А. С. Пушкин. XIX

Ольга Дэн
                Продолжение.

"Человек и его духовная сущность, отношения натурального с идеальным - вся Россия в этом,на этих же отношениях строится вся пушкинская поэтика."
                В.Непомнящий.

А.С.Пушкин писал:"Следовать за мыслями великого человека есть наука самая занимательная". Мы же проследим за мыслями известного литературоведа - замечательного пушкиниста, доктора филологических наук,председателя Пушкинской комиссии Института мировой литературы РАН Валентина Семёновича Непомнящего, чья работа исследователя жизни и творчества нашего русского гения  достойна огромного уважения и вдумчивого отношения к его выводам.
Чтобы понять, каков А.С.Пушкин В.Непомнящего, обратимся к его интереснейшему  и судьбоносному исследованию - книге "Судьба России", где автор объясняет, почему А.С.Пушкин был и остается центральной фигурой в русской культуре.
Автор книги считает, что Пушкин был дан нам для того,чтобы создать солнечный центр нашей истории,тем более культуры всей "нашей жизни...Пушкин порожден "революцией" ПетраI, целью которой было переделать нацию."
Россия ответила явлением Пушкина.С этого ответа на попытки перестроить её и начинается святая русская литература, наиболее ярким и внятным воплощением русского христианского идеала которой  стал А.С.Пушкин.
Пушкин стал преемником допетровской культуры в петровскую эпоху.Ему суждено было заново связать то,что ПетрI разъединил и разрушил,восстановить духовную родословную русской культуры - продолжить и вместе с тем обновить её.
Поскольку Пушкин - ось нашей культуры,то вокруг него и существует  некое "мнение народное", "пушкинский миф", в котором воплощаются наши взгляды на жизнь, на человеческие ценности, на наши идеалы.
Я приводила выше отношение истинных духовных пастырей к Пушкину поэту и человеку.Вспомним, что  А.Пушкин был просвещеннейшим  человеком своего времени, религиозным вольнодумцем, у которого с официальной церковью, тогда  не называвшейся православной, были в молодости сложные отношения. В.Непомнящий придерживается того же мнения, что и упомянутые выше владыки, что отношение к вере и её догматам поэт выразил художественно, как его воспринимало  самосознание народа. 
В.Непомнящий пишет:"Пушкин,не его творчество, а сам он как ЯВЛЕНИЕ - это дело Божие...Ни в одной культуре мира такой фигуры нет..."Далее литвед говорит о том, что у каждого человека свой Пушкин, что два века идут жаркие споры о том,какой он на самом деле.
Исследователь творчества поэта пишет:"Мой Пушкин это уникальное явление мировой культуры"...Пушкин в переводе недоступен...Тот,кто не знает Россию,не "может понять Пушкина, даже хорошо зная русский язык"...Позволю себе  заметить, что в детстве мы тоже находимся на подобном уровне, так сказать, на  самом простом - низшем уровне  знания нашей великой истории и творчества  поэта, которое  поэтому кажется нам простым и обыкновенным.
Вспомним "Божественную комедию" духовидца Данте Алигьери, прошедшего по всем кругам ада  и описавшего своё духовное видение. В  обычной жизни тоже  много  адских и иных кругов и их познания; чем более развитым, духовным, образованным и совершенным становится человек, тем большее  количество подобных кругов он может обозреть и пройти  на астральном, ментальном и физическом планах.С этой точки зрения  гениальный Пушкин был уникально многоплановым и высоко нравственным в своем творчестве,он обладал пророческим видением и предвидением в жизни,и с помощью этого дара  божьего сумел воплотить это в своих трудах. 
В.Непомнящий рассуждает в своей книге о русской духовности, которую никто не может толком определить...Пушкин похож на  русскую духовность...автор считает, что это "изначальное  христианство, не конфессия( православие), а много шире, оно распространяется на весь мир...Православное христианство - это этническое качество только России. Это трагедия мира.Католики и мы разные и верим по иному.У них главный  праздник - Рождество, а у нас - Пасха.У нас разный менталитет. Здесь на ум приходят слова Ф.Достоевского о Европе, что она давно стала  духовным кладбищем, что у тамошних христиан более приземленные требования к себе и жизни.
Выдающийся пушкинист пишет о том, что русские верующие люди глубоко понимают призыв Бога уподобиться ему - "Возьми свой крест и иди за мной!"У нас отсчет идёт от божественного идеала и цели жизни, и своего предназначения. Следует заметить, что без высокой морали и нравственности нет истинной духовности.На  данную тему характерно замечание великого  немецкого поэта И.Гёте:"Русская культура не приемлет разврат".
На Западе главная проблема: счастье или несчастье, а у нас понимание того, что живем в падшем мире и главная проблема:грех, вина и совесть.Автор любовно пишет о Пушкине - "Никто не написал:"Я жить хочу,чтоб мыслить и страдать" ...  "В этой строке истинное православие, вера, мироощущение" русского человека.По этому поводу приведу и слова известного философа Ф.Ницше:"Я обменял бы всё счастье Запада на русский лад быть печальным".
"Раскол христианства совершился...примерно тогда, когда Русь крестилась".В.Непомнящий констатирует:"...ни в одной культуре Нового времени не было такой гигантской, такой глубочайшей катастрофы, какая совершилась в России   18 века.Пётр I сделал попытку одним махом, сразу переделать всю нацию,переделать на католический и протестантский манер, ввести в употребление идеалы силы, успеха,богатства и т.д., а идеалы праведности и святости, проблемы греха, совести, покаяния вынести за скобки...Не окно было прорублено, а стена рухнула.И хлынуло оттуда всё,что могло".
Какие верные слова, идущие из глубины высокой души автора...В наше время нацию опять переделывают по Западному образцу...Чем и как ответил на проблемы русского мира "самый европейский их всех русских писателей," центральная фигура всей нашей культуры А.С.Пушкин?
Об этом просто, понятно и проникновенно доктор наук В.Непомнящий написал в книге "Судьба России",философски осмысливая великого А.С.Пушкина и его творчество,объясняя своим читателям современное значение русского пророка и гения.