Дискуссии. Метапроекции

Психоделика Или Три Де Поэзия
Правило, возможности: разрешается выхватить из контекста фрагмент и сделать его метапроекцию. Т.е. если фрагмент – критическое высказывание – то вы к нему должны предложить – либо верлибр, либо стихотворение, важно чтобы в нем было раскрытие хоть какой ни будь особенности верлибра (вашего его понимания).
.



==============================
++++++++++++++++++++++++++++++ Ветка рецензий располагается снизу вверх 
==============================




16.01.2019 09:42 =================================== А.Ф,
.
.
Лично мне очень нравятся верлибры с разрывами, прием, который слабо представляем в классической поэзии


__________

В начале было Слово……
………..и Слово осталось Там
.
.
.
.
.
эта пауза чтобы было время подумать о пастернаках, заболоцких, введенских
.
.
.
.
.
понять…
.
.
.
нам
никогда
не овладеть
Словом
.
.
____________
.
При этом верлибр можно сминать в прозаический комок (стихотворение, записанное в строчку – очень редко бывает оправданным)
.
Далее (поясняю, о чем это я)
.
Интертекстуальные референции – это тоже основа верлибра
.
- внутренняя диалогичность текста,
- взаимодействие внутри одного произведения своей и чужой речи,, стилистических типов текста
- открытость другим смысловым системам, способность текста вступать в контакт с другими – предшествующими – текстами (прототекстами, предтекстами).
.
Т.е. формальный отказ от классического кубика-рубика поэзии имеет смысл только тогда, когда верлибром задействуется весь арсенал внутренних возможностей. Если  автор ограничен, не понимает стратегии текстопостроения во всем данном ему многообразие существующих интертекстуальных концепций, то тогда и возникает ощущение бездарности и графомании каким бы душевным порывом и искренностью автор не прикрывался.
.
.
)) во ведь сказал.. ладно к другим примерам.
.
.
Интертекстуальные референции
.
***
.. пока старый рыбак отмеривал ответ сантиметром табачной желтой слюны, стекающей в горло, между бородой и паутиной дыма беззвучно размыкались и смыкались тонкие сухие губы:
- кладбище без крестов, скрытое под водой, где скелеты утопших движутся словно живые: раздвигают хрупкие челюсти, выбрасывают и убирают руки, переплывая с места на место, чешут ногу об ногу, когда уж слишком досаждают пузыри, приседают на корточки, чтобы справить нужду, хотя нужды и нет, прикрывают лицо, словно им что-то грозит, хлопают в ладоши, качают головой, обнимаются при встрече, дерутся, целуются, а на месте сердца у них, между ребрами, играют, словно в клетке, рыбы и отблески света.

стебель кувшинки
весло замерло
над водой
кружится лодка

***
Тощие рыбаки, похожие на корни мангров, в лохмотьях и в желтоватых пальмовых шляпах, чинили сети. В этот ранний час им вторили и перестук капель, срывающихся в пруд с тростника, и всплески нырявших уток - вторили, как бы отражаясь в еще не досмотренных снах. Большой дом отбрасывал в просторный патио тень, похожую на петуха, и рыбаки представляли себе для потехи, какой запоет, а там начнет перекликаться с другими петухами, стряхнув со стен синеватый сумрак, словно взмахнув ночными крыльями, и гордо подняв голову, украшенную алым гребнем.

Старый рыбак
О тяжелую лодку порван
рукав рубахи

***
Рыбаки заканчивали чинить сети собственной голодной слюной, клейкой, как сон. Они держали их зубами, а руки, пальцы завязывали тут и там кончики развязавшихся ниток, распавшихся цепочек.
Собаки поджидали, зная наперед о рыбной ловле по оживлению хозяев и унюхав красными, холодными, мокрыми ноздрями плетеные корзины с лепешками и вяленым мясом, тыквы со свежей водой и горячим кофе; все ворохом, под попоной, под защитой мачете и кремневых ружей, на куче соломы, пропахшей сухим навозом.
И вот все исчезли. Ушли и собаки и рыбаки. Потом, за ними,- луна. Остался лишь отблеск, подобный яичной пленке.

