По конк. Прикосновение любви. Лучшее

Творческая Мастерская Алкоры
http://www.stihi.ru/2019/02/01/1760 - Конкурсная страница
http://www.stihi.ru/2019/03/13/6194 - Итоги конкурса

Впервые за много месяцев заявки на этот конкурс не только активно подавались, но и собрались в нужном количестве. Любовная тема - простая, думала я: у кого из нас на страничке нет любовной лирики? Поэзия началась со стихов о любви и только после этой темы начала развиваться в  других темах и жанрах! Порадовало меня и обилие новых имен: почти половина участников мне не знакома - ранее в конкурсах ТМА они не участвовали. И это тоже приятное событие: нам нужен приток новых авторов, новых стихов и новых стилей их написания...

 Увы, на этом список моих "радостей" исчерпался. Из 70-и принятых на конкурс стихов я почти не нашла тех, что меня всерьез зацепили содержанием - не просто техникой, а еще и эмоционально зацепили, были бы о чем-то пережитом лично, нии настоящим, а не выдуманном! Я не знаю, как это происходит, но при чтении любовной лирики я всегда чувствую, где описано реально переживаемое чувство, а где есть только красиво закрученные фантазии о любви или вообще не про любовь, а про нечто другое - банальное описание мимолетной страсти, влюбленности,  эгоистического желания обладать или ощущать себя любимым, то есть о чувствах, где есть только игра эмоций, но нет желания служить другому.

Хорошо еще, если это, что "нелюбовь", хорошо выписано: и правильным русским языком, и языком поэзии! Такое произведение хоть и не отзывается в душе (потому что надумано), но хотя бы радует формой изложения - красиво! Досадно обнаруживать другое: строки с банальными высказываниями о любви, с перечислением желаний или огорчений, где рифмуется напрямую, сообщаются факты и мнения, изложенные почти без авторских находок - без поэтических приемов речи. И даже если к технике у судьи конкурса нет претензий, то на поэзию такие "чистенькие" рифмовки совсем не тянут.

Оказывается, любовная лирика - это очень трудный жанр! Для меня это в какой-то степени оказалось открытием, потому что я давно - очень давно! - не проводила на ТМА конкурсов о любви, считая, что у каждого есть слишком много стихов на эту тему, и потому я замучаюсь выбирать лучшее из лучших. Но авторы лучших стихов о любви почему-то на данный конкурс придти не захотели...

А как можно и нужно писать о любви? Если она - настоящая, если она - всерьёз, а не для красного словца и не зов одной только физиологии? Мне кажется, что настоящие стихи о любви - это стихи, где о внутреннем состоянии персонажа больше угадываешь, чем читаешь конкретную историю отношений "в лоб", где строки вроде бы совсем не о любовной истории, а о чем-то еще, о постороннем, но самом на деле - именно о любви! И почему меня эти стихи зацепили, я и сама не могу толком объяснить. Но я им верю - верю, что они были написаны на энергии реально существовавшего в поэте чувства! 

Давайте прочтем несколько фрагментов любовной лирики у наших классиков.
 
В. МАЯКОВСКИЙ.  ИЗ  "ЛИЛЕЧКА"

...Выбегу, тело в улицу брошу я.
Дикий,  обезумлюсь, отчаяньем иссечась.
Не надо этого, дорогая, хорошая,
дай простимся сейчас.

Все равно любовь моя - тяжкая гиря ведь —
висит на тебе, куда ни бежала б.
Дай в последнем крике выреветь
горечь обиженных жалоб.

Если быка трудом уморят-
он уйдет, разляжется в холодных водах.
Кроме любви твоей, мне нету моря,
а у любви твоей и плачем не вымолишь отдых.
....
Завтра забудешь, что тебя короновал,
что душу цветущую любовью выжег,
и суетных дней взметенный карнавал
растреплет страницы моих книжек…

Слов моих сухие листья ли
заставят остановиться, жадно дыша?
Дай хоть последней нежностью выстелить
твой уходящий шаг!

А.АХМАТОВА. ИЗ "ЕЩЁ ОБ ОДНОМ ЛЕТЕ"

...И требовала, чтоб кусты
Участвовали в бреде,
Всех я любила, кто не ты
И кто ко мне не едет…
Я говорила облакам:
‘Ну, ладно, ладно, по рукам’.
А облака - ни слова,
И ливень льется снова.
И в августе зацвел жасмин,
И в сентябре - шиповник,
И ты приснился мне — один
Всех бед моих виновник...

