Плутократия. Памяти Андрея Будаева

Владимир Пономарёв Арс
                30 января 2024 Андрею Будаеву исполнилось бы 61 год.
                И, кажется, уже давно пришло время к написанию его
                биографии... 
                Я помню его появление в изостудии на ул. Архипова в
                1976 году. Он сразу привлёк моё внимание выбором 
                сложной натуры и какой-то неимоверной скоростью
                работы. Эти качества сохранились в нём до последних
                дней его жизни и творчества. Первыми его учителями
                стали Алексей Иванов (Майраслов), известный
                советский (чувашский) скульптор, и Владимир Киреев,
                талантливый московский график и живописец...
 
      В эпоху великих перемен и социальных катаклизмов, во времена падения нравов и деградации общественных систем, всегда находится человек, чей философский взгляд способен выделить в современном быте абсурдную суть происходящего. Такими были Иероним Босх, Питер Брейгель и Франсиско Гойя. Именно таким сегодня является российский художник постмодернист Андрей Будаев.
Его работы нельзя не заметить. Персональные выставочные проекты Андрея Будаева неизбежно становятся событием и политической и художественной жизни Москвы. Их сопровождает оглушительный успех в выставочных залах других городов России. Альбомы репродукций его картин моментально становятся раритетами. Их ждут те, кто внимательно следит за творчеством этого неординарного художника, который, несмотря на свой молодой возраст, вот уже четверть века не перестаёт удивлять нас своим острым видением современных проблем, покоряет всех своим мастерством и филигранной техникой. Их ждут: в смятении постоянные персонажи полотен и с надеждой новые поклонники его таланта, открывшие имя Андрея Будаева совсем недавно. Для него не существует закрытых дверей и недоступных кабинетов. Его выставки – это шокирующие экскурсии по коридорам власти, где на живую нитку пространства холста смётаны эпохи и страны, лица и имена, должности и "подвиги".
Персонажи его картин, занимаются привычными делами: принимают награды; пируют на бесконечных банкетах и обильных презентациях; маются сплином на берегах туманного Альбиона; усевшись на берегу Москвы реки, как бурлаки Репина, влекут белоснежный "министерский корабль" российской экономики в гавань ВТО; перекраивают лоскутное одеяло политической карты мира.
 
Сюжеты его картин креативны, насыщены неподражаемой иронией и навсегда западают в память. Они подобно народным сказкам поучительны и сакральны.
Вот премьер министр в импозантном костюме тореадора рискует жизнью на медвежьей корриде… Вот Петр I, указывая на обломки кораблей у ног "Гулливера в стране лилипутов", допрашивает пойманного с поличным великого грузинского скульптора, пытаясь понять, в каких родственных отношениях с Колумбом он (Пётр) находится. Вот, потягивая из кружки баварское пиво в маленьком берлинском ресторанчике, Штирлиц снова выходит на связь с… госпожой Меркель. Вот «над златом чахнут» кощеи от экономики. Вот, прямо с картины, вас пытается достать змеиным жалом дебелая марьинорощинская Медуза Горгона; тут усевшись на пенёк, думает о судьбах малых народов Начальник Чукотки, а здесь лечит от головной боли с помощью известного лекарства министр здравоохранения доктор Гильотен. А вот высоко над головами зрителей подобно Валькирии под музыку Вагнера парит на могучих крыльях одиозный и решительный Бэтмэн-губернатор…
Ходаки пришли в лондонский кабинет к… Еленину за спонсорской помощью на выборы! Искромётный Владимир Вольфович, подобно амуру порхающий у колен итальянской порно-дивы и его думский соратник, млеющий в объятиях украинской мадам Помпадур. Кремлёвский распорядитель Кожин, нарезающий праздничный пирог Санкт-Петербурга, и царственная Валентина Матвиенко, под восхищёнными взглядами подданных раскладывающая в витрине Северной Пальмиры своё приданное. Киндер-сюрприз и другой, незнающий сомнений, Ноздрёв из Нижнего Новгорода. Скучающий на ринге электрификатор, которому вместо боксерской груши подсунули «Яблоко» – все они и многие другие реинкарнировавшие и живущие в нашем времени персонажи, собранные вместе составили настоящий паноптикум – паноптикум Андрея Будаева!
Многие из представленных персонажей уже навсегда (?) покинули сцену, многие – всё ещё востребованы и мелькают в лучах рампы политического театра абсурда России, наполняют залы престижных кабинетов восковых фигур. Наверное, истинная роль того или иного политического деятеля, многим станет понятна только со временем. Однако, упреждая течение дел и событий, творческая мысль художника, нередко, провидчески характеризует тех, кто, закрыв глаза и уши, пишет сценарий человеческих судеб многомиллионного народа, суфлирует каждую реплику главных "героев" сцены и закулисы, питает воображение режиссёров нашей истории.

