Равнодушие. Рассказ

Федорас Пономаревас
      Несмотря на жаркое лето, Матвей умудрился заболеть воспалением легких. Вначале болезнь практически не проявлялась, температура держалась не высокая, кашля почти не было, вечерами иногда слегка знобило. Он не обращал на эти симптомы внимание, работая на предприятии начальником производственного отдела, ему постоянно приходилось сосредотачиваться на решении возникающих проблем. Но в последнее время он начал быстро уставать, даже при  ходьбе или небольшой нагрузке сильно потел. По настоянию жены обратился в медпункт предприятия.  Врач быстро установила двухстороннее воспаление легких в запущенной форме. Матвей удивился, что он, сорока шестилетний мужчина, летом заболел воспалением легких. Врач рассказала, что простудные заболевания среди работников в последнее время сильно возросли и виной тому, установленные, для поддержания в производственных цехах необходимой температуры, мощные кондиционеры, которыми заменили изношенные.  Она об этом информировала руководство предприятия. Матвей вспомнил как ему часто приходится, передвигаясь  по территории предприятия, чувствовать разницу температур в производственных  помещениях и на улице.

     После двухнедельного лечения в больнице, врачи рекомендовали Матвею соблюдать неделю постельный режим дома. Конечно полностью соблюдать режим ему не удавалось, накопилось немало мелких домашних забот. Вспомнив что после выходных нужно возвращаться на работу, Матвей решил навестить кладбище, где были похоронены его родители.

     Кладбище находилось  в десяти километрах от города. Рядом с территорией кладбища находился небольшой, но довольно глубокий, с неровным дном, заполненный водой карьер. Посетители кладбища водой из карьера поливали на могилах цветы. Местные мальчишки и многие посетители загорали и купались в нем. Матвей тоже иногда, после уборки оградки,  освежался в карьере. Сегодня стояла исключительно жаркая, безветренная погода и он вместе с супругой на жигулях отправились в путь. Впереди машины струилось марево от нагретого асфальтом воздуха, опущенные стекла дверок не освежали салон машины. Свернув на проселочную дорогу в сторону кладбища, Матвей обратил внимание на толпу, стоящих возле карьера, людей. Навстречу бежала, махая платком, знакомая по кладбищу женщина. Поравнявшись, женщина сбивчиво сообщила, что в карьере утонул мужчина, его уже вытащили из воды и так как отсюда нет возможности вызвать скорую помощь, необходимо ехать обратно в город. Матвей передал  руль машины супруге, а сам быстрым шагом поспешил к карьеру. На берегу лежало тело пожилого мужчины в черных домашних трусах. Рядом стоя плакали женщина и девушка - подросток, возле утопленника суетился не высокого роста парень. Чуть поодаль  в плавках  и майке стоял юноша,  который, как потом выяснилось, вытащил его из воды. Вокруг стояли люди и молча наблюдали.

      Матвей выдернул из рук плакавшей женщины старенький плед, сложил вдвое по длине и, расстелив на земле, один конец скрутил валиком.

      -Давно? – спросил он у парня.

      -Минут десять.

      Матвей хорошо знал, как оказать первую помощь утопленнику. Ему не раз приходилось работникам своего отдела проводить лекции по гражданской обороне, показывать на манекене практические занятия по сердечно – легочной реанимации.  Проверив внутреннею полость рта, он попытался уложить утопленника грудью на подставленное колено, чтобы наклонить голову и удалить воду из легких, но его вытянутые руки упирались в землю. Парень быстро поджал руки утопленника и Матвей, нажимая руками спину, начал встряхивать тело коленом. Потом вместе уложили тело на плед, запрокинув голову на валике.

      -Дыхание делать умеешь?

      -Попытаюсь, – ответил парень.

      -Платок, - обратился Матвей к толпе.

      Стоящая рядом женщина протянула цветастый карманный платок. Накинув платок на открытый рот утопленника, Матвей, надавливая сложенными крестом ладонями  его грудь, скомандoвал:

      -Вдыхай!

      Парень,глубоко вдохнув  воздух, через платок  с силой выдохнул его в рот утопленника, не зажав при этом ему нос. У утопленника видать был насморк и носовая слизь выплеснулась наружу. Парень брезгливо отпрянул. Матвей быстро снял свою футболку, очистил ею лицо от слизи и сказал:

      -Продолжай!

      Теперь парень выдыхал не так сильно и Матвей, продолжая толчками нажимать на грудь, процедил:

      -Сильнее!

      Продолжая чередовать выдохи с толчками, Матвей начал ощущать сильную усталость – сказывалась сильная жара и еще не полностью восстановившийся после болезни организм. Пот ручьем стекал по его лицу и он глазами начал искать среди толпы к кому обратиться за помощью. Остановившись на двух средних лет мужчинах, которые по-видимому  подошли недавно, попросил:

      -Помогите!

      Мужчины, переглянувшись, продолжали стоять. Потом один пробубнил:

      -Мы выпившие.

      Больше Матвей никому не обращался, хотя силы его полностью покидали, парень тоже заметно устал.

      Толпа расступилась пропуская машину скорой помощи. Медики в белых халатах с аппаратурой сгрудились над утопленником, на теле которого начали появляться пятна. Повозившись около пяти минут, медики, сделав укол, объявили, что мужчина мертв и они уже помочь не могут. При этом сказали что нужно дождаться милицию, которой они сообщат о происшествии.

      Матвей обратил внимание на плачущую жену утопленника и понял, что она слегка пьяная. По-видимому они вместе с мужем угощались алкоголем. Он хотел поговорить с парнем и с юношей,  но те уже растворились в редеющей толпе. Тело утопленника, покрытое простыней, оставалось лежать на берегу.

      Матвей выбросил испачканную футболку в стоящий у ворот кладбища мусорный ящик. Обнаженный до пояса, он подошел к автомобилю и, откинув заднюю спинку сиденья, полностью обессиленный расположился в салоне. Его не покидало чувство внутренней беспомощности, что не удалось спасти жизнь человеку. Одновременно его возмущало поведение людей, безучастно наблюдавших и не оказавших помощи. Он был почти уверен, что если стоящие рядом люди были бы неравнодушные, исход мог быть другим.

      К стоящему недалеко автомобилю подошли те двое мужчин, по-видимому с женами. Было видно что они находятся в приподнятом настроении. Весело болтая они не спеша уселись в салоне. Один из мужчин сел на место водителя  и автомобиль резво рванул вперед. Матвей, зажмурив глаза,  прошептал вдогонку:

      -Негодяи!