Обзор зимнего тура от Сергея Пагына

Литературный Фестиваль Рунета
Стихи рассматривались в анонимном порядке.

Для начала скажу, что это не первый мой обзор стихотворных текстов на стихире. Практически в каждом я писал о том, что я люблю и ищу в стихах, и думаю можно кратко повторить хотя бы основные мысли по этому поводу:
1. Воздух, простор и прозрачность
2. Ясность и целостность основного посыла
3. Попытка прорыва в иное состояние мира
Все остальное вторично, и говорит, скорее, о степени «мастеровитости» того или иного стихотворца.

В качестве примера приведу одно стихотворение удивительного нашего современника Юрия Казарина:

***
Где очень больно, там светло,
а здесь темно и небывало.
Я спал и думал: всё прошло,
а оказалось — всё пропало.
 
Удушье снов, удушье слёз —
до немоты и полной муки
произносить большой мороз
и в нем клубящиеся звуки.
 
У этой музыки твои
зрачки сиреневые... Боже,
и ледяные соловьи
без оперения и кожи...

Небольшое, простые слова – и прорыв в другое бытийное измерение. Настоящее чудо, что тут скажешь?! Высший пилотаж!

Откровенно говоря, в лонге я не нашел ни одного текста, приближающегося к этому уровню поэтического мастерства и волшебства.
Довольно много просто хороших текстов, но большинство их перенасыщено метафорами, среди которых не продохнуть, тексты часто неоправданно многословны. Порой авторы начинают говорить главное, возникают высота и напряжение, а потом – раз, и уходят в сторону, не выдержав первоначально заданной силы и высоты. Стихотворения сникают, мысль начинает петлять, а иногда просто заканчивается какой-либо общепоэтической (точнее, общелитературной) банальностью.
Чистое ясное, как морозный день или звездная ночь, поэтическое высказывание, обнаженное («без оперения и кожи»), вызывающий душевный озноб…. Не нашел такого… Возможно, что-то упустил, плохо искал. Не знаю… Наверное, сам виноват.

1 Светлана Тимашева
Десять пустырей
http://www.stihi.ru/2018/11/22/4218

Сильный ветер стал аскетом, учится молчать,
Скрыто солнце – словно кем-то сорвана печать.

Время смутное барыжит под звездой Полынь,
У домов снимает крыши, двери и полы.

Клуб в распятой глухомани чудом уцелел...
Тут живёт Карташка Маня – там вдовец Олег.

Об иванушках да марьях дребезжит стакан.
Затянула выси хмарью серая тоска.

День в смирительной рубашке сник и постарел.
От Олега до Карташки – десять пустырей.
------------------------------------------
Думаю, что слово «аскет» здесь не совсем уместно.
Почему время «барыжит» не совсем понятно, или точнее – не очевидно, что «барыжит», и при этом у домов снимает крыши, двери и полы.
«Смирительная рубашка» как-то выбивается из этого образа заброшенной опустевшей деревеньки. Не из этого она мира.
Тем не менее, стихотворение зацепило, обратило на себя внимание, наверное, наличием пространства в себе в отсутствие времени. Это мне показалось интересным.

5 Ольга Домрачева
Красный яр
http://www.stihi.ru/2018/06/06/6108

*
где большие воды ломают лёд,
раздвигают прочь временные глыбы –
часовые боги, сойдя в испод,
правят света ссадины и ушибы.

*
не ходи в апреле на красный яр,
не топчи зазря ледяную сукровь -
там отвесный ветер впадает в ярь
от невнятных стонов и пришлых звуков.

и ломает косточки ивняка,
обнажает в глине тугие жилы.
там внизу река и вверху река –
вороная смерть, слюдяная жизнь ли.

*
Вот так стоишь на яру, согревая в ладони камень,
дышишь на него, будто бы жизнь вдыхаешь.
Смотришь вниз: тонкая кромка бурьяна
взлохмачена ветром, его порывы нарастают.
Под ногами чавкает снег, перемешанный с глиной.
Длинный день на излёте.
Вокруг ничего лишнего –
только вода,
лёд и вода.

Делаешь шаг назад,
размахиваешься –
камень скользит в полёте.
Тут же про него забывая, думаешь о важном:
"Небо впадает в Иртыш или наоборот?