Творческий метод Андрея Будаева, с одной стороны, подобен реставрации шедевров немого кино, когда в лаборатории художника беспристрастно и бережно «озвучивается» история, с другой стороны, – это талантливый и оригинальный римейк вечных тем в рамках современных политических реалий российской плутократии. И именно это делает его полотна понятными миллионам зрителей, вдыхает новую жизнь в забытые сюжеты картин великих мастеров прошлого, позволяет глубже рассмотреть их героев через линзу современных пристрастий и опыта прошедших веков, срывает обветшалые хитоны и тоги античных героев, под которыми мы с удивлением обнаруживаем костюмы и платья от Армани. И наоборот: виртуозно владея скальпелем компьютерных технологий, Андрей Будаев препарирует нашу действительность, трансплантируя знакомые образы современных российских политиков в ушедшие миры и эпохи, реанимируя, казалось бы, давно отжившие сюжеты, и не боится за их судьбу – ведь в нашем мире, согласно Екклесиасту, всё возвращается на круги своя!
Полотна нового выставочного проекта Андрея Будаева как паруса наполнены крепкими порывами политических страстей, дыханием сиюминутных экономических веяний и вялыми дуновениями концепций развития общества. На них чётко прочерчены контуры будущих политических баталий президентских и думских выборов, где каждый лидер стремится занять выгодную позицию для атаки, ставит последнюю фишку (партбилет?) на игорный стол, или, протирая стёкла витрины Мавзолея, присматривает себе место почётного забвения.
Считается, что картинам, отображающим современность, предрешена печальная участь однодневок. И это может оказаться справедливым, если они не затрагивают «вечных» тем борьбы добра со злом; не пропитаны подлинными чувствами; не становятся сакральными символами эпохи. Если это… не картины Андрея Будаева, в которых заключены неподдельные «и боль, и слёзы, и любовь!»
Говорят, что скульптор в глыбе мрамора видит будущую скульптуру и ему надо только отсечь от неё лишнее. Может быть, художник тоже видит образы своих картин сквозь экран подрамника, а не проецирует их на холст как кино-проектор? Может быть. Однако, задачи, поставленные перед собой Андреем Будаевым, требуют титанических усилий: перед ним вместо куска мрамора лежит весь наш богатый на сенсации и парадоксы современный мир. И мир этот стремительно меняется! Надеемся – в лучшую сторону.


      Эта статья была написана мною 19 лет назад к альбому "ПАНОПТИКУМ", ставшему прелюдией к серии альбомов из 9-ти книг "МЕТАМОРФОЗЫ".
Андрей Будаев родился 30 января 1963 года. Умер он внезапно, 04 февраля 2019 года  в возрасте 56 лет выпустив свой 11-й альбом политического плаката ("ПЛУТОКРАТИЯ" 2018 г.). За последние 25 лет своей жизни он создал более 2000 политических работ и сотни "экологических" полотен. В 2019 году небольшим тиражом вышел его посмертный альбом "ГАЛЕРЕЯ" который можно считать 12-тым альбомом политических работ.
В 2006 году за активное участие в проектах восстановления Николо-Угрешского мужского монастыря и пропаганду православной культуры Андрей Николаевич Будаев был удостоен почётной грамоты Патриархии и награждён Патриархом Алексием II почётным знаком Святителя Николая.

P.S. Коллаж автора