О доблестях... Романс. Чайковский и Блок

Руслан Богатырев
Во время моей поездки в предрождественскую Прагу в декабре 2018 г. родился новый кармен-романс на музыку инструментального фа-минорного романса П.И.Чайковского (точнее, его фрагментов). Этого одного из ранних и самых музыкально-поэтических его произведений (Op.5, 1868). В 2018 г. исполнилось 150 лет с момента его создания.

Удалось музыкально адаптировать для него знаменитое стихотворение Александра Блока "О доблестях, о подвигах, о славе". Кстати, стихотворение написано в 1908 г. (в год 40-летия романса Чайковского). К нему методом поэтической инкрустации были добавлены фрагменты другого стихотворения А.Блока — "Миры летят, года летят" (1912).

Насколько мне известно, это первый и пока единственный романс Чайковского на стихи Блока. По понятным причинам сам Чайковский не мог использовать поэтическое творчество Блока, поскольку ушёл из жизни в 1893 г., когда юному Блоку было всего 13 лет. Но метод поэтической инкрустации позволяет осуществлять подобную реконструкцию.

Новый романс включен в репертуар Московского камерного ансамбля BELSONECO ("Благозвучие").


О ДОБЛЕСТЯХ, О ПОДВИГАХ, О СЛАВЕ
муз. П.Чайковский, сл. А.Блок

О доблестях, о подвигах, о славе
Я забывал на горестной земле,
Когда твоё лицо в простой оправе
Передо мной сияло на столе.

__
Но час настал, и ты ушла из дому.
Я бросил в ночь заветное кольцо.
Ты отдала свою судьбу другому,
И я забыл прекрасное лицо.

__
Я звал тебя, но ты не оглянулась,
Я слёзы лил, но ты не снизошла.
Ты в синий плащ печально завернулась,
В сырую ночь ты из дому ушла.

__
Летели дни, крутясь проклятым роем…
Вино и страсть терзали жизнь мою…
И вспомнил я тебя пред аналоем,
И звал тебя, как молодость свою…

< интерлюдия >
__
Миры летят. Года летят. Пустая
Вселенная глядит в нас мраком глаз.
А ты, душа, усталая, глухая,
О счастии твердишь, — который раз?

< интерлюдия >

__
Не знаю, где приют своей гордыне
Ты, милая, ты, нежная, нашла…
Я крепко сплю, мне снится плащ твой синий,
В котором ты в сырую ночь ушла…

__
Уж не мечтать о нежности, о славе,
Всё миновалось, молодость прошла!
Твоё лицо в его простой оправе
Своей рукой убрал я со стола.

< постлюдия >

__
Audio (Михаил Плетнёв): https://www.youtube.com/watch?v=pkZdl2SYyNA

====
<< «Романс» ор. 5 был сочинен Чайковским в период его страстного увлечения Дезирой Арто. Пьеса посвящена ей. Искренность и проникновенность этой музыки навеяны личными переживаниями композитора.

Пьеса написана в излюбленной Чайковским трехчастной форме, той, в которой написаны большинство пьес более позднего фортепианного цикла «Времена года». Средняя часть контрастирует крайним и идет в более оживленно движении. В «Романсе» легко узнаются типичные черты будущего фортепианного стиля Чайковского: дуэтное развитие мелодии (создается впечатление разговора двух персонажей: теме, развернутой в верхнем голосе отвечает средний самостоятельный голос), во всей фактуре пьесы много мелодических голосов. Сама тема «Романса» типична для мелодического стиля Чайковского, иными словами, даже если не знать заранее, что это произведение Чайковского, с первого же прослушивания об этом можно ясно догадаться. В целом развитие первого раздела «Романса» органично благодаря внутренней контрастности, которая и обуславливает мелодическое е развитие большого дыхания – свойство, типичное для зрелого стиля Чайковского.

Средняя часть «Романса» - Allegro energico – написана в ином характере; она напоминает скерцо в ритме пляски. Сердечное излияние уступает место бытовой картинке. Развитие музыкального образа приводит к грандиозному разрастанию звучания, к яркой, почти симфонической кульминации. Этот контраст с кантиленными (певучими) разделами пьесы необычайно усиливает эмоциональную выразительность музыки.

Эта ранняя фортепианная пьеса с ее контрастными разделами при единстве тематического развития, при сочетании лиризма и драматизма в определенной мере предвосхищает характерные черты будущего творчества Чайковского-симфониста. >> (А.Майкапар)