Ты расскажи где и когда

Татьяна Вальдемар
Сегодня праздник...
Вертелись строчки у меня в голове. Я быстрым шагом  поднималась вверх по склону горы, с целью поскорее добраться до окопавшейся там средневековой крепости. Позади оставался Дунай, тихий и спокойный, поблескивающий на мартовском солнце. Это невероятное спокойствие распространялось на все вокруг. Как будто незримая пелена умиротворения накрывала причал, деревушку, людей, которые степенно протягивали кофе за столиками кафе,  у самого спуска на воду, ожидая парома, курсирующего от берега к берегу. К слову сказать, на том берегу реки была железнодорожная станция, окружённая небольшим населенным пунктом, и мне буквально минут пятнадцать назад пришлось пересекать Дунай поперек на этом самом пароме. Но в момент подъёма все это было уже впечатлением, хоть и недавнего, но прошлого, какие-то  минуты назад я была его частью, но вот перейдя дорогу и углубившись в лес на несколько десятков метров, остался только привкус. Все, что мы имеем на данный момент, это всего лишь привкус прошлого, перемешанный с предвкушением будущего, именно этот коктейль создаёт вкус настоящего, вкус жизни. А в голове по-прежнему вертелось:
Сегодня праздник...
Как-будто пленку заело. Через несколько минут бодрого подъёма к вершине по лесной тропе, я уже стала сбавлять темп, тропа оказалась крутой и, в некоторых местах, сложной к преодолению. Как выяснилось потом, это была не основная тропа, которой пользуются туристы, а протоптанная неизвестно кем и зачем, и даже не тропа, а тропка. Я была занята мыслями и не сразу заметила того, что мне ни кто не встречается  на пути, хотя туристов в этих местах предостаточно, но и осознав это, не придала особого значения.  Наверное, все остальные туристы ленивые и едут вверх на автобусе, с обратной стороны горы была асфальтированная дорога. «Мы лёгких путей не ищем!» - говорил внутренний голос, пропитанный самодовольством и совершенно не обоснованной гордостью. В какие только игры не играет с нами разум, застилая глаза отговорками, и чувством собственной важности, чтобы увести от очевидности: "Мадам, Вы попёрлись не туда!"- должен был кричать тот самый внутренний голос. А он припевал:
Берутся штурмом города…
И вот я иду на штурм крепости. Ей же до этого нет совершенно никакого дела, за восемьсот лет, хотя судя по преданиям, заложена она еще римлянами, так что может и больше восьмисот лет, чего только с ней не было. Она служила оборонительным фордом, королевским дворцом, тюрьмой, а также  излюбленным местом философов, художников и поэтов. Неоднократно разрушалась до руин захватчиками, но заново восстанавливалась. Есть байка, что сам граф Дракула провел в цитадели крепости 12 лет и там же умер. "Можно было бы придумать что-нибудь по правдоподобнее, - рассуждала я сама с собой, - вампиры не подвержены такой неприятности, как смерть, иначе зачем вообще быть вампиром, пить кровь, вместо вина, да и ночной сон это роскошь, как можно им пренебрегать без особой надобности». Хотя, мои знания вампирской жизни слишком скудны, возможно, я её недооценивала. Тут же в моем воображении стали всплывать картины с отрывками из фильма граф Дракула. «Вот прям самое время и место для этого», - подумала я. Лес вокруг становился гуще, а тропа совсем исчезла. Вообще, по более достоверным источникам, то есть согласно путеводителю, Валахии Влад Цепеш, ставший прототипом графа Дракулы, действительно был в заточении некоторое время в данной крепости, но после освобождения сражался, как военноначальник под знамёнами короля Матьяша, и был убит на территории современной Румынии.
Я же продолжала пробираться, по намёкам на тропу среди деревьев и кустарников, с рюкзаком за спиной, в котором лежал тот самый путеводитель, бутылка минералки и прочие необходимые при штурме крепости вещи. Шла по приборам, то есть просто знала, что мне наверх. И почему от меня не отстает это навязчивое:
Сегодня праздник...