Б.ПАСТЕРНАК.   ИЗ "Я ТОЖЕ ЛЮБИЛ"

Я тоже любил, и она пока еще
Жива, может статься. Время пройдет,
И что-то большое, как осень, однажды
(Не завтра, быть может, так позже когда-нибудь)
Зажжется над жизнью, как зарево, сжалившись
Над чащей. Над глупостью луж, изнывающих
По-жабьи от жажды. Над заячьей дрожью
Лужаек, с ушами ушитых в рогожу
Листвы прошлогодней. Над шумом, похожим
На ложный прибой прожитого. Я тоже
Любил, и я знаю: как мокрые пожни
От века положены году в подножье,
Так каждому сердцу кладется любовью
Знобящая новость миров в изголовье.

Я тоже любил, и она жива еще.
Все так же, катясь в ту начальную рань,
Стоят времена, исчезая за краешком
Мгновенья. Все так же тонка эта грань.
По-прежнему давнее кажется давешним.
По-прежнему, схлынувши с лиц очевидцев,
Безумствует быль, притворяясь незнающей,
Что больше она уж у нас не жилица,
И мыслимо это? Так, значит, и впрямь
Всю жизнь удаляется, а не длится
Любовь, удивленья мгновенная дань?

***************************************
Комментировать эти отрывки  не хочется, меня эти строки опять и опять трогают, сколько их ни перечитывай...

Но вернемся к нашему насущному. В этот раз я не голосовала: призеров конкурса "Прикосновение любви" выявила моя команда жюри из 12-и талантливых поэтов, не участвовавших в данном конкурсе и отбиравших свои десятки лучших стихов из  анонимного пакета. Их имена, как и имена авторов отобранных судьями произведений,  вы найдете в Итоговом протоколе.

О своих же предпочтениях при чтении пакета я напишу здесь. Прокомментирую стихи, которые показались мне пусть и не идеальными, но зато со своим, авторским лицом - каждые по своему интересными.

14. ФИДЕЛЬ САГИТОВ. «ШЕПНИ МНЕ»

Те мгновенья любви, что дарованы нам
Превратятся в слова, что подобны стихам,
Я за эти слова всё на свете отдам:
- Мин сине яратам! Мин сине яратам!

Ты мне только скажи, я поверю словам,
Или просто шепни, я прочту по губам,
Даже если молчишь, я пойму по глазам:
- Мин сине яратам! Мин сине яратам!

Пусть проносятся годы, подобно волнам,
Но любовь неподвластна векам и ветрам,
Я шепчу по ночам, я шепчу по утрам:
- Мин сине яратам! Мин сине яратам!

Стихи построены на иноязычном рефрене "мин сине яратам (тат.)", который означает "я тебя люблю". Нравится искренность, чистота и ясность изложения, персонаж стихов не красуется, не играет словами, не фантазирует, а говорит о том, что он  чувствует, и его простые слова действительно превращаются в стихи: "Те мгновенья любви, что дарованы нам, / Превратятся в слова, что подобны стихам". Форма стихов - монорим: все строки всех строф на одну рифму, что достаточно сложно для написания.

16. АЛЛА РОМ. «ОТВОРИ»               

МОя дверь
       по тебе так тоскует,
Так упрямо и преданно ждёт!
Я не помню её  вот такую -
Всё скрипит:
      "Он придёт... он придёт..."
Щёлкнет вслед
       укоризненно-строго -
Вздрогнут шторы на миг у окна -
Я одна ухожу от порога,
Я к нему
       возвращаюсь одна,
Пробираясь
         сквозь скрежет трамвайный
Сквозь поток торопливо-сплошной,
Сквозь чужие надежды и тайны
К беспросветной
         печали дверной.
ВКЛЮЧИТ ЛИФТ
        СТОН усталых созвучий-
Дверь тотчас превращается в слух...
А когда-то была не скрипучей,
И свободно
       считала до двух -
Ты и я,
       я и ты... Так и было,
А теперь не хватает звена,
Но она ни о чем не забыла,
Ну а впрочем...
       при чём здесь она?
Это я
      жду в заснеженном мире
ТвОих лёгких шагов у двери,
И всё чудится голос в квартире
Не забытый ещё:
      "Отвори..."

Интересная композиция стихотворения - автор передает чувства  персонажа через разговор с дверью - свидетеля его долгих ожиданий любимого человека. Красивая мелодия, выразительный язык, правда, не без недочетов. Неудачно сочетание слов " вклЮчит лифт стон..." и есть два распада ритмического ударения: "МОя дверь",  "ТвОих легких шагов", которые можно было легко устранить перестановкой или заменой слов с фонетическими ударениями, совпадающими с местами Иктов. Стихи хорошие, но из-за ошибок исполнения, судьи не должны были их номинировать, тем более очками более 3.

