Статья - Мастер-класс по вокалу 2019

Эдуард Рольгайзер
Общие понятия: Статья - 1

Вокал – от латинского голос или звук, точнее это звукоизвлечение или пение, 
где голос звучит подобно музыкальному инструменту. Существует три основные техники, - это академическая, эстрадно-джазовая и народная техники вокала,
не считая суб-техник, к которым относятся например гроулинг и скриминг, так называемые – экстремальные.

На личном вокальном опыте, я попробую в пяти статьях описать и сформулировать в кратце данные вокальные техники и их особенности. Любая из вышеперечисленных техник базируется на дыхании, точнее на опоре дыхания и специальных вокальных  упражнениях (распевок), также других, таких, как упражнения на дикцию и артикуляцию.

Певческое или грудо-брюшное дыхание, отличается от нормального дыхания, при певческом, - расширяется и поднимается диафрагма, при этом живот надувается,
как барабан, это – на вдохе, после идёт звукоизвлекаемый выдох, где живот втягивается, а диафрагма опускается. Таков основной принцип. Таким образом тренируется правильное певческое дыхание, на котором ставиться голос и, как правило на базе академического вокала, основы основ. Занятия вокалом лучше проводить, два или три раза в неделю и не более 60-90 минут за урок.

Вокалист – это настоящая  музыкальная профессия, связанная с пением, то есть исполнением разнообразных  вокальных партий; участник какого-либо вокально-инструментального ансамбля, в котором данный участник исполняет вокальные партии.
Лидер-вокалист - это участник музыкального коллектива, исполняющий преимущественно ведущие вокальные партии. Бэк-вокалист – это участник музыкального коллектива, исполняющий дополнительные, гармонические вокальные партии на заднем плане.

В основном певческие голоса подразделяются на мужские и женские;
К мужским относятся – Тенор, Баритон, Бас.
К женским относятся - Сопрано, Меццо-сопрано, Альт.
Также существуют еще и дополнительные, узкопрофильные голоса.
Пение – это вокальное искусство, которое возникло из глубокой древности,
в нём соединяются, эмоции, смех, плач и другая гамма чувств, особенная энергия культивирует вокал на гораздо новый мировой уровень.

Вокал – это выражение человеком своего настроения отпечатанного в голосе, оно развивается и становится предметом особого искусства. Благодаря пению, речь, в соединении с ним, производит особенно сильное, захватывающее действие на человека. Для вокала, как искусства необходимы правильная, натуральная постановка голоса и техническое вокальное развитие. Вокал применяется не только в соло, но и в совместном исполнении (дуэт, трио, квартет, квинтет). Также различается пение хоровое, и ансамблевое, а также пение солистов с хором. Русская вокальная школа очень популярна и востребована во всём мире!

Академический вокал: Статья - 2

Академическое или классическое пение, является основным и ведущим при постановке голоса по специализированному обучению вокальной технике, оно  представляет собой оперное и камерное направление, данный жанр отличается друг от друга, но не существенно, где принцип пения и подача остаётся корнем и фундаментом классического звукоизвлечения.

Особенность пения  заключается в следующем; при данной методике преследуется,
так называемая вертикаль (артикуляционная позиция мимических мышц лица),
где звук округляется и идёт, как бы сверху – прикрыто, при этом необходимо следить за правильным певческим дыханием, которое я описывал в предыдущей СТАТЬЕ-1.

Например, при оперном пении, прикрытость гласных  и выведение звука более глубже, чем например при опереточной технике, это могут быть современные арии или романсы, при этой ситуации, гласные больше открываются и дикция становится внятнее и понятнее для слушателя, своего рода получается микс(вертикаль+горизонталь), но принцип классического пения при этом сохраняется. Такие вот основные особенности классического вокала.

Вокальное развитие при правильном преподавании, путём специальных и систематических  вокальных упражнениях на дикцию, артикуляцию, распевки (вокализы), всё это во-первых, ведёт к расширению диапазона вокалиста, во-вторых, краска тембра голоса улучшается, прогрессирует и подчеркивается своей индивидуальностью и в-третьих, сила голоса становится мощнее.

Природный голос и абсолютный слух, являются хорошим трамплином для старта в мир музыки и вокала, ведь любой алмаз требует огранки, и когда он развивается и прогрессирует, мы можем видеть конечный результат – бриллиант, но нет конца совершенству, нужно плыть против течения, не смотря на разные преграды и испытания, следуя своему заданному курсу и цели, ставя перед собой всё новые и интересные задачи, в этой тяжелой и ответственной работе на благо себе, и даря другим людям настоящее искусство, которое называется - владение голосом!

