По конкурсу Гротеск

Творческая Мастерская Алкоры
http://www.stihi.ru/2018/11/16/3407 - Конкурсная страница
http://www.stihi.ru/2019/01/15/3086 - Итоги конкурса

Написание стихов в форме гротеска показалось мне трудным. Я принимала на конкурс все стихи, которые предлагали участники, но ни в одном из них не была уверена: гротеск ли это? Обратилась за помощью к нашим судьям - мужчинам: всё же, как никак сильный пол, у которого и ум острее, и логика лучше! Больше того, попросила всех их ещё раз прочитать теорию и отобрать в свои шорт листы не просто понравившиеся им стихи, а те, что точно можно отнести к гротеску.  Эксперимент с чисто мужским составом жюри моих надежд не оправдал: в число произведений, попавших в номинацию, вошло подавляющее большинство всех принятых стихов, при этом каждый судивший утверждал, что "выбор был невелик: я с трудом 8 стихотворений нашел, которые подходят под определение гротеска!" Думаете, что все они отобрали одни и те же 8-10 стихов??? А вот и нет: это были совсем РАЗНЫЕ выборки! Мнения о том, что является гротеском, у моей команды тоже оказалось противоречивым!

Как я ни мечтала пропустить это трудное для меня голосование, ничего не получилось: пришлось поднапрячься самой. Подошла я к этому непростому отбору "гротесков" любимым своим методом бывшего программиста: сначала нужно чётко определить типичные черты гротеска, а потом сравнить все принятые стихи с ними - удовлетворяют они им или нет?

Выписала из интернета как можно более подробное определение гротеска:

«ГротЕск - вид художественной образности, комически или трагикомически обобщающий и заостряющий жизненные отношения посредством причудливого и контрастного сочетания реального и фантастического, правдоподобия и карикатуры, гиперболы и алогизма. Гротеск в литературе - одна из разновидностей комического приёма, которая сочетает в фантастической форме ужасное и смешное, безобразное и возвышенное, а также сближает далёкое, сочетает несочетаемое, переплетает нереальное с реальным, настоящее с будущим, вскрывает противоречия действительности. Как форма комического гротеск отличается от юмора и иронии тем, что в нём смешное и забавное неотделимы от страшного и зловещего; как правило, образы гротеска несут в себе трагический смысл. В гротеске за внешним неправдоподобием, фантастичностью кроется глубокое художественное обобщение важных явлений жизни. Как художественный образ гротеск отличается двуплановостью, контрастностью. Гротеск — всегда отклонение от нормы, условность, преувеличение, намеренная карикатура, поэтому он широко используется в сатирических целях».

Из сказанного выше выписала 7 характерных примет гротеска:

1). Гротеск - это разновидность комического жанра, значит стихи должны быть написаны именно  в этом жанре.
2). Смешное в гротеске неотделимо от страшного и зловещего (должен присутствовать трагический смысл образов).
3). В гротеске обязательно присутствует  неправдоподобие, под которым кроется художественное обобщение явлений жизни.
4). В гротеске должно быть контрастное сочетание  реального и фантастического.
5). В сюжете гротеска жизненные отношения намеренно заострены  для вскрытия их противоречий.
6). В гротеске обязательно используется намеренное преувеличение - гипербола и/или  карикатура.
7). В гротеске всегда присутствует иносказание - второй план в сюжете.

Сравнением с этими характерными признаками я проверила все отобранные судьями в свои шорт листы произведения - действительно ли их можно отнести к гротеску, или они - что-то иное?

*******************************
      2. Комедия Дель-Арте. Яков Левин

Смешалось всё. Пьеро уже не грустен,
За олигарха “вышла” Коломбина.
Забывши смех, не мыт и захолустен,
Играет в переходе Арлекино.
Комедия давно уж стала фарсом,
В среде богемной  - «голубые»  птички.
Стал редкостью союз Венеры с Марсом.
«Певец- мужик»  -  берут теперь в кавычки.
И дамы «розовеют» год от года,
Козлов влюбленных посылая лесом. ...
 
На всей Земле  испортилась погода!
И что, скажите,  делать с лишним весом?

Есть художественное  обобщение, есть заострение общественных отношений, есть карикатура - преувеличение явлений с использованием приема антономазии – использования  имен собственных в качестве нарицательных, именно этот прием  помогает здесь иносказанию. Образы трагичны, хотя и комичны. Можно ли считать стихи гротеском? Думаю, что можно. 

       3. Арнольд Шварценеггер. Ольга Королева 

В начале девяностых, в самый пик
Объявленного нормой дефицита,
Когда страна, сменив гуманный лик,
На горло наступила нам открыто –
Я с крошками-детьми пошла б ко дну,
Хватаясь за последнюю копейку,
Когда бы в параллельную страну
Арнольд не показал свою лазейку.

Красивый парень, бодрый австрияк
Вошел в мои отравленные будни;
Зажегся, как спасительный маяк,
Во мраке нашей жизни непробудном.
И я весь день ходила по пятам
Трудяги, олимпийца и кумира.
И пошлые нужда и нищета
Не заняли мирка моей квартиры.

Мы с мужем подписались на журнал,
Где в рубрике Арнольд давал советы;
Достали тренажеры и "металл",
И бегали по восемь километров.
Нас больше не душил тяжелый быт,
Где были соль и сахар по талонам:
Арнольд нас оградил, как верный щит,
И стал недостающим миллионом.

Как я тогда смотрела на экран,
Все ноги отстояв за хилой рыбкой,
Когда мой ослепительный тиран
Одаривал избыточной улыбкой.
Казалось, что проблемы – это сон.
Реальность – только молодость и смелость.
И рос азарт – еще на миллион.
Я тратила его, как мне хотелось.

Есть ли в этих стихах иносказание? Неправдоподобие? Контрастное сочетание реального и фантастичного? Мне кажется нет: идет пересказ реальных исторических событий 90-х, выполненный языком сарказма, возможно с некоторым усилением - гиперболизацией событий, но я не увидела здесь двух миров - фантастического и реального, важного признака гротеска.