17. ТАТЬЯНА ШКОДИНА 2 «Я ХОТЕЛА КАЗАТЬСЯ СИЛЬНОЙ...» 
 
Я хотела казаться сильной,
Не сумев избежать финала.
Безнадежность горчила хиной,
Телефонная трель дрожала.

И предательски билась чашка,
И насмешливо чайник пыхал…
В гардеробе твоя рубашка
Рукавами качала тихо.

К стенке жалась пустая ваза –
Ей на полочке тесно было:
Фотографии. Сборник джаза
На блестящих полях винила...

Из-за шторы следил за мною
Хмурый кактус – сосед колючий.
Я решила, что дверь открою –
Без надежды, на всякий случай.

Всё равно не сбежать, не скрыться:
В каждой вещи тебя припомню.
Запах наволочки из ситца –
Запах твой. Прикоснусь ладонью.

Осторожно поглажу кресло –
В твой уход я еще не верю.
Показалось: душа воскресла.
…Это просто шаги за дверью.

К технике написания никаких замечаний - прекрасный рассказ в стихах, выполненный точным, богатым и правильным языком. Но эмоционально мне в этом рассказе чего-то не хватило. Слишком много деталей, описываемых точно, но рассудочно. Это скорее талантливый рассказ про любовь кому-то третьему - слушателю, но не выражение стихами самой любви. А выполнено прекрасно.

18. МАРИЯ ЛАВРУК. «ДАВАЙ ПОКОРМИМ УТОК НА ПРУДУ» 

Давай покормим уток на пруду,
Пройдёмся по берёзовой аллее
И, если хочешь, я потом уйду.
Пусть о разлуке сразу пожалею,

Держать тебя, накинув поводок
Укоров ложных и петлю обмана,
Я не хочу. Ты - хрупкий мой цветок
И грубостью губить тебя не стану.

Я подожду. Минуты и года.
Настанет день, любовь в тебе проснётся,
И вспыхнет страстью нежности звезда,
И засияет трепетностью солнце.

Здесь почему-то верится, что персонаж любит, хотя он об этом прямо не говорит. Самая убедительная, авторская строчка, это - "Ты - хрупкий мой цветок, И грубостью губить тебя не стану". И еще очень достоверно, очень узнаваемо и понятно написана строка: "И, если хочешь, я потом уйду. Пусть о разлуке сразу пожалею". Стихи лаконичные, но очень искренние.

19. СЕРГЕЙ ЯСОНОВ. «БЕЛАЯ ЛОШАДЬ НА ВЛАЖНОЙ ТРАВЕ»

Белая лошадь на влажной траве.
Серо, тоскливо. Сюжет однозначен,
Движется плавно по ровной канве
Утром осенним и скучен, и мрачен.
Тихо.

      Но ветер, что веял вдали,               
Русую гриву несется взъерошить.
Так и любовь. Коль ее обрели,-
Неукротимая белая лошадь

Страсть
          ворвалась, поселилась в  душе, 
Что отпустила смиренно поводья.
Спор бесполезен на том вираже
С чувством, как в мартовский день с половодьем.   

Этот подъем, эта жизнь по нутру!
Счастье,  когда обретаем друг друга.
Все изменилось вокруг поутру:
Росы, трава, очертание луга,

Даль.
     Закружила любовь, понесла
Нас необъезженная кобылица.
Рвется подпруга на толстых узлах.
Серая жизнь где-то сзади пылится.
               
Пусть я не юный давно стригунок,
Но не стреножен порою осенней.
В чувстве любви с головы и до ног
Денно и нощно. И нощно и денно
 
Белая лошадь на влажной траве.
Вот поводок. Я с тобою смиренный.
Гладишь по русой меня голове.
Проседь не тает, как иней, мгновенно.

Замечательно использован прием олицетворения любви белой  лошадью и дана картина последовательного  изменения состояния души. В начале это "Белая лошадь на влажной траве. Серо, тоскливо". Скучно, потому что любовь еще не проснулась, еще не случилось "прикосновения любви"! А потом прикосновение происходит и появляется другая лошадь - "Неукротимая белая лошадь", и все в персонаже меняется: "рвётся подпруга на толстых узлах. Серая жизнь где-то сзади пылится". Наконец, в концовке стихов описана гармония любовных отношений: "И нощно и денно белая лошадь на влажной траве. Вот поводок. Я с тобою смиренный". Прекрасная композиция и  выразительное поэтическое раскрытие темы! Одно из наиболее интересных стихотворений в пакете, мне кажется...