В тебе просыпается Гераклит, но ты ему перечишь:
«Нельзя обмануть время? Да ладно!» –
шагаешь вперед.
Яр позади, а ты идешь, как плывешь. Выпрямляешь плечи.
Ветер трубит на все лады,
а в тебе река говорит, она сквозь тебя протекает.

Вдруг в уши яростно врывается свист,
звук усиливается.
Ты балансируешь.... качае...

Просыпаешься.
Тыльной стороной руки
вытираешь со лба испарину,
В окне белеет апрель, неласковый, хмурый.
Сокрывшийся в облачной раковине солнечный аммонит
не лезет в глаза своими щупальцами – хоть это радует.
Говоришь: "Ну что ж, доброе утро".
Сон уплывает. Вздрагиваешь, стряхивая с себя
его колкие ледяные чешуйки –
время выбираться из постельного кокона.
И тут ощущаешь – в ладони зажато что-то холодное.
Разжимаешь.
И видишь камень.
----------------------------------------------
Появление камня в конце мне удалось предсказать.
Первые три строфы, как я понимаю, вступление к основному действу, которое не произвело на меня большого впечатления именно своей образной размытостью. И, собственно, я не увидел в нем особого приращения смыслов и  образов, кроме камня в ладони.
«Сокрывшийся в облачной раковине солнечный аммонит
не лезет в глаза своими щупальцами – хоть это радует»
Слишком вычурно, и разрушает естественность говоримого.
А вот первые три хороши, а посему беру его в шорт.

6 Аня Сироткина
Не затем ли?
http://www.stihi.ru/2018/10/26/8436

видишь, облако лакает
чайных сумерек улун.
где-то прячет лунный камень
неба лунный нибелунг.

лист отстал от листьей стаи
и уснул в сырой стерне.
то, что нас не убивает
вряд ли делает сильней.

день давно идет на убыль,
чей-то стих идет на ум,
дождь отснял четвертый дубль
и колотит наобум.

как же можно солнце, лето,
неба светлую печаль
видеть в каждом, но при этом
за собой не замечать.

занавешу неизвестность
у излучины зимы
и во мне не будет места
ни для света, ни для тьмы.

не затем ли завтра снежность
белой грустью налетит,
чтоб укачивать, и нежить,
и баюкать у груди...
------------------------------------------
В целом произвело приятное впечатление.
Озадачило название – к чему оно такое, так и не понял.
И первая строфа с улуном и нибелунгом показалось слабоватой.
А так достаточно ровное, не напрягающее (в негативном смысле))) повествование.

12 Александра Герасимова
зерно ещё зерно
http://www.stihi.ru/2018/12/01/8094

зерно ещё зерно
так много зёрен
в единый миг
едва ль перемолоть
покуда всякий встречный
иллюзорен
моя ладонь –
томление и плоть

и всякое движение
и нервность
и вычурность
и выспренность рывка
настолько приблизительны
примерны
насколько может быть рукой
рука

сожми схитри
чтоб ловко ухватиться
пороговая видимость
метель
иди на звук просевшей половицы
на скрип не перемасленных петель

в конце концов на голос
на отзвучье
на отголосок прожитого дня
покуда всякий встречный не изучен
моя ладонь –
встревоженность
броня

сверкают на плацдарме эполеты
стены несущей не щадит сверло
покуда всё минует без приметы
и всякое замылено стекло

озимый грунт
не перестудит зёрен
дверных петель не сменится регистр
покуда всякий глуп и смехотворен
моя ладонь –
продел пустивший корень
проснись в ней
прорасти
уберегись
--------------------------------------------
В общем, хорошо, и размытость несущего образа оправдана сквозным ходом времени и пространства, ветром, метелью, и остается идти на звук, на скрип, на голос, на отголосок. Есть порыв, и он здесь ощущается.
Единственное, я не понял строфы:
и всякое движение
и нервность
и вычурность
и выспренность рывка
настолько приблизительны
примерны
насколько может быть рукой
рука
Даже не столько строфы, сколько последних двух строк.  Почему рукой рука может быть лишь приблизительно и примерно? Как-то мудрено очень…

