Адель

Евгения Давыдянец
Рецензия на стих Веры Балясной http://www.stihi.ru/2019/03/12/1930
Климт. Портрет Адели Блох-Бауэр II

**********************************
Осыпана золотом эта модель-
Адель!
Взгляд томный ее глубиною задел -
Адель!
И губ ее красных сжигающий хмель-
Адель!
А руки белы и изломаны - снег и метель-
Адель!
О тайнах ее знает только постель-
Адель!
Не только художник, ей славу поет менестрель-
Адель!
С иконой злаченою Климт проводил параллель -
Адель!
Цариц Иудейских великих в ней видел удел -
Адель!
Летит в бесконечности ей восхищения трель -
Адель!

****
Портрет Адели Блох-Бауэр относится к золотому периоду в творчестве Климта. В 1903 г. во время поездки по Италии художника вдохновили богато украшенные золотом церковные мозаики в Равенне и Венеции, древний язык которых он перенёс в современные формы изобразительного искусства. Он экспериментировал с различными техниками живописи для того, чтобы придать поверхности своих работ новый облик. В дополнение к масляной живописи он использовал технику рельефа и позолоту.

Натуралистично изображены только лицо, плечи и руки. Интерьер вместе с развевающимся платьем и мебель лишь обозначены, переходя в орнамент, становится абстрактным и не даёт никакой пространственной ориентации, что отвечает колористической гамме и формам, используемым Климтом в 1898—1900 гг. По характеристике Александра Гениса[4], эта «декадентская икона» изображает

утонченную до болезненности деву с прозрачным лицом и изломанными руками. Климт видел в ней новую Венеру, а вышла старая Европа, умирающая от пресыщенности. Не зря её худое тело укутывает шлейф прежних увлечений, убранный символами полузабытых вер и царств, — Крит, Египет, Византия, Габсбурги…