Итоговая подборка январских литературных практик

Психоделика Или Три Де Поэзия
.



В данной итоговой подборке представлены авторы:

- День Деньской
- Елена Евгеньева
- Рейвен
- Анна Иделевич
- Нина Баландина
- Иса Лариса
- Аюна Аюна
- Фанни
- Николай Сыромятников
- Иван Иванченко
- Несколько высказываний о верлибре
… и ведущий данной страницы




***  День Деньской


…………………………………………………….память воды
…………………………………………………….горсть невесомости
…………………………………………………….когда она дождь
…………………………………………………….тяжесть признания
…………………………………………………….когда она снег


***
Если найти точку на горизонте
и дать ей имя,
она начнёт расти,
пока не обретёт очертания,
голос
и шелковистые волосы в цвет водопада,
поселится в твоей квартире,
будет носить твою пижаму,
тапочки
и фамилию,
оставляя тебе горы посуды,
помаду на щеке,
счета,
и не займёт столько места,
что ты превратишься в точку на горизонте
без пижамы,
тапочек
и имени.
Разве у точки на горизонте
может быть имя?

_______________________________________
Верлибр - бесконечность на конце пера.


*** листвяг (Елена Евгеньева)

…………………………………………………….верещат, прилетают
…………………………………………………….крикливые птицы
…………………………………………………….немного от сумерек
…………………………………………………….ясного неба
…………………………………………………….и зари накануне ветра

***
тыкаться сослепу
безголосо
в хребет внезапного
как прошлое
утра
пока на черенке
ночевавшей у гаража
лопаты не пробьется
поросль дня
не сдвинуться с места
разве что вместе с
землекружением
вокруг ледяной оси

ныыыыы! ревут, рычат, взбрыкивают
чьи-то несколько лошадиных сил
на крутом подъёме
у лебяжьего кладбища

лиственницы
уходят на зиму в землю
оставляя вместо себя
скелеты рыб

____________________________________
верлибр — изнанка белой прозы
… смещение акцентов, иной ракурс, инакая фактурность
… катрены, рифмы традиционных стихов — шеренги наступающих или обороняющихся солдат
белый стих — флаг перемирия
верлибр — время (небо), наступающее после войны


***  Рейвен

…………………………………………………….в сердце леса камни впадают в спячку
…………………………………………………….медленно
…………………………………………………….снег опускается на шкуру мха
…………………………………………………….пока ледяное время
…………………………………………………….проникает в трещины
…………………………………………………….шершавых тел

***
ты снова станешь маленьким

у иволги голос тёмной флейты но
вся она сгусток солнца

паучья сеть
натянутая между высохшими соцветиями пижмы и мясистым дягилем
ловит только новорожденный ветер
в твоём новом взгляде
осталось изумление границы
где зелёный переплавляется в зелёный

ты снова станешь маленьким

подняв голову к небу
увидишь пустые дрейфующие лодки
но больше не вспомнишь ни вкуса озёрной воды
ни шевеления в горле стеклянных рыб ни опалового имени глубины

только облака

_______________________________________
Верлибр - озвученное ассоциативное мышление, где-то на полпути к потоку сознания


*** (Анна Иделевич)

Как ты мог увидеть высоко
не умозрительный простор
доступный только нам?
Шагнув в покинутость легко, один, блуждая по волнам,
до звездной, в вихре вьющейся…
Черт! Говорят, что стихи надо писать только, когда совсем невмоготу.
А я вполне могу не писать стихи. Лежать, уткнувшись лицом
вниз, в матрас, и думать о звездном забвении, синоним которому
равнодушие или пренебрежение. И думать о том, какая я культурная химера, не вписывающаяся ни в одно общество. Ощущающая себе чужой, где бы
я ни была. Я завидую людям с домом и родиной. Простыня
не пахнет ничем… И воздух в комнате ничем не пахнет. Ни мускусного, ни сладкого,
ни мятно-водочного. Какой-то пустотный вакуум.
Еще, лежать и вспоминать заголовки стихов.
«Он приходит и садится зверем у трона». Культурная
химера приходит и садится у трона моей диспропорциональной
неполноценности. Ха-ха.
«Мой ангел». Знаешь, где бывают ангелы? В раю.
Сначала ты убил меня, а потом назвал ангелом.

________________________________________________
Верлибр - наивысшая форма поэзии, куда более капризная, чем остальные, не прощающая музыкальной фальши, бессердечная, ибо в ней нельзя скрыться за броней рифм, и одаривающая эстетическим наслаждением, как никакая другая.