20 Алена Рычкова-Закаблуковская
Колодец
http://www.stihi.ru/2018/12/10/5439

Когда в колодце кончилась вода
Он возомнил себя первопроходцем.
Декабрь стоял, стояли холода.
Дымы стояли, заслоняя солнце..
Он вниз скользил, вычерпывал песок
И каменюки.
До той поры, пока подземный сок
Не брызнул в руки.
А после никнул стылою спиной,
Всем зябким телом
Ко мне в ночи, что к той печи,
Чтоб отогрела.
Подумалось: из темной полыньи
Отца и брата
Так вынимают.. Теплились огни
И я горбато,
Как птица нависала над птенцом.
Под утро он порозовел лицом.
А мне с тех пор повеяло покоем.
Как будто сердце стало ледяное.
-------------------------------------------
«Он вниз скользил, вычерпывал песок» – не совсем удачно, понятно, что оно одно действие следует за другим, но, наверное,  одной запятой, их отделяющей, недостаточно.
Да и вообще, по собственному жизненному опыту знаю, что колодцы обычно чистят в теплое время года, а не в лютый декабрьский холод. Как-то жестоко это – мужика своего любимого зимою чистить колодец отпускать. Шучу, конечно, но эта бытовая ситуация слегка меня озадачила. Хотя кто его знает – возможно, в этом была острая необходимость.
Но в нем есть тайна и волшебство, и финальные две строки замечательные.

23 Анна Германова
Если снег не приходит...
http://stihi.ru/2018/12/30/269

Если снег не приходит — приходят последние сроки.
Нет ни в чём белизны — парусит на верёвке бельё,
и берёзы безглазые спят, и бранятся сороки,
всё никак не поделят гнездо на «твоё» и «моё».

Что за свет непрямой, исподлобья, беспамятно-серый,
налегает всей силой на крыши, моргает совой,
нарушает баланс меж сомнением, страхом и верой,
окунает в бесснежье своё как в купель с головой,

отпускает листать придорожных кустарников святцы,
воробьиным пером через сумрак совиный лететь,
возноситься, и падать, и помнить, что нечем держаться,
разве воздухом строк и дыханием спящих детей.
--------------------------------------------
Относительно ясное стихотворение с хорошим финалом.
Не очень мне понравились «безглазые» березы (пусть даже они спят), эпитет неубедительный и необязательный
Свет, моргающий совой, и через несколько строк опять же «совиный сумрак», - тоже не лучшее решение. 
Да и словосочетание «нарушает баланс» в данном контексте – как-то уж слишком сухо звучит.

31 Лана Степанова
Гражданская оборона
http://stihi.ru/2019/01/01/5668

Когда завыли сирены, я была дома одна.
Завыли сирены,
и сразу не стало дня.
Только что было светло на улице,
осталась одна темнота ужаса.
Первая мысль: что делать?
мне, гражданскому населению
при этом вое тревоги, то есть ее объявлении?
Фамилию препода ГО помню –  Лещик,
хриплый голос и очки помню.
Что делать, забыла.

Вторая мысль (мне совестно, что вторая):
дети в школе! Может быть, добегу, успею
обнять, соврать, что всё хорошо или будет когда-то.
Я сумею.
Если что-то совсем плохое, то лучше вместе.
Господи, что же это?!
Ядерный гриб, всемирный потоп, удушающий газ,
день Помпеи с пеплом, летящим сверху?
Ах, да! Я же читала в газете «Час» –
12.00, плановая проверка.

Уффф...
Из сердца вынули гвоздь,
солнце вернулось, куда надо.
И злость зудела на проверяльщиков,
и радостно было, что всё не взаправду.

Ночью пришёл папа. Ко мне редко приходят родители.
Он говорил, кажется, про гражданскую оборону.
Был скуп на слова, как при жизни,
но убедителен.
И вдруг:
— Хочешь знать, как мы тут ...? –
прошелестел нездешнее слово,
похожее на цветок с косточками внутри,
по смыслу «живём», только наоборот.
Я знала, что скажет правду, и попросила:
— Не говори.
-------------------------------------------
Когда я выше написал, что ни один текст лонга даже не приближается к уровню стихотворения Казарина, то, кажется, ошибся, сделав скоропалительный вывод. Как ни странно, но это приближается, хотя исполнено в совершенно иной стилистике и манере, кстати, не очень мне близкой. И, тем не менее, страшное стихотворение, очень хорошее. Как будто еще чуть-чуть всмотришься в него, и все станет понятно о жизни, смерти, любви, одиночестве. Вечности…

32 Ас Пупкин
Марья теперь у пристани
http://www.stihi.ru/2018/11/06/362

Марья сидит у пристани и вспоминает многое,
к солнцу веснушки выставив, небо ладошкой трогает.
Марья рисует зарево, облако леденцовое,
вывела блики карие на' реку пританцовывать.

