Эссе в книге Песни XX века

Василий Толстоус
УДК 821.161.1`06(477)-1
ББК 84 (4Укр=Рос)6-5
П28


П28  Песни XX века. Русская цивилизация. Национальное достояние.

–К.: Друкарский двор Олега Фёдорова, 2016, - 472 с.

           Читатель, ты взял в руки уникальное издание. Русская песня двадцатого века – явление исключительное. Лучшие композиторы и поэты-песенники создали поистине народное искусство, в котором одновременно сосуществуют несколько гармоний: музыки, стиха и пения. Песни для домашнего исполнения, задушевные и глубокие, соседствуют с общественными, торжественными и патриотичными. В настоящем сборнике составитель собрал под одной обложкой тексты 1176 песен, написанных 273 авторами стихов, 263 композиторами. Величие гения русского народа особенно ярко проявилось в двадцатом веке вечными песнями, глубочайшими кинофильмами, лучшими в мире поэзией и художественной прозой. Проект «Русская цивилизация. Национальное достояние» по праву открывается сборником песенного творчества – наиболее близкого русской душе.
           Настоящее издание – не коммерческое, а скорее просветительское. Народ должен знать вершины творчества своих лучших сынов и дочерей, не забывать накопленную поколениями историю. А она, в свою очередь, наиболее полно отражена в песне.


УДК 821.161.1`06(477)-1
ББК 84 (4Укр=Рос)6-5

Литературно-художественное издание

ПЕСНИ XX ВЕКА
РУССКАЯ ЦИВИЛИЗАЦИЯ. НАЦИОНАЛЬНОЕ ДОСТОЯНИЕ


Составитель        В.Н. Толстоус

Дизайн             А.Б. Воронов


Подписано в печать 14.09.2016. Формат 60x84 1/8
Бумага 80 офсет. Печать цифровая. Усл. Печ. Лист. 54.87.
Гарнитура – PragmaticaC.

–К.: Друкарский двор Олега Фёдорова, 2016
 
© Составитель Толстоус В.Н., 2016
© Издатель Фёдоров О.Н., 2016




ОТ СОСТАВИТЕЛЯ


           Детство и юность – лучшее время жизни. Мне повезло: на молодые годы пришлись все послесталинские советские эпохи – весёлая хрущёвская, бодрая и жизнелюбивая брежневская, андроповско-черненковская растерянная чехарда, и под занавес – горбачёвский нервный и голодный закат.

           В двадцатом веке отметилось и разухабистое бандитское завершающее десятилетие, когда потрясённый русский народ пытался понять, как же так случилось, что исчезла без следа страна его детства и юности, а взамен выросла стена отчуждения между ним и школьными друзьями, носившими не такие, как у него, фамилии. Он и подумать не мог, что говорившие с ним на одном языке одноклассники Хализева, Кюркчю, Кюльян, Резниченко, Шапоренко, Прищепа и Гумаров – люди других национальностей. Тогда, в детстве, это казалось несусветной глупостью – мы все росли интернационалистами.

           Нам в школе прививали любовь и уважение друг к другу независимо от фамилии и разреза глаз, растили чувство сопричастности с великими делами, затеянными родной страной – с полётами в космос, с народными стройками, поднимавшими народ с колен после разрушительной войны.

           Едва ли не самую большую роль в формировании наших личностей играли великая русская литература и  массовое искусство – кино и песня. Причём подчас именно из песен нами впитывались простые и глубокие истины, доносимые напрямую в души русской поэзией – лучшей в мире. Пусть мы не знали имён авторов стихов – но их глубочайшее родниковое воздействие не выкорчевать и теперь, когда в песнях поэзия стала появляться ощутимо реже.

           О кино советской эпохи могу говорить только с благоговением и восторгом. О том, что наше киноискусство в своих вершинных достижениях – гениально по определению, я понял много позже, когда вдоволь и в охотку насмотрелся итальянских, французских и англоязычных фильмов. На их фоне «Братья Карамазовы» Ивана Пырьева, «Неотправленное письмо» Михаила Калатозова, «Гамлет» Григория Козинцева, «Из жизни отдыхающих» Николая Губенко, «Осенний марафон», «Слёзы капали» и «Кин-дза-дза!» Георгия Данелия, «Обыкновенное чудо», «Тот самый Мюнхгаузен» и «Формула любви» Марка Захарова, а также весёлые комедии Леонида Гайдая и грустные комедии Эльдара Рязанова – кажутся гигантскими пирамидами по сравнению с хижинами туземцев. А какая там звучала музыка! Какие замечательные стихи искрились в песнях из этих фильмов! Одна только рязановская «Ирония судьбы» открыла советским людям больше образцов непревзойдённой русской поэзии, чем все уроки литературы в средней школе.

           И вот теперь, подводя какие-то предварительные итоги существования, я вспомнил о замечательной русской песне моей юности, и решил восстановить в памяти многое из того, что вспомнилось, что запало в душу. Таких песен набралось ни много, ни мало – 1176. Не учившись нотной грамоте, привожу в книге только тексты. Может, кто-то найдёт в них ошибки и неточности – пусть. Буду рад, если читатель вспомнит слова любимых песен и напоёт по памяти их мелодии. Лишь бы в душе его что-то доброе родилось при этом. Что-то доброе – из нашей замечательной юности. 


ВАСИЛИЙ ТОЛСТОУС