21. ВЛАДИМИР ДЕМИДОВ ПП. «ВЕЧЕР АВГУСТА»

(публикую текст не в авторской, а в метрической записи)

Кот дремлет в кресле. Тихо и спокойно,
и только шелестит в саду листва.
Уходит день, медлительный и знойный,
в подарок нам закат нарисовав.

В углу окна паук готовит муху,
а я – готов. Включу тихонько джаз –
мелодию, приятную для слуха.
Пусть будет всё, как было в первый раз.

Закат похож, но – копия, конечно,
зато подсвечник тот же и СВЕЧА.
А вечер дарит запахи надежды –
забыть про всё и заново начать.

Идут минуты, и густеют тени,
по августовски сладко пахнет сад...
Я разгоняю мошкару сомнений
и подгоняю стрелки на часах.

Кот потянулся и пошёл к калитке
встречать тебя, а я зажёг СВЕЧУ.
Сегодня я не совершу ошибки
и ни за что тебя не отпущу.

Подкупает образный, богатый и правильный язык, в стихах есть связный сюжет - персонаж вспоминает начало любви, чему помогают дополнительные  действующие лица, дважды упоминающиеся в стихах (кот, закат, свеча), он пытается воссоздать картину прошлого - любовь жива, несмотря на какие-то размолвки, он хочет вернуть и сохранить их чувство: "Сегодня я не совершу ошибки и ни за что тебя не отпущу". Довольно редко читаешь на сайте стихи, где содержание увязано в разворачивающуюся во времени и законченную историю, где все детали - не случайны, а работают на сюжет. Из небольших недочетов - слабые рифмы, особенно "конечно-надежды", "свечу-отпущу", и неудачное решение одно и то же слово дважды сделать концевой рифмой в коротком стихотворении (свеча, свечу).


22. СВЕТЛАНА ЛЕВЧЕНКО ДОНЕЦК. «БЕСЦЕННЫМИ ПОДАРКАМИ ЛЮБВИ» 

Бесценными подарками любви
Ложатся поцелуи на запястье,
Чтоб превратиться в ожерелье счастья,
Восторгом пробежаться по крови.

Мелькнув, мгновенья падают в зарю,
Испепеляя разума остатки,
Дыханье прерываясь стало сладким,
И души устремились к алтарю.

В любви так много тайн и нет границ,
Путь среди звёзд отыщут только двое,
Я каждый миг хочу делить с тобою -
Как много чистых у души страниц!

Когда стечёт свеча в ладонь стола,
Реальности стирая все занозы,
Мы шоколад добавим в запах розы,
И будем пить шампанское с утра.

На первый взгляд, все предсказуемо и простенько, но по ощущению - искренне передано ощущение мимолетного счастья, когда "Мелькнув, мгновенья падают в зарю, испепеляя разума остатки" (удачная фраза!). Еще понравился образ:" стечёт свеча В ЛАДОНЬ СТОЛА", а вот следующий  за ним "Реальности СТИРАЯ все занозы" меня напряг: занозы вытаскивают, но никак не "стирают", тем более воском...

25. АЛЕКСАНДР НОСАЧЕВ. «СТРЕКОЗА» 

Первый снег. Тротуар укрыт
БЕЛИЗНОЙ словно мягкой шалью.
Снег стирает следы обид,
Вновь надеждой меня прельщая.
Соловьём улететь на юг
Ты не в силах – должна остаться.
Память скажет: был верный друг, –
И вернёшься ко мне в объятья
Для спасения от зимы,
От пронзительно-стылой вьюги…
Не забыть, что когда-то мы
Не жалели тепла друг другу.

Словно армия на постой
От манёвров к заботам мирным,
Стукнешь в дверь без тебя пустой,
ПОТУСКНЕЛОЙ, немой квартиры.
Будешь ласковой, нежной, но
(Не хитришь, ты честна со мною)
Шаловливо, и всё равно
Улетаешь опять весною…
Сумасбродка, но без неё,
Без уходов и примирений,
Остаётся лишь вороньё,
Поле битвы, тела и тени…