Делает мысли явными, стелет мазками осени:
вот у воды две яблони рыжие кудри сбросили,
вот карамельной рыбиной солнце ныряет в заводи,
следом из речки прыгает на руки к богу заново.

Вот золотистым выделен дом на заречной улице,
где у крыльца родители Марьей не налюбуются.
Мама ей гладит волосы: “Что с озорницей станется?”
Молвит отец вполголоса: “Полно, вернулась странница”.

Только у Марьи в белое краски с годами выцвели
и постепенно сделалось время голодной птицею,
ищет проворней кочета в прошлом моменты свежие,
клюнуть немного хочет, но выклюет, будто не' жили.

Марья уже не папина, Марья уже не мамина,
стёрто былое набело, разум затмило марево,
но неизменно рано ли, поздно ли сердце верное
вновь возвращает канувших в осени сорок первого…
-------------------------------------------
Хорошее стихотворение, музыкальное, ясное и горькое…
Не очень понравились «леденцовое» облако и «карамельная рыбина солнца». Перебор по-моему, можно было бы обойтись и без этих сладостей в описании прошлого.

35 Светлана Илларионова
Навсегда
http://stihi.ru/2019/01/17/5160

Не открывая сонных глаз,
не угадаешь время суток.
Пищат приборы битый час,
лежишь и ждёшь: наступит утро,
придут врачи и сообщат,
что дальше будет всё в порядке,
что интенсивная палата
с тобой прощается сейчас.
Что больше к ним ты – ни ногой,
ни на минуту, ни на йоту,
и что в ближайшую субботу
отпустят навсегда домой.
 
На "раз-два-взяли" – и легко
всего один медбрат поднимет,
и как ребёнка приобнимет.
А ты – ни в чём и босиком –
вдохнёшь его халата запах.
И так захочется поплакать,
уткнувшись в сильное плечо.
-------------------------------------------
Произвело впечатление. Очень точно и лаконично передана атмосфера и ощущения автора, чувствуется, что это пережитое.
И финал пронзительный:
И так захочется поплакать,
уткнувшись в сильное плечо.

41 Molniya
Зимнее
http://www.stihi.ru/2005/01/13-731

Внутри перчатки чутко спит лиса.
И лес, и луг, и плёс, и небеса,
Все тихо спят в перчатке меховой.
Все ждут весны. Оставлена рукой
Ее частица теплится внутри.

Им снится снег, им снятся снегири,
В ветвях рябин пушащие перо.
Им снится льда сверкающий сироп
В густой воде. Белесых мотыльков
Метельный лёт. И, где-то далеко,
Мы словно проступаем в этом сне...

И плавится на солнечном огне
Январский айсберг в блестках из фольги. 
И темнота сиянию нагих
Сплетенных тел не может дать отпор.
И льется свет в полоски между штор -
Прозрачным маревом, настойчив и кудлат,

Любовно гладит пальцы льсьих лап,
Проталинами манит лес и плёс.
Сновидцы забывают про мороз,
Бросаясь в снах искать чудесный клад -   
Источник небывалого тепла.
Найти и не морозить больше щек!
Найти и не бояться больше зим!
Но, наш мирок не интересен им.
Искать тепла у нас какой расчет?!

Раз мы не спим!
-------------------------------------------
Неплохое стихотворение, а первые две строфы вообще хороши – атмосфера русской сказки, приближение к волшебству. Но далее все разрушается.
И плавится на солнечном огне
Январский айсберг в блестках из фольги. 
И темнота сиянию нагих
Сплетенных тел не может дать отпор.
Это уже из другой «оперы». Понятно, что так и было задумано, но мне это не понравилось, особенно строка «Январский айсберг в блестках из фольги». Такое ощущение, что автор на секунду потерял чувство слова и контекста, ибо слова «айсберг» и «фольга» тут совсем чужеродны.
И все же – в шорт, ибо заинтересовало.

48 Геннадий Руднев
А жить - не поздно
http://stihi.ru/2009/11/28/5629

А жить – не поздно. Поздно быть другим,
искать, уже найдя. Не верить, что нашел, и…
И нарезать круги, и нарезать круги,
не находя, где ждут у двери без защелки.