       4. Гостья. Юрген 

Открылась дверь, сквозняк из рук рванул перо,
она вошла, неся собой нездешний шарм.
Ну, кто в двенадцать ночи ставит на зеро?
Но это, видимо, лучший шанс.

Ну что, костлявая, готовь свой инструмент,
руководи, где встать, чтоб как заведено,
а то опять возьмешь и просвистишь момент, -
уйдешь ни с чем и будет смешно.

Твой гривуазен вид, изящен мой поклон.
Ах, что за аромат – никак ликер шартрез?
Давай нальем вино в хрусталь или в стекло,
а сразу в лоб – какой интерес.

Не суетись, дай глянуть мне твое меню,
черешни косточка, старинный канделябр,
а то меняешь способ по сто раз на дню,
поди успей вписать в формуляр.

На меди патина - печать минувших лет,
должно быть помнит, как он обнимал свечу,
а на черешне отблеском помады след
тех самых губ, которых... молчу.

Ну что ж, давай скорей решай и выбор итожь,
пока не выпали петля, топор и плеть,
я предпочел бы яду, скажем, пулю и нож,
но это тоже как посмотреть.

Ты – супер-режиссер, не оплошай, смотри,
а я актер, увы, не угадавший роль,
в финале ты улыбку как логин сотри
и уничтожь ненужный пароль.

Начнем на раз-два-три, тут я не ошибусь,
знакомо с детства – это три четвертых, вальс,
чего тянуть - на мне поставим крест, и плюс
на память фото, лучше анфас.

Опять полет, и снова молод я и смел,
на все вопросы ты мне дашь один ответ,
твой черный глаз горит как будто вход в туннель,
в конце которого яркий свет.

Сознаюсь: я здесь совсем не поняла,  что именно хотел сказать этими стихами автор, какой мир (если это какой-то особенный  мир) он изобразил и зачем. И мелодия звучания для меня сложна и негармонична, и выбранную лексику мне трудно считать поэтической литературной речью ("супер-режиссер",  "на память фото, лучше анфас", "в финале ты улыбку как логин сотри"... да и все остальное - не совсем поэтическая  речь...).   Поскольку от содержания этих стихов  нахожусь в  недоумении, то какой уж там анализ жанра написания! И он уж точно он  не комический!

       5. Фата-моргана. Зура Умарова

Путы реальности – хитросплетение
Снов и загадок, скользящих во времени.
Видимость малым пространством охвачена,
Цель бытия лишь едва обозначена.

Множество тех, кто,  вздыхая и охая,
Вместе с  блаженными и скоморохами,
Просто, приняв всё, как данность, и веруя,
Слепо бредут за манящей химерою. 
 
Яркость одежды и грим обязательный,
Шрамы души прикрывают старательно.   
Сколько миров и трагедий под масками,
Сколько слепцов, кто считает их сказками.

Только есть те, кто во всём сомневается,
Вычислить точку отсчёта старается,
Те, кому вылить импрессию хочется -
В глине, холсте или дерзкими строчками.

Связь, ощущая с пространствами звёздными,
С Музой ночами беседуют, поздними.
Тайные знания, глас интуиции,
Божья печать помогают раскрыться им.

В сплаве реальности и сновидения
Хрупкий цветок раскрывается, гения.
Часто забытые и одинокие,
Позже слывут для потомков пророками.

И в галереях,  и храмах расписанных,
Мы созерцаем миров их таинственность.
Пласт за пластом, в их, 3D – измерении,
Нас увлекают полёты во времени.
         
Странный «эффект домино» наблюдается -
В нём перспективы, дробясь, распадаются.
Где-то и лик свой увидим, в туманности -
Прошлые жизни, реальные странности.

На перекрёстке дорог, словно в пьесе мы,
Выбор нелёгкий, - по кромочке лезвия.
Но, оставаясь песчинками вечности,
Можем менять себя до бесконечности.
.  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  . 
Будни простые расцвечены красками,
Просто вглядитесь, – а что там, за масками…

Можно ли это поэтическое ощущение сути бытия считать художественным обобщением, где смешное неотделимо от зловещего, где есть попытка вскрыть противоречия через контраст двух миров? К тому же, гротеск - это разновидность комического жанра, который так или иначе что-то обличает, высмеивает, выводит на поверхность то, что скрыто. Здесь же скорее философская поэзия, которая  ничего не обличает, а рассказывает о мироощущении автора, где люди "приняв всё, как данность, и веруя, слепо бредут за манящей  химерою".  Стихи глубокие, интересные, но, мне кажется, они не гротеск.

        6. Запад и Восток. Андрис Сайнио

Под звездой отдельно взятой
На планете, сданной в срок,
Странной дружбою заклятой
Жили Запад и Восток.

Запад важно и жеманно
Нёс величия печать
И с настойчивостью странной
Всех стремился поучать.

А Восток - рубаха-парень -
весельчак и шалопут,
Даже в бедах не печален,
Хоть их и в достатке тут.

Запад вдруг решился: «Надо
Научить убогих жить!
А взамен  - прибрать в награду
«Що погано там лэжить».

- Ты, Восток, - старался Запад -
Жизнь свою живёшь не так!
- Неча тут чужое хапать!
- Ты дурак!
- Ты сам дурак!

Тут пошла большая драка,
И таков ее итог:
Запад – подался на запад,
На восток ушел Восток.

Не один стоптавши лапоть
О неровности дорог,
Вышел вновь Восток на запад
Ну а Запад – на восток.

Ведь Чтоб обходиться каждый
по отдельности не мог,
чтоб им встретиться однажды,
Землю круглой сделал Бог.

Безусловно, тема решена в комическом жанре. Есть иносказание, есть использование фантастических персонажей (олицетворенные Запад и Восток), под действиями которых подразумеваются реальные общественные  процессы. Стихи построены на приеме аллегории и олицетворения. Смешное связано со зловещим, стихи не развлекают читателя, не ставят цель рассмешить, а скорее предостерегают, выявляют противоречия жизни. Мне кажется, эти стихи в какой-то степени можно отнести к гротеску.
 