История любви, написанная хорошим, поэтическим слогом, правда,  не без изъянов. Напрягло слово "потускнелая" (вместо "потускневшая"), не увидела  логической связи в объединении в одно предложение (да и сама структура этого предложения неправильная!): "Пусть домашний уют вдвоём называла мещанской клеткой, если землю сковало льдом, здесь несложно представить лето". Не по душе и разнокачественное сравнение: " БЕЛИЗНОЙ, словно мягкой шалью" (шаль - это предмет, а белизна - категория цвета). Зато понравилась концовка стихов: "Сумасбродка, но без неё, без уходов и примирений, остаётся лишь вороньё, поле битвы, тела и тени…"

26. ВЛАДИМИР КУРКОВ. «КАЖДЫЙ РАЗ»

Наметают барханы снежные
вьюга с ветром: всю ночь куражатся.
Мы с тобою, похоже, грешники.
Наших чувств молодые саженцы
потеряли листву и ёжатся,
ветру в ноги устали кланяться.
Злые слухи разносит ложь-лиса
говорит, что забыл избранницу.

Не ходи под окном, завистница,
утром скроешься глядь, и след остыл.
За тобою не мало числится
оклеветанных жертв: клыки остры.
Мой звонок разрешит сомнения,
сплетни прочь разогнав напрасные.
Улыбнётся - пройдёт затмение.
"Приезжай!" - мне прошепчет ласково.

Каждый раз я словами нежными
прикасаюсь к душе израненной,
и бальзам, на любви замешанный,
облегчает её страдания.
Смотрят в окна глаза уставшие
ждут весну, а она по-прежнему
не спешит. Воют ветры страшные
наметают барханы снежные.

Хороший, красивый  прием - окольцевать стихотворение рефреном - "наметают барханы снежные", но только хочется бОльшей его смысловой связи с сюжетом, а то сюжет (мы грешники... сплетни... слухи...) идёт в стихах сам собой, а "снежные барханы и ветры" - сами по себе. Это особенно бросается в глаза, когда в начале, сразу же после картинки зимней вьюги с ветром, дана картинка совсем другого времени года "молодые саженцы потеряли листву и ёжатся". Технически эти стихи хорошо выписаны, но содержание их воспринималось мною  трудно. И еще  стихи эти скорее не о  состоянии "прикосновения любви", а о житейских страданиях и трудностях, мешающих "прикосновению".

37. ЕКАТЕРИНА РЫСКОВА. СЧАСТЛИВЫЕ ЦВЕТЫ

 По всей округе, неоглядная,
 Который день уже подряд,
 Сирень кипела палисадная
 И убегала из оград.

 И, опьянев от вальса школьного
 Искали долго я и ты
 В тумане чувства разделённого
 Её счастливые цветы.
 
 Под соловьёв оглохших пение,
 И бала дальние шумы,
 Горячих губ прикосновение,
 В плену дурманной полутьмы...

 И в платье белом, как невестином,
 С тобой вошла я в новый день –
 По-матерински белым крестиком
 Благословила нас сирень.

Нежные стихи о первой любви, написанные свежо и небанально. Просты по форме, без всяких претензий на оригинальность, но трогают и потому нравятся.  Единственное, от чего я бы постаралась избавиться здесь, так это от двух "заплаточных" союзов И в начале строк во второй и в последней строфах, которые используются  не для смысла, а для восполнения недостающего слога ритма.

 38. СОЭЛЬ КАРЦЕВ. «СОН».               

...в котором срывается эхо
с отвесных, заоблачных скал,
в котором и счастье не к спеху,
и речь превращает в вокал
усталая Бога улыбка,
и тайнопись взгляда видна,
достигну я призраком зыбким
финала, как якорем дна.

О всём путешествии сведав,
мне ангелы скажут:"Постой,
а тело, а страхи, а беды,
а счастье с той самой? Не с той?"

И вырвет из райской истомы,
коснувшись случайно виска,
стирая из памяти сон мой,
столь милая сердцу рука...

Отличные по исполнению стихи. На первый взгляд, они совсем не по теме, а про сон, "в котором срывается эхо...", но все-таки они имеют отношение к прикосновению  любви, просто передано оно здесь через описание одного из мгновений жизни и настроения. Очень понравился поэтический язык стихов и небанальные  рифмы: эхо-не к спеху, скал-вокал, улыбка-зыбким, постой-не с той, видна-дна, истомы-сон мой, сведав-беды.

43. ЕВГЕНИЙ АКСЕЛЬРОД. «Я ИМЕНЕМ ТВОИМ...»

Я именем твоим живу,
Молясь.
Ты и во сне, и наяву  –
Моя.

Все фокусы судьбы терпя
Шальной,
Живу я только для тебя
Одной.

Дела, заботы  –  это так,
Пустяк.
Мне скажет кто-то  –  я чудак,
Пусть так.

