
бабушка назвала меня за глаза подарочек, чтоб он сдох (правда);
меня хватило на три занятия с репетиторшей (неправда);
на два (правда);
жаль, очень-очень-очень талантливый мальчик (неправда);
конечно, что-то из него можно было бы состряпать, но - пальцы, слишком уж грубые пальцы (правда);
а сейчас начинается самое интересное (неправда);
конец (правда).