А быть – не поздно. Проще – проморгать
и заблудиться там, где солнца выше крыши,
и не услышать, не увидеть – лгать,
что здесь никто не видит и не слышит.

Не жертвовать – служить, как жить, одной
любви, взахлеб ее глотая жадно.
И молча лечь на дно с прямой спиной:
налево- плавники, направо – жабры.

И подгребать по зову. Подгребя,
понять, что опоздал. И вот тогда-то
сменить бы веру в самого себя,
исправить дату и уйти в солдаты.

И встать на караул у двери той,
и не пущать таких же правоверных,
как сам, к тебе. Да и тебе самой
всех запретить кроме себя, наверно.

И сочинить про то любовный гимн.
И петь сквозь зубы, слыша из-за двери,
что кто-то влез в окно и стал другим.
А жить – не поздно, если очень верить.
---------------------------------------------
Есть в этом стихотворении нерв, высокая энергетика, и это хорошо.
Единственное, очень уж резкие и неожиданные метаморфозы:
И молча лечь на дно с прямой спиной:
налево - плавники, направо – жабры.(?)

И через две строки:
сменить бы веру в самого себя,
исправить дату и уйти в солдаты.

И тут же:
И сочинить про то любовный гимн.

Мне кажется, это расшатывает внутреннюю структуру стихотворения.
И, тем не менее, - в шорт.

49 Евгений Войцековский
Как глубок Ахерон
http://www.stihi.ru/2009/10/03/3456

Как глубок Ахерон…  Или просто ты спишь наяву?
Подплывает Харон, и кивнув на свободное место,
безучастно молчит. Рядом с лодкой весло, на плаву
оставаясь, скрипит, с чуть заметным подобием жеста

шевелясь на волнах. Отказаться не сыщешь причин.
Да, похоже, пора – хоть и страшно, признаться на совесть.
Очень жаль, что потом не дозваться – кричи не кричи –
остающихся здесь… Что за странная помесь

между явью и сном? Между ними увидеть черту
невозможно пока, но поможет простая примета:
вдруг, очнувшись в толпе, не обол ощущаешь во рту,
а меж пальцев пятак, опускаемый в щель турникета.
-------------------------------------------
Интересное стихотворение.
Только не совсем понятно такое смирение и готовность ЛГ сразу же сесть в харонову лодку. Как-то уж слишком быстро и немотивированно он приходит к выводу: да, похоже, пора… Мне, как читателю, захотелось предыстории)
Ну, и конечно, рифма Ахерон-Харон – не блеск, чего уж там…

Итак, мой шорт:
1 Светлана Тимашева «Десять пустырей» http://www.stihi.ru/2018/11/22/4218
5 Ольга Домрачева «Красный яр» http://www.stihi.ru/2018/06/06/6108
6 Аня Сироткина «Не затем ли?» http://www.stihi.ru/2018/10/26/8436
12 Александра Герасимова «зерно ещё зерно» http://www.stihi.ru/2018/12/01/8094
20 Алена Рычкова-Закаблуковская «Колодец» http://www.stihi.ru/2018/12/10/5439
23 Анна Германова «Если снег не приходит...» http://stihi.ru/2018/12/30/269
31 Лана Степанова «Гражданская оборона» http://stihi.ru/2019/01/01/5668
32 Ас Пупкин «Марья теперь у пристани» http://www.stihi.ru/2018/11/06/362
35 Светлана Илларионова «Навсегда» http://stihi.ru/2019/01/17/5160
41 Molniya «Зимнее» http://www.stihi.ru/2005/01/13-731
48 Геннадий Руднев «А жить - не поздно» http://stihi.ru/2009/11/28/5629
49 Евгений Войцековский «Как глубок Ахерон» http://www.stihi.ru/2009/10/03/3456

О нашем эксперте:
СЕРГЕЙ ПАГЫН
Родился в 1969 г. в Молдавии, в г. Единцы. Окончил филфак Бельцкого пединститута. С 2000 г. - главный редактор регионального издания «Норд-инфо». Автор пяти книг стихов. Дипломант Международного поэтического конкурса имени Н. С. Гумилёва «Заблудившийся трамвай» (2010). Лауреат премии «Молодой Петербург» (2011). Победитель Международного поэтического интернет-конкурса «Эмигрантская лира» в номинации «Неоставленная страна» (Бельгия, 2012/2013). Член Ассоциации русских писателей Республики Молдова.
http://www.stihi.ru/avtor/serghei69