Но только я без глаз твоих  –
Слепец,
Но только мне без губ твоих  –
Конец.

Жизнь без тебя мне самому
Смешна,
И одному мне ни к чему
Весна...

Ты и во сне, и наяву
Со мной.
Я только лишь тобой живу  –
Одной.

Форма строфы нестандартна, красива, но у меня есть ощущение, что она уже была изобретена кем-то из известных поэтов (сказать  кем, точно не могу - недостаточно начитана!) и даже не раз использовалась многими авторами СТИХИ.ру. Тем не менее, стихи яркие, они запоминаются, нравятся. Может быть только излишне громкие для выражения интимных чувств.

45. ЛЕТО ЛЁЛЯ. «АНАБИОЗ»

Тянусь к тебе всей сущностью своей –
Безмерною любовью запоздалой.
И зябну... Сосны замерших аллей
Царапают небесное забрало.

Пронзая тёмно-серую перкаль*
Осенних туч – бесформенных и влажных.
Жизнь словно двухсторонняя медаль:
Верх бархатный, а снизу край сермяжный.

Осталась пара дней до декабря,
Деревья сбросив листья – уязвимы.
Мазком прощальным бледная заря               < нет знака препин.>
И кажется, что жизнь проходит мимо.

Густой туман – предвестник скорых зим
Расставил сеть и мерно удит звуки.
Из этой какофонии чужим
Навылет твой, кричащий о разлуке.

Забыться бы, уйти в анабиоз,
Вчерашней болью пасть на дно канавы.
Лежать, смотреть на кнопки ярких звёзд,
Вмерзая в бок мякинный горькой яви.

И сохнуть... Тонкой ниточкой морщин,
Намётывая тропы между нами.
И чувствовать нутром, в канун родин,
Декабрь родство развеет за вратами.

Приникнув к крестовине мокрой рамы,
Тянусь к тебе всей сущностью своей...

Мастерские стихи - красивый, образный язык, поэзия слова в которой не заметно надуманных, насильственно вставленных тропов - все образы служат изложению мысли, все к месту. Стихи о любви, где о самой любви впрямую не говорится, но ощущается. На мой взгляд, одни из лучших стихотворений в в пакете. Удачный прием - окольцовка текста рефреном "Тянусь к тебе всей сущностью своей...", который здесь вписан в содержание, поэтому уместен!

46. ГАЛИНА ДОНЦОВА. «СОСКУЧИЛАСЬ»

Соскучилась... Я так по тебе соскучилась...
Со мной ностальгия - попутчица вечная.
Нахмурилось небо свинцовыми тучами,
Вдруг стала тоска мне подругой сердечною.
0100010010100
0100100100100
0100100100100
0100100100100
Не виделись... Целую вечность не виделись...
Всё так же торопятся мимо прохожие.
И кажется, что небеса вдруг обиделись,
Как тянутся дни  абсолютно похожие!

Хочется... Услышать твой голос так хочется...
Но повстречавшись, опять мы с тобой помолчим.    
Давно увязалось за мной одиночество,
Далёкие звёзды  близкими стали в ночи.
1000100100100
1001001001001
0100100100100
0100101001001
Заново...Может, снова начать всё заново?
В прошлого реку второй раз безумно войти,
И пускай аплодируют нам под занавес...
Сыграны роли... Мы стали чужими. Прости.
1000010010100
1001001001001
0010010010100
1001001001001
Соскучилась... Я так по тебе соскучилась!

Стихи с настроением и с внятной историей отношений двоих. Немного смутила только их ритмика - я так и не смогла определить этот нечистый ритм, потому что по количеству слогов в стихе - полный порядок, а места расположения Иктов (ритмических ударений), начиная с 3 строфы все время меняются, и это портит впечатление. Между тем, небольшой правкой с перестановкой слов и незначительной заменой можно придать ритму единообразие - поработать над стихами, это пойдет им на пользу, потому что чистота ритма всегда играет на пользу восприятию. Тем более, что стихи того стоят: в них  есть индивидуальность, не хватает только технической работы над ними...

51. ОЛЬГА АЛЬТОВСКАЯ. «ПО ВОДЕ, ПО ИЗВЕСТИ ПОРОШ»
 
По воде, ПО ИЗВЕСТИ ПОРОШ
Ты меня, любимый, проведёшь
До черты, до края –
К ночи, где сквозит печалью дно.
И наверно будет всё равно,
ЧТО УЖЕ СТАРА Я.