под крышей,
залитой солнцем
мокрые бабочки

___________________________
и еще одна особенность русского верлибра – в своих печах делать сплавы совершенно разных культур, это площадка самых смелых экспериментов мирового уровня – например, латинос + якудза)) – не япония, а именно якудза, чтобы под их крышей уйти от хайбуна (и как мне подсказывает тайный соратник) продвинуть; Синтайси - дословно, поэзию нового стиля.




16.01.2019 09:23 ======================== Элнаэль Котин (Э.К.)


*** Перефразируя...

Перефразируя Булата в Окуджаву,

Я увидал, - как жизнь исходит ржавью.

Перефразируя всё то, - что чем-то стало,

Я увидал, - как жизнь исходит сталью.

Перефразируя Дали, а после Лорку,

Я увидал, - как жизнь исходит хлоркой.

Перефразируя Литвинова, что Д'Ркин -

Я увидал, - сияющие дырки...

Перефразируя, и пере-фрезеруя я очищаю Слово

От налётов Высоцкого охотников с флажками,

От пены псов, что гнались за волками,

От всей позднейшей псих/оральной рвоты.
И по сему,- я буду очень краток:
Я получаю, - искристый остаток...
______________________________________________
Примечание: Нео/До/Логизм "Псих/оральный" означает =Психоделический+(Орально-Либеральный)


16.01.2019 00:56 =========================== П.Б.

В традиционной метрической системе стихотворения есть возможность начать процесс, зацепившись за за какой-нибудь троп или образ, не подозревая, что, собственно, хочешь сказать, важно как, а не куда кривая вывезет. Верлибр такую возможность исключает. Тут важно знать, что твою авторскую сущность реально волнует, а как ты это выразишь - вопрос предпоследний.

*** смерть введенскому

у мысли огибающей предмет
засаленными дужками очков
ни рифмы ни размеренности нет
зато кресты навроде маячков
могилки канареек хомячков
так сблизились за сорок тысяч лет
что в зарослях рыдающих смычков
сам дьявол потеряет партбилет
но даже недоделанный поэт
нарежет гору белых и строчков


15.01.2019 20:56 =========================== Ф.А.

повествование вскользь
это даже не лед на болоте
не болотный газ,
а блестящая наледь на тонких стеблях аира
убивающая зимних птиц
пока их глаза расслабленно смотрят в небо

ритмы рифмы пыль сдуваемая с надгробия
как бы поэзии, за которой прячется человек
прячущий в складках своей одежды
мертвых птиц
и мысли, отточенные до звона
однополых болезненных бубенцов
до помысла, огибающего предметы
неудобные для повествования вскользь

___________________________________
Повторил верлибр, в две (слабые) матрицы, на этот раз и первая матрица – состоит из одного авторского утверждения с дополнениями и вторая, которая закольцовывается с первой




15.01.2019 18:03  =========================== П.Б.


Требования целесообразно предъявлять не к тексту, но к автору. Например, чёткое осознание и предельно ясное/точное обозначение темы собственного художественного высказывания, абстрактного ядра, которое реально зудит в интимной складке внутреннего мира. Уверен, что заинтересованный народ по началу будет активно сопротивляться и подменять тему названием, которое не предваряет текст, а лепится на готовый

***
та-ра бам пам-пам
потанцуй со мной
впился тебе в каблук этот сучий вальс
вон покружи снаружи со всей зимой
я не могу настроиться из-за вас
дверь внизу шарах! и испорчен бал
снег устал вальсировать и сидит
рифмы ждёт наверное
вот шакал
мысли вслух пустые как аппетит
парно возвращаются из пурги
кто их как кому для чего намёл
этим утром вставшим не с той ноги
знают только стены и богомол


========================================= Ф.А.