Эстрадно–джазовый вокал: Статья - 3

Эстрадно-джазовая техника пения, пожалуй самая популярная во всём мире,
она зародилась в США и известна больше, как поп-вокал, в России же появилось понятие, как эстрада или эстрадный вокал.

Эстрадное пение - наиболее приближённый к разговорной речи и естественному звукоизвлечению вид вокала. В эстрадном вокале используются следующие приёмы: расщепление (хрип, рок-вокал), драйв, субтон, обертоновое пение (горловое), вибрато, глиссандо, фальцет, микст, йодль и штробас.

Особенности выведения звука заключается в следующем; преследуется горизонталь, гласные и согласные – чёткие и почти утрированные, звук – открытый,  сохраняется при этом, так называемый эстрадный оскал, пение происходит на улыбке, так же, как и в академическом вокале, важно помнить о правильном певческом дыхании, который я подробно описывал в СТАТЬЕ-2.

При добавлении,  к правильному пению,  чувств и эмоции,  с глубоким пониманием текста, повышается и улучшается общая картинка восприятия песни и передача слушателю или зрителю заданного настроения до самого его сердца и души, - это является среди вокалистов одним из маленьких секретов  в успехе и карьере на певческом пути. Как показывает вокальная практика, есть и свои хитрости в данной области, например, закон сцены говорит; пой - весёлые песни с грустью, а грустные с радостью и получишь своего рода - магический результат.

Существует большое количество, по всему миру, эстрадных школ и студий вокальных, конечно стиль преподавания отличается друг от друга, но принцип остаётся основополагающим для эстрадного вокала.

При гармоничном сочетании; сценического образа - фактуры, сценических движении, актёрского мастерства, владение голосом и микрофоном, где фон заряжен танцевальной труппой,  живым музыкальным коллективом с бэк-вокалом, отличным свето-лазерным шоу и качественным звуком – всё это говорит о настоящем профессионале своего дела и о высоком его профессионализме, своего рода,
- это икона музыкального совершенства, в мире шоу-бизнеса!

Народный вокал: Статья - 4

Народный вокал или фольклорное пение, уходит своими корнями ещё в глубокую древность,  оно может быть, как сольное, так и хоровое, особенные различия же от академического или эстрадно-джазового пения на лицо.

В фольклорной манере исполнения есть свои индивидуальные особенности и своя школа современного народного пения; как и в эстрадной стилистике идёт горизонтальная позиция, но звук выводится гораздо более открыто, так называемый – белый звук, базирующий на горловом пении, опять же не стоит забывать о правильном певческом дыхании и других вокальных рекомендациях описанных мной в предыдущих СТАТЬЯХ.

Данная  вокальная школа в настоящее время, довольно популярна и имеет своё эволюционное развитие, существуют такие направления микса; как фолк-поп,
фолк-рок, фолк-металл и многие другие вокальные симбиозные техники. Мы видим,
как меняются при этом, в ритме со временем иные музыкальные тенденции, - это заметно в музыкальных аранжировках и в обработке звука в музыкальных студиях,
в исполнении певческого материала, а также позитивное культивирование в этом направлении музыки.

Перспективное восхождение на музыкальный олимп, путём новаций и прогресса в этой сфере очевидно, с учётом изменения музыкальной конъюктуры и повестке дня, открывается новый уровень в фолк-музыке и в народном пении на ближайшее время.

Народное пение интересно и многогранно, представляет собой целые народы, их индивидуальную и самобытную культуру, разные племена, населяющих нашу планету, по фольклору можно не только изучать их историю, но и другие аспекты из жизни малых и больших народов, того или иного региона, через язык музыки и народного творчества, который понятен всем и каждому, и который не нуждается в переводе.

Понимание же  прекрасного и прикосновение к истине, все её  минорные и мажорные настроения передаются нам через музыку, через пение, и мы при этом становимся ближе те только к друг другу, но и к окружающему нас миру, где  добро, счастье, тепло и любовь разлетаются через века по всей нашей необъятной вселенной, даря нам свет и надежду на долгие лета, во имя созидания и процветания на благо настоящего искусства, имя которому музыка.