Не только не отстаёт, но и продолжение не придумывается, тупик! Иногда четверостишие долбиться внутри головы, как неокрепший птенец в клетке, пытаясь выбраться на свободу, но куда и с какой целью лететь не знает, так и бьётся бестолково, пока не обретёт окончательную форму, превратившись в лирическое произведение, не всегда правда в оду журавлю, все чаще в стишок синичке. Ну, да главное отпустит и хорошо. А пока это не произошло, просто с ума может свести. Так разгребая бардак из исторических справок и сплетен, вычитанных о месте моего путешествия и припевая-приговаривая бестолковое четверостишие, половина пути была преодолена. И тут я окончательно поняла, что иду не той дорогой, то есть не напрямую вверх, а поднимаюсь через соседний холм, который примыкает к замковой горе, сделала, сама того не желая, нехилый крюк. Выбрав площадку для привала, откуда открывался прекрасный вид на реку и на противоположный берег, где горизонт убегал далеко за холмы, я вдруг неожиданно для себя поняла, что не за тем иду, чтобы посмотреть что там на верху, а за тем чтобы оттуда увидеть, то что мне не удалось разглядеть вблизи, то есть общую картину. Это, как в музее у полотен импрессионистов, вблизи ничего не понятно, какие-то странные мазки, но стоит отступить на пару шагов назад и проявляется прекрасное, быть может прекрасное, создаваемое самой  жизнью, нужно разглядывать тоже с небольшого расстояния, так как вблизи только обыденность, состоящая из непонятных мазков людей, деревьев, домов, транспорта и прочего, но начинает твориться настоящая магия состоит только позволить себе принять полную картину. И вот, уже небольшая железнодорожная станция, при выходе из электричке показавшаяся мне какой-то полузаброшенной, оказывается узелочком в огромной цепи железнодорожного полотна, деревушка внизу, ожерельем на шее горы, а холмы растягивают горизонт на необъятное расстояние.
После небольшого отдыха я отправилась далее, сквозь значительно поредевшие заросли уже проглядывали очертания крепости. Около получаса заняла оставшаяся часть пути, но все это время в моих мыслях была уже не крепость и ее история, а предвкушение того, что же мне откроется с этого венгерского Олимпа.
Сама крепость меня не разочаровала, в ней все как положено, средневековая атрибутика, рыцарские доспехи, залы с соответствующей обстановкой и прочее, прочее, уже тысячу раз описанное, нарисованное и сфотографированное, как любителями, так и профессионалами. Но я не могла оторвать взгляд от вида, открывающегося с обзорных площадок на территории крепости. И не могла понять, как же так, пока была внизу я и не подозревала, что меня окружает такая красота, наоборот, все казалось мне достаточно  примитивным, за исключением Дуная, в него я влюбилась еще в Будапеште, но остальное смогла разглядеть только поднявшись. Сколько же прекрасного, наверное, я пропускаю в своей жизни, вот бы научиться подниматься над всем происходящим, чтобы в любой момент, если не видеть, то хотя бы чувствовать красоту окружающей действительности.
Время неумолимо бежит вперёд и пора была спускаться, предстоял ещё длинный обратный путь в отель. К официальной тропе вела куча указателей. Она была совершенно другой, по сравнению с той тропой по которой я пробиралась утром. Спускаясь вниз, мне вспомнился один случай из прошлого. Это было где-то недалеко от Сочи, точное место уже не помню. Кто-то нам сказал, что не очень высоко есть прекрасная обзорная площадка на вершине одной из гор и указал примерное направление. Мы, закинув в рюкзаки бутылки домашнего вина и воды, не переодевшись, в лёгких кедах, шортах и маячках, то есть при параде не для лазанья по горам, пошли вверх по дороге. Шли длительное время, пока асфальтированная дорога не превратилась в грунтовую, со следами гусеничного транспорта, потом и грунтовая дорога закончилась и осталась небольшая тропа, да и она через несколько метров практически исчезла, можно сказать, что мы заново протаптывает ее, поднимаясь серпантином, хватаясь за кусты, каждый метр вверх давался не легко. Кое как мы все таки забрались на гору, действительно оттуда открывался прекрасный вид на хребет. Уставшие, перепачканные устроили привал. Пришлось потратить питьевую воду на умывание, жажду же мы утоляли вином. Благо до верха