Меркадерное

Docking The Mad Dog
        Подзаголовок:
        Товарищ Меркадер навещает
        товарища Троцкого в Мексике


– Товарищ Троцкий? Лев Давидович?
Я очень рад, давно мечтал...
Как жаль, что раньше мы не виделись,
попели б Интернацьонал,
попили бы текилы с лаймами...
Как жаль, что раньше я не смог.
Был увлечен туризмом, Альпами.
Вот, кстати, гляньте – альпеншток!

Хрясь!

Только всё пошло неправильно.
Мой ледоруб меня подвёл!
У Льва, наверно, череп каменный!
Охранник сбил меня на пол
и бьют по почкам и по печени,
а Лев кричит: "Наддай! Ещё!
Не убивать! Он покалеченный
расскажет нам, расскажет всё!"

– Ну, что могу вам порассказывать?
Я Жак Морнар. На этом всё.
Что толку бить и кровь размазывать?
А ледоруб – ок, вошёл!



       02.03.2019
___________
      * Хайме Рамон Меркадер дель Рио (1913-1978) также известный как Рамон Иванович Лопес – испанский агент советских органов госбезопасности, известен как убийца Льва Троцкого, за что был приговорен и провел в тюрьме 20 лет. Удостоен звания Героя Советского Союза в 1960 г.

      Из воспоминаний Хосе Сандоваля о разговоре в 1960 г.:
      – Ты, наверное, уже в курсе, что я тот самый убийца Троцкого?
      Конечно, я спросил:
      – Как же ты мог пойти на такое?
      И он начал рассказывать, как сильно колебался, терзался сомнениями, прежде чем согласиться, но потом все-таки решился.
      Разговор завязался вокруг того, что Рамон посетовал на бессонницу, на то, что каждую ночь он в ужасе просыпается от воспоминаний пыток, перенесенных им в мексиканской тюрьме. Как я понял, каждое утро, день за днем, его поднимали в определенный час и подвергали пыткам, заставляя назвать свое настоящее имя. Я думаю, что это было его незаживающей раной. Также он говорил, что чувствует приближение нового инфаркта. Я точно не помню, похоже, что раньше он уже перенес один или два. Жаловался на судороги в ногах... на постоянное беспокойство. В общем, его психическое и, я бы сказал, физическое состояние было плохим. Подводя черту под нашим разговором, он произнес:
      – Ладно, в конце концов, что было, то было, собаке – собачья смерть.
      ...
      Мне кажется, есть некоторые детали, указывающие на то, что в действительности Рамон был фанатиком. Я убежден, что только фанатизмом можно объяснить или оправдать перед самим собой убийство другого человека, вернее, физическое уничтожение несогласного с тобой. Похоже, что именно это как раз и происходило или произошло на определенном этапе жизни с Рамоном Меркадером.  Но сразу же хочу добавить, что он был сложной натурой, потому что, вопреки всему сказанному, Рамон Меркадер оставался человеком очень чистым, деликатным, отличавшимся своим воспитанием, говорившим на нескольких языках. Он, вне всякого сомнения, мог сыграть в жизни большую роль, сделать что-либо по-настоящему важное. Во всем этом заключается глубокая раздвоенность личности Рамона Меркадера. Я и тогда, и годы спустя не переставал задаваться вопросом, как стало возможным, что человек, обладающий всеми этими достоинствами, человек исключительной чувствительности и доброты оказался способным на убийство, на жестокое убийство такой фигуры, как Троцкий... или любого другого человека...
      А. Меркадер, Г. Санчес. Мой брат убил Троцкого. М., "Кучково поле", 2011. С.187-191.

      * Лев Давидович Троцкий (псевдоним, также: Перо, Антид Ото, Л. Седов, Старик и др. Имя при рождении – Лейба Давидович Бронштейн, 1879-1940) – революционный деятель XX века, идеолог троцкизма – одного из течений марксизма.