По снегам, рассыпанным в саду,
Я тебя, любимый, проведу
До межи, где холод
Дымкой растворяется во сне.
И совсем не важно будет мне,
Что и ты не молод.

Это будет, знаю – не секрет.
Но не скоро – через сотню лет
И с другими нами:
В комнате с остывшим очагом;
За другими в городе другом
Серыми стенами.

А пока готовят погреба,
Будь к нам снисходительна, судьба,
С летом-хлебосолом.
Лейся в окна, радужная новь!
Пей меня до дна, моя любовь!
Думай о весёлом.

В любом возрасте прикосновение любви возможно, и  оно заслуживает того, чтобы запечатлеть его в поэзии. Форма и техника замечательные, но, к сожалению, содержание здесь явно прогибалось под задуманную автором ритмику и рифмы - форма стихов удалась, а вот художественное впечатление пострадало. Фраза в женских стихах "Что уже стара я" прекрасна подошла к рифме "до края", но опечалила читателя смыслом: не стоит употреблять такие слова применительно к ЛГ-женщине в любовной поэзии! Аналогично прекрасная рифма "порош-проведешь" оказала вредную услугу восприятию: негоже природное явление (снег) сравнивать с продуктом человеческого труда - известью, к тому же, с едким строительным материалом, в который небезопасно опускать руки - это неудачный это образ для заснеженной земли!

52. ЕЛЕНА ИТЕЛЬСОН.  БЕЛЫЕ КРЫШИ ДОМОВ...

Белые крыши домов,
Море заснеженных лип.
Я сижу на полу возле шкафа.
Я умею вязать твои письма
В огромные пачки.
Нежный ПОЧЕРК ЦАРИТ
ВДОЛЬ ОБРЫВКОВ твоих зарисовок,
Черновых вариантов
картин нашей жизни...

....Приезжай же скорей!
А не то посреди суеты
Я застыну как столп соляной-
Стану важной засоленной бабой..

 ... Да и вправе ли я
Целовать подуставшую хвою
твоих рыжих бровей?... 

Стихи, которые передают реальное чувство, поэтому запоминаются. К сожалению, я  не поклонник верлибра - не понимаю достоинств данного стиля поэзии, поэтому вряд ли смогу оставить здесь грамотный комментарий к технике их исполнения. Понравился авторский и запоминающийся образ: "Я застыну как столп соляной - стану важной засоленной бабой...". А вот со строкой: "Нежный ПОЧЕРК ЦАРИТ ВДОЛЬ ОБРЫВКОВ твоих зарисовок" согласиться не могу: о ее смысле догадаться можно, но согласование слов  фразы (царить вдоль) здесь неправильное - использованы не те управления между словами.

53. ЕЛЕНА ЛЕРАК МАРКЕЛОВА. «ПРО ЛЮБОВЬ»

Мечты о любви – это дело скучающих дур.
Любовь убивает. Нагрянет – и песенка спета.
Не в радостный час хитроглазый жестокий Амур.
Всадил из двустволки в сердца нам две пули дуплетом.

Любовь – это сказочка для романтичных детей.
Года за плечами. Не склеятся две половинки.
Не бабочки – мухи порхают в моём животе.
Любовь – это нервы. И ревность. И небо с овчинку.

И нет упоения. Есть безнадёжность и страх –
Что всё разобьётся и больно поранят осколки.
Скелеты, забытые нами в огромных шкафах,
Костлявые средние пальцы протянут из щёлки.

Оригинально и  правдиво. С элементами иронии и даже самоиронии. А почему мы должны писать о любви только как о радостном чуде или о наслаждении? Любовь бывает разная, часто болезненная, мучающая. Пусть ее прикосновение всегда - благо (с этим не поспоришь!), но одновременно и очень трудное, мучительное благо. Написано жестко, но мастерски. Мне понравились стихи.

54. РЫЖАЯ ЛЯЛЯ. «ЯВИЛСЯ».

Хоть ты смывал её водой                <знак>
моя любовь ушла с тобой. <лишн. тчк>
Прилипшей глиной.
Я столько лет тебя ждала,
узнав <знак>как память тяжела.
Невыносимо.
Ждала рассвет, ждала закат
и провожала листопад
в командировку.
Встречала много-много лет <знак>
и на закат, и на рассвет. <лишн. тчк>
Надев обновку.

И всё рассеялось <знак>как дым.
Душа не терпит пустоты –
немой, бедовой.
А ты явился во вчера –
в мои глухие вечера.
А день-то новый.
Пришёл, как будто час прошёл,
сказал, что будет хорошо.
Большой, дебелый.
Как будто сбылся сон-вещун,
но не пущу, а лишь прощу.
Пе-ре-го-ре-ла.