дожили пара литров «натурального продукта», так называла его хозяйка гостиницы, где мы остановились и регулярно затаривались. На юге настоящее домашнее вино пьется вместо чая. Воздух был невероятно вкусным, со специфическим запахом горных трав, уже немного подсушенных августом. Лежа под небольшим деревом, которое не особо хорошо, но все же защищало нас от солнца, активно поджаривающего все, до чего оно могло дотянуться, я ощущала невероятную легкость, состояние парения, несколько часов пролетели, как несколько минут. В мою память крепко въелись эти ощущения, иногда я жалею о том, что ленюсь писать дневники, потому, что многое стирается, под наступлением новых впечатлений, так сказать, перезаписывается. И были потом горы выше, подъемы сложнее, природа живописней, небо глубже и прочее, прочее. Не все сразу конечно, но вот то чувство парения пока ещё не стёрлось и не повторилось. Когда дело пошло к вечеру, мы стали спускаться. Но оказалось, что спускаться гораздо сложнее, чем подниматься, спуск был крутой, ноги съезжали вниз, и иногда было даже не за что ухватиться, чтобы не  пойти на  скоростной рекорд в слаломе без лыж и кувырком,  мой спутник увидев сухое, примерно двухметровое дерево с ветками, вырвал его с частью корня и только благодаря этому, мы преодолели особо крутой участок спуска, используя дерево, как якорь. Когда мы наконец-то спустились, то зашли в кафе у подножья, посетителей там не было, только хозяева. Они так странно на нас посмотрели, вероятно, сначала не поняли откуда эти два пыльных и чумазых существа. Когда же мы объяснили, они были очень удивлены. Умывшись и став более, менее напоминать цивилизованных людей, мы уселись за столик и заказали ужин. Хозяева устроились рядом и стали расспрашивать, как это нам удалось забраться, ведь мы совершенно не оборудованы для лазания по горам. «Вы бы ещё в пляжных шлепках пошли», говорил хозяин, видя наши кедики с совершенно плоской и тоненькой подошвой. Но наш рассказ их безусловно порадовал, чувствовалось, что они знают каждый метр, того пути, который мы преодолели. И тут хозяин сходил за бутылкой коньяка, мы проболтали с ними еще часа полтора, а то и два, и видать так их развлекли, что за ужин с нас денег не взяли.
Вот такие игры разума, он может за одну секунду перекинуть тебя из одной точки мира в другую, к людям и чувствам, которых давно уже нет, а потом, как ни в чем не бывало, вернуть обратно. Вдруг, ниоткуда всплывают давно забытые события, как молния сверкают, иногда даже обжигают, а потом опять исчезают в никуда и нельзя сказать вернуться они или сотрутся из памяти навсегда.
Я продолжала спускаться вниз, аккуратно и внимательно смотря под ноги, и тут догнала пожилую супружескую пару,  думаю, им было уже под семьдесят. Они молча стояли и что-то высматривали, слева от тропы. Я взглянула туда же, но ничего не заметила. Да и что там может быть интереснее того, что прямо передо мной. Вот они, те самые два мазка, на картине бытия, немолодые мужчина и женщина, ни чего особого - обыденность, но стоит немного отодвинуть восприятие, и за ними появляется целая жизнь, с любовью, страстью, радостью, счастьем, горестью и хлопотами. Может быть лет сорок назад, в один из таких же солнечных дней они впервые встретились,  поцеловались. В этом то и прелесть человеческого существа, что мы можем видеть больше чем есть на данный момент. Изначально этот механизм моделирования был дан нам природой в целях самозащиты, но развивая его человечество получило огромный бонус. Так видя предмет или человека мы можем вообразить его прошлое и будущее, хотя при этом не исключены ошибки, но это уже не важно. Все, что зародилось в нашем воображении, реально и живёт с нами, а иначе не было бы у нас ни литературы, ни философии, ни прочих прекрасных вещей, построенных исключительно для потребностей человеческого разума.
Так за рассуждениями я преодолела оставшуюся часть спуска и вышла к причалу. Казалось, ни чего, не изменилось, все также как и было здесь утром. Но какая-то невероятная значимость каждой секунды, каждого вдоха и выдоха, как-будто я аккуратно складываю полотно времени себе в багаж памяти.
Ты расскажи где и когда
Сегодня праздник...
Все ещё вертелись строчки в моей голове. Но впервые продолжением лирического начала стала проза.