Сеятели

Надежда Якушева 2
                Наташа в детстве мечтала стать балериной. Откуда это в ней зародилось? Телевизора у них не было. Может быть, у соседей когда-то увидела на экране балет? Они звали Наташу в гости, потому что их дочка Маша, чёрненькая кудрявая девочка, была её одноклассницей. Она ещё и хорошо училась. Маша носила пышные капроновые банты. У Наташи таких не было. Она, молча завидуя, помогала скручивать ленты в небольшие рулончики, чтобы на утро банты не были помятыми, и всегда заходила за подружкой, девочки вместе шли в школу. Машин папа – казах, бывший лётчик, в настоящее время шахтёр, сказал: «Чтобы Маша не опаздывала!» Повзрослев, Наташа поняла, что, жалея, соседи по утрам подкармливали её, слабенькую девочку баурсаками и поили вкусным ароматным чаем с молоком. Почти каждое утро Наташа прибегала за Машей, а вечером посмотреть кино. У них был маленький телевизор, на экран которого сверху прикладывали разноцветную плёнку и всё, что видели, казалось ярким, иногда не совпадающим с естественным цветом предметов. Плёнка была трёхцветной: нижняя полоса зелёного цвета, средняя жёлтого, а верхняя голубого. Там Наташа узнала, что такое балет. Дома включала радио и, подражая, бежала и подпрыгивала: руки-ноги в стороны. Ей казалось, что ещё чуть-чуть выше и взлетит. Потом целый год ходила во дворец культуры в танцевальный кружок, где одна девочка кружилась на пуантах, и Наташа восторженно любовалась, как она стоит на пальчиках. Смущённо попросила разрешения потрогать их, носочки пуантов показались ей белокаменными. Вскоре руководительница потребовала для занятий купить чешки. Мама резко отказала в просьбе, и Наташка долго плакала. И перестала мечтать и летать.
                В первом классе у неё была очень строгая и требовательная учительница. Один раз Наташа нечаянно заглянула в тетрадь соседки по парте. Валентина Андреевна подошла и ткнула лбом: «Вот твоя тетрадь и не смей ни к кому заглядывать!» Дети засмеялись, а у Наташи на правой стороне лба осталось чернильное пятно. Было стыдно перед всеми и после уроков побежала домой: пока мама не увидела, долго оттирала фиолетовый отпечаток. Мать, конечно, заметила, когда на лбу появился синяк. Взволнованно спросила:
                – А это что такое? Кто тебя стукнул? – девочка побаивалась мать и тонким дрожащим голоском прозвенела:
                – Валентина Андреевна лбом об парту постучала. Я не виновата! Я ничего плохого не делала!
                На другой день мать пошла в школу и долго разговаривала с учительницей, та извинялась и обещала никогда больше не дотрагиваться до девочки. Наташа с того самого момента испытывала чувство стыда, понимая, что собственноручно натёрла синяк на лбу, тщательно удаляя следы от чернил. Благодаря первой учительнице окончила два класса с отличием. Потом пришла выпускница школы, был дефицит в преподавателях, и успешные девушки стали учителями. Она была юная и красивая, Наташа с подружкой подражали её походке. Учительница слегка косолапила и им казалось, что так ходить очень модно.
                К пятому классу Наташа перечитала уйму книг. С книгой пила, ела, спала, из библиотеки шла читая. Библиотекари не верили, что за три дня прочитывала три книги и просили пересказать. Удивлялись. А Наташа читала с фонариком под одеялом.
                И в пятом классе к ним пришла рыжая красавица Нелла Ивановна, учительница русского языка и литературы. Все восхищённо наблюдали за ней. Была ли она каштановой от природы? Возможно, да. Нелла Ивановна стала любимой учительницей Наташи и влюбила её в свой предмет. За диктанты – одни пятёрки. А ей, по-видимому, тоже нравились любознательные и старательные девочки.
                – Наташа, хочешь вместе будем учительницами? – доверчиво попросила Нелла Ивановна.
                – Да, хочу! Я хочу быть учительницей! – радостно встрепенулась Наташа.
                Скорее всего, Нелла Ивановна была замужем и не хотела нести тетради домой. Она ненадолго задерживала Наташу, и они вместе делали проверку. Вот тогда девочка и решила стать преподавателем русского языка и литературы. И немудрено!
                Вспоминала Наталья учителей и думала: какой бы предмет она захотела вести? Только не физику! Полная сытая учительница физики всегда на уроке ела беляши, заставляя в это время читать учебник. Из-под стола были видны её толстые, свободно растопыренные ляжки. Она жевала и жевала, а все голодные дети глотали слюну.
                Потом ещё была учительница математики, классная руководительница. Сколько раз, объясняя материал на доске, она писала, стирала, путалась и снова писала. Наташа ничего не понимала и поэтому не любила математику. Однажды, наверное, это был День шахтёра, они с сестрёнкой шли на остановку, так как приехали на праздник в центр города. Сестра сказала:    
                – Посмотри, это твоя учительница идёт?
