18 конкурс танка -Времена года- приём заявок

Сад Рёандзи Конкурсы
**********************Дорогие друзья!******************************

******** Уважаемые авторы поэтического портала Стихи.ру!*************

                Предлагаем вашему вниманию

********* Восемнадцатый Конкурс японских пятистиший – ТАНКА.*******

******************** «ВРЕМЕНА ГОДА» ****************************



В японской поэтике бытует термин "послечувствование". Глубокий отзвук, рожденный танка, затихает не сразу. Чувство, сжатое, как пружина, раскрывается, образ, набросанный двумя-тремя штрихами, возникает в своей изначальной целостности. Способность будить воображение - одно из главных свойств японской лирики малых форм.
Короткое стихотворение (всего несколько слов) способно стать мощным конденсатором мысли и чувства. Каждое стихотворение - маленькая поэма. Она зовет вдуматься, вчувствоваться, отворить внутреннее зрение и внутренний слух. Чуткие читатели - сотворцы поэзии.
Танка, буквально "короткая песня", зародилась в недрах народного мелоса в глубокой древности. Её до сих пор читают напевно, следуя определенной мелодии. Танка - это всего пять стихов. Метрическая система танка предельно проста. Японская поэзия силлабична. Слог состоит из гласного звука или согласного в сочетании с гласным; таких комбинаций не очень много. Частые повторы создают певучую эвфонию. Танка содержит множество постоянных поэтических эпитетов, устойчивых метафор. Конечной рифмы нет, её с избытком заменяет тончайшая оркестровка, перекличка созвучий в начале и в середине стихов.
(из предисловия Веры Марковой к книге "Японские пятистишия. Капля росы")

     Танка (иначе вака или ута) – традиционный жанр японской поэзии, силлабическое пятистишие в размере 5-7-5-7-7 слогов. В конкурсе допустимо отступление от канона формы для 5-тисложной строки – 4-6 слогов, для 7-мисложной – 6-9 слогов. Тем не менее, форма 5-7-5-7-7 предпочтительна.

У ворот моих
На деревьях вяза спелые плоды,
Сотни птиц их щиплют, прилетев,
Тысячи собрались разных птиц, -
А тебя, любимый, нет и нет...

Неизвестный автор (перевод А. Глускиной.)

«По классическому канону, танка должна состоять из двух строф. Первая строфа содержит три строки по 5-7-5 слогов соответственно, а вторая – две строки по 7-7 слогов. Итого получается пятистишие в 31 слог. Это то, что касается формы. Обращаю ваше внимание, что строКа и строФа – разные вещи.
Содержание же должно быть таким. Первая строфа представляет природный образ, вторая – чувство или ощущение, которое вызывает этот образ. Или наоборот.» (Элена Элк)
Просьба внимательно ознакомится с условиями конкурса пятистиший – танка «Времена года».

I. Предпочтительна форма 5-7-5-7-7. Тем не менее, отступление от нормы не является нарушением. Но желательно не превышать на два слога в коротких строках и на три слога в длинных – 7-10-7-10-10.

II. Танка обязательна должна состоять из ДВУХ строф (не формальное деление пробелом). Первая строфа представляет природный образ, вторая – чувство или ощущение, которое вызывает этот образ.

III. КИГО – СЕЗОННОЕ СЛОВО. Обязательно наличие в конкурсном пятистишии сезонного слова.

Киго – это слово, указывающее на то, в какое время происходит
действие. Тема связи человека и Природы играет огромное  значение
во всей японской  культуре; смена сезонов – один из основных
мотивов в поэзии. Киго создает своего рода "природный фон",
помогающий прочувствовать хайку. Возможно как прямое указание
("зимний вечер", "конец лета"), так и косвенное. Например,
"сосулька" предполагает весну, "сбор винограда" - конец лета. В Японии  существуют специальные словари "сайдзики", где можно узнать, например, что "луна  в  дымке" означает весну. http://haiku.ru/frog/def.htm