побежали, побежали, побежалые жестяные собачки
гав, гав… рррррр… рваная штанина и испорченный вечер
друзья зальют спиртом и рану, и время, и пол
а за окном будет идти вечерний побежалый снег
а открытая дверь подъезда хлопать лопатой булочника
сбрасывая с себя налипшее тесто зимы, слюнявые слова, липкий свет лампочки
хлоп, хлоп… ззжжжззж… скрип выбешивает и выстужает
и жестяные собачки возвращаются в милых разноцветных комбинезончиках
тюкая лапками внутри мыслей, высматривая на кого бы гавкнуть, за что укусить
по сути это единственная правда
придуманная и приоткрытая для публичного показа всем
даже жестяным собачкам, засыпающим внутри моего голоса


========================================= П.Б.

По сути, верлибр можно корректно рассматривать как замысел стихотворения - надстрочник, повод для метапроекции, букет поводков с разнокалиберными зелёными собачками. Чтобы вывести всю свору на прогулку по культурному полю, не достаточно открыть дверь, окно или проломить стену. Необходимо, чтобы каждая шавка боялась отправлять свои естественные надобности в ближайших окрестностях хозяйского письменного стола. Если оно так, то стоит только приоткрыть форточку, свистнуть, и понесутся натерпевшиеся лирические пузырики гулять в ногу со временем.



========================================= П.Б.

волге не нужно каспийское море
подозревает водитель кобылы
мухи не имут ни срама ни горя
им лишь бы всё оставалось как было
на огороде летальных иллюзий
имени проклятой бабушки лены
где семена как зарытые люди
прут по сигналу на выход из пены


========================================= Ф.А.

Культурным кодам не нужно живое поле
Они так же как ты и я
в изгнании
Между компостных ям с перегнившими собраниями сочинений
Ещё не лишних в стране без русской души

Мы должны вернуться к вершкам
после сбора

С неорганикой в сердце
Без желания с кем-то делиться


========================================= П.Б.

Насеянное всякими заболоцкими в полный рост работает культурными кодами на актуальном живом поле экспериментов. Только то, что они сеяли как семена, давно отколосилось, завяло и перегнило в компостных ямах полных собраниями сочинений. Оно содержит все необходимые микроэлементы и питательные вещества, которые мы преобразуем в вершки/корешки, каждый по роду своему. Но можно и без земли расти - на гидропонике и неорганике.


========================================= Ф.А.

***
Заболоцкий - не Пастернак
Пастернак, Заболоцкий - не поэты,
потому что больше не напишут ни строчки.
.
Они – сеятели в прошлую землю семян будущих всходов.
.
А ЗДЕСЬ ВСЕ ПОЭТЫ и сеятели
в будущую землю
мертвых семян

_________________________________
Как пока видятся оптимальные ходы/приемы верлибра:
.
1. Авторские утверждения - "абстрагированное представление реальности любой формы"(Е.К.), с различной степенью спорности
2. Циклическое построение текста (информация не должна считываться линейно, на каждом последующем шаге это малые смысловые матрицы, но как часть одной большой


========================================= П.Б.

*** смерть пастернаку

лава стрижей выкипает из тесных небес
прянь словно вкопанный ты изваяние ветра
в наших кругах пятый угол сдаётся на вес
и глубину до двух тысяч двухсот миллиметров

ливень пророчат вот-вот разлучат близнецов
жмень немоты на чарующей ноте зависла
свет это тот от кого принимаешь лицом
кучу причин в переносном значении смысла

время кормить арифметика требует рифм
чистых кровей и нечистой лексической слизи
слову и делу близнечен пустой алгоритм
наши частицы не делятся на три при жизни

млекопитомец соси из бутылочки сфер
кузькину музыку к чёрту буквальные боли
эрос и эпос вернулись из эсэсэсэр
и каждой юде воздастся от них по юдоли

*** смерть заболотскому

ага попался мнимый соловей
по горло влип на то и неокортекс
волнуется как море в голове
по воле насекомого эскорта
смотри в висок внимательно смотри
вложись как свет в промышленные тени
да будет так снаружи и внутри
как мы с тобой без этого хотели

)

==============================
++++++++++++++++++++++++++++++   
==============================