Экстремальный вокал: Статья - 5

Экстремальная техника вокала, делится на два основных вида, - это гроулинг и скриминг, эти техники успешно применяются в альтернативных музыкальных течениях, такие, как хард-рок, панк и металл, готика и так далее.

Особенности заключаются в следующем; гроулинг (рычание или рык) – это прием пения c расщеплением связок в некоторых экстремальных музыкальных стилях, скриминг же  (кричать или крик)  - это вокальный приём, основанный на технике расщeпления, применяется часто в экстремальных металл направлениях и их подвидах.

Правильный скрим можно охарактеризовать как крик, или скорее, хрипящий вопль с очень высокой тесситурой, а неправильный звучит как визгливый крик.

Скриминг используется вокалистами-мужчинами, но есть и исключения.

Грим (мрачный или зловещий) – это вид скриминга, звучащий более сипло и низко, спокойнее, чем типичный скриминг, без истеричности, по способу извлечения схож со штробасом, напоминает чтение мрачных заклинаний и создаётся исключительно вибрацией связками в расслабленном состоянии. Высоко звучащий грим с более сильным напором воздуха, напоминающий карканье вороны (карканье), можно услышать у вокалистов норвежских блэк-металлических групп.

Шрайк (вопль) – это разновидность экстремального вокала, напоминает сорванный голос или вой волка, делается с меньшим расщеплением связок, чем при обычном скриминге.

Фальцет-скрим или в простонародье вампирский скриминг – это очень высокий летящий визг, по технике представляет собой расщепление связок на фальцете.

Скримо – это разновидность экстремального вокала, звучит как истеричный крик, по технике извлечения схож со шрайком, делается на голосовых связках, путём форсирования фальцета.

Харш (хриплый) – это разновидность скриминга, напоминающего скорее просто высокий и очень агрессивный хриплый крик.Фрай-скриминг или фолскорд (ложные связки) – это приём экстремального вокала, в котором необходимый звук достигается за счёт форсированного сипа на расщеплённых ложных связках.

В готике и металле широко применяется сочетание мужского гроулинга и высокого чистого женского вокала, в последнее время получает распространение женский гроулинг, таких жанрах, как метал, часто используется сочетание гроулинга и скриминга, причём в некоторых группах оба вокальных приёма используются одним и тем же вокалистом. Появляется также всё больше вокалистов, использующих и гроулинг, и чистое пение, в основном, в жанре – метал, гроулинг часто используется в сочетании с другими экстремальными приёмами звукоизвлечения (scream, guttural, pigscream, squeal). Гроулинг можно назвать диафрагмальным басом, данный вокальный приём основывается на пении на опоре от диафрагмы при сильном выдохе воздуха из низа живота с дальнейшим расщеплением ложных связок, - так достигается эффект рычания, в силу физических особенностей гроулинга звук получается весьма низким по тону, близкая техника используется в стиле тувинского горлового пения - каргыраа. У людей, недавно начавших использовать гроулинг, часто наблюдаются болевые ощущения в области гортани, которые со временем проходят, сказывается неправильное звукоизвлечение, при неправильной постановке дыхания, то есть при частом вдохе-выдохе слишком большого объёма воздуха возможно головокружение. Со временем некоторые певцы, использовавшие и гроулинг, и чистый вокал, делают выбор в пользу либо одного, либо другого, опасность полностью лишиться голоса очень велико, при данной технике вокала. Пагубное влияние гроулинга на вокальные данные певца весьма условны, так как при правильном гроуле голосовые связки не участвуют в звукоизвлечении, и имеют место лишь при неправильной технике звукоизвлечения, излишнем напряжении, различных вирусных заболеваниях, болезнях горла.

Гуттурал (гортанный или горловой) – это вокальный приём в брутальном металле, воспроизводящийся вибрационным напряжением связок на вдохе, также встречаются названия - кишечный вокал, булькающий гроул, грантинг (хрюканье), данный приём может исполняться, как на вдохе, так и на выдохе, - настоящий эксхейловый гуттурал, на выдохе, - считается достаточно редкой и сложной вокальной техникой. Его часто путают с гроулингом, но гуттурал отличается иной техникой получения звука, крайне низкой тональностью, характерным утробным бульканьем, практически всегда исполнитель поёт гуттуралом без текста, но есть вокалисты, поющие и тексты.

Автор статьи – Эдуард Рольгайзер
(материал частично был взят и отредактирован с сайта: https://ru.wikipedia.org)
Все авторские и смежные права защищены законом РФ И ФРГ!