Анонс! Конкурс пародий Пересмешник

Клуб Золотое Сечение
Дорогие друзья!

Перед редакцией «Клуба ЗС» долго стоял вопрос: устраивать или нет конкурс пародий? Сомнения вызывала мысль о том, что пародия – жанр специфический (если не сказать: «скользкий»). В его основе всегда лежит конфликт. Это конфликт между автором исходного стиха и пародистом. Суть конфликта – дисбаланс вкусов. Пародист, как правило, более зорок и чувствителен к разного рода огрехам в текстах. В то время, как автор текста, допустивший какую-нибудь нелепость, может упорствовать в своём заблуждении.

Пародия является зеркалом характера пародиста. Она может быть злой, язвительной или иронической. Но может быть и доброй, весёлой. А бывают пародии и откровенно хулиганскими, «стёбными», главной задачей которых является желание поиздеваться над автором и его произведением. В таких случаях  возникновение конфликта наиболее вероятно. Поэтому,  каждый пародист должен отдавать себе отчёт в том, как будет воспринята его пародия автором «исходника». Пародия – это острый нож, который может нанести вред при неумелом обращении, но может принести и пользу, если им уметь пользоваться.

Мы долгое время старались дистанцироваться от пародий, дабы не провоцировать конфликтные ситуации. А ещё нам не хотелось способствовать культивированию дурного вкуса у «безбашенной» части авторов, увлекающихся сомнительными течениями в литературе. Например, жаргонизмами и «олбанизмами». Исходя из опасений стать площадкой со скандальной репутацией, мы стараемся игнорировать «стёб» в наших конкурсах. Но мы не можем закрыть глаза на агрессивное размножение литературных сорняков, которые проникают на территорию настоящей, серьёзной поэзии. Поэтому, как ни крути, а хорошая прививка от вируса дурновкусия необходима. И в качестве этой прививки мы хотим предложить конкурс «Пересмешник», как учебный тренинг.

Пародии, как легальная, законная часть литературной культуры, нуждается во внимательном отношении. И мы хотели бы способствовать повышению качества этого жанра, который просто обязан быть образцовым  потому,  что с его помощью мы имеем возможность не просто отдохнуть и посмеяться, но и почерпнуть для себя массу полезного, поучиться хорошему стихосложению. Ведь, не зря бытует мнение, что хорошая пародия должна быть лучше «исходника» - по качеству техники, по свежести мыслей, по точности лексики…

Вот, поэтому, мы и решили попробовать серию конкурсов пародий, не ради развлечения, а для того, чтобы участники могли пройти через горнило настоящего посвящения в «Поэты», потому что настоящий поэт  стать пародистом сумеет, а плохой – никогда. Как и наоборот: хороший пародист – как правило, добивается хороших результатов в серьёзной поэзии, а плохому пародисту «светит» так и остаться «пародистом» на всю жизнь…  А это уже диагноз!

Для начала, несколько простых постулатов о пародиях.

- Пародии делятся на сатирические, иронические, юмористические. Выбор категории зависит от «исходника», от того, что именно вам захочется обыграть в своей пародии. На что мы обращаем внимание, знакомясь с текстом «исходника»?
- Мы обращаем внимание на сюжет и семантику, стилистику, лексику и фразеологию. Если мы увидим нелепости в чём-то, то в пародии мы излагаем своё отношение к этим нелепостям, путём утрирования концентрируем на них внимание читателя, делаем эти нелепости ещё более смешными.

Цель пародии в том и состоит, чтобы высветить нелепости и посмеяться над ними. При этом, не задевая личности автора «исходника», это главное условие. Надо стараться написать такую пародию, чтобы автор «исходника» посмеялся вместе с вами и признал свою текстологическую оплошность. Это очень непросто, но к этому надо стремиться. Пусть вас не успокаивает публика, которая ради «ржаки» готова  поощрить вас похвалой. Завоевание публики – это полдела. Главное, чтобы автор «исходника» принял вашу пародию и оценил по достоинству.

На этом вводную часть закончим и приступим к конкретике.

На базе нашего еженедельного конкурса «Блиц-Преферанс» было проведено несколько пробных конкурсов Пародий. Специфика была такова: предлагалось писать пародии на стихи-победители Блица.

Сначала идея показалась интересной, оригинальной. Авторы стихов-победителей мужественно принимали пародии на свои стихи, а пародисты старались, не задев самолюбия авторов исходников, создавать нечто, похожее на пародии. Кому-то удавались эти опыты, кому-то не очень… Но суть не в этом. В результате литературных дебатов вокруг возникавших в ходе голосования вопросов, выяснилось, что общие представления о том, что же такое «пародийность», как специфическая составляющая стиха, претендующего на звание «пародии», эти представления у подавляющего большинства весьма разрозненные, и общего критерия не существует.

Мною,  как ведущей конкурса, неоднократно предпринимались попытки выявления этого критерия. Приходилось даже обострять вопрос, вынуждая людей высказывать свою точку зрения. Кто-то охотно делился своим мнением, а кто-то ловко увиливал от конкретики. Кого-то не устраивали условия голосования, в которых выражалась просьба оценивать пародии 3-мя оценками. Для кого-то это было слишком сложно и утомительно… К тому же, отягощало ещё условие оценивать разнокалиберные пародии на разные исходники. В общем, предложенная система явно нуждалась в усовершенствовании и ОБЛЕГЧЕНИИ поставленных задач. Поэтому, хочу всем предложить НОВЫЙ ФОРМАТ нашего конкурса.

Для начала, предлагаю отказаться от исходников стихов-победителей Блица. Как правило, их было несколько (на выбор), и в результате мы получали большой объём разнокалиберных пародий, оценка которых на общих основаниях является не корректной. Поэтому, за исходник мы теперь будем брать только ОДНО произведение – по предложению ведущего. Отныне связь с Блицем мы порываем. И пусть авторы-победители Блица  теперь спят спокойно.

Итак, новый конкурс пародий «Пересмешник» приглашает ВСЕХ желающих примкнуть к жанру пародии! Начало будет объявлено очень скоро.

С уважением ко всем, Анна-Верба