       8. Сказочка. Оксана Ув   

Из-за леса, из-за гор
Ехал дедушка Егор,
Он в соседний городишко
Самодельный вёз кагор.

Вдруг, откуда ни возьмись,
Налетело Зашибись,
Хвать кагору целу бочку,
Свистнуло - и взмыло ввысь!

Видел Ваня-комиссар,
Как конфисковал товар
То ли Змей его, Горыныч,
То ли вовсе динозавр.

Оседлал свово коня,
Крикнул - "Помните меня!
Без борьбы за справедливость
Я не проживу ни дня!"

О вечерней о поре
Видит - замок на горе.
Вот подъехал Ваня к замку,
Оказался во дворе.

Закричал - "Не тут ли вор,
Что кагор у деда спёр?
Или выходи сражаться,
Или возверни кагор!"

Смотрит Ваня - из окна
Показалась не одна,
Показалися три морды
Цвета зелена вина.

-Что сидишь там на коню?
Заходи, тебе налью!
Я ж приличный рептилоид,
В одиночку я не пью!

Тут Рептилишна моя,
Хитромудрая змея,
Всё запрятала спиртное,
Так что вынужден был я.

Да и в бочке не кагор -
Дурит дедушка Егор!
Зельем красным разбодяжил
Он обычный самогон.

Был я бел и был пушист,
Молод, строен и плечист,
А к бочонку приложился -
Выгляжу теперь, как глист!

И Рептилишна - дела!
Вообче-то не пила,
Но кагору накатила,
Пискнула и померла.

- Сам хлебай ты свой кагор! -
Ваня наш через забор
Сразу на евойной кляче
Сиганул во весь опор.

Тут и сказочке конец,
А кто слушал - молодец.
Вы мораль-то уловили?
Пить "Боярышник" - низзя!

Стихи решены в стиле сказки Леонида Филатова "Про Федота Стрельца", который впоследствии многократно использовался многими современными авторами - с подражанием лексике Филатова и его манере изложения сюжета. Комический жанр здесь присутствует, стихи читателя веселят, развлекают, имеют элементы сатиры, хотя особого трагизма - вскрытия зловещих явлений в социальной жизни, здесь почти нет. Тем не менее,  элементы карнавального гротеска в стихах, безусловно присутствуют.

       9. In vino veritas. Любовь Левитина

Из недопитого бокала,
кровя остатками вина,
нагая истина стекала,
на волю вынырнув со дна,
где, утонувшая сначала,
когда над ней краснела мгла,
о стенки бешено стучала,
а достучаться не могла.
Но так открыть себя алкала
тому, кто сам её искал,
что расплескалась из бокала
и опрокинула бокал.

Пока ты плыл в угаре праздном
от иллюзорного тепла,
стара, как мир, и безобразна,
она стекала со стола.

Поэзия более высокого уровня. Есть иносказание, есть художественное обобщение через использование образов - приема аллегории "нагой истины" с "вином" и есть приметы социального обличения человечества через эту аллегорию:" Пока ты плыл в угаре праздном от иллюзорного тепла, стара, как мир, и безобразна, она <истина> стекала со стола". Можно ли считать стихи гротеском? Наверное, можно...

       10. Стихи пропахли колбасой. Инна Заславская 

Стихи пропахли колбасой,
Заляпана поэма чаем.
Поэт, небритый и босой,
Творит, никем не замечаем.
Тосклива жизнь: ни светлых дум,
Ни божества, ни вдохновений.
Лишь сильно беспокоит ум
Давно почивший в бозе гений.
Ну, пусть не гений, все равно
Он весь разобран на цитаты.
А тут из кожи лезешь, но
Тщедушны строки и горбаты -
Читатель сторонится их,
Не принимая за бельканто.
Что если взять забытый стих
Того, почившего таланта
И под фамилией своей
Его пристроить в интернете?
Ведь мало знающих людей -
Глядишь, подвоха не заметят.
Вот без труда ты знаменит,
Все восхищаются тобою!
А если кто-то обвинит,
Мол, плагиат сродни разбою,
Есть оправдание: "склероз
Причиной казусу такому.
А что, действительно, всерьез
Стихи принадлежат другому?"
Но большинство-то не поймет!
Поэт хихикнул: славы ради
Придумал он изящный ход,
И тот - почивший - не в накладе.

Мне кажется, что это - сатира. Где тут второй - фантастический мир? Где иносказание, где заострение жизненных отношений,  сильное преувеличение и  неправдоподобие? На мой взгляд,  это стихи о плагиате, написанные как сатира, как обличение неблаговидного явления, но это не гротеск.

       11. Я рада... Ирина-Сова   

Я так устала... Да иду-иду!
Прическу только вот чуток подправлю!
И по накатанной...
Опять всех вас -  I love you-u-u!
Целую в губки!... вупи тупи ду...

Толпа беснуется...Еще один виток
мне на шесте...
Ох, как немеют руки!
(Улыбочку рисуем... Нате, с-с-суки!)
Еще не вышел стриптизерши срок...

Под слоем пудры, накладных ресниц
и ярких губ, измазанных помадой -
душа моя на сцену...
камнем... ниц...
Не видно? Замечательно...
              Я рада...

Вряд ли было бы правильно  считать, что эти стихи только о стриптизерше.  Мне кажется, стриптизерша здесь - только внешний персонаж, за которым прячется более глубинное - наличие  в отношениях между людьми вынужденной фальши, лицедейства и страданий души, которая идет на это по самым разным причинам. В стихах два сюжета - два мира, внешний и внутренний, есть иносказание, преувеличение через выдуманный сюжет, который здесь только маска, указатель человеческой трагедии. Думаю, что элемент гротеска здесь использован.

       13. Стих про Мери и её таксу. Ольга Хворост.

Долговязая Мэри в резиновых ботах
не любила часами сидеть у окна,
а напротив, любила в любую погоду
из Вест-Энда в Гайд Парк совершать променад.

