А на Фанаре -не Рождественский Сочельник! Григорий

Вера Гиоргадзе
  А на Фанаре - не Рождественский Сочельник! И о Григориях - святых



“Горе метущимся и злым — им и солнце не греет, алчных и скучных весна не утешает;
 у них в очах нет дня — всегда ночь”. –  Григорий Распутин-Новый
        (Автограф на обложке книги “Мои мысли и размышления”Петроградъ 1915 годъ)

________________________________




Ну вот, Сочельник и… Декабрь. Христосъ Воскресе! 
На воскресенье и, Рождественским постом,
В Столетий черных Год с Террором Красным вместе –    
Случайно ль,  выпал день и Памяти того,
Кто Путь прошел весь свой до Неба от земли сей,
В простых крестьянина сибирского лаптях:
Царя – Помазанника Божия! – предтечи,
Ко дну Невы что шел с молитвой на устах.

Впрочем, «Григорий и молитва» – неделимо,
Как триединая и Русь, и как Хитон
Нешвенный Спаса… 

«…Да святится Твое Имя….»,
И – Отче слышал Забывавшего про сон…

А он молился за всех нас…. Он и сегодня,
Как в Вифлееме – у Яслей, и тысяч тех
Младенцев косточек;  у Гроба как Господня,
Все так же молится, бо видит всё с небес.

Он был и в Киево-Печерской Лавре тоже,
Был и в Почаевской, где всем мощам святым
Там поклонялся – как и жил! – со страхом Божьим.
А  от него… И даже дом его снесли, – 
Как и Ипатьевский…

А в это зеркало смотрелся
Он –  всё непризнанный в Отечестве своем…
Что видел в нем, лишь только Богу и известно,
Пророк, умученный Рождественским постом….

***

Декабрь две тыщи восемнадцатого года – 
От Рождества Христова. …Холод на дворе…
Но – день Воскресный! Пост закончится сегодня,
И Рождество наступит вновь, хоть в «январе»!

Ну а пока, Звезда – в пути…. Волхвы за нею
Идут с Востока так давно, неся Дары
Богомладенцу, поклониться б Иудеи
Царю законному. И вот, Иерусалим   
Уж недалече… А Мария в это время – 
Всё на ослице….  И дышать всё тяжелей:
Дорога трудная… И места в Вифлееме
Для  Невместимого всё нет, Который – в Ней:

Для  Иисуса, Что Мессией, как Она и – 
Верхом на ослике! – войдет в Иерусалим
В воскресный день, оплакав Град сей, – побиваем
Где всяк пророк и ныне, посланный Самим…;

Для Сына Божия, которому Иуда
Лобзанье даст – во  поцелуй змеи – в Саду;
И для Учителя, Что предан трижды будет…
Но – Петр  раскается… /Тот Петр, всю жизнь свою
И грех оплакивал кровавыми слезами: 
Грех отречения, устами, от Христа…
И смерть он принял на Кресте, как Спасъ…./

Петр – «Камень»…
И Церковь Спаса, знаем, «адовы врата
Не одолеют»!

А в Стамбуле, на Фанаре:   
В патриархии, где на главных был  Вратах
Повешен турками Григорий Пятый ране –    
Константинопольский святой наш  Патриарх! –   
И по сей день, Ворота наглухо закрыты…
И к патриарху там  «вселенскому» теперь,
Пусты где  храмы Византии той – Великой! – 
Во время Служб и, не иначе как чрез дверь
Попасть  лишь можно – боковую… 

И да: Горе!
«Великий, первый на всем свете,  тот собор
Софийский….», – выплеснет всю боль Распутин-Новый
На лист бумаги, уж предчувствуя и что
Сам, как Святыня, станет мучеником вскоре…
И он, конечно, море крови видел в нем…
И, без Царя, в России видел реки крови!
А реки, те впадают все….

«…и отнят был Собор
У греков  тех всё из-за гордости,  бо больше
Не признавали уж ковчега, но –  как дом
Гуляний, роскоши имели… Горе! …Боже,
Верни, пусть будет вновь ковчегом!... Обождем,
Господь прогневался… Покаемся….» 