Словарь русских КИГО – сезонных слов http://stihi.ru/2013/01/07/7485

IV.КАКЭКОТОБА – ПОВОРОТНОЕ СЛОВО (желательно)
Какэкотоба (кaкэ-котобa – «поворотное слово») – этот приём имел различные названия в разные периоды развития японской поэзии. Вариативность названий свидетельствовала о том, что каждая новая эпоха выдвигала на первый план новые функции и возможности этого приёма, но во все времена оставался способ построения какэкотоба: обыгрывание омонимии и полисемии слов.
Суть какэкотоба заключается в том, что в поэтическом тексте употребляется слово, имеющее несколько омофонов, таким образом, значение каждого из них участвует в создании особого смысла стиха.
Под омофонами при характеристике какэкотоба понимаются одинаково звучащие слова, независимо от того, есть ли между ними отношения семантической производности.
http://www.haikupedia.ru/

V. ЮГЭН (яп. «сокровенный, тайный, мистический») — эстетическая категория в японской культуре, обозначающая интуитивное, предполагаемое, нежели явное, очевидное восприятие сущности объекта (в основном, природы, иногда — произведения искусства). Обозначает скорее символическое восприятие явления природы или прообраза произведения. Входит в число Десяти форм прекрасного, описанных поэтом Фудзиварой Тэйка.
Одним из наиболее точных определений югэн можно признать танка Фудзивара Тосинари, создавшего своё учение о югэн в поэзии:

В сумраке вечера
Осенний вихрь над полями
Пронзает душу…
Перепелиная жалоба!
Селенье Глубокие травы.

Весь пейзаж стихотворения настраивает на ощущение пугающей и безысходной таинственности. Но у югэн много оттенков. Итогом восприятия югэн должно быть высшее гармоническое равновесие с миром.
Поэт Фудзивара Сюндзэй (1114-1204) назвал югэн перевоплощением моно-но аварэ, новым выражением неизменной красоты (би). Югэн - новая грань того многогранника, который вращается временем; на уровне форм каждый раз открывается лишь одна его сторона. В состоянии же покоя, абсолютного бытия, открываются все его стороны. Отсюда стремление пережить "красоту Небытия".
Югэн - это ощущение непрочности существующего, но поэты любили состояние "блуждания в неопределённости" (тадаёу). Если аварэ - светлое ян, то югэн - непроницаемое инь...
http://tkana.zhuka.ru/kama/ugan/

Все перечисленные условия должны учитываться конкурсантами только при голосовании. На конкурс принимаются все пятистишия близкие к форме 5-7-5-7-7.
===========================================================

1) Участие в конкурсе свободное и бесплатное.
От одного автора одно, два или три произведения.
Произведения, принимавшие участие в предыдущих конкурсах пятистиший-танка, приниматься не будут.
Произведение должно быть опубликовано на сайте Стихи.ру.

2) Оформление заявки на конкурс:
а) В рецензии в одну строку указывается –
Имя и фамилия (псевдоним),
Название(-я) произведения (-ий),
Ссылка(-и) на произведение (-я).
И в этой же рецензии обязательно текст(-ы) произведения (-ий).

После того, как произведение будет принято на конкурс, редактировать текст произведения нельзя.

б) Пример заявки.

Курума Такуми "грустная танка" http://www.stihi.ru/2012/05/28/6260

восьмую весну
вишня в саду не цветёт,
клонится к сливе,
молнией поражённой.
без тебя живу ли я?..   


Тексты, содержащие ненормативную лексику или признаки порнографии, а также тексты, имеющие в содержании признаки разжигания национальной, расовой либо религиозной розни не рассматриваются и к конкурсу не допускаются. Также, снимается с конкурса участник, уличённый в плагиате.

3) Приём произведений начинается 25 февраля до набора 30-35 заявок или до 5 марта 2019 г. включительно.

4) Голосование
а) Голосование для участников обязательное.
Голосование анонимное.
Оценки и комментарии конкурсант отправляет на почту ведущему конкурса

kuruma-takumi@yandex.ru

или через личное сообщение (предпочтительно) на странице Сад Рёандзи Конкурсы.