Неряшливая расстановка знаков препинания портит впечатление: все же при подаче стихов на конкурс есть смысл проконсультироваться с грамотеями и отредактировать их запись. А стихи понравились, потому что написаны по живому, в них есть энергетика чувства. Вот только строфа: "Ждала рассвет, ждала закат/и провожала листопад /в командировку./Встречала много-много лет/и на закат, и на рассвет,/Надев обновку" - мне показалась неудачной по языку изложения, я бы над ней  еще поработала.

59. ЛАРИСА КРАВЦ. «СЛЕДОМ ЗА ТОБОЙ...» 

В сарафанчике, босоногая,
За тобой иду кареокая.
Кареокая, русовласая.
Ты любовь моя ненапрасная.
Не напрасно я задержусь в ночи
И зажгу звезду от твоей свечи.
От твоей свечи разведу огонь,
На дрожащую положу ладонь.
На твою ладонь положу рассвет,
Приходи ко мне через сотню лет.
Через сотню лет или пару зим
Возвращайся, друг, цел и невредим.
Цел и невредим, пусть грохочет гром,
Мрак свирепствует проливным дождём,
Проливным дождём, снежной ли крупой.
Всё равно пойду следом за тобой,
Следом за тобой кареокая.
Без тебя, как перст, одинока я.

Стихи, стилизованные под народное творчество. Использован прием "сдвоенности" ("анадиплозис"), когда автор делает повтор слов на границе двух речевых единиц, например,  повтор в конце одной строки и в начале следующей: "...Ты любовь моя ненапрасная. Не напрасно я..", "...от твоей свечи. От твоей свечи разведу огонь..",  "...положу ладонь. На твою ладонь положу...", "...проливным дождём, Проливным дождём, снежной ли крупой..." и т.д.  И автор даже окольцовывает все стихотворение эпитетом-рефреном "кареокая". Интересная техника, интересные стихи.

69. ТВОЙ ГРЕЙ. «В ЗЕРКАЛЕ..»   

На зеркало души моей взгляни… 
Все отраженья в нём - лишь только ты.
Блудница?... Ангел… тот, что красоты
Не прячет и собой меня пленит.

Твоё лицо… Тону в тени волос…
Губами, как лозой ищу тайник –
Сокровище, чистейший твой родник,
Вода моя, река, песчаный плёс.

Ты сладость и горчинкою имбирь,
Не грех, а искупление моё,
Сосуд с неиссякаемым питьём
И жрица Храма огненных богинь.

Сожги меня на капище своём,
Благослови огня стать лепестком,
Рассыпаться у ног твоих песком
И влагой вновь наполнить до краёв.

И вот уже протянута ладонь.
А губы снова просятся к губам…
В глазах твоих читается мольба…
Я приручу пылающий огонь…

Безукоризненная техника исполнения стихов. Использована охватная рифмовка катрена, которую любят многие авторы, но, как правило, её всегда портят,  пренебрегая ее требованиями: переносят незаконченное предложение в другую строфу, делают переносы внутри строки, а главное стихийно повторяют гласный звук рифмента, отчего мелодия стихов получается корявой. Здесь же мы видим классику написания, свойственную канону написания твердых форм (что всегда в плюс любым стихам, не только каноническим!), а именно: 1) Все рифмы только точные - чистые! 2) Фразы завершаются по смыслу в конце строки, без переносов на  следующую, тем более, в следующую строфу.  3) Идет постоянная смена гласного рифмента: -ы-и-и-ы  -о-и-и-ё  -и-ё-ё-и  -о-ё-ё-о  -о-а-а-о  В результате получается удивительно красивая, мерно раскачивающая ритм мелодия, стихи великолепно звучат. К подбору и разнообразию слов у меня тоже нет никаких претензий. В художественном отношении эти  стихи слабее, чем в технике (впрочем, это мое сугубое мнение): они больше напоминают мне красивый восточный комплимент ЛЮБОЙ женщине, чем интимное выражение реальных чувств поэта, это стихи, которые больше скрывают, чем открывают читателю душу автора. Стихи - на любителя.

**********************************
Про остальные стихи (не про все, а только про те, где меня чем-то смутили отдельные слова или их сочетание), я расскажу в следующей части статьи «По конкурсу "Прикосновение любви". Изъяны речи» - см. http://www.stihi.ru/2019/03/15/2960.

С уважением, Ваша АлКора, 14.03.19