***  (Нина Баландина)

Тихо. Так тихо, что не слышно,
Как переговариваются подземные реки,
Как прижимаются друг к другу
Будущие крылья бабочек,
Как отмеряет время маятник,
Ни разу не запнувшись,
Чтобы быть рядом:
Слишком близко,
Чтобы узнавать друг друга,
Слишком тесно,
Чтобы было можно дышать...-
И тихо. Так тихо,
Чтобы себя помнить снегом,
Новым годом,
Собою.

________________________________
Верлибр раскрепощает, дает свободу. Позволяет видеть и чувствовать сразу в нескольких измерениях.
Что самое интересное для меня: написав его, я ощущаю произошедшие во мне изменения. На некоторое время я становлюсь более чуткой, внимательной,
более богатой на ощущения.


*** (Иса Лариса)

…………………………………………………….я строила в душе сад
…………………………………………………….каких-то каменных цветов и будд,
…………………………………………………….а когда пошел первый
…………………………………………………….настоящий осенний нудный долгий …………………………………………………….холодный дождь
…………………………………………………….все
…………………………………………………….рухнуло

***
на хвосте керамической улитки маленький букетик бумажных ландышей
на ниточке
это даже красиво

и вот девочка на качелях
летит вперед, навстречу лапам лиственниц, можно кричать — привет!
летит назад, цепляя подолом ситцевого платья траву
притоптанную

у этой куклы, с длинными волосами цвета темной глины, нет глаз и рта
нет бровей
кукла тряпичная, без мимики, да ей и не надо
зато рядом лежит крем для лица и от морщин

кот смотрит на голую спину одевающейся женщины,
она смотрит в себя

_______________________________
Верлибр отличается живым дыханием и ритмом сердца автора, все что высосано из пальца можно относить куда угодно, хоть к тем же верлибрам. Просто задача поэзии, как мне видится, не в том, чтобы красиво лингвистически складывать буковки.


Аюна Аюна

…………………………………………………….цветы дзен
…………………………………………………….на земле дзен

***
О удобные башмаки верлибра
наступит день и я покрою вас
алмазной пылью
самой высокой точки
Сагарматхи

_____________________________________
Верлибр, лишенный канона, лишен вместе с тем и искусственно создаваемой гармонии, что потенциально дает автору возможность сохранить, считываемые или даже не считываемые, естественные связи между явлениями в описываемой им собственной картине мира.


*** Фанни

…………………………………………………….она помнила его взгляд
…………………………………………………….и стаю журавлей
…………………………………………………….летящую из его почтизимнего неба
…………………………………………………….она протягивала им ладони
…………………………………………………….и они все помещались
…………………………………………………….в одном вдохе


***
влюбляться в первого встречного,
ах, извините…
который час?...
поправлять прическу,
рассаживаясь в автомобиле,
ставить на зеро,
загадывать - 05.
линию продолжать на потолке
взглядом,
когда он признается в любви,
снимать перчатки,
надо – не надо,
и не звонить никому
первой и вопреки.
церемонно раскланиваться с соседкой,
когда та выносит мусорное ведро
(она до сих пор хранит этикетки
времён… ах, сто лет все равно)

влюбляться в первого встречного...

обречено…


*** Николай Сыромятников

…………………………………………………….... кристаллический рафинад, -
…………………………………………………….в чистом виде
…………………………………………………….едва ли встретишь
…………………………………………………….трепет
…………………………………………………….застывшего ветерка...


*** Гипсовая маска

Выпуклости, уступы,
плато лба и бугры подбородка…

По ландшафту лица,
по лощинам и руслу морщин,
по растительности, подлеску,
по стоячей воде глазниц,
склеротической сетке сосудов
складывается впечатление,
что для снятия гипсовой маски
не найти натурщика лучше….

Это будет римский диктатор
или поэт-педофил из провинции, -
отражение в зеркале циника –
современный типаж, -
для бестселлера, -
актуально…

Или просто – бесполая особь
и безликая… нос перебитый…
прототип Агасфера
или грешника – сумасшедшего
с троеперстием в адском пекле.

Всё решится после отливки,
арматурой
пенька или пакля
будут …
____________________________________
Верлибр – это иная форма стихотворения, у которой путь к образу короче ...



*** Иван Иванченко

…………………………………………………….доброе тихое время
…………………………………………………….стрелки часов
…………………………………………………….застыли дружно в зените
…………………………………………………….указывая на звёздные пути

сухой почерневшей соломой
отдыхают строки
на снежной белизне зимнего листа

кто ты
читатель мой безмолвный
полуночный
шестьсот тридцать три раза заглянувший
что ищешь здесь?
что нашёл?