                – Да, это наша классная. Она.
                – Смотри, она же пьяная, шатается!
                – Может, она заболела! – заступилась Наталья, жалея свою учительницу. «Классная» действительно была хорошим, добрым человеком, и девочка не понимала, почему она в праздник вдруг зашаталась. Повзрослев, Наташа поняла, что учителя – тоже люди, но они всегда должны быть начеку, потому что являются примером для детей.
                А потом преподавать ботанику пришла её троюродная тётя, маленького росточка, с тихим, бесцветным голоском. Она казалась белой бабочкой, случайно залетевшей в класс. Урок казался скучным, но приходилось вести себя спокойно и скромно. Было неинтересно, и Наташа решила, что это – никакой предмет.
                И вдруг появилась пышнотелая красавица, учительница физики. Все любовались её серыми-серыми огромными глазами, её длинными волосами, которые короной переплетались на голове. Она казалась королевой, царицей, и имя ей было – Екатерина. Все сразу безмолвно и безоговорочно влюбились, и физика стала одним из лучших уроков.
                После восьмого класса Наташа твёрдо решила поступать в педагогическое училище. Была она в то время обычной, начитанной девочкой с хорошими отметками по гуманитарным предметам. Круглолицая, светлоглазая, симпатичная, с русыми волнистыми волосами. Подружка, татарочка Роза, с медной, густой, как моток проволоки, гривой собралась в горный техникум. Что её заставило передумать? Видимо, старшие братья пророчили ей более успешное будущее. Как удачно сложилось, а то за компанию чуть было не сдали документы вместе. «Конечно, это не моё! В горном техникуме надо было учить математику – очень сложный для меня предмет», — рассуждала Наташа.
                В их группу в педучилище сразу приняли четверых парней, трое из которых ушли с первого курса, разочаровались. И в памяти остался третий курс, на котором обычно все расслабляются. Наташа сидела за вторым столом с Иришкой и Давыдом. Давыд – по национальности немец, стройный, красивый, высокий. Сначала, конечно, всем нравился, а потом стал подружкой. Самое смешное, что девчонки гоняли его по группе, он скакал через столы, как молодой олень. Однажды классная собрала группу в кино, а мама не дала денег Наталье. Это очень унизительно: признаться, что тебе не дали какие-то десять копеек! Наталья поругалась с матерью:
                – Мам, ты никогда не даёшь мне деньги, это мелочь, будто разбогатеем из-за неё. Ты получаешь на меня пенсию, могла бы и дать! Просто ты – жадная!
                – Я – жадная? А ты попробуй, поживи на эти деньги! Не понимаешь, что вам надо есть, одеваться? Забери свою пенсию, ходи в кино, сколько хочешь, хоть в театры! – и мать выбросила Наташе деньги, пенсию за отца.
После этого Наталья пришла в педучилище и написала заявление, чтобы ей отдали документы. Первую бумажку порвали однокурсницы, узнав, что подруга бросает учёбу. Со второй сражался друг Давыд, отозвал в сторонку и тихонько как подружка подружку спросил:
               – Наташка, ты что, беременная что ли, учёбу решила бросить?
               – Ты что, Давыд, дурак что ли? – оскорбилась Наталья.
               – А с чего это ты собралась училище бросать, у нас только беременные уходят?
               – Да с матерью поругалась, денег не даёт даже на кино, которое копейки стоит.
               – Это ты, Наташка, дура. Посмотри на мои штаны: они у меня единственные, скоро развалятся по швам. Видишь, дырки даже есть. А давай пойдём с тобой работу поищем. Пусть труд нас облагораживает!
                И пошли они на следующий день в ресторан. Там их приняла очень добрая понимающая директор, женщина в возрасте, которая, пожалев студентов, предложила им приходить каждый день на четыре часа и вдвоём чистить картошку. Получалась ставка на двоих. Директор педучилища, прознав ситуацию, назначила Наташе стипендию. А Давыда в ресторане сразу полюбила молоденькая официантка, она покупала газировку и угощала студентов. Повар Ольга Карловна подкармливала горячими беляшами и даже наливала им с собой по баночке солянки. Наталья в первый раз видела такой вкусный суп, в котором плавали чёрные сливы. Она не знала, что бывает первое блюдо солянка, и это вовсе не сливы, а маслины. Вечером в ресторане играл ансамбль. Когда студенты слышали вальс, скидывали куртки и фартуки, выходили в зал и порхали под музыку в фигурном вальсе. Они очень любили танцевать, а официантки любовались их лёгким, воздушным кружением.
                Студенческая жизнь ещё больше укрепила в любви к филологическим наукам, потому что в педучилище была самый лучший педагог Ида Ивановна, такие и должны быть преподаватели: аккуратные, ухоженные. Ида Ивановна – пример для подражания, всегда была с причёской, в строгом платье. Миниатюрная куколка с распахнутыми серо-зелёными глазами Ида Ивановна открыла чудесный мир литературы. Она прекрасно знала свой предмет, была эрудированной и очень грамотной. Начиная с третьего курса, Наталья обленилась, потому что работала, и всё, что слышала на лекциях, рассказывала по памяти. На всю жизнь запомнились слова любимого педагога:
                – Ох, Наташа, Наташа, ты такая умница, с прекрасной памятью, но из-за своей лени навряд ли чего добьёшься. Лень губит людей. Кем ты мечтаешь стать?