И одновременно пишет рецензию с сообщение, что письмо с голосованием отправлено.

Комментирование оценок:
обязательное комментирование произведениям, которым поставлен ПЧС,
2-3, которым автор поставил максимальные оценки и
2-3, которым автор поставил минимальные оценки
Комментирование остальных конкурсных произведений по желанию конкурсанта.

Участник обязан оценить все конкурсные произведения. За своё произведение участник не голосует.
Голосование для участников конкурса – дифференцированное.
От 3 до 9 баллов.
Где

3
4
5
6
7
8
9

Произведение не проголосовавшего участника занимает место в конце списка – «без места».
В голосовании участника конкурса не должно быть одинаковых оценок, такое голосование засчитываться не будет и нужно будет переголосовать. Как минимум три оценки должны отличаться (три – это, например «5» «7» и «8», а не, например, «5» «5» и остальные оценки «8»)

б) Голосование для гостей конкурса
Гость конкурса пишет рецензию, в которой выставлены оценки всем конкурсным произведениям.

Гость Конкурса голосует так же дифференцированно: от 1 до 3 баллов
где
1
2
3

Пример.
1) 2
2) 1
3) 2
4) 3
И т.д.

Оценки выставлять нужно только в рецензии.
Гость конкурса по желанию может прокомментировать свои оценки – ТОЛЬКО в замечании к рецензии.
Гость конкурса так же может отметить ОДНО понравившееся произведение – приз читательских симпатий – пчс – после оценки.

в) Приз зрительских симпатий – ПЧС.

Каждый участник и гость конкурса может выделить особо понравившееся произведение, указав после имени участника и названия произведения – ПЧС.
Конкурсное произведение, получившее наибольшее количество ПЧС, получает дополнительно 2 балла. В случае если два и более конкурсных произведения набирают наибольшее количество ПЧС, то каждое конкурсное произведение получает 2 балла.

Сроки голосования будут определены дополнительно.

5) Система определения призёров конкурса

Победитель, призёры и распределение мест будут определяться по медиане и дополнительным показателям –
1) количество баллов, полученных от участников конкурса,
2) ПЧС,
3) количество баллов, полученных от гостей конкурса.

"Медиана - средний показатель в ряду чисел. Медиана для ряда из N чисел х1 х2 ..., xN находится следующим образом: поставьте числа в возрастающем или убывающем порядке их значений. Если N является нечётным числом, то медиана является центральным числом, (N+1)/2 (независимо от того, с какого конца считать). Если N является чётным числом, то медиана определяется как среднее для центральной пары, т. е. N/2 и (N/2)+1 (как и в первом случае, независимо от того, с какого конца считать). Медиану всегда можно рассчитать, независимо от того, является хi положительным числом, нулём или отрицательным числом".
+++++++++++++
Прошу учитывать то, что система подсчёта по медиане НЕ ОЦЕНИВАЕТ стихи, а только определяет наиболее показательную оценку, полученную конкурсантом.
+++++++++++++
В случае равенства медианы у двух и более участников
а) более высокое место занимает участник, у которого больше баллов, полученных от конкурсантов.
б) Если количество баллов от конкурсантов одинаковое, то занимает более высокое место участник, у которого больше количество ПЧС.
в) Если равен и этот показатель, то более высокое место занимает участник, у которого больше баллов полученных от гостей конкурса.
г) Если равен и этот показатель, то конкурсанты занимают одно место.

************************************************

Сроки голосования будут определены дополнительно.

************************************************

По итогам голосования будут объявлены победители и призёры конкурса.
1 место – 700 стихобаллов
2 место – 500 стихобаллов
3 место – 300 стихобаллов
4 место – 200 стихобаллов
5 место – 100 стихобаллов

Ведущий конкурса Курума Такуми.

Первый пост для вопросов ведущему.
http://stihi.ru/rec.html?2019/02/25/10833


****************************************
Маленькая просьба. Жмите на "понравилось", когда пишете рецензию, чтобы через рейтинг узнавали о конкурсе.
Будет больше читателей, будет больше участников.
Спасибо!