И – будет:
Крест православный увенчает вновь главу
Святой Софии во Царь-граде! – Там, где  «чудом,
Хранит и камень всю султана пятерню,
Что отпечаталась, когда облокотился
Тот нечестивец, въехав в церковь на коне,
По грудам тел…»…. Так, в «Размышлениях и мыслях»
Руси молитвенник, вернувшись из тех мест,
О том напишет, что сам  видел и очами – 
Не лишь телесными – своими… 

Он тогда,
И  Златоуста Иоанна, на Фанаре,
«Звук патриарший слышал»… –  Кафедра* всё там….
И в том Соборе же Георгия Святого,
Без Страха,  сам Варфоломей рукой своей
И подписал  вчера то ль «томос», то ли что-то… –      
В день, когда в Ад сходил  Господь душой Своей!

В Соборе том – и часть Столпа, перед Распятием
Привязан к коей Рима воинами был
Сам Судия! – для бичевания….
 
И, кстати,
Когда в грядущей Вифлеемской сей Нощи
Лишь  ожидаем Рождество мы Слова-Бога,
Тот патриарх стамбульский и « и иже с ним»
Уж освятили  воды  и «Златого Рога»…


Вспять, Иордан не повернул-таки свои
Святые  воды, ибо  с Церковью Христовой
Река  течет по одному календарю! –
Не новостильному…  И вновь, пред годом новым –   
Тварь не указ бо ни Творцу, ни Декабрю! –
На Двадцать пятое, в ночь, станет Мамой Дева,
Хоть и в вертепе стылом… И в Иерусалим 
Войдут Волхвы, и самозванца спросят: "...где Он?" –
Законный Царь-то! 

Всех – с Сочельником!
Аминь. 









________________________________

Священномученик Григорий V, патриарх Константинопольский (в миру Георгий Ангелопулос,  1745 или 1746, Димитсана, Османская Греция — 10 (22) апреля 1821, Константинополь, Османская империя).
В память о нём главные ворота Константинопольской патриархии были заклёпаны в 1821 году и остаются затворёнными.
Тело Патриарха Григория покоилось в одесском греческом храме до 1878 года. К пятидесятилетию независимости Греции по ходатайству правительства страны святые мощи были торжественно перенесены в Афинский кафедральный собор   

* В соборе святого Георгия возвышается древняя патриаршая кафедра - из черного дерева, украшенная перламутром. По преданию, именно с этой кафедры проповедовал св. Иоанн Златоуст. Первоначально она находилась в константинопольском храме
св. Ирины, а потом в храме св. Софии. 
Вот что пишет об этом первосвятительском троне писатель-паломник А.Н. Муравьев, видевший его в храме в 1830 г.: "Он весь из черного дерева, с резьбой из слоновой кости, и поныне служит престолом вселенским как единственный залог славы древней Церкви Царьградской, блиставшей столькими богословами". А преподаватель Киевской Духовной семинарии Павел Петрушевский, видевший эту кафедру в 1899 г. добавляет, что "она отчасти напоминает те троны, которые были у нас в древней Руси для митрополитов и епархиальных епископов (что можно видеть и теперь в Киево-Софийском кафедральном соборе), только выше".

Столп, "при котором Христа бичовано"

В Византийскую эпоху часть Столпа находилась в церкви св. Апостолов, при которой в 1453-1455 гг. была патриаршая резиденция. Оттуда она и была вывезен после перемещения патриарха на Фанар и помещена
 в церкви св. Георгия. Стефан Новгородец в своем "Хождении", относящемся к 1348-1349 гг., пишет про церковь св. Апостолов: "А от великих дверей на правой стороне стоят два столпа: один, к которому был привязан Господь наш Иисус Христос, а у другого Петр апостол горько плакал. Привезены они из Иерусалима. Один толстый, что Иисусов, из зеленого камня, с черными прожилками".





24 декабря.2018г. (6 января 2019 г. по н.ст.)




УТВЕРДИ, БОЖЕ ,СВЯТУЮ ПРАВОСЛАВНУЮ ВЕРУ. ХОР ПОЧАЕВСКОЙ ЛАВРЫ