С ней гуляла собака по имени Лакки,
длиннотелая, словно Вестминстерский мост;
там где зубы, там морда была у собаки,
а с другой стороны, соответственно, хвост.

Морда шла за хозяйкой дорогой знакомой
мимо пабов, кофеен и ярких витрин,
в это время и хвост выдвигался из дома,
чтобы тоже развеять прогулкою сплин. 

Если морда по парку круги нарезала
и гоняла котов от угла до угла,
то, чем хвост занимался в районе вокзала,
даже Мэри представить себе не могла.

Погуляв, возвращалась домой вместе с мордой,
звонким лаем пугавшей окрестных собак,
и всегда им навстречу, любуясь природой,
чинно шествовал хвост, направлявшийся в парк.

Так, сквозь смог отмотав три английские  мили
по брусчатке дорог и по мокрым кустам,
боты сняв наконец, Мэри морду кормила
и ждала возвращенья с прогулки хвоста.

Только хвост не давал ей забыться в релаксе -
в приключения попой влипал каждый раз...
так и жили хозяйка с породистой таксой,
что была самой длинной из лондонских такс.

Стихи с юмором, построенные на преувеличении - на использовании приема гиперболы, и весь сюжет - обыгрывание этого приема. Хорошие стихи, стильные. И картинка фантастическая. Но где здесь противоречие между реальным и фантастическим миром (здесь есть один - фантастический мир), где тут обличение чего-то зловещего, трагичного (здесь есть только шутка!). Почему так много судей решили, что это - гротеск? Мне стихи очень понравились, но в том, что они  не гротеск, а всего лишь аллегория, я уверена.

       14. Я люблю море. Виктор Станчик 

Море, море, я тобой любуюсь
Вот он, мир покоя!
Все красоты суши нафиг сдулись...
Что это такое?

Вот понюхай, водоросли в куче
Пахнут как аптека.
Лобстер, то есть рак весьма кусучий,
Цап за руку грека.

Мир подводный светел от улыбок.
Посмотри хотя бы:
Ловит краб своей клешнею рыбок,
Осьминог ест краба.

Видит глаз несытый осьминога:
Чья-то тень мелькнула.
Прямиком идёт ему дорога
В челюсти акулы.

Море, где пираты бьются пылко
Ради бриллиантов,
Пассажиров подвергают пыткам,
А потом пиратов

Офицеры правильного флота
Вешают на рее.
Мир от воспитательной работы
Стал еще добрее.

В глубине утопшего пирата
Объедает бентос.
Нехороших дядек, дети, надо
Поругать за вредность.

Отличная, остроумная сатира. Фантастического мира, находящегося в противоречии с реальностью я здесь не увидела. Особых преувеличений тоже. Иносказания?... Да тут вся правда, как она есть, выставлена. Жанр - комический. Но вот гротеск ли?

       15. Свистопляска. Орловаи

Распоясавшиеся клоуны 
и зловещие клоунессы...
Мертвецы. Их мозги поломаны,
в их тела обрядились бесы.

Сатира. Отличная эпиграмма на артистическую среду, на шоуменов. Есть метафоры, несущие элемент иносказания. Но гротеск ли? Не думаю.

       16. Ода колбасе. Николай Бошинцев 
 
            Когда сквозь сон стучат часы
            В тени скупого дня,
            Я слышу голос колбасы,
            Она зовёт меня.

            Пусть ей без мяса – грош цена
            И вкус её – зола,
            Я твёрдо помню времена,
            Когда она была.

            О, сколь блажен тот сладкий миг,
            Когда, вспорхнув с плеча,
            Она впивалась в мой язык,
            Приветливо урча.

            И я рывком её вбирал,
            Пока хватало сил,
            И до утра земной хорал
            Под небом голосил.

            Гремят утробные басы
            Во сне и наяву.
            Я слышу голос колбасы,
            И, значит, я живу!

Иносказание, где показано обличение социального явления - утраты духовного и воспевание материального, родившееся у нас в 90-ые годы. Карикатура, комический жанр, который не развлекает, не веселит, а вскрывает суть произошедшего с человеком. Есть элементы фантастического ("сладкий миг, когда, вспорхнув с плеча, она впивалась в мой язык, приветливо урча"), где под неправдоподобием образов кроется обобщение явления. Безусловно, это гротеск!

         18. Два полена. Александр Носачев

В каморке папы Карло два полена
Вели беседу меж собой степенно.
Одно всё порывалось стать поэтом –
На публику писа;ть, хотя бы рэпом.
Другое, возражая: "Быть бандитом
Куда вернее!" – фыркало сердито.
Открылась дверь, вернулся папа Карло,
Не в духе – заготовки пнул устало.
Разжег камин, в огонь поленья бросил...
Равняет жар мечты, а дым уносит.

Несомненно, что здесь есть иносказание, использован прием аллегории, есть сатира с моралью в концовке. Можно считать, что есть фантастический мир ("беседующие поленья"), под которым скрываются реальные людские типажи. Есть ли "заострение жизненных отношений для вскрытия социальных противоречий? Скорее нет, стихи по стилю напоминают басню с моралью. Гротеск ли это? Любая басня - это в какой-то степени гротеск. Все-таки очень сложно определять принадлежность стихов к какому-то конкретному жанру...

       20. Летучий корабль. Владимир Демидов Пп 

В темноте нет ни берега, ни реки –
только небо течёт от звезды к звезде.
Эти звёзды холодные далеки,
мы с тобой сейчас и нигде, и везде.

Не нужны нам ни вёсла, ни паруса –
мы летим во мрак или в ночь плывём. 
Там встречаются разные чудеса.
Видишь – кто-то сигналит вдали огнём.

Ангел знак подаёт, что туда нельзя.
Там и времени нет, там и чувства нет.
Это значит – другая у нас стезя,
и на этой дороге мы встретим свет.

То ли блеск впереди, то ли снизу плеск.
Тонут звуки, туманится Млечный путь.
Знаю: где-то во тьме есть дремучий лес,
предлагающий путникам в нём вздремнуть.