согрейся трёхстрочной
недосказанностью снежности
копьё однострочное
патроном в обойму возьми

что мне тебе
ещё предложить?

задержись
не уходи...


__________________________________
… верлибр занимает средний сегмент литературного тела, между прозой и рифмованными стихотворениями и больше нет других сегментов?
Такой вывод совпадает с широким определением Томаса Элиота.
От прозы у верлибра отсутствие привязки к стандартной ритмике классических форм стихотворений, и полное разнообразие любых иных ритмических приёмов.
От классических стихов у него заимствована и более развита поэтика.




*** Дмитрий Близнюк

_________________________________
верлибр - форма поэзии. этого знания вполне достаточно для спокойного, полноценного творчества.


*** Александр Ледащёв

_____________________________________
Верлибр - наиболее сложная форма поэзии, высшая математика, так как не жестких правил. Казалось бы, чего проще тогда? Но вот тут и таится подводный камешек. Так как для верлибра необходимо знания языка (то, что русский ваш родной, ничего не значит), чутье, чувство ритма и меры, самое главное.


*** Павел Бетач
_________________________________________________
Верлибр не является определённой породой стихов. Это, скорее, определённое отношение к мастерству. По сути, верлибр сродни зауми, в том смысле, что оба тренда ведут в один эстетический тупик. Заумники до сих пор преодолевают смысл эстетического высказывания как экзистенцию, верлибристы тщатся отменить определённость текста, как законченной вербальной структуры, растворить голоса в шумах.

Ввиду того, что писать сортовые стихи значительно сложнее, чем верлибры того же сорта, в массе последних гораздо больше откровенного мусора и, что печальнее, фейковой поэзии отягощённой ложными пафосами. Для оценки версификаторских умений поэта и соответствующих качеств текста, как ни откорячивайся, есть объективные критерии, часто спорные и некорректно применяемые, но они есть. Субкультура верлибра активно сопротивляется появлению подобных критериев на её поле, защищая тем самым откровенную графоманию и фейкомётство. К верлибру, действительно, сложно применить строгие формальные критерии оценки, бо форма аморфна, но тем он и интересен. Но содержательно свободный стих - поэзия, к нему, как и к метрическим стихам, применимы категории эстетических анализа и оценки поэтического текста. Ну хотя бы самые простые, типа народности и партийности стихотворения. Так, например, русский верлибр панковской партийности, который загонял Егор Летов, ну очень отличается от русскоязычных свободных стихов с признаками англосаксонской народности и хипанской партийности БГ. Короче, хотелось бы по итогам практик увидеть хотя бы попытку литературоведческого анализа массива с минимальным обобщением эстетических данных.



*** Ведущий данной страницы


…………………………………………………….Прорастают.
…………………………………………………….Ищут путь. К свету. В свет.
…………………………………………………….Что им до нас жадных, мерзких?..
…………………………………………………….Силуэт старой леди в поздний час
…………………………………………………….осыпается на снег.
…………………………………………………….А ответ?
…………………………………………………….Ответа нет ни в прошедшем, ни в весне, ни
…………………………………………………….внутри стихов.
…………………………………………………….Лишь тень строчек пеленает день…


***
пойти в лунный парк ночных облаков
отведать сахарной ледяной ваты,
которой с каждым щипком губами становится все больше и больше
и вот уже ее не объять взглядом, не удержать в руках

деревья окутаны утренним густым туманом
если плеснуть яркой зеленой краской в его дымные кудри
станет теплее

наверное

это память о лете

и солнце, спрятанное в тюбик из-под гуаши и синее небо
это то, что позволяет себя смешать в листьях, в траве
и даже в этом зимнем тумане
поднимающемся зеленым облаком к матовому исцарапанному стеклу
снятому с ученического стола и заброшенного высоко-высоко

чтобы тот, кто ещё учится письму Там
не забывал о том, что

всё начинается здесь


…………………………………………………….Прорастают. Ищут путь.
……………………………………………………. К свету. В свет. Что им до нас
……………………………………………………. жадных, мерзких?.. Силуэт
……………………………………………………. старой леди в поздний час
…………………………………………………….осыпается на снег.
……………………………………………………. А ответ? Ответа нет
……………………………………………………. ни в прошедшем, ни в весне,
……………………………………………………. ни внутри стихов. Лишь тень
……………………………………………………. строчек пеленает день…

_______________________________________
:) Верлибр – это мистические превращения внутри автора; это звучание, которое ищет в себе автор; это дыхание без которого автор не представляет своей жизни.










.