                – Ида Ивановна, я очень люблю читать, наверное, пойду учиться на библиотекаря!
                – Подумай лучше! А то придётся всю жизнь пыль книжную глотать и вытирать, ведь есть много других, интересных профессий, где нужна грамотность. Подумай хорошо.
                И Наталья сразу расхотела быть библиотекарем. После третьего курса она перестала работать и благополучно окончила учёбу, в дополнение к диплому получив документ на право преподавания русского языка и литературы в пятых и шестых классах. Самые способные девушки поступили в институт на филологический, в их числе была и Наталья. По распределению всех отправили работать по деревням, заранее припугнув: кто не отработает два года, того лишат диплома.
                И начались уроки русского и литературы в сельской школе. Наталье сразу выделили домик, внутри которого был стол, два стула, железная кровать и печка. По вечерам хулиганили мальчишки и местные парни: в дверь непрерывно и монотонно что-то стучало. Наташа знала, что так шутит сельская молодёжь. Она тихонько подходила к двери и громко и строго спрашивала: «Кто там? Что вам нужно? Прекратите это безобразие!» Однажды, набравшись смелости, резко открыла: за дверью не было никого, только к ручке на верёвочку была привязана гайка, которой можно было управлять на расстоянии.
                Сидит как-то Наталья Ивановна, проверяет днём тетрадки. Опять стук в окно. Не отводит взгляда: «Ну сейчас-то я подгляжу, кто этим безобразием занимается!» Опять стук. И вдруг перед окошком появляется страшная рогатая морда, которая утробно мычит: «Му-у-у-у…»  Да и местные парни, подвыпив, несколько раз стучались в дверь, чем очень пугали Наталью. В общем, весело было! Пожила там Наталья до холодов, пока природа радовала глаз: деревья в засыпающей, облетающей красоте, кристально-чистый воздух, утренняя бодрящая свежесть. Похолодало, печку топить нужно, дрова заканчиваются, да и скучновато, собралась и уехала. Детей, конечно, было жалко, но что поделать? Сразу появилась в институте.
                – Здравствуйте! Я приехала забрать документы, так как разочаровалась в этой профессии и решила поступать в юридический, – бодренько оттараторила заранее придуманный текст.
                – Да вы что, девушка, даже не попробовали у нас поучиться, тем более с отличными отметками.
                – Спасибо, нет! Я решила сменить профессию!
                – Очень жаль. Ну, если не поступите, возвращайтесь, мы вас по старым оценкам примем.
                Наталья забрала диплом и, радостная, устроилась преподавателем русского язык и литературы в другую деревню, ближе к дому. Если бы вышла замуж, то осталась бы, но из декрета вернулась учительница начальных классов, а работы для неё не оказалось. Она была замужем за местным парнем и прибежала уговорить Наталью:
                – Наталья Ивановна, пожалуйста, уступите своё место! У меня муж и ребёнок. А вы в городе работу найдёте. Здесь мой дом.
                – Да ладно, без проблем, – согласилась Наташа.
                Директор школы – хороший человек, но частенько учителя замечали у него и жены между зубов какие-то обрывки зелёных листочков. Оказывается, они были любителями выпить, и, чтобы не подрывать свой авторитет, по утрам жевали лавровые листочки, уничтожающие запах перегара. Педагоги между собой посмеивались. Директор предложил Наталье: «Наталья Ивановна, может, сжалитесь, освободите место учителя русского языка? Всё-таки вы – одинокая девушка и городская, дома работу найдёте, а   у них семья, ребёнок!» Наталья не любила спорить, да и добрая была. Тут же к ней пришла счастливая благодарная учительница и написала на чистом листочке: «Директору средней школы №... Заевление.» Наташа пожалела своих детей, собрала вещи, книги и отправилась автобусом до дома.
                Приехав, без проблем устроилась в училище библиотекарем. Ей очень нравилось читать во время уроков и замещать заболевшего педагога, рассказывая девочкам об известных писателях, поэтах и киноактёрах. Очень часто вспоминала Иду Ивановну, её высказывание о лени, которому в дальнейшей жизни стремилась не соответствовать. Наталья понимала, что учитель – пример для подражания и старалась быть похожей на любимую учительницу, тщательно следя за внешностью. 
                Давыд после окончания училища уехал в Хабаровск и там получил высшее образование. Он очень любил танцевать и стал танцовщиком. Из Натальи, к сожалению, балерина не вышла, но высшее педагогическое образование она получила, навсегда запомнив слова Николая Некрасова: «Сейте разумное, доброе, вечное! Сейте! Спасибо вам скажет сердечное русский народ!»