Слышишь – ветер сопит, словно старый дед?
Значит, скоро и наша придёт пора:
на заре оставляя незримый след,
в утро раннее вынесет нас корабль...

Красивая философская лирика, где много метафор, можно считать, что есть описание фантастического мира,  видимо, мира после смерти. Если это художественное обобщение, то каких пороков?? Можно ли считать эти стихи комическим жанром (гротеск - художественный прием КОМИЧЕСКОГО жанра!) Есть ли здесь намеренные преувеличения - гиперболы или карикатура на что-то? Где здесь контрастное сочетание реального и фантастического? На мой взгляд, как раз реального здесь нет совсем, стихи - поэтическая фантазия, полная философских метафор... Разве их правильно назвать  гротеском? 

       21. По ошибке... Елена Заостровцева 

                "Жил человек рассеянный..." / К.Чуковский/

Я нынче утром сел не в ту машину
(Чёрт знает что творится в голове!)
Моя должна быть вовсе не "Калиной",
Ну а хотя бы скромным "БМВ".

Приехал на работу я чужую:
Я не какой-то "офисный планктон"!
Я - космонавт! Актёр! Блестящий шулер!
И, кстати, олимпийский чемпион.

Я возвращаюсь в дом - не мой, а чей-то,
В котором нет родного ничего.
В какой, растяпа, банковской ячейке
Забыл ты ключ от мира своего?!

Я узнаю супруги голос звонкий,
Но жизнь добить решила до конца:
Я замуж брал невинного ягнёнка,
А на пороге - злобная овца!

Лет через ...дцать мне скажут с сожаленьем
(Неважно, где: в аду или в раю),
Что по ошибке, недоразуменью
Я прожил жизнь чужую.
Не свою.

Безусловно, это произведение, написанное в комическом жанре, где есть иносказание, есть намеренные преувеличения, есть карикатурность описываемых ситуаций, есть авторский сарказм, есть намеренное соединение двух миров - реального, и выдуманного (желаемого) и, наконец, под неправдоподобием сюжета стоит некоторое художественное обобщение, в какой-то степени эти стихи - обличение недовольства жизнью типичного обывателя. Мне кажется, что эти стихи - гротеск.

         22. Секрет Джоконды. Татьяна Миронова 4   

Если когда-нибудь стану красивой
И влюблюсь отчаянно, но не сильно -
Украду из Лувра портрет Джоконды,
Разрешите влюблённым забыть законы.

Ненадолго - на миг, на час, на вечер,
Это вовсе не преступленье века.
Я верну, подправив улыбку Лизе,
А то в ней - то ль грусть, то ли смех сквозь слёзы.

Пусть улыбка станет более смелой,
Засияют зубы эмалью белой,
И зардеют губы бордовой вишней,
И воскликнут люди: "Красиво вышло".

И разгадан будет секрет Джоконды,
Вот влюблюсь я только... и это скоро.

Мне кажется, это иронические стихи, стихи-самоирония, где цель автора - не обличать, не клеймить, не пригласить читателя к переменам или размышлениям, а просто вместе с ним посмеяться над собой или над своим выдуманном сюжетом. Есть тут гиперболы (едва ли можно всерьез относится к намерению украсть Джоконду!), но вот элементов гротеска  я здесь не увидела.

       24. Бегство эмпата. Геннадий Солодилов

Вот он – край. Избавление близко.
Даже здесь чью–то чувствую боль.
Нерв дрожит от беззвучного визга.
Шерсть палёная... Жгут её, что ль?
Брат с сестрёнкой (врачи понарошку)
Ставят банки на брюхо коту.
«Злые дети, не мучайте кошку!»
Попытался шепнуть на лету.
Скверный выбор – жилая высотка:
Хор эмоций, подобный лучам,
Из которых мой реквием соткан
Какофонией сфер зазвучал.
Будь ты проклят мой дар, мой мучитель!
Слишком много ещё этажей.
На прощанье хоть миг помолчите!
Расстаёмся. Недолго уже.
Унижения, ссоры, недуги,
Стоны душ, не любимых никем
Тучей стрел, через воздух упругий
Догоняют в прощальном пике.
Вашим криком готов был кричать я
С детских лет в эмпатичном плену.
Доносилась и музыка счастья,
Но страданья глушили волну.
Отпустило – играет ребёнок.
Скрипка плачет. А может быть – альт.
Полсекунды ещё до потёмок.
Микро...Нано... Спасибо, асфа...

Сюжет, безусловно , фантастический, за его неправдоподобием, преувеличением, возможно, есть авторское намерение показать муку человека, способного чувствовать боль других, как свою: "Унижения, ссоры, недуги, стоны душ, не любимых никем тучей стрел, через воздух упругий догоняют в прощальном пике". Но есть ли тут художественное обобщение какой-то социальной проблемы? Трудно сказать. Да и сам сюжет с самоубийством персонажа ("вот он край, избавление близко") лично у меня не вызывает приязни - это всегда греховный поступок, взят неблагой по самой природе своей сюжет... Это комический жанр? Едва ли... Сатира? Тогда на что? Если это иносказание, то какую мысль автор хотел нам донести? Автор заострил сюжет  намеренным неправдоподобием, но что хотел им сказать? Описать процесс самоубийства? Или высветить напоказ дар умения сопереживать? Если здесь и есть какие-то элементы гротеска, то мне совершенно непонятна его цель...

       26. Олигарх. Татьяна Шкодина 2

…Подавляя скуку и дремоту,
Я у телевизора грустил –
Вот бы мне непыльную работу,
Чтобы богатеть, не тратя сил…

Я мечтал о Ниццах и Мальдивах,
Фуа-гра под слоем трюфелей,
Майбахе в алмазных переливах,
Женщинах, достойных королей.

В сладких грезах всё еще витая,
Я в прихожей грохот услыхал,
И мечта померкла золотая…
Гость незваный – тот еще нахал!

Метеором, спрыгнувшим с орбиты,
В дверь мою ввалился без звонка
Абрамович пьяный и небритый
Весь в парах крутого коньяка.

Предложил меняться с ним местами –
Даже не просил, а умолял!
И, сверкая крупными перстнями,
Слёзы проливал в пустой бокал.

Я, конечно, был кретин-кретином –
Согласился. Было невдомек:
Видно, дело пахнет керосином,
Коль не в радость пухлый кошелек.

Началось… Расписанные планы,
Акции, приемы, этикет…
А еще ни шагу без охраны –
С ними даже в душ и в туалет.

Всюду лицемерные улыбки,
(Взгляды в спину – острые ножи.)
Мне б с друзьями пива, чипсов, рыбки…
Но не отпускают в «гаражи».

Хэнесси в тоску  меня вгоняет,
От деликатесов вспух живот…
Радость жизни тихо убывает,
Словно я кастрированный кот.

И зачем полез я в олигархи?
Непростое это ремесло…
Каждый день напряги и запарки.
Вот уж «повезло, так повезло»!

Комический жанр с элементами сатиры - саркастическим обличением жизни олигархов. Введен фантастический сюжет - визит Абрамовича. Есть намеренное заострение - гиперболизация  жизненных отношений, где смешное неотделимо от трагичного. Стихи скорее развлекают, смешат, чем призывают что-то изменить или от чего-то ужаснуться. Есть ли в стихах иносказание? Скорее нет, чем да: что автор хотел донести до читателя своими стихами, ровно о том он и написал, вложив свои мысли в уста персонажа. Можно ли считать эти стихи гротеском? У меня есть в этом большие сомнения, хотя стихи неплохие. 

        27. ПредОсеннее... Наталья Радолина 

Отпуск сказал "пока" и взмахнул крылом,
Всё убеждал, что встретимся через год.
Вот и иду задумчива, как Пьеро,
Чуть исказив улыбкой унылый рот.

Мне понедельник так неподдельно рад,
Рада работа мне, ну а я в тоске.
Дней беззаботных сыплется листопад, -
Признак, что я от осени на волоске.

Сверху мне туча радостно шлёт привет,
Снизу листва шуршит: "Пошуршим вдвоём?"
Август стоит в дорожный костюм одет,
Не избежать свидания с сентябрём.

Даже в бинокль мне лета не увидать,
Но оптимизма дерево зацвело.
Осень не знает, как я умею ждать
Всем холодам и сумрачным дням назло.

Типичная лирика с самоиронией, где есть желание автора поделиться с читателем  своим настроением и пошутить. Много метафор, олицетворений. Но другого - фантастического мира, находящегося в противоречии с реальностью,  здесь нет, и социального художественного обобщения  проблем тоже нет. И трагического контраста реальности с фантастическим тоже в стихах нет. Это совсем не гротеск.

        28. Зачем же я не Левински? Евгений Аксельрод   

Вы вышли на Пикадилли,
Как Хулио или Стинг,
И сразу же разбудили
Во мне основной инстинкт!

       Зачем вы штаны надели,
       Что шире вас раза в три?
       Я думала две недели
       О том, что же там внутри.

По улице Фрикаделли
Прошли вы, как Гутен Таг.
Когда вы меня раздели,
Я сделала всё не так.

        Процесс тот был не изыскан,
        Хоть я не жалела сил.
        Зачем же я не Левински?
        Зачем вы не Клинтон Билл?

По улице Аморалли
Вы шли, словно Думы член.
Со мною вы поиграли,
Ни цента не дав взамен.

        Прохожих мелькают лица,
        А я всё бреду одна,
        И платье в шкафу пылится,
        Где вашего нет пятна...

По улице Киданулли
Я шла, дрожа от росы.
Вы так мне и не вернули
Часы, клипсЫ и трусы.

        Всё вышло тогда по-свински.
        Теперь я лечу свой сплин.
        Зачем же я не Левински?
        Зачем вы не Клинтон, блин?!

Ошибка в ударении (клипсЫ), полуматерное "блин" плюс не вызывающая уважения техника "свои слова к чужой песне", да и общая пошлость содержания - все это, на мой взгляд, уже достаточное основание для того, чтобы данные стихи не номинировать по технике исполнения. 

        29. Париж от трёхсот. Галина Ленкова 2

  Счастливой считала себя я всю жизнь:
  Любимой работой и мужем гордилась.
  На пенсию вышла. Свобода, свершись!
  И мысль о поездке на Запад пленила.

  Велела денькам бесполезно не течь:
  На "чёрный" и светлый купюры имелись.
  Дровишек берёзовых бросила в печь,
  Отправилась в путь, как российский Емеля.

  (Цветной и широкий на стенке экран.)
  Все врут, кто шипит, что век бабий недолог.
  Из клиники вышла (назло всем врагам),
  Стройнее, моложе лет этак на сорок!

  Ничто не сулило мне злой Хэппи Энд.
  Плыла по Парижу, смотрелась отлично.
  (Открыли и в нашем селе Секонд Хэнд.)
  В прикиде от Дольче-Габана и Риччи.

  Но скрипнула дверь, на пороге супруг.
  Мне счёт протянул. Ой! Реветь ли смеяться?
  Париж - от трёхсот. (Ха-ха-ха - от подруг),
  Ведь мы накопили всего лишь двенадцать.

Юмористические стихи без особой (на мой взгляд) глубины содержания. Сюжет придуман с фантазией, но фантастического мира, находящегося в контрасте с реальностью и вскрывающего трагические противоречия жизни через сознательные преувеличения я здесь не увидела. Смешное есть - трагичного нет. И иносказания нет - все, что автор хотел сказать, то лежит на поверхности. Что тут от гротеска - я не поняла...

        30. Печальная история. Тамара Гаврилова 5 

Я жил, как все - обычный серый рак,
умел я ползать там, где это нужно,
а пятиться и вовсе был мастак,
жил в озере, а не в какой-то луже.

Сгубил меня художественный свист,
верней, учитель по нему – бродяга-ветер,
он всё шептал, мол, мир твой неказист,
мол, много интересного на свете.

Мол, жемчуг у моллюсков собирай,
и зимовать ты будешь в Куршавеле,
там есть гора, для раков – просто рай,
там, ходят слухи, многие свистели.

В погоне за богатством я попал
в крутое варево - ходил весь в красном.
Был ветром унесён мой капитал,
примета говорит: свистел напрасно.

Остроумная политическая или социальная сатира - стихи в комическом жанре. Есть иносказание, есть выдуманный сюжет с персонажами, причем, персонажами - символами, и есть реальные социальные отношения, которые стоят за этими персонажами и именно они  являются основой содержания. Есть остроумие (сарказм). Под неправдоподобным - искусственным  сюжетом - стоит художественное обобщение жизни определенных слоев общества. Мне кажется, элементы приема гротеска здесь есть. Хорошие стихи, недооцененные судьями.

        32. Приручённый дракон. Ярослав Добрый   

Было так во время оно на Руси: коль час беды,
На Горыныча-дракона всё валили: подь сюды!
Разорил, охальник, нивы, опорочил наших баб,
Чёрт нерусский, мерин сивый, забугорный баобаб!

Стали думать: как скотину приручить, чтоб он, амбал,
Всяку вредную рутину на Москве не учинял...
Собрались князья-бояре, некий витязь на коне:
А давайте, други, вдарим супостату по спине!

Он, когда шипит в угаре, уязвим, а мы тотчас
Со зверюгой погутарим булавой промежду глаз!
Вече дружно осмеяли: да куды там воевать -
Мы века его долбали, проку - ноль, едрёна мать!

Лучше уж включить смекалку, сжать умишко в кулачок,
Дать гадюке, что не жалко - пусть подавится, сморчок!
Порешили: чтобы с татем - что уж делать - в мире жить,
Придержать военны рати, с ящерюгой разделить

Полномочия  и нужды: пусть куёт станки-плуги,
Ну, а мы, во время дружбы, аннулируем долги!
Подпись, штамп! "Обмыли" чаем, нефть качаем вглубь и вширь,
Люд доволен, Русь крепчает - нет чахотки, гибнут вши!

Дети ходят на балеты, мамки ездят за кордон,
Непоняток с миром нету - уважуха из ООН!
Рубль маненечко качает, но хватает на "пузырь",
А дракоша из Китая поднимает мать-Сибирь!

Еще один (см. №8) вариант подражания стилю написания сказки "Про Федота" Леонида Филатова. Карнавальный гротеск с выдуманным сказочным миром и яркими персонажами,  за которыми прячется социальная сатира.

        33. Он очень был рассеян. Неутомимый Читатель

Один чудак на свете жил,
Талантами усеян:
Умён, силён, красив он был,
Но очень уж рассеян.

Он переделать мир хотел,
Чтоб славно жили все мы,
Но был наивен и несмел,
Да и вообще рассеян.

Знакомясь с кем-то, говорил:
«Зовите Алексеем»,
Хоть был по паспорту Кирилл,
Что сделаешь - рассеян.

Нередко он порой ночной,
Без всяких опасений,
Ложился спать с чужой женой -
Настолько был рассеян.

Мечтал свершить он массу дел,
Спасти от бед Расею!
Увы, нигде не преуспел,
Уж очень был рассеян.

Сперва он агрономом стал -
Сажал, полол и сеял,
Но дачи всем перепахал,
Поскольку был рассеян.

Потом на флоте он служил,
Но как-то в день весенний
Корабль случайно утопил, -
Ужасно был рассеян.

Надумал он стихи слагать
Красиво, как Есенин,
Но путал буквы и слога, -
Безумно был рассеян.

Всё! Утопиться он решил,
И всеми был осмеян:
Ведь вместо груза нацепил
Воздушный шар на шею,  -

И в небо плавно с ним поплыл…
Такая одиссея.
Что было дальше - я забыл,
Ведь, как и он, рассеян…

Стихи с рефреном в последней строке каждой строфы, остроумная социальная сатира, где рассказ идет как бы о выдуманном персонаже, но за его поступками и образом жизни стоит обличение социального явления - нечистоплотности поступков и образа жизни многих людей. Использовано намеренное преувеличение (карикатура на персонажа), смешное неотделимо от зловещего (трагичный для окружающих характер персонажа), под карикатурой есть художественное обобщение. Мне кажется, это отличный образец гротеска, жаль, что судьи его мало оценили.

        35. Ночлежка. Поэт. Ольга Альтовская 

Как вспышка электричества,
Мыслитель и эстет –
Возник Его Величество
Непризнанный поэт.

Вздохнул глубокомысленно
И, согревая нос,
Прочувственно, как истину,
В пространство произнёс:

«Опять метёт истомою
И стонет снеговал.
Полдня в подъезде дома я
Природу осязал.

Как чудно пахло жареным!
И почему – не здесь?
Наскучил быт ваш скаредный
И мир убогий весь.

Налейте, дру;ги! Горького,
Нет, Белого б сюда.
Распили бы с икоркою
Мы пошлые года…» -

Холмом на ровной местности,
Туманный, как бокал,
Хлебнул душой известности
И в Вечности пропал.

Это скорее сатира, обращенная к одной единственной  узкой проблеме. Написано в жанре сатиры, языком сарказма (автор не веселит нас - он не испытывает симпатии к персонажу, а обличает его). Есть ли здесь другой - фантастический мир, находящийся в противоречии с реальностью? Скорее нет. Есть ли иносказание в сюжетной линии? Нет, хотя есть метафоры и  есть ироничные обороты речи ("опять метёт истомою и  стонет снеговал", " Природу осязал", " Холмом на ровной местности, туманный, как бокал, хлебнул душой известности" и т.п.). Яркие, язвительные стихи,  выразительная карикатура на поэта, но гротеск ли они? Есть большое сомнение... Автор о чем хотел нам поведать, о том буквально и повествует.

       36. Он спровоцировал меня. Ольга Погорелова 

Он спровоцировал меня –
Я добрым был, поверь!
Но этот гад… его  вина! –
Во мне проснулся зверь!

Я никогда б не смог напасть,
Я нежен был и чист!
Но зверь взревел, ощерил пасть
И – глотку перегрыз!

И рвал когтями, и макал
Блаженно  морду в кровь! –
Ведь тот, что кровью истекал,
Отверг мою любовь!..

На первый взгляд - лирические стихи с самоиронией, но автор создал такой яркий и объемный образ зверя ("И рвал когтями, и макал блаженно  морду в кровь"), что этим сотворил целый отдельно существующий  фантастический внутренний мир, где сами по себе живут наши страсти-звери, отчего стихи сразу приобрели некоторые черты гротеска! Смешное здесь соседствует со зловещим, сюжет имеет два плана и несет в себе художественное обобщение.

         38. Утиные истории. Марина Капуста   

Танцуя маленьких утят
в уездном садике "Берёзка",
пока пургу метёт Морозко,
и по жаре, и в листопад
ребята вырасти хотят.
Ту-пят,
        ту-пят.

Сутки бежали за сутками.
Стали мы взрослыми утками.

Живя одним весёлым днём
и не вздыхая о разлуке,
совокуплялась аки сука 
с матерым местным кобелём,
мясным царём и прочим злом.
Прям
      днём,
            прям
                днём!

Лужицы, улицы, выдолбы,
остепенилась, кто видел бы...

Беседы светские веду
занудно, чинно, благородно,
размеренно. Кого угодно
к себе в постель я не кладу.
И овощи ращу в саду.
Ду...
       ду...
               ду(ра!)

Лужицы, улицы, надолбы
остепенилась, а надо ли?

По кромке вечности скользя
опять живу неосторожно,
я положила своё можно 
на их унылое нельзя,
дойдя до статуса ферзя.
зя!
    зя!
          зя!
               зя!
 
Старые уточки - кря, кря.
Гузками крутят, ох, зря, зря.

Почему-то мне совсем не хочется это комментировать. По форме не столько грубо, сколько пошловато: кому-то такое нравится, а мне  этот стиль не по душе. Много иносказательного, много аллегорий. Гротеск ли это? Если да, то к чему он нас зовет и о чем печалится этими метафорами автор, что у него "болит"? То, о чем так сильно кручинится персонаж стихов, мне душевно не близко. 

         39. Гусиные истории. Алексв   

-Не выдал Бог, пока свинья не съела... Месье Барсук, давайте напрямик:
Как кур во щи, в сомнительное дело попал наш друг, бедняга Доминик.
Он - важный гусь, ответственный политик. Душою чист, на крыльях - пятен нет,
Был в птичник вхож к наследственной элите! ....Она - свинья не самых юных лет.

Банкир, министр и член масонской ложи, как вырос клюв - ходил в директорах!
Любил гусынь - да, многих, предположим... Но что б свинью? Насильно? В номерах?
Вчера - богат, силен, преуспевающ... И вдруг - в тюрьме под пошлою статьей.
Наш Доминик - ей даже не товарищ, оболган гусь подложенной свиньей!

Месье инспектор ЗооИнтерПола, любой психолог правду разглядит:
Гусь и свинья, конечно, разнополы... Но ведь отличен класс, отряд и вид!
И даже если вдруг мы предположим, что Доминик - насильник и маньяк,
Технически харрасмент не возможен, не сможет гусь того, что может хряк!

 ...А корень зла - в интригах властных кланов. Вмешался гусь в дела Большой Игры,
И разозлил залужского орлана, что держит мир в когтях, шипя с горы,
С тех пор, как сдох Медведь из дальней рощи. (Делили шкуру оного друзья,
А он на днях проснулся, злой и тощий, и тянет взад, рычит: -Она моя!)

 ...Что ж Доминик? Разыгран и отыгран. Оправдан, но лишился всех постов.
Медведь в тайге гуляет, дружит с Тигром, орлан - из перьев выпрыгнуть готов,
Жалея, что не сжег того с берлогой, и Тигру не дал вовремя леща.
 ...Животный мир живёт - по воле Бога. Как Ленин, Маркс и Дарвин завещал.

Стихи напоминают по форме написания басню на тему современной жизни, только они куда более запутаны, сложны и менее ярки, чем положено быть сюжету хорошей басни. Прием гротеска здесь есть (басня - это самый отточенный по технике исполнения гротеск!). Почти все в тексте - иносказание, есть фантастический мир, иллюстрирующий мир реальный через символы, есть заострение отношений - карикатурность изображения, есть обличения. Неплохие, только вот последняя длинная строка (" ...Животный мир живёт - по воле Бога. Как Ленин, Маркс и Дарвин завещал") вызвала во мне сомнения: и непонятная абсурдность ее смысла, и  отсутствие логической связи этого умозаключения с содержанием всего текста. Стихи мне не особо понравились (тяжело воспринимаются), но они, безусловно, гротеск.

       40. Гнида. Сергей Мандрика Витебский   

Сидела в тёплом месте
Гнида.
За место задницей
цеплялась.
Не подавала Гнида вида,
И безобидною
казалась.
Но Гнида есть личинка Вши,
А цель у Вши - во всё впиваться,
Напиться крови от души,
Да посильнее
присосаться.
Свой час
ждёт гадкий паразит.
Своё он время
не упустит.
Дозреет.
Всех пересидит.
И обязательно укусит!

Сатира, полная метафор - иносказаний. Если рассматривать эти стихи только буквально, то они  пусты и неприятны, здесь имеет смысл только подтекст. Комическим жанром назвать можно - злая сатира и сарказм - обличения. Думаю, что к приему гротеска эти стихи имеют отношение.

***********************************

Вот и все стихи, которые в данном конкурсе номинировали наши судьи. Сложная тема, где всё неоднозначно, где не стоит считать мои оценки истиной в последней инстанции. Конкурс был крайне интересен для меня. Жаль, что вы больше не хотите ввязываться в сложные темы, где приходится напрягаться, думать и что-то писать по заданию.

Всем авторам спасибо за участие, за представленные на конкурс произведения! Желаю читателям ТМА творческого вдохновения и радости от того, что вы делаете!

С уважением, Ваша